СканТур

Экологический путь туроператора и математика вторсырья

В этой статье вы узнаете про современную реальность в туристической среде, познакомитесь с представителями некоммерческих и коммерческих организаций, которые занимаются экологическим просвещением и мыслят по-новому, а также задумаетесь: возможно ли сократить неблагоприятный след, который остаётся после выставок и различных мероприятий, в которых принимают участие большинство игроков туристического и другого бизнеса.

Так проходила предвыборная кампания в США - с соблюдением социальной дистанции. На фото встречу проводит Джо Байден.

REUTERS / LEAH MILLIS

Согласно недавнему исследованию РАНХиГС, пандемия уже вызвала отток населения из крупных городских центров в малые города, произошли изменения стандартов и отказ от культа урбанизации: многие люди воспринимают крупный город как источник инфекций. Поменялось отношение людей к краткосрочным выездам на природу. Прогнозируется, что в 2021 и 2022 годах продолжит развиваться практика staycation (от англ. stay — оставаться, vacation — отпуск) — короткие вылазки на небольшие расстояния, которые позволяют встряхнуться и ненадолго сменить обстановку.

Существует теория, по которой ценности поколения определяют глобальные события, выпавшие на период взросления человека. Covid-поколение будет больше гулять, проводить время на свежем воздухе. Некоторые исследователи говорят о наступлении эпохи под названием новый гуманизм: благотворительные проекты, акции волонтерской помощи, проекты меценатов и т.д.

За последние 5-6 лет человечество договорилось о том, что именно мы строим в 21 веке, и ,как результат, зафиксировало «план достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех» в рамках 17 взаимосвязанных целей, разработанных в 2015 году Генеральной ассамблеей ООН. Концепция устойчивого развития появилась в процессе объединения трёх основных точек зрения: экономической, социальной и экологической.

В связи со всем вышесказанным, невольно формируется потребность на изменение мышления и повышение уровня осознанного потребления.

Как научить туриста быть осознанным?

Когда мы путешествуем, то меняем мир вокруг себя!

Университет Сиднея провел исследование и выяснил, что 8% углеродного следа (в три раза больше, чем предполагалось) оставляет именно массовый туризм. Происходящее в мире говорит о том, что экология во всех ее проявлениях — это тренд и будет оставаться таковым в ближайшее десятилетие, о чём свидетельствует экологическая повестка, которая с каждым годом звучит все громче. Экологическое сознание становится частью нашей повседневной жизни.

Когда мы путешествуем, то меняем мир вокруг себя. Проводить отпуск, помогая природе, предлагают многие организации всего мира. Например, можно записаться на субботник или организовать корпоративный выезд в духе «перезагрузки», как предлагает компания СканТур. Вам предоставится возможность принять участие в озеленении Ленинградской области и популяризации экологического волонтерства. Лесопосадка организована под контролем и руководством местных лесничеств.

Можно рассмотреть программу под названием «Чистая Вуокса» — лодочный выезд на озеро Ленинградской области, которая направлена на ликвидацию мест несанкционированного размещения мусора и повышение экологической грамотности. Подобные программы можно посмотреть на сайте туроператора — https://scantour.ru/korporativnie_tyri

Компания СканТур, например, очень серьёзно задумывается о роли туроператора в цепочке прогресса человечества в сторону экологизации и устойчивого развития, поднимая эту тему на всех мероприятиях, в которых участвует на государственном уровне. Директор по развитию Анастасия Трушина, выступая на XIV Партнериате малого и среднего бизнеса «Санкт-Петербург – регионы России и зарубежья» зафиксировала тезисы относительно роли туроператора в контексте развития экологического туризма:

- экологическое просвещение и подготовка туристов к путешествию

- знакомство аудитории с экоответственными принципами

- формирование тура и коллаборации

- продвижение маршрутов и развитие «серебряного» туризма

- и другое

Как научить туристический бизнес быть осознанным?

Маркетологи прогнозируют, что через 10 лет компании, в ассортименте которых нет продуктов с пометкой «Эко» будут мало востребованы. Причина – последствия агрессивного воздействия на экологию и осознанность поздних миллениалов и представителей поколения Z. Ведь именно они испытают все то, чем пугают сегодня: масштабные катаклизмы и бесконтрольный разгул стихии. И для них активность производителя в отношении снижения вреда, наносимого природе, является важнейшим элементом для возникновения доверия к бренду.

Рассмотрим на примере туроператора СканТур количество требуемых природных ресурсов для изготовления сопровождающей продукции на одно мероприятие.

Компания регулярно участвует в выставках, как и многие другие игроки туристического бизнеса. Например, на выставке MITT ежегодно более 1500 участников со всего мира представляют свои туристические продукты и услуги.

Как участник, в качестве полиграфии и мерча, берёт с собой :

1. Пакеты 150 шт = 3,15 кг

2. Буклеты 1000 шт = 10 кг

3. Каталоги 300 шт = 18 кг

4. Блокноты 15 шт= 2,25 кг

5. Календари 30 шт= 9,6 кг

6. Другое в кг 10 кг

Итого: 53 кг (минимум)

Вопрос: сколько деревьев потребуется для такого количества раздаточного материала?

Вводные: Для изготовления бумаги обычно используется 3–4 летнее дерево. Это тонкие и прямые деревья, и в среднем, бревно такого дерева весит около 50 кг. Примерно около 50% древесины превращается в древесную массу. Таким образом, из 50 кг древесины получается 25 кг целлюлозы. Ориентировочно из 1 кг целлюлозы получается 1,2 кг готовой бумаги. Следовательно, из 25 кг целлюлозы получится 30 кг бумаги.

50 кг древесины = 25 кг целлюлозы

1 кг целлюлозы = 1,2 кг готовой бумаги

В случае полиграфии для выставки это означает, что для производства 53 кг готовой бумаги (раздаточный материал на примере одного туроператора) потребуется 44,17 кг целлюлозы, что в свою очередь составляет практически 2 дерева, так как одно дерево - это 25 кг целлюлозы.

Графический дизайнер Наталья Стецюк

А если вспомнить, что в подобном мероприятии участвует минимум 1500 компаний, то это означает, что потребуется минимум 3000 деревьев, уже не говоря об углеродном следе, который происходит при перемещении участников из разных регионов.

И тут встаёт вопрос: "Как сделать так, чтобы подобные мероприятия наносили минимум ущерба природным ресурсам, но при этом оставались полезными развитию бизнеса?"

Все раздаточные материалы уходят как горячие пирожки! То есть, это не бесполезная макулатура!

Могу отметить, что, если сравнивать выставки 5 лет назад, то каталогов и прочих рекламных материалов, действительно становится гораздо меньше. Все переходят на онлайн-формат. Плюс листовки нужны не только для выставок. К примеру, мы печатаем большие тиражи рекламных материалов, которые раздают наши агенты на улицах, на своих стойках в БЦ, туристам в офисе. И это работает очень хорошо! Этот вид полиграфии еще живет.

Но моё субъективное мнение, что от бумаги полностью мы не сможем отказаться.


Марина Муркина
Руководитель агентского отдела компании "СканТур"

Что ещё можно сделать?

С одной стороны важно уменьшать использование бумаги и спасать лес, но на самом деле, полностью отказаться от бумаги тоже неразумно. Главное, чтобы эта бумага была из устойчиво управляемых лесов, чтобы это была бумага, например, с FSC сертификатом. Мы работаем именно с такими. Безусловно, это дороже, но даёт гарантии.

Немова Владислава Игоревна
Специалист по вопросам управления природными ресурсами, Международный банк реконструкции и развития

Лайфхаки от СканТур

1) Размещать информацию о компании (qr-коды, адреса сайтов и т.д.) на максимум поверхностях (стендах, стойках, баннерах, визитках);

2) раздавать посетителям/партнерам информацию о компании не на бумажных носителях (креативные визитки из переработанного материала), сувениры, к примеру, qr код или название компании на шунгите), ручки и т.д.;

3) собирать визитки/контакты посетителей и сразу отправлять туда электронный каталог/визитку на почту/в мессенджеры и т.д.;

4) чтобы уменьшить количество макулатуры, нужно минимизировать количество каталогов, нужно больше направлять туристов на электронные ресурсы (сайты, соц сети). Но надо учитывать бюджеты компании, кто потянет такой дорогой материал;

Бумага FSC

Не всякую древесину можно считать экологичной! Картон и бумага, произведенные из древесины, заготовленной «черными лесорубами», из природоохранных территорий, а также из редких пород деревьев, занесенных в красную книгу, не могут считаться экологичными. К сожалению, до сих пор такая древесина попадает на рынок, так как государственный контроль за оборотом древесины отсутствует, а незаконные рубки, по данным экологических неправительственных организаций, составляют до 15–20% всей заготовки леса в РФ.

Наиболее распространенной в мире международной системой лесной сертификации является сертификация по схеме Лесного попечительского совета (Forest Stewardship Council®, или FSC).

Greenpeace считает, что миссия FSC невыполнима, так как с одной стороны — появилось огромное количество самых разных видов сертифицированной лесной продукции с логотипом, свидетельствующим о правильном и ответственном управлении лесами, из которых эта продукция получена, а с другой стороны — реальные лесные проблемы никуда не делись, и даже не уменьшились. Дикие леса по всему миру сокращаются так же, как и раньше, а в процентном отношении даже быстрее, леса, особенно при так называемом "пионерном освоении", используются совершенно истощительным образом, и даже с незаконными рубками миру пока справиться не удалось.

Вторая жизнь вторсырья

Мы спросили у евангелистов экологических движений: "может ли турбизнес и туристы стать экоответственными"?

Как турист может стать экоответсвенным:

1) путешествовать локально, ближе к месту проживания, это сокращает выбросы CO2;

2) выбирать экологический транспорт для путешествий в пределах 500 км (поезд, электричка, автобус, паром, яхта)

*** сам по себе обычный автобус не является экологичным транспортом, т.к. работает на двигателе внутреннего сгорания и выделяет большое количество выхлопных газов. Но если выбирать передвижение на автобусе вместо пользования личным авто, то это будет более экологичным решением, т.к. автобус заменяет множество автомобилей для группы людей. И, конечно же, передвижение на автобусе гораздо более экологично, чем авиаперелёт на короткое расстояние;

3) возмещать экослед, если совершается авиаперелёт, — оплатить посадку деревьев. Можно организовать сотрудничество с каким-то из фондов и автоматически предлагать клиентам «посадить дерево» при покупке тура;

4) выбирать экомаршруты, отели с зелеными практиками, предлагать рестораны с зелеными практиками и т.д. С точки зрения устойчивого туризма лучше поселиться в местных гостиницах, а не в больших сетевых отелях — так вся прибыль пойдет в местную экономику и в развитие регионов;

5) разделять отходы в соответствии с местными правилами выбранного города/страны. Можно автоматически при покупке тура предоставлять клиенту информацию о правилах раздельного сбора отходов в посещаемой стране или регионе;

6) взять с собой многоразовую бутылку для воды, многоразовую чашку для кофе, шопер, мешочки для овощей и фруктов. Сейчас воду в свою бутылку наливают везде — даже на борту самолёта. При походе на местный рынок туристы смогут купить овощи и фрукты без пластиковых пакетов. Сокращая использование одноразовых предметов, туристы сделают своё путешествие экологичнее;

7) помнить о правиле «после нас должно быть лучше, чем до нас». Если на берегу пляжа валяется мусор и за пляжем никто не следит, то можно сделать доброе дело — собрать мусор в мешки и выбросить его.

Оля Бельченко
Менеджер экологических проектов Собиратор

Совершенствование системы сбора и утилизации отходов — мощный инструмент для решения мусорного кризиса. Собиратор — это не просто проект, а целая группа экспертов, которая продвигает экоинициативы и реализует экомероприятия.

Помимо просвещения населения, экологизации компаний и поддержания работы Экоцентра, Собиратор продвигает экологичный образ жизни вместе со звездами российского шоу-бизнеса: Нюшей, Сашей Новиковой, Ксенией Собчак, Екатериной Решетниковой, Гошей Карцевым, Анфисой Вистингаузен и др.

Статистика за 2020-2021

Графический дизайнер Наталья Стецюк

Собиратор — это проект, который помогает людям и организациям стать экологичнее, используя бизнес-инструменты для решения проблемы отходов и развития культуры ответственного потребления в России.

Планы на будущее : сейчас Собиратор планирует открыть представительства в 100 городах России. Основная задача — экопросвещение населения.

99recycle - это бренд аксессуаров и предметов интерьера из переработанного пластика и вторичных материалов. Посмотреть и приобрести бренды eco-friendly можно в мастерской 99recycle. Компания создаёт экомерч для компаний и занимается экопроисвещением. Возвращает пластиковые отходы в цикличную систему жизни в новых изделиях. Они делают мебель, скейтборды и значки из переработанного пластика, стильные городские рюкзаки, поясные сумки и шоперы из отходов производств, которые отлично подходят для путешествий по России.

Как туристический бизнес может стать экоответсвенным?

Нам кажется, что любой бизнес может быть более экологичным, делая один за другим постепенные шаги в эту сторону. Можно начать с изменения каких-то бытовых условий, например, раздельный сбор отходов в офисе, заканчивая оптимизацией бизнес-процессов. Туроператорский бизнес, в частности, может способствовать снижению транспортных углеродных выбросов. Для этого можно простраивать оптимальные маршруты для путешествий, помогать выбирать пассажирский транспорт, который дает меньше выбросов СО2, заниматься развитием локального туризма, предлагать клиентам экоэкскурсии.

Чарно Александра Яковлевна
Руководитель отдела маркетинга 99recycle

Планы на будущее: «Мы хотим показать, что из вторичного сырья можно создавать вещи, которые ничем не уступают изделиям из привычных материалов: кожи, ткани, металла и дерева. В наших планах расширять продуктовую линейку и внедрять в быт людей красивые нужные предметы, которые изготовлены без новых ресурсов. Нам очень интересно развиваться в сторону переработки текстиля, это острая проблема, которая плохо решается в мире и почти отсутствует в России. Недавно мы запустили направление по изготовлению установок для переработки пластика. Мы сами создаем аппараты для своего производства и уже начали собирать их на заказ для открытых мастерских, компаний и производств. Также сейчас у нас добавилось больше видов вторсырья, мы запустили 2 важных процесса и уже, наверное, за начало года переработали больше, чем за весь прошлый.»

“Дать жизнь” пластику — это значит избавить природу от токсичных веществ, доказать приверженность к защите экологии и гигиене труда.

Статистика за 2020-2021

Графический дизайнер Наталья Стецюк

1. Пластик.

Всего: 5,7 тонн

Из них: Полистирол, маркировка PS (6)- 2 тонны

Это отходы производств, которые изготавливают баночки для йогуртов и прочей молочной продукции. Эти отходы используем в виде гранулы, которой печатаем мебель на промышленном 3D-принтере.

Из них: Полиэтилен, маркировка HDPE (2) -3,7 тонны

Это разноцветные крышки от напитков, которые собирают "Крышечки доброты" через школы, детские учреждения и магазины "Вкусвилл", а мы выкупаем у них сырье.

2. ПВХ и баннеры.

Итого 3 тонны.

Это отходы от производств батутов, лодок и тентов. Баннеры и баннерная сетка — с мероприятий, рекламных вывесок магазинов.

Был проект на котором из 1,5 тонн ПВХ сшили 7500 поясных сумок.

3. Пакеты.

Итого 250кг.

Пакеты сплавляются с полиэтиленовой пленкой (тоже вторичной) в полотна 40х60см, их раскраивают и шьют поясные сумки и косметички.

А что в итоге?

Да, быть экологичным дорого. Например, напечатать Дайджест для экологического туризма (получить электронную версию дайджеста по экотуризму можете перейдя по ссылке) на обычной бумаге стоит 166 рублей за штуку, а вот придерживаясь принципов правильного экологичного подхода, печать того же тиража на переработанной бумаге будет стоить 233 рубля за штуку, что почти на 35% дороже. Компания СканТур осуществила печать второго тиража Дайджеста именно на экобумаге nautilus 100% recycling (экологически чистый продукт, изготовленный из 100% вторичного сырья), но возможным это стало только благодаря поддержке и сотрудничеству с национальным проектом "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, при поддержке комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга и Минэкономразвития России».

Что хотелось бы сказать в конце... каждый из нас, как личность и как физическое лицо, может начать жить более экологично, и это обязательно найдёт отклик, рано или поздно, в профессиональной деятельности, а, возможно, перерастёт в часть бизнеса. Менять мир возможно только сообща, заражая своим примером и действуя пусть небольшими, но уверенными шагами. На данный период основной отталкивающей проблемой для бизнеса, однозначно, является материальная сторона. Но искать альтернативы и, таким образом, создавать благоприятную среду надо обязательно. Надо находить партнёров, объединяться в профессиональные сообщества и лоббировать интересы бизнеса.

Следите за новостями на Форуме стратегов в октябре 2021 года. Там будет подниматься тема экоответственного туризма и финансовой поддержки турбизнеса, который хочет двигаться в сторону устойчивого развития.

{ "author_name": "СканТур", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 0, "likes": 3, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "scantour", "id": 261369, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Thu, 29 Jul 2021 19:10:03 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
Маркетплейс скидок и акций для сотрудников как инструмент лояльности персонала

В корпоративной среде, которая постоянно трансформируется под влиянием внутренних и внешних факторов, нужны новые проекты и инициативы, объединяющие большинство сотрудников и HR-подразделения. Рассказываем о создании платформы hhland, которая дает возможность любой компании сделать своих сотрудников счастливыми.

«Яндекс» будет показывать расширенные карточки Profi.ru и YouDo в поиске после их жалобы в ФАС Статьи редакции

Ущерб от решения правовых вопросов, в том числе от разбирательства о «колдунщиках», может составить 4,4 млрд рублей, ранее сообщали в «Яндексе».

Выращивает салат в автоматах и хочет спасти мир: как немецкая Infarm привлекла $315 млн на «рукколу для богатых» Статьи редакции

Пока одни говорят, что вертикальные фермы могут спасти планету, другие уверены — это всего лишь развлечение для богатых. Как работает отрасль, разбирается Wired.

Вертикальные фермы компании Infarm Infarm
Apple отключила функцию «Частный узел» в России — она позволяла скрыть IP-адрес Статьи редакции

Накануне сенаторы Совета Федерации пригрозили компании штрафами и уголовными делами за отказ в сотрудничестве.

7 полезных ссылок для тех, кто хочет попробовать свои силы в Big Data

Многим кажется, что работа в сфере Big Data – это как выход в открытый космос: масштабно, высокотехнологично, но очень сложно и недоступно для простых смертных. Разрушает этот миф Александр Качурин, руководитель службы исследования больших данных Tele2. Он собрал ссылки на полезные ресурсы, которые помогут начать путь к профессии Big Data.

Как успешно продавать кондиционеры с минимальными затратами на рекламу

Владелица магазина кондиционеров Светлана Исюк рассказала, как полезный контент и внимание к клиентам помогают выделиться на фоне конкурентов и как виртуальный маркетолог Макс помог продать 150 акционных моделей.

Как работать удалённо по московскому времени, если живёшь в Сибири

Команда ИТ-компании Southbridge — о преодолении трудностей часовых поясов: графике работы, планировании и отдыхе.

Rolls-Royce успешно испытала свой первый электрический самолёт Статьи редакции

Spirit of Innovation провёл в воздухе около 15 минут.

Spirit of Innovation Rolls-Royce
Авторы бывшего канала VTimes узнали детали нового налогового режима для малого бизнеса от ФНС — ставка 7-8% от доходов Статьи редакции

Есть ограничения по выручке и видам деятельности — но их пока не определили.

Компании теряют 65% клиентов из-за ошибок «на картах»

RocketData провела исследование более 383 000 точек продаж и выяснила,
как компании в СНГ и Европе работают с геосервисами.

«Яндекс.Маркет» начнёт выпускать продукты и электронику под собственной маркой Статьи редакции

Товары под брендом «Кстати, на Маркете» будут продаваться только на маркетплейсе.

null