«В Москве бесконтактные платежи — это норма, а в Сан-Франциско до сих пор приходится расплачиваться наличными»

Впечатления партнёра 500 Startups Тристана Поллока — о Москве и российских предпринимателях.

Тристан Поллок

Сейчас в Москве проходит совместный акселератор Сбербанка и 500 Startups, в котором принимают участие 30 российских стартапов. Им помогают менторы, которые прилетели из Сан-Франциско. Один из них — Тристан Поллок.

Коротко о Тристане Поллоке

  • Прежде чем стать предпринимателем, работал digital-маркетологом в ритейлере Best Buy и некоммерческих организациях.

  • Первый бизнес — медиаплатформа о социальном предпринимательстве SocialEarth.

  • В 2012 году продал SocialEarth холдингу 3BL и запустил Storefront — сервис краткосрочной аренды коммерческой недвижимости для интернет-магазинов. Компания прошла акселерацию в AngelPad и позже привлекла инвестиции на $10 млн.
  • В 2015 году попал в рейтинг Forbes «30 выдающихся предпринимателей до 30 лет».

  • В том же году стал партнёром акселератора 500 Startups, и с тех пор проинвестировал около 220 компаний на общую сумму $30 млн.

В одном из интервью ты говорил, что тебе пришлось научиться очень многому за очень короткий промежуток времени, когда ты открыл первую компанию. Какого навыка тебе не хватало больше всего?

Хороший вопрос. В Кремниевой долине есть шутка на эту тему: «Зачем тебе получать Executive MBA? Просто открой свой стартап — и всему научишься». И ещё одна: «Если ты привлёк $1 млн, но стартап не взлетел — значит, ты получил урок стоимостью $1 млн».

Я учился на практике — у меня не было какой-то внезапной мысли вроде: «Нужно научиться составлять term sheet» или «Нужно научиться структурировать компанию» и так далее.

Когда у тебя своя компания, то ты быстро учишься таким вещам по ходу дела. Тем более, что в Кремниевой долине и Сан-Франциско очень отзывчивое окружение. Если ты чего-то не знаешь, то можешь спросить совет у других предпринимателей, найти ментора.

Хорошо, что ты сказал про MBA. Как ты считаешь, можно ли научиться вести бизнес? Или всё решает практика?

Безусловно, образование важно, но учиться можно по-разному, не обязательно ходить в университет. У меня, например, есть степень бакалавра в области бизнес-наук (Bachelor of Business Science). Мой бизнес-партнёр вылетел из колледжа, а потом поступил в Гарвард.

Наш первый сотрудник тоже поступил в колледж и ушёл — у него до сих пор нет высшего образования.

Традиционное образование переоценено, но у каждого из нас за плечами был опыт в той сфере, в которой мы открыли стартап — вот что главное.

Когда мы открывали Storefront, у каждого из нас был опыт в ритейле и электронной коммерции, когда открывали SocialEarth — каждый из нас разбирался в социальном предпринимательстве.

Кроме того, ты можешь не разбираться во всех нюансах бизнеса, но тебе нужно быть хорошим лидером и менеджером, чтобы нанять правильных людей, которые закроют твои слабые стороны. Причём таких, чтобы на них можно было положиться.

Ты развивал SocialEarth на собственные средства, а для Storefront — привлёк инвестиции. Какой из этих способов больше подходит предпринимателям?

Хороший вопрос, но на него сложно дать однозначный ответ. Сейчас в Кремниевой долине многие предприниматели предпочитают не привлекать венчурный капитал, а многие, наоборот, — привлекают.

Мне кажется, в некоторых случаях инвестиции помогают компании справляться с конкурентами, но существуют примеры, когда предприниматели прекрасно развивают компанию на свои деньги или на деньги бизнес-ангелов.

Стоит понимать, что инвесторам (даже в 500 Startups) каждые три-пять лет нужны несколько крупных победителей — «единорогов» уровня Airbnb, Lyft и Uber, чтобы вернуть и приумножить вложенное.

Без таких побед другие компании им не особенно полезны. Конечно, небольшие экзиты — это тоже хорошо. Они позволяют вернуть часть вложенного, но не весь фонд — и тогда ROI окажется ниже, чем по прогнозам

Мне нравится думать об этом с точки зрения предпринимателя. Когда ты развиваешься на свои средства или привлекаешь небольшие инвестиции, то можешь рассчитывать на небольшие результаты.

После раунда серии A ситуация меняется: у тебя много сотрудников, в совете директоров компании появляется инвестор, и чем больше денег ты привлёк, тем больших результатов должен добиться.

Поэтому я думаю, что всё зависит от предпринимателя и его финансовых возможностей. Он может запустить компанию на свои средства, выйти на прибыль, а затем привлечь небольшую сумму на развитие, или сперва привлечь деньги, а потом выйти на прибыль — вариантов масса.

Расскажи о том, как привлёк первые инвестиции. Что было для тебя самым сложным?

Пришлось разбираться, как тратить деньги. Прежде чем привлечь инвестиции, я три-четыре года развивал Storefront на свои деньги. У меня был небольшой бюджет (вернее, чаще всего его не было вовсе), мне приходилось искать бесплатные инструменты, делать многие вещи своими руками.

То есть проявлять изобретательность?

Да, быть очень изобретательным. А когда я привлёк инвестиции, то подумал: «Ого, теперь у меня больше миллиона долларов, что мне делать с такой кучей денег?». То есть — как сохранить гибкость и «задиристость» стартапа, но при этом показывать большие результаты?

При этом каждый инвестор хочет, чтобы ты взял деньги, потратил их, а через год пришёл за добавкой — как можно скорее пустил их в дело, а не держал в руках. То есть потратил с умом — на маркетинг, рост, захват рынка, и в конечном счёте принёс больше вложенного.

В России есть карикатурный образ предпринимателя, который привлёк инвестиции — что он сразу снимает офис в центре Москвы, каждый день пьёт смузи и назначает себе зарплату в несколько сотен тысяч рублей. У тебя не было соблазна пожить красивой жизнью?

Нет, я родом из Миннесоты — у нас не принято выделываться. Мы ценим скромность и ответственность. Когда мы закрыли раунд, то даже внутри компании не особенно отмечали это событие — по крайней мере не так бурно, как могли бы.

Наоборот: мы понимали, что на наших плечах теперь большая ответственность — как тратить деньги инвестора так, чтобы развивать бизнес в том направлении, в котором нам нравится, но при этом уважать деньги.

Мы были очень осторожными, и тратили деньги ответственно.

Команда Storefront

Расскажи о самых популярных заблуждениях, которые есть у предпринимателей-новичков.

Во-первых, многие зачастую не говорят на одном языке с экосистемой, которая их окружает. Например, предприниматели в Миннесоте и в Сан-Франциско говорят на разных языках и о разных вещах.

Если ты приезжаешь в Кремниевую долину, то тебе нужно как можно скорее адаптироваться. Это позволит найти общий язык с инвесторами и другими предпринимателями — изменит то, как ты говоришь о привлечении инвестиций, развитии бизнеса и так далее.

Во-вторых, многие переоценивают результативность и недооценивают культуру. Предприниматели всегда чувствуют, что у них горит земля под ногами: «Если мы не сделаем Х к определённой дате, нам конец. Нужно работать усерднее и эффективнее».

Эффективность — это важно, но внутренняя культура — тоже: стиль работы, прочные связи между членами команды, умеет ли предприниматель подавать пример, задавать тон, чтобы у компании формировался свой характер.

Прежде чем открывать компанию, предпринимателю стоит как следует подумать над тем, какие качества он будет поощрять в сотрудниках, а какие — нет.

Потому что ты начинаешь замечать, что с корпоративной культурой компании что-то не то, только когда начинаются проблемы: когда увольняются талантливые сотрудники, когда людям не хочется приходить на работу и так далее. Гораздо проще сформировать здоровую атмосферу с самого начала, чем потом пытаться что-то исправить.

Забавно, американские предприниматели много говорят о корпоративной культуре, а российских интересуют практические вопросы — как заработать (или не потерять) деньги. Ты в России уже несколько месяцев, какие ещё различия между взглядами предпринимателей ты заметил?

Я бы не сказал, что важность корпоративной культуры недооценивают только в России — в США тоже. Но здесь я заметил уникальную вещь: скептицизм по поводу питчей.

Я не видел такого ни в одной стране. Хотя, возможно, русские просто искренни в своей прямоте — такой у вас стиль общения, и я это ценю.

Как насчёт примера?

Например, вчера один из приглашённых менторов показывал участникам акселератора видеозапись питча из Сан-Франциско. Основательница рассказывала о своей компании, что она отправилась во Вьетнам, объездила местные кофейные плантации, отобрала лучшие сорта кофе и привезла их в США.

Когда видео закончилось, мы услышали два комментария. Первый: «Её презентация выглядит так, будто стоит кучу денег. Лучше бы потратила их на что-то ещё».

Интересно — как люди, потенциальные инвесторы, — могут доверять новой компании, если у неё ужасная презентация?

Как будто её сделал школьник в PowerPoint?

Да, как будто предприниматель не хотел заморачиваться и поручил это дело своему младшему брату. И когда её показывают инвесторам, они не понимают — на что обратить внимание, какие числа нужно запомнить и так далее.

А второй комментарий?

«Я ей не верю. Она не была на плантациях, откуда у неё время на это?». И это вдвойне интересно, потому что в США очень важно рассказать людям, что побудило тебя создать продукт — рассказать историю.

Мне интересно узнать, как предприниматель отвечает на вопрос «Почему ты решил заняться именно этим бизнесом?». Если ответ: «Потому что хочу делать деньги», то у такого предпринимателя может не хватить твёрдости и решительности. То есть биться над решением проблемы даже если что-то не получается или получается, но не так быстро, как он рассчитывал.

Мне, как пользователю или покупателю, хочется узнать, почему он взялся именно за эту проблему? Может, это как-то связано с его опытом? С семейными традициями? С предыдущей работой?

Вот я и удивился, когда увидел такой скептицизм к историям у российских предпринимателей. Поэтому переживаю — вдруг на демо-дне инвесторы тоже будут скептичны (смеётся).

На какие ещё различия ты обратил внимание?

Что большинство компаний, которые попали в акселератор, генерируют прибыль. В Сан-Франциско это встречается не очень часто. Скорее, наоборот, многие говорят: «Слушай, у меня есть идея, она принесёт миллионы». А у самих — нулевой трекшн. И более того, они ещё пальцем о палец не ударили.

Мне показалось, что в России не так много венчурного капитала, поэтому люди не говорят: «Мне срочно нужен инвестор, без него у меня ничего не получится».

Вместо этого они берут и делают, и у них получается.

В акселераторе у всех предпринимателей есть продажи, они не полагаются на инвестиции. И это правильное отношение к бизнесу: «Так, что мы можем сделать с ограниченными ресурсами?». Никто не рассчитывает на чек от инвестора и не говорит: «Если нам не дадут денег, придётся закрыть компанию».

Какие проекты акселератора Сбербанка и 500 Startups тебя заинтересовали?

Я работал с пятнадцатью из тридцати компаний. Понравился сервис Med.me — они пытаются решить проблему хранения и передачи медицинских данных.

Ещё интересный проект Yorso — ребята создают платформу для прямых оптовых продаж морепродуктов. Это один из примеров, как инновации приходят в «несексуальную» сферу и упрощают жизнь людям.

Вообще, у нас так получилось, что в акселераторе довольно много маркетплейсов и проектов в сфере цифровой медицины. Некоторые потрясающие — например, MaxiBionic, которые разрабатывают бионические протезы, или i-Brain, которые разрабатывают шлемы с искусственным интеллектом для реабилитации людей после инсульта.

Тристан наставляет команду Bash Today

Ты говоришь, что в Кремниевой долине люди часто просят инвестиции под голые идеи. Инвесторы соглашаются?

Не так охотно, как раньше. Когда в 2013 году мы готовились привлекать инвестиции для Storefront, у нас был MVP и очень маленький трекшн — практически никакой. После акселерации в AngelPad (которая оказалась очень полезной), наш трекшн стал ненамного больше, мы привлекали инвестиции под амбициозную идею.

Прошло шесть лет, и за это время в США появилось огромное количество стартапов. Очень много начинающих предпринимателей переезжают в Сан-Франциско, Кремниевую долину и другие ИТ-города.

И получается, что спрос на инвестиции превышает предложение инвесторов. Я работаю в 500 Startups и помогаю вести шесть программ в Сан-Франциско — мы стали принимать гораздо меньше стартапов, у которых есть только идея.

Сейчас принимаем в основном тех, кто находится на посевной стадии или на ранней А-стадии и зарабатывает $10-15 тысяч в месяц.

В США появилось большое количество инкубаторов и акселераторов, которые распределяются по уровням — Tier-1, Tier-2 и так далее. Поэтому каждый предприниматель может найти подходящий вариант.

Но если он хочет попасть в акселератор уровня 500 Startups или Y Combinator, то ему нужно продемонстрировать гораздо более высокие результаты, чем раньше. Практика показывает, что предприниматели с идеей могут рассчитывать только на Tier-3 акселераторы.

Если только это не идея о том, как внедрить куда-то блокчейн.

Да-да, существует два исключения из «инвестиционных правил», о которых я говорил выше.

Первое: если ты — опытный предприниматель, уже продавал компании и тебя знают другие предприниматели и инвесторы. Тогда можно привлечь большое количество средств, даже если продукт находится на самой ранней стадии.

Второе — это тренды. Многие инвесторы испытывают FOMO (страх пропустить что-то важное — прим.), поэтому когда появляется новый тренд, они не знают, что будет дальше: о нём могут забыть уже через полгода, но вдруг это Next Big Thing?

В прошлом году был тренд на крипто-стартапы, сейчас — на стартапы, которые сдают самокаты в аренду. На мой взгляд, не стоит инвестировать в абстрактную технологию — нужно смотреть на её реализацию в конкретном продукте.

То есть, чтобы технология была привязана к бизнесу, а не когда предприниматель применяет блокчейн ради блокчейна или искусственный интеллект ради искусственного интеллекта.

На какие интересные продукты, приложения и сервисы ты обратил внимание, пока был в России?

Первое, что бросилось в глаза — бесконтактные платежи. Я был во многих странах, но нигде так часто не платил с телефона, как в Москве. Забавно, но это даже повлияло на моё поведение — если раньше я использовал карту, то сейчас просто прикладываю телефон. Причём практически во всех местах и заведениях.

Это интересно, потому что в Москве бесконтактные платежи — это повседневная вещь, а в Сан-Франциско во многих случаях приходится расплачиваться наличными. Что меня удивляет, поскольку это должен быть один из самых передовых городов. А на деле — нет.

Кстати, ещё один город, где распространены бесконтактные платежи, — это Кейптаун в ЮАР. Там люди тоже предпочитают расплачиваться со смартфонов, а не с помощью карт или наличных.

Ещё мне понравился такси-сервис Gett — что в приложении можно указать предпочтения, что у них есть своя собственная программа лояльности. Удивительно, что этого нет у Uber.

Как тебе в целом Москва?

Во-первых, я очень рад, что на улице мне не встретился ни один медведь, а ещё что у вас в домах есть электричество и даже интернет.

Окей, а если оставить стереотипы?

Я шучу, шучу! Но ты можешь себе представить, что думали некоторые люди в Сан-Франциско, когда мы объявили: «Мы запустим акселератор со Сбербанком. В Москве. Демо-день будет посреди зимы».

Я не сильно переживал об этом — я вырос в Миннесоте, у нас там тоже с морозами всё в порядке. Но когда я впервые приехал сюда, то подумал: «Ого, Москва это такой город, где вообще не чувствуешь зимы».

У вас по вечерам такие яркие улицы, столько света и праздничная атмосфера. Мне кажется, это самый праздничный зимний город из всех, что я видел. Мне было очень приятно гулять, в Москве потрясающая архитектура.

И еда хорошая. Но самое главное, что сейчас несезон, поэтому туристов не так много, как летом — из-за этого не нужно заранее бронировать столики в кафе или стоять в очередях.

В Большом театре

На прошлых выходных мы ездили в Санкт-Петербург, отмечали Kreshenye (здесь и далее Тристан старательно пытается выговаривать слова по-русски — прим.), купались в проруби. Ещё мне понравился banya-experience, я был в banya пять раз, — мне это больше всего понравилось в России.

Ещё мы с женой недавно ходили в ресторан White Rabbit, и я влюбился в их десерты. Больше всего мне понравилось мороженое из лосиного молока. Не знаю, кто у них там доил лося, но удивительно, что они подают такое блюдо.

И ещё я подсел на продукты из LavkaLavka, они потрясающие. Недавно заказал оленье сердце — по вкусу как филе миньон, очень понравилось. Правда, не обошлось без маленького семейного скандала. Моя жена — вегетарианка, она смотрела на меня страшными глазами: «Как ты вообще можешь кушать Бэмби!».

А ещё недавно у одной сотрудницы акселератора был день рождения, и она приносила попробовать татарскую еду. Третий продукт, который меня впечатлил, — это молоко кобылы, кумыс.

Тристан, эчпочмак и чак-чак

Да, я отлично провожу время, мне очень нравится здесь. Хотя в последнее время медиа показывают Россию в другом свете, но я стараюсь не особенно всё это впитывать.

Здорово, что у меня есть возможность испытать «трансграничный» опыт. 500 Startups и Сбербанк — это первый российско-американский акселератор, и это во-многом делает его особенным.

Каждую неделю к нам приезжает три и более ментора, также у нас находится тут постоянная команда. И мосты, которые мы возводим между ИТ-индустриями и людьми из двух стран, помогают нам понять друг друга, а предпринимателям — создавать более успешные и «умные» компании.

0
60 комментариев
Написать комментарий...
Евгений Балакин

На самом деле, проблема с отсутствием возможности заплатить по карте за пределами России есть. Что в Европе, что в Азии (кроме развитых стран, типа Малайзии или Сингапура). Так что, вполне себе можно заявить, что мы впереди планеты всей по крайней мере по этому пункту.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Балакин

У меня 230 рублей в месяц, если вы о комиссии банка. Вполне вменяемая сумма. Из них половина - это цена за смс уведомления и push сообщения в приложении. Я специально не буду банк называть, чтобы не начали тыкать, что это реклама, но мне кажется, что это более чем вменяемая цена.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Солнечный

Я плачу 150 рублей в год за обслуживание карты. Более тщательнее выбирайте тарифы и банки, и будет вам экономия от 30 000 рублей в год только на карточном счете

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Солнечный

Судя по всему оборот очень и очень приличный. А чего тогда ныли?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Солнечный

Девичья память, она такая. На три-четыре комментария выше, про конские тарифы в российских банках

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dima Kalinov

А вы мысли научитесь выражать и посыл доносить.
Какие 3 с чем-то за ИП? Что за сказки? У меня ВТБ за ООО брал 3200 пока не ушли на Тинькова за 1000 в месяц. Даже Сбер за ООО берет не больше 4, а про ИП и говорить нечего.
По ф/л у Сбербанка 700р в год, у Т и прочих банков 99р в мес покрываются кэшбэком и % на остаток, поэтому учитесь выбирать или не нойте, как уже сказано выше.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dima Kalinov

В не российском банке счет стоит 220 евро в месяц, а у вас счет в российской альфе.
Но для ИП очень актуален ВЭД, подозреваю.

Ответить
Развернуть ветку
57 комментариев
Раскрывать всегда