Барьеры и предубеждения — как в США воспринимают российские стартапы

Спросили у менторов из 500 Startups

Я бы не стал выделять российские стартапы среди других компаний мира. Думаю, любой, кто хочет инкорпорироваться на рынок США, должен понимать — это отдельная культура. В частности, американцы с самого детства учатся выступать на публике и излагать мысли максимально кратко и понятно для аудитории. Представители других стран зачастую либо отходят от темы, либо стараются вместить всю информацию о себе в один спич. Иными словами, не чувствуют интересы слушателей. Например, инвесторам важно узнать перспективы и динамику развития стартапа, понять метрики. Потенциальных партнеров интересует качество продукта и его котируемость на рынке. Поэтому я бы посоветовал российским предпринимателям потренироваться над сторителлингом и дифференциацией аудитории.

Ну и, конечно, нужно заранее изучить американский рынок и подстроить под него презентацию — очевидно, но кто-то этого не делает.

Читайте блог от 500 Startups — там много полезного.

Я работала со стартапами по всему миру: в Мексике, Испании, Сингапуре, Малайзии, Турции, Канаде. Наверное, поэтому особо нет предубеждений о той или иной культуре. Правда, до вылета в Россию, несколько раз проверила прогноз погоды — вдруг снегопад начнется, а зимней одежды нет.

В целом, я не чувствую сильной разницы между Москвой и Нью-Йорком. Такие же люди, такие же башни и кофейни. Единственное, что удивило — все мало улыбаются. Даже стартапы, когда презентуют свой продукт, выглядят довольно скованно и напряженно. Мне кажется, это может стать небольшим барьером при питчинге в Америке. Все же в бизнес-среде США принято улыбаться и быть внешне расслабленными во время переговоров.

Также я заметила некоторую разницу в подходах и идеях у российских стартапов по сравнению с американскими. Например, в США предприниматели создают продукт для решения конкретных задач бизнеса, а в России — кажется, сначала придумывают технологию, а потом клиент решает, куда ее внедрить.

Еще в Америке много компаний, которые специализируются на онлайн-маркетинге. Здесь это не так популярно — фокус идет на другие задачи. Например, команда Robovoice предлагает платформу для создания голосовых ботов. В США я о таком не слышала — там пока все по-старинке: «Для связи с оператором нажмите 1».

Подытоживая, считаю единственным барьером для молодых команд — скованность и чрезмерную серьезность во время общения. А так, я влюбилась в Россию и россиян. Надеюсь приехать сюда снова, и желаю удачи участникам акселератора! Я в вас верю!

Думаю, один из барьеров для российских стартапов — недоверие со стороны американских компаний. Из-за политической обстановки, из-за сообщений в СМИ о русский хакерах люди склонны переживать за сохранность данных. Не все критически осмысливают новости, поэтому иногда нужно доходчиво объяснить инвесторам, как вы обрабатываете данные и как работает ваша технология. Особенно, если презентуете продукт не в Силиконовой Долине, а, например, в Техасе, где насмотренность и широта взглядов не такие большие. К слову, советую почитать про Юрия Милнера, владельца международного венчурного фонда DST Global — возможно, стартапы найдут выход к его компании.

Второй барьер — язык. За время работы в акселераторе я не раз сталкивался с ситуацией, когда команда не понимала американские фразеологизмы и крылатые выражения. Так как в США много «закрепленных» фраз, российским стартапам может быть трудно при выстраивании коммуникаций.

А вообще, если у команды качественный, нужный рынку продукт, никакие барьеры не смогут помешать. Главное — часто ходить на тематические конференции, встречи. Советую ресурс Meet Up — там вся информация о релевантных мероприятиях.

Как ни странно, многие люди до сих пор считают, что в России правят цари, что здесь вечно холодно, а по улицам разгуливают медведи. Не скажу, что эти стереотипы от большого ума, но они все же есть. Думаю, если приехать сюда, станет ясно: Россия — потрясающая страна, в которой живут умные, добрые люди. Я уже семь недель работаю в акселераторе и как-то даже сроднился с командами.

Что касается Силиконовой Долины, там особо нет барьеров. Это как в науке: главное — исследовать, ставить эксперименты, а если не получится — идти дальше. То же самое и с американскими инвесторами: они готовы к рискам и возможным поражениям. Никто не посмотрит на вас косо, если за спиной — классный продукт. Дадут денег и будут ждать: выгорит или нет. Поэтому мой единственный совет: рискуйте, общайтесь, показывайте, что вы — лучшие в своей области. Тогда все получится!

К сожалению, Моник не любит фотографироваться, поэтому прикрепляем фотографию наших дорогих участников.

Я думаю, главная сложность для российских стартапов при экспансии в США — культурные различия. Например, в Америке все предприниматели держатся свободно во время презентации, у них горят глаза. В России все очень скованы и, я бы сказала, недостаточно рьяно доказывают свою уникальность и прибыльность, хотя проекты очень хорошие. Нужно больше эмоций, больше веры в себя и свое предложение. Инвестор должен «заразиться» вашим продуктом.

Советую посмотреть записи питчей от Джейсона Калаканиса, бизнес-ангела и предпринимателя. А еще поучиться сторителлингу на примере Ted Talks.

Ну и, конечно, ответить себе на вопрос: «Нужно ли сейчас масштабироваться за рубеж?» Может лучше сначала охватить российский рынок, а уже потом выходить на незнакомую территорию.

0
2 комментария
Юрий Другач

Лайк

Ответить
Развернуть ветку
Grigory Zarudaev

жыдинька

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда