{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Cвобода действий и космическая скорость принятия решений. Сотрудники СберМаркета — о работе в компании

Какие профессионалы работают в СберМаркете и почему они пришли к нам в команду? Рассказываем несколько историй наших сотрудников.

Команда СберМаркета​

Ещё недавно большинство успешных специалистов мечтали работать только в крупных корпорациях. Однако в последнее время всё больше профессионалов отказываются от удобных гамаков и бесплатных обедов в пользу того, чтобы самостоятельно решать сложные задачи в небольших командах единомышленников.

Четыре специалиста, выбравших свободу от корпоративных рамок, рассказали о том, как они работали в больших компаниях и почему амбиции привели их в СберМаркет.

Антикультура корпорации

Дмитрий, директор по аналитике компании СберМаркет​

После выпуска из МФТИ Дмитрий два с половиной года проработал консультантом в McKinsey. Оттуда он перешёл на работу в Gett, который в то время только начинал свою активную экспансию по миру.

Всего за четыре месяца в Gett он вырос с позиции проектного менеджера до руководителя отдела эффективности платформы.

«Продвижение было достаточно быстрое, мне сразу очень многое доверили, возложили большую ответственность. Это было здорово. Мы сделали много крутейших проектов, и в какой-то момент я понял, что уже что-то умею, знаю рынок, — и захотелось попробовать поработать в другом масштабе», — рассказывает Дмитрий.

Как раз в это время ему позвонили из «Яндекс.Такси» и дали карт-бланш, предложив заниматься чем угодно. «Это было как раз в период слияния Uber и "Яндекс.Такси", я застал самое начало интеграции. Занимался много чем. В итоге сформировал проектный офис, отвечающий за качество и безопасность. Мы успешно внедряли различные алгоритмы машинного обучения: компьютерное зрение, аналитику телеметрии и прочее», — поясняет он.

Однако, проработав меньше года, Дмитрий понял, что в «Яндекс.Такси» из-за слияния с командой другого сервиса стало слишком много людей и начались сложные внутренние процессы, борьба за проекты. В такой обстановке было непросто выбраться из огромного числа рутинных задач и сделать что-то по-настоящему прорывное в сервисе. Он начал думать о том, что хотел бы найти такую работу, где смог бы полностью раскрыть свой потенциал. И тут ему позвонил бывший коллега по McKinsey и Gett Асан Курмангужин, тогда уже возглавивший Instamart (сейчас — СберМаркет), и предложил стать его правой рукой и отвечать за все данные и цифры сервиса.

По словам Дмитрия, при принятии решения о переходе из корпорации в стартап сталкиваешься с опасениями и даже страхами по поводу определённых трудностей. «В „Яндексе“, очевидно, у тебя большие риски отсутствуют. Ты в супершоколадных условиях, имеешь невероятный корпоративный пакет: массажисты в офисах, гамаки, капсулы для сна. Но за это ты платишь отсутствием сильной подвижности и свободы в выборе проектов, необходимостью перепрыгивать через бюрократические препятствия», — говорит Дмитрий. Впрочем, ему самому было очевидно, что опасения минимальны — он знал, с какими людьми ему предстоит взаимодействовать.

Работа в СберМаркете вдохновляет Дмитрия тем, что можно быстро придумать и внедрить какую-то вещь, которая, например, поднимет прибыль в два раза. И пусть цифры в абсолютном выражении будут незначительными по сравнению с оборотами корпорации, но удовлетворение от того, что это полностью твоя личная заслуга, всё равно будет больше. Дмитрию нравится иметь возможность активно влиять на результат в компании.

Кроме того, ему очень нравится отсутствие иерархии в общении коллег, которое позволяет значительно повысить производительность и скорость работы.

В маленьких компаниях здорово то, что все сидят близко друг к другу, можно пройти пару шагов до человека и продумать с ним какой-то проект буквально на коленках. При всем моём уважении к „Яндексу“, в котором скорость принятия решений по сравнению с другими отечественными корпорациями, наверное, колоссальная, у нас она просто космическая.

Дмитрий

Он одобряет складывающуюся в СберМаркете антикультуру корпорации, которую формируют люди, добившиеся успеха в больших компаниях и ушедшие оттуда, чтобы организовать свою работу по-иному.

«Мне кажется, в стартапах часто собираются люди, уставшие от корпораций. Это по определению более интересные люди, потому что они как минимум ушли оттуда и делают что-то своё, имеют другое видение и мнение. Это классно», — считает Дмитрий.

«Я только что пнул ногой CEO»

Ришат, руководитель бизнес-аналитики компании СберМаркет

Учась на втором курсе МФТИ, Ришат начал искать стажировку. Воспользовавшись списком на сайте агентства Changellenge, он отправил своё резюме в 50 крупнейших компаний, работающих в России. «Тогда, в 2017 году, о стартапах ещё мало говорили, и я решил, что в крупной компании будет интереснее работать и можно получить больше опыта», — говорит он.

В итоге Ришат получил оффер в трёх корпорациях: Mars, Procter&Gamble и L’Oréal — и устроился на оплачиваемую стажировку в ИТ-отдел P&G, так как офис этой компании был наиболее удобен с точки зрения месторасположения.

«Сначала я занимался только project management, а потом где-то в середине стажировки кто-то крикнул в офисе: „Кто знает, что такое сингулярное разложение?“ Я сказал, что знаю, и меня позвали посмотреть код на Python от китайского офиса. Я сделал так, чтобы он заработал, и меня стали привлекать к решению других аналитических задач», — рассказывает Ришат.

Потом была вторая стажировка в P&G, в рамках которой Ришат уже занимался промопрогнозированием. Через некоторое время он попал в штат, но не в ИТ-департамент, куда хотел, а в product supply. В этот момент Ришат начал думать о поиске нового места работы и решил устроиться в какой-нибудь стартап, где было бы больше свободы для развития.

«Первая стажировка мне очень понравилась, а затем, глубже погрузившись в корпоративную политику, я понял, что есть много вещей, ограничивающих мой личный рост», — отметил он, добавив, что хотел на данном жизненном этапе больше развивать hard skills

Брат Ришата, тогда работавший в «Яндекс.Еде», посоветовал ему связаться с Дмитрием Зборовским, главой аналитического отдела в СберМаркете, который как раз набирал команду.

Разницу в работе в корпорации и стартапе Ришат заметил ещё в первый рабочий день, когда его посадили за стол прямо перед Асаном Курмангужиным, управляющим директором сервиса.

Я пару раз случайно задел его ногой и даже кому-то из друзей написал: «ЛОЛ, я только что CEO ногой пнул», — шутит Ришат. При этом в P&G он видел главу российского офиса за все время работы всего один раз.

По его мнению, в СберМаркете больше нагрузки и ответственности, но есть возможность быстрее развиваться. «Мы быстрее переходим к действиям. В корпорациях, прежде чем что-то решить, сначала проведут 10–12 встреч», — считает Ришат.

Работа в нашей команде интересует его, в первую очередь, с точки зрения возможности решать интересные задачи, за которые до него никто не брался. Кроме того, ему приятно находиться в кругу единомышленников.

«Чем круче команда, тем быстрее растёт проект. В корпорации же достаточно много внешних ограничителей», — отмечает Ришат.

С другой стороны, финансовый вопрос играет для Ришата второстепенную роль, а всевозможные «плюшки» от корпорации вообще немного пугают.

«Всё это сделано для заманухи. Я даже рад, что здесь этого нет, потому что это тебя психологически связывает, когда ты хочешь уйти. Лучше в такую ловушку не попадать», — говорит он.

«Построить всё с нуля своими силами»

Аяна, ​руководитель FMCG-направления компании СберМаркет

В команде СберМаркета Аяна отвечает за развитие FMCG-направления и совместные трейд-маркетинговые активации на платформах СберМаркета. До того, как прийти в нашу команду, она работала в корпорации Mars. «Я пришла в Mars в Иркутске на 4-м курсе как стажёр, ещё совсем ничего не понимая ни в FMCG, ни в ретейле. И представить не могла, как всё круто развернётся».

Через несколько месяцев она переехала в Москву и стала участником лидерской программы Mars для выпускников — при успешном прохождении это открывало возможность получения менеджерской роли (на языке FMCG это управление командой или ведение отдельного направления бизнеса). В компании Аяна поработала в отделе продаж сегмента кормов для животных с ритейлером О’Кей. Затем перешла в e-commerce сегмента Mars Wrigley. Отвечала за направление построения и развития отношений с интернет-магазинами национальных сетей (click & collect), с сервисами доставки и с маркетплейсами.

После работы в Mars Аяна перешла в СберМаркет — это был переход от стабильности большой корпорации к построению абсолютного нового направления FMCG в СберМаркете. «Уже после первых дней работы мне были видны отличия между корпорацией и растущим стартапом:

  • В корпорации больше всего фокусируются на продукте и бренде, а в стартапе — на потребителях и их желаниях.
  • Корпорация обучает потребителей, как и почему нужно потреблять. Стартап слушает и выстраивает диалоги с каждым клиентом.
  • В большой компании делают выводы на основе исследований рынков и трендов, в стартапе — на основе собственных тестов на сегментах покупателей.
  • В корпорациях ошибки рассматривают как зону для развития или урок (но далеко не всегда), в стартапах — как возможность быстро проверить гипотезу».

Сейчас Аяна работает над тем, как превратить платформу СберМаркет в самый ROI-эффективный инструмент для FMCG-производителей. «Сегодня на рынке e-commerce FMCG выбирают партнёров с большим охватом, а мы хотим это изменить, так как e-commerce — это в первую очередь про продажи», — отмечает она.

«Мы можем запустить новый рабочий процесс за один день и одно письмо»

​Алексей, заместитель финансового директора компании СберМаркет

Алексей начинал работу в финансах ещё студентом и видел перед собой только два варианта развития карьеры — инвестиционный банкинг или консалтинг. До СберМаркета он поработал в Deloitte и ВТБ, а сейчас занимает должность заместителя финансового директора в нашей команде.

Во время обучения в вузе Алексей активно участвовал в различных соревнованиях и конференциях по бизнес-кейсам. Его студенческая команда выиграла одно из соревнований по решению бизнес-кейсов, где главным спонсором выступал банк ВТБ. В качестве приза они получили неформальный ужин с топ-менеджерами банка. «Один из вице-президентов отговорил меня от карьеры в консалтинге, а в ВТБ предложили ускоренную процедуру отбора. После нескольких перелётов на собеседования (я жил и учился в Новосибирске) я получил предложение о работе в банке и выбрал подразделение Structuring», — говорит Алексей.

Structuring — это подразделение, которое отвечает за структурирование сделок банка. ВТБ финансирует и покупает многие компании, и задача подразделения — правильно оформить то, как деньги должны «ходить» при заключении сделок, как правильно найти финансирование.

Корпоративная культура и принятие решений в госбанке именно такая, какую ожидает обычный человек от государственной компании, — говорит Алексей. — В них есть много бюрократических процедур, для любого решения необходимо написать служебную записку — например, для проверки договора юристами. В таких структурах принятие решений зависит от небольшого количества людей, а все остальные „саппортят“ их. Не скажу, что меня сильно разочаровала такая культура — я получил отличный опыт в сопровождении сделок.

Алексей

В СберМаркете для Алексея были неожиданными многие вещи. «Хотя компания всё ещё считает себя стартапом, но в действительности здесь строят крупнейшую компанию на огромном рынке eGrocery. Однако в любой большой компании всегда нужны люди, которые выстраивают процессы. А чтобы выстраивать сложные процессы, потребуется щепотка бюрократии. Сотрудники могут рассматривать данный фактор как дополнительную нагрузку, но это неизбежно».

«В работе в СберМаркете меня удивляет, как мы можем запустить любой новый процесс буквально одним письмом. Недавно мы решили отказаться от приёма наличных: это исключает риски мошенничества, уменьшает шанс ошибок из-за человеческого фактора, высвобождает время курьеров. Мы перешли на этот процесс всего лишь за один день».

Алексей отмечает, что в СберМаркете собралась лучшая команда на рынке доставки и онлайн-торговли, с визионерским видением. Для себя он выделил три главных фактора:

  • Скорость принятия решений — космическая.
  • Огромный опыт команды.
  • Атмосфера внутри — позитивный настрой, визионерство, желание решать проблемы вместе без конфликтов.
0
12 комментариев
Написать комментарий...
Kristian Krayt

Крутая статья! Интересно, сколько сотрудников останется после кризиса и сокращений?

Ответить
Развернуть ветку
СберМаркет
Автор

Мы планируем только расти :)

Ответить
Развернуть ветку
Артем Дегас

Отличная статья!
А вообще, каждый выбирает для себя сам, стабильность стабильная и корпоративное размытие ответственности, либо драйв и максимальная корреляция результата с собственными действиями.   
Пока есть амбиции и страсть, более разумным выглядит не держать всё это в оковах корпорации.
Хотя с другой стороны посмотрим, сколько стартапов и с какими потерями смогут пережить  2020 год :)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Квиринг

Правда когда я обратился с просьбой расширить зону доставки - получил стандартную отписку. При том что другие службы доставки к нам возят и магазины в пределах 15-20 минут на автомобиле.

Ответить
Развернуть ветку
СберМаркет
Автор

напишите ваш адрес в личные сообщения, пожалуйста. Посмотрим, в чём дело

Ответить
Развернуть ветку
Semyon Efimov

Среди всех приведенных примеров - только топы. Было бы неплохо разбавить текст и рядовыми сотрудниками)

Ответить
Развернуть ветку
СберМаркет
Автор

спасибо, поработаем над этим

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Нарушев

Или

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Климарева

Не соглашусь. Ведь тогда нарушится формат статьи. В статье автор хотел показать путь сотрудников и сделать акцент на том, что когда они достигли топовой позиций в одной компании не боятся уйти в стартап. Истории рядовых сотрудников здесь были бы не так уместны...с чем им сравнивать? 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алексей Квиринг

Статья отличная, атмосфера правильная и боевая. 

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Панченко

Да… сбермаркет уже не тот….. С прискорбием констатирую факт, что компания "сбермаркет" скатилась до уровня низкосортной шарашки не выполняющая своих обязательств. Сделал на сайте заказ. Звонок… товарищ клиент то филе что вы заказывали нету… есть в три раза дороже…. Будете брать? хотя на сайте у них все в порядке… и цена и описание… и наличие… перед этим сборщик позвонил мне и мы согласовали вес.
Косяки которые допускают сотрудники решаются за счет клиентов, какая тут уже репутация…. Репутация сильно подмочена… невыполнение взятых на себя обязательств во всем мире солидные конторы решают не за счет клиентов. Сейчас эта конторка в любой момент и на любой товар может сказать вам… этот товар по этой цене мы поставить не можем… ошибка в описании. И без разницы что этот товар есть в наличии. Так что товарищ будешь ты без товар на который ты рассчитывал

Ответить
Развернуть ветку
СберМаркет
Автор

Здравствуйте! Очень жаль, что последний опыт заказа у нас разочаровал вас.

Обычно наш сервис работает следующим образом: каждые несколько часов мы синхронизируем информацию о доступных в магазине товарах и обновляем наши витрину. С высокой вероятностью выбранный вами продукт оказался ажиотажным, и его быстро разобрали - мы не успели обновить информацию на сайте. Приносим наши извинения.

Пожалуйста, сообщите номер заказа в личном сообщении - попробуем изучить проблему в деталях.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда