{"id":14294,"url":"\/distributions\/14294\/click?bit=1&hash=434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","hash":"434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","title":"\u0412\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0418\u0418 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u0430\u0440\u0434\u044b \u0432 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Логистика маркетплейсов: как выбрать схему работы и получить выгоду

Грамотно выстроенная логистическая цепь ускоряет путь товара к покупателю, а значит – залог конкурентоспособности для продавца. Рассказываем, какие варианты может предложить СберМегаМаркет и какой из них выбрать, чтобы получить максимум пользы.

Основы основ: какой бывает логистика?

Всего существует три основных логистических блока: логистика снабжения, производства и распределения. Первая предполагает закупку и привоз комплектующих, вторая – процесс управления материальными потоками на всех производственных стадиях, а третья – организация доставки товара конечному потребителю.

Доля логистики в бюджете компании варьируется в зависимости от размеров бизнеса продавца, наличия производства и итогового чека за товар. Цифра может доходить до 40%, но, в среднем, логистика занимает от 10 до 20%.

Например, говоря про FMCG-сегмент, чем ниже стоимость товара, тем большую долю в затратах по логистике на себе несут продавцы.

Главный вопрос, с которым сталкиваются ритейлеры при организации логистики – выстраивать свою или отдавать на аутсорс. На рынке достаточное количество логистических операторов для организации логистической цепи. Можно выбирать как среди отдельных операторов на каждую конкретную задачу, так и обратиться сразу к 3/4PL-провайдерам, которые предоставляют целый комплекс услуг. Здесь важно понимать, что маркетплейс – это не просто подрядчик, это полноценный 3/4PL оператор.

Своя доставка VS. логистика на аутсорсе

Чтобы определиться, нужно ответить на вопросы:

- Какова экономическая эффективность – сколько стоит весь цикл обеспечения бесперебойной логистической работы, если все делать самому? И сколько будет стоить, если отдать на аутсорс?

- Какова общая стратегия бизнеса? На ближайший год/полгода? Можно ли реиспользовать ресурсы, планируемые на создание/оптимизацию логистики? Какую выгоду это принесет?

- Какой уровень качества логистической услуги приемлем для бизнеса? И сколько бизнесу обойдется поддержка этого уровня своими силами и сколько силами партнера?

Сегодня у продавцов есть возможность без развития собственной логистической инфраструктуры в кратчайшие сроки выстроить эффективную сеть распределения, используя гибкую и вариативную логистику маркетплейсов.

Ксения Волкова, руководитель отдела управления цепями поставок, руководитель отдела управления цепями поставок маркетплейса СберМегаМаркет

Какими логистическими мощностями располагает СберМегаМаркет?

Изначально логистика СберМегаМаркета выстраивалась на аутсорсинге – все перевозки ложились на плечи партнеров. Сегодня появилась возможность обратиться к инфраструктуре основного логистического партнера маркетплейса – СберЛогистики, которая также входит в экосистему Сбера. На данный момент СберЛогистика закрывает около 75% всех логистических потребностей СберМегаМаркета, остальные 25% переданы партнерам – СДЭК, Boxberry, PickPoint и т.д.

Наша логистика охватывает практически всю цепь товародвижения – от первой до последней мили:

- Первая миля – получение товара. У продавцов есть три варианта передачи своих товаров на фулфилмент или сортировку:

  • Платный забор курьером. Чем больше объем поставляемых товаров, тем выгоднее, чтобы их забирал курьер маркетплейса.
  • Бесплатная передача товара на стационарные хабы. Существующие на базе инфраструктуры СберЛогистики пункты приема имеют ограничения по объему и подходят для небольших отправлений. Они распределены по Москве – в зависимости от потребностей и географического расположения складов отгрузки продавцов.
  • Самопривоз в сортировочные центры.

- Сортировочные центры и фулфилмент-склады. Через сортировочные центры СберЛогистики проходят потоки как первой мили, так и фулфилмента, обеспечивающего объем товаров СберМегаМаркета. В них происходит прием и комплектация заказов, сортировка по службам доставки в зависимости от географической направленности. Также на них обрабатываются возвраты и отмены на любом плече логистической цепи.

- Последняя миля. Состоит из большого количества партнеров, служб доставки и способов выдачи заказов непосредственно клиентам - от курьерских услуг и до доставок в почтамты.

СберМегаМаркет предлагает продавцам доступную и прозрачную тарифную сетку, бесплатное хранение товара на первое время в рамках фулфилмента. Также мы работаем над высокой оборачиваемостью товаров путем сокращения lead time заказов – наши логистика и фулфилмент работают 24/7, и таким образом сроки доставки сокращаются. Помимо этого, наши продавцы могут выбирать: обращаться к своей логистике или частично/полностью передать логистический цикл заказа маркетплейсу.

Особенности работы с маркетплейсом в зависимости от логистической инфраструктуры

  • Схема «Витрина+Фулмилмент» (аналог FBO)

Продавец передает свои товары на хранение СберМегаМаркету, и на нас ложится весь логистический цикл. Такой вариант хорошо подходит для крупных продавцов, так как не нужно ежедневно заходить в личный кабинет, подтверждать заказы, паковать и отгружать товары, ждать и сортировать возвраты. Всё, что требуется – раз в несколько недель или месяцев привозить товары на маркетплейс. Пока они продаются, продавец может заниматься развитием своих производств или снабжением.

Для мелких и средних ритейлеров схема также будет удобна. Например, если ритейлеры испытывают нехватку информационной оснащенности, недостаток IT-решений на складах или в случае отсутствия мест для хранения товаров.

Есть ряд ограничений по ассортименту. Ознакомиться с полным перечнем условий можно в личном кабинета продавца или по запросу у менеджера.

Эта схема подходит продавцу, если:

- Нет возможности или желания выстраивать самостоятельно процессы логистики – в данном случае СберМегаМаркет работает как сервис «одного окна», полностью беря на себя вопросы логистики от сортировки до последней мили;

- Продавец готов согласовать со СберМегаМаркетом свой ассортимент для размещения на складе;

- Есть возможность оформить поставку товара на склад СберМегаМаркета в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге или Новосибирске.

  • Схема «Витрина+Доставка» (аналог FBS)

Схема «Витрина+Доставка» предполагает, что продавец на своем складе подготавливает необходимые товары, пакует их по стандарту маркетплейса, а СберМегаМаркет отвечает за полный логистический цикл. Благодаря такой схеме продавец не задумывается о доставке до клиента: ему не нужно обеспечивать оптимизацию маршрута и логистики, проводить подсортировки, решать вопрос с наложенными платежами и так далее. Все, что нужно: получить заказ от покупателя, подтвердить наличие, укомплектовать в указанные в договоре сроки и передать на доставку.

Предусмотрены два способа передачи товара СберМегаМаркету:

- Самостоятельная отгрузка заказов силами продавца в приемные пункты или со склада. На данный момент пункты приема находятся в Москве, но их количество постоянно увеличивается, чтобы охватывать новые районы.

Благодаря использованию отлаженной инфраструктуры СберЛогистики запускаются и оптимизируются склады, готовые принять на фулфилмент товары под объёмы продаж СберМегаМаркета. Склады также работают в качестве распределительных центров при доставке нашими силами и действуют уже в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске.

- Приезд курьера СберМегаМаркета на склад к продавцу. Если продавец не может доставить товар на пункт приема сам – он может заказать дополнительную услугу забора товаров со склада в Москве или со своего склада удаленностью до 50 километров от МКАД.

При работе по схеме «Витрина+Доставка» продавец на еженедельной основе передает СберМегаМаркету информацию о наличии товара и его количестве. Когда клиент оформляет заказ на площадке, маркетплейс резервирует этот товар из наличия продавца – то есть продавец как бы «замораживает» его, чтобы затем передать в логистику СберМегаМаркета. Это необходимо чтобы избежать накладок с наличием товара и как следствие репутационных издержек, которые влияют на продавца, когда покупатель оформляет покупку, а после узнает, что оказывается товар уже закончился.

Эта схема подходит продавцу, если:

- Есть возможность передавать заказы СберМегаМаркету в Москве или одном из региональных складов.

- Имеется склад в Москве или в пределах 50 км от МКАД для приема возвратов невостребованных заказов.

  • Схема «Витрина+Доставка силами продавца»

Если у продавца есть свои логистические мощности или уже заключен договор на доставку на аутсорсинге, он может работать со СберМегаМаркетом по схеме «Витрина+Доставка силами продавца». В таком случае товар хранится на складе ритейлера, а когда поступает заказ, продавец самостоятельно собирает его и доставляет покупателю. При этом СберМегаМаркет выступает как онлайн-витрина, которая создает дополнительный трафик аудитории и спрос, а также помогает обеспечить загрузку логистических мощностей продавца, помогая при этом снизить затраты на привлечение.

Эта схема подходит продавцу, если:

- Важно выстраивать долгосрочные отношения с покупателем напрямую;

- Есть намерение реализовать через СберМегаМаркет ассортимент, который не может быть доставлен силами маркетплейса (например, товары, которые требуют особых условий при логистике);

- Необходимо сократить срок получения товаров покупателем (сроки доставки оптимизируются за счет того, что заказ не нужно доставлять в наш сортировочный центр).

- Ассортимент предполагает в большей степени крупногабаритные товары: мебель, крупную бытовую технику, товары для строительства и ремонта, а также специализированную продукцию, для которого требуются особые условия доставки (пример – живые ели).

  • Схема «Закажи и забери» (Click&Collect)

По этой схеме СберМегаМаркет предоставляет продавцу онлайн-витрину: покупатель бронирует заказ, а получает его в одном из офлайн-магазинов продавца. Тем самым, схема обеспечивает привлечение дополнительного трафика в розничный магазин. Также, помимо возможности выстраивать взаимоотношения с покупателями напрямую и реализовать ассортимент, который не доставляется курьером, эта схема позволяет осуществлять дополнительные продажи товаров и услуг непосредственному покупателю в момент получения заказа. При этом, отсутствие доставки позволяет сократить затраты на упаковку и логистику товаров.

Для покупателей удобство схемы выражается в том, что им не нужно тратить своё время и силы на долгие походы по магазинам и опасаться, что товара не окажется в наличии. Достаточно определиться с заказом, выбрать удобный по местоположению магазин и забрать покупку, например, выходя с работы, около дома или даже по пути к друзьям на день рождения. При этом сохраняется возможность перед получением проверить, проконсультироваться, увидеть товар в пространстве, а не только на фото, даже примерить при необходимости.

Эта схема подходит продавцу, если:

- Розничная сеть офлайн-магазинов насчитывает от 10 точек – чтобы у покупателя была возможность выбрать более удобный пункт для самовывоза;

- Продавец может обеспечить возможность самовывоза товара покупателем в течение 1 часа после оформления заказа покупателем;

- Есть возможность интеграции по API.

Нужно ли смешивать разные схемы работы и какие результаты можно получить?

Гибридный формат сотрудничества с маркетплейсом создает эффект синергии, дает возможность наладить омниканальность и, как следствие, увеличивает прибыль. У нас есть кейсы, когда продавцы, после подключения дополнительных схем увеличивали оборот до 47%. Необходимость и вариативность подключения гибридного формата зависит от стратегии развития самого бизнеса, от стратегии работы с маркетплейсом и, конечно, от ассортимента.

Вот несколько примеров, когда можно и нужно сотрудничать сразу по нескольким схемам:

- «Витрина+доставка» и «Витрина+фулфилмент». Для случаев, если, например, продавец стимулирует продажи, организовывая акции с маркетплейсом. В этот период рекомендуем распределять товар на фулфилмент по разным региональным центрам – так товар становится доступнее для покупателей из разных городов и сокращаются затраты на ежедневную подготовку товара под отгрузку.

- «Витрина+доставка» и «Витрина+фулфилмент». Для случаев, если региональный продавец хочет конкурировать с федеральным, но проигрывает по срокам доставки. Можно положить товар на фулфилмент в московском центре и обеспечить более гибкие сроки доставки за счет услуг маркетплейса.

- «Витрина+доставка» и «Закажи и забери». Для случаев, если у продавца есть розничная сеть численностью от 10 и больше магазинов, которые он хочет «прокачивать». Здесь, помимо обычной логистической схемы, можно использовать схему «Закажи и забери» (Click&Collect) и вести в свои магазины дополнительный трафик.

- «Витрина+доставка силами продавца» и «Закажи и забери». Для случаев, если у продавца развиты розничные сети и он хочет пустить трафик в них, а также развита своя логистика, которую нецелесообразно подстраивать под требования маркетплейса.

Какие варианты использует СберМегаМаркет для доставки до клиента?

СберМегаМаркет обладает широкими возможностями по доставке товаров покупателю. Более 50% доставок у нас приходится на пункты выдачи заказов и постаматы. Среди партнеров:

- Boxberry. Хорошее покрытие, есть возможность примерки и частичного выкупа.

- Пункты выдачи СДЭК. Хорошее покрытие, большие максимальные габариты отправлений – можно заказывать тяжелые и крупные товары.

- Pickpoint. Постаматы расположены в торговых центрах – удобно забирать по пути домой или на работу.

- Five Post. Расположены на кассах «Пятерочки» – можно совместить покупку продуктов и получение заказа.

- «Почта России». Особенно актуальна в труднодоступных и малонаселенных местах, не охватываемых другими вариантами доставки.

- СберЛогистика. Разветвленная сеть курьерской доставки, удобные отделения выдачи в банках. Также есть постаматы, которые позволяют не стоять в очереди.

- Собственная сеть пунктов выдачи заказов СберМегаМаркета. Не действует в ряде регионов, но активно развивается и имеет весь перечень услуг, необходимых клиенту при получении (примерка, частичный выкуп и тд).

Новая реальность логистики и планы СберМегаМаркета

Безусловно, сейчас стоимость логистики у многих продавцов растет – им приходится пересматривать свои логистические цепочки. Тренд на реорганизацию неминуемо повлечет изменение цен. Для того, чтобы стоимость не увеличивалась критически и удовлетворяла как продавцов, так и покупателей, СберМегаМаркет планирует укрупнять партии отгрузки и максимально эффективно использовать доступную партнерскую инфраструктуру.

Также в планах компании обеспечение более быстрых сроков доставки за счет оптимизации использования существующей сети распределения и добавления в нее новых необходимых мощностей и ресурсов. Так, мы стремимся к децентрализованной сети распределения, что ускорит время исполнения заказа. Продолжается активная экспансия в регионы России – будут открыты новые склады, увеличится географическое покрытие и расширится спектр возможностей для наших продавцов и покупателей.

«Волшебной таблетки», увы, нет – рынок постоянно меняется, запросы покупателей меняются, но с помощью маркетплейсов можно быстро подстраиваться и удовлетворять потребности (как свои, так и клиентов). Благодаря сотрудничеству, продавцы могут сконцентрироваться на создании продукта и быстро выйти на рынок, получить узнаваемость и заказы. А маркетплейс, в свою очередь, может обеспечить логистику и хранение, предоставит нужные инструменты продвижения, что в результате позволит существенно снизить порог входа бизнеса в сектор электронной торговли и поддержит развитие.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Евгений Денисов

Были продавцом на данном мп. Кто хочет подключаться не рекомендую, за товар, который они потеряли ( а их было много, крайний был в июНЕ 2021 года), деньги вернули с трудом только в в конце января 2022. Поддержка не отвечает. Это все, что нужно знать о сбер мегамаркете.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Серов

Схемы это хорошо, если продавцы адекватные. А у вас заказываешь оперативку, а получаешь электрическую пилку для ногтей. А потом еще бегай, возвращай. Спасибо, что не даёте скучать.

Ответить
Развернуть ветку
Мегамаркет
Автор

Ошибки, увы, бывают у всех. Но если нужно будет с чем-то помочь, пишите, мы попробуем разобраться

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Марина

По схеме Закажи и забери возможно работать без API ?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Мегамаркет
Автор

Мария, через Эвотор можно

Ответить
Развернуть ветку
Ejik Zloy

Дорой сбермегамаркет. Берите пример с топ площадок, Озон и Вайлдберриз. Работа с покупателем на этих площадках настроена просто отлично. Если покупатель хочет что то вернуть просто возвращает в пвз, без гемороя с продавцом, а продавец просто получает свой товар. Все расчеты с покупателем так же проводит площадка. Вы же тут умудрились накрутить такую сложную схему что ппц. Покупатель пишет продавцу, далее отправляет через что нибудь, ждет пока продавец получит товар и вот только тогда покупатель получает деньги от продавца.
Вас ни чего не смущает в этой схеме?

Ответить
Развернуть ветку
Мегамаркет
Автор

Здравствуйте. На данный момент у нас есть определённый регламент по возврату, обмену товаров. Понимаем, что не всегда такой способ удобен для наших клиентов. Но мы молодой Маркетплейс и каждый день работаем над качеством нашего сервиса, принимая во внимание все ситуации, отзывы и комментарии. Благодарим вас за ваше предложение. На данный момент работаем, в том числе над улучшением и упрощением процедуры возврата товаров. Мы максимально заинтересованы в том, чтобы у наших клиентов оставались только положительные эмоции от использования нашего сервиса. Приложим все усилия, чтобы как можно скорее порадовать вас и многих наших клиентов.

Ответить
Развернуть ветку
Марина

Добрый день! Планируется открытие ПП в Нижн.Новгороде ?

Ответить
Развернуть ветку
Мегамаркет
Автор

Здравствуйте! Мы планируем расширять свою географию :) Если есть время и желание - подключайтесь к нашему онлайн-мероприятию завтра, мы будем затрагивать в том числе тему новых возможностей в регионах, и у вас будет возможность задать вопрос напрямую профильным экспертам. Ссылку на мероприятие прилагаем

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Абаимов

Мы продаём один и тот же ассортимент по 2-м моделям одновременно: «Витрина+доставка» и «Витрина+фулфилмент». 2 разных ЛК. Как настроить приоритет продаж с фулфилмента? Логично, чтобы с ФФ товар продавался в первую очередь, а по FBS во вторую. По факту, продажи распределяются равномерно, что туповато...

Приходится блокировать товары на FBS, чтобы ФФ продавал первым. Приходится постоянно следить, чтобы товар на ФФ не кончился

Ответить
Развернуть ветку
Мегамаркет
Автор

К сожалению, на текущий момент такой опции не предусмотрено. Тем не менее, рекомендуем вам обратиться с запросом в службу поддержки через ЛКМ, коллеги учтут запрос и подскажут, сможем ли реализовать в будущем. Идея интересная!

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда