Новые форматы микроразметки Google за 2019 год

SEO-специалист Nimax Лариса Мусалаева рассказывает о новых возможностях микроразметки и сниппетов для продвижения сайтов в поисковой системе Google, которые появились в 2019 году.

В мае 2019 года Google анонсировал ряд нововведений, которые позволят владельцам сайтов гибко влиять на представление в поиске.

К таким нововведениям относятся: новый HTML-атрибут «data‑nosnippet», ряд директив для метатега robots и три новых типа микроразметки:

  • FAQ — для страниц с группой вопросов и ответов по теме.
  • HowTo — для страниц с контентом пошагового инструктивного характера.
  • Q&A — для детальных страниц с ответом на вопрос.

Новые форматы — отличный способ выделить сайт в выдаче. Далее рассмотрим их подробнее.

Сниппеты

Содержимое существующего тега description Google не расценивал как прямую директиву для использования в выдаче. Алгоритм Google мог подтягивать в сниппет любую релевантную, на его взгляд, текстовую часть страницы.

Новый HTML-атрибут «data‑nosnippet»

Теперь контент для поискового сниппета можно гибко настроить с помощью нового HTML-атрибута «data‑nosnippet» для блоков span, div и section. Атрибут запрещает роботам использовать в поисковом сниппете часть контента. Например, если хотим, чтобы первые три предложения текста для этой страницы не попали в поисковый сниппет, нужно в коде странице обернуть их в тег с указанием нового атрибута:

<p data-nosnippet> Есть легенда о китайском волшебном стекле. Якобы в древности мастера умели делать его жидким и сохранять внутри живых рыбок, невянущие цветы и нетленные тела. Доказательств подобных чудес нет, но волшебное стекло все-таки существует. </p>

В результате, если пользователь напишет в поиске [легенда о китайском волшебном стекле], HTML-атрибут «data‑nosnippet» не даст Google показать эту часть текста в сниппете.

Новый атрибут Google — отчасти аналог тега <noindex> в Яндекс. Как и <noindex>, «data-nosnippet» полезен, чтобы в сниппет не попадала служебная информации или техническое описание, например, названия параметров фильтрации, артикулы для страниц карточек товара и так далее.

Примеры автоматического формирования сниппета с попаданием технического описания:

Новые директивы в метатеге robots

Кроме HTML-атрибута «data‑nosnippet», контент для поискового сниппета теперь настраивается с помощью новых директив в метатеге robots:

  • «nosnippet» — запрещает динамическое формирование описаний в результатах поиска для веб-страницы. Прописывается в коде так: name="robots" content="nosnippet">.
  • «max-snippet:[число]» — ограничивает длину сниппета в знаках. Прописывается в коде так: <meta name="robots" content="max-snippet:50">.
  • «max-video-preview:[число]» — ограничивает время (в секундах) для превью видео. Прописывается в коде так: <meta name="robots" content="max-video-preview:70">.
  • «max-image-preview:[значение]» — задаёт максимальный размер изображения, показываемого для страницы. Возможные значения: «none», «standart» и «large». Прописывается в коде так: <meta name="robots" content="max-image-preview:large">.

Полный список директив с пояснениями — в официальной справке Google.

Микроразметка

Семантическая микроразметка — это набор типов оформления данных, своеобразная надстройка над базовой HTML-разметкой. Корректная и уместная микроразметка информирует поисковые системы о структуре и содержании страницы, стимулирует улучшение позиций в выдаче.

Благодаря микроразметке сниппет становится расширенным — увеличивается визуально в выдаче и улучшает CTR в разы.

Микроразметка FAQ

Микроформат FAQ позволяет создавать информативные вертикальные сниппеты, которые привлекают внимание.

Официальная документация рекомендует внедрять формат FAQ на любых страницах со списком вопросов и ответов. Обычно это служебные страницы сайта или сервиса (часто с одноименным названием FAQ) с ответами на популярные вопросы. Контент для этого типа микроразметки создается авторами или владельцами ресурса для пользователей, а не самими пользователями.

Пример страниц, которые подходят под микроразметку FAQ:

Официальный пример разметки на сайте в формате JSON‑LD. Это формат описания контента с помощью объектов словаря связанных данных (Linked Data, LD):

Официальный пример разметки на сайте в формате микроданных:

Официальный пример разметки в мобильной выдаче:

Новый формат также используется в связке с разметкой для Google Ассистента, который отвечает на вопрос пользователя релевантным контентом и даёт ссылку на источник:

Микроразметка FAQ и CTR

Использование микроразметки FAQ провоцирует рост no‑click поведения: иногда пользователь довольствуется информативным ответом на странице поиска и не кликает на ссылку сайта. Следовательно, происходит увеличение показов и стагнация или снижение CTR.

SEO-портал MOZ.com приводит пример влияния микроразметки FAQ на корреляцию показов и кликов — показы (голубая линия) выросли, клики (синяя линия) упали:

Однако микроразметки FAQ позволяет выводить в расширенные сниппеты ссылки и другие HTML-элементы. Пользователь можно направить даже на коммерческие страницы сайта.

Микроразметка HowTo

Следующее нововведение — формат HowTo, который применяется для структурирования контента с пошаговыми инструкциями.

Требования Google к контенту для формата HowTo:

  • Отсутствует рекламный контент.
  • Отсутствует оскорбительный или разжигающий вражду контента.
  • Контент и изображения идентичны оригиналу статьи.
  • Инструкция разбита на четкие шаги.
  • Инструкция корректная, доступно излагает пользователю последовательность действий и приводит к желаемому результату.
  • Формат HowTo не применяется для разметки кулинарных рецептов — у них свой специальный тип разметки.

Расширенные сниппеты формата HowTo не поддерживают привычные ссылки. Вместо них — хеш-ссылки (якоря), которые ведут на конкретные шаги в инструкции. Статистика переходов по таким ссылкам доступна в Search Console.

Пример микроразметки HowTo в выдаче:

У формата HowTo два варианта сниппетов.

Первый вариант — карусель с картинкой и описанием, которые подтягиваются в сниппет из размеченных частей инструкции на сайте. Каждая картинка при нажатии с помощью якорной ссылки переводит пользователя на соответствующую часть страницы. В статистику Google Search Console будут подтягиваться данные по каждой якорной ссылке: число показов и кликов по превью из карусели расширенного сниппета.

Второй вариант реализован в формате аккордеона с описанием каждого шага, которое раскрывается по клику:

Официальный пример разметки на сайте в формате JSON-LD:

Официальный пример разметки на сайте в формате микроданных:

Преимущество формата HowTo — потенциал взаимодействия с голосовым поиском и Google Assistant. Это связано с тем, что голосовые запросы часто содержат одни и те же маркерные слова, например, «как». Если запрос пользователя совпадает с контентом размеченной HowTo страницы, её предлагают в качестве ответа.

Микроразметка HowTo дублирует плюсы и минусы FAQ. За счет объемного сниппета страница выделяется в поиске среди конкурентов. Остаётся угроза роста no-click поведения, если пользователь сразу в выдаче получает полноценный ответ. Поэтому внедрять везде этот формат — не лучшая стратегия, например, для сайтов, которые монетизируюют рекламный трафик.

Микроразметка Q&A

Это тип микроразметки рекомендован для вопросных страниц UGC-формата, где размещаются ответы пользователей. Это платформы, порталы и форумы, где пользователи генерируют и публикуют контент.

Q&A микроразметка допустима только для страниц, которые отвечают на один конкретный вопрос, а не на группу вопросов, как в случае FAQ.

Официальная справка рекомендует использовать разметку FAQ, если сайт не позволяет пользователю добавлять ответы.

Пример выдачи страницы с микроразметкой Q&A:

Комбинирование микроразметки

Микроразметки можно комбинировать на одной странице. Например, микроразметку FAQ комбинировать с Product, Service и Review, чтобы выводить в расширенные результаты поиска рейтинговые звезды оценок, блок с отзывами и другие артефакты микроразметок.

Вероятно, Google будет избирателен в выдаче: в зависимости от запроса будет учитываться только один конкретный тип микроразметки.

Пример мобильной выдачи страницы с комбинацией микроразметок:

Новые типы микроразметок пополнили обширный список структурированных данных Google. Среди них можно отметить весьма любопытные, не таких растиражированных как форматы для статей, отзывов, товаров и т.д.

Вакансии — выводит страницы с объявлениям о вакансиях в приоритетном блоке выдачи:

Курсы — будет полезна для продвижением образовательных услуг:

Мероприятия — для продвижением мероприятий:

Окно поиска по сайту — формат, который дублирует поисковую строку по конкретному сайту:

Прямая трансляция — добавляет метку «Сейчас» на маркер видео в результатах поиска:

Несмотря на то, что все рекомендуют использовать микроразметки везде, важно помнить, что некорректное внедрение чревато ручными санкциями поисковых систем.

К каждому формату микроразметки Google предъявляет список обязательных требований, нарушение которых (пусть даже и случайное) инициирует применение санкций. Поэтому перед внедрением нужно детально ознакомиться с правилами поисковика.

Другая возможная угроза — нецелесообразное внедрение микроразметки и снижение трафика из-за всплеска no-click поведения. Это вопрос приоритетов. Перед внедрением поймите, что для конкретного проекта важно: привлечение трафика или повышение узнаваемости и лояльности аудитории с помощью информативных ответов сразу в выдаче.

0
22 комментария
Написать комментарий...
Андрей Демьяненко

Не вводите в заблуждение  - это уже давно не новые форматы микроразметки. FAQ и HOWTO сниппеты анонсированы не "в последнем квартале" 2019 года, а во втором - 8 мая, если быть точными. Вот новость https://webmasters.googleblog.com/2019/05/new-in-structured-data-faq-and-how-to.html А QA сниппету уже вообще больше двух лет — его анонсировали 3 дек. 2018 года. Вот новость https://webmasters.googleblog.com/2018/12/rich-results-expands-for-question.html Проверяйте информацию перед написанием статей, это не сложно. 

Ответить
Развернуть ветку
Nimax
Автор

Андрей, вы правы! Поправили. Обычно перепроверяем, но тут пропустили, спасибо, что заметили!

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Концаренко

Можете подсказать, почему в Google название нашего сайта пишется как VC.ru? Видно на обложке статьи как раз это. Уже все варианты перепробовали — везде с маленькой указано, но Google всё равно с большими буквами пишет.

Ответить
Развернуть ветку
Nimax
Автор

Филипп, спасибо за вопрос! 
Обратите внимание, что в коде для title применяется метод toUpperCase(), который и изменяет символы в строке из нижнего регистра в верхний.

Ответить
Развернуть ветку
Igor' Shulezhko

там не поэтому показывается VC.ru

тут ответили уже
https://support.google.com/webmasters/thread/25638948 

Ответить
Развернуть ветку
Лариса Мусалаева

Да, это автор статьи (я) поинтересовалась у официальной поддержки, с чем это может быть связано. Ни один ответ, тем не менее,  не сводит все к одной конкретной причине. Но стало яснее, на что можно обращать внимание.

Спасибо за интерес к теме.

Ответить
Развернуть ветку
Igor' Shulezhko

у гугла нет поддержки по поиску

Ответить
Развернуть ветку
Лариса Мусалаева

Я не употребляла связку «поддержка по поиску», и ,тем не менее, у Google есть официальная поддержка широкого профиля и по конкретным продуктам. Возможно, вы называете это по-другому. 

Ответить
Развернуть ветку
Igor' Shulezhko

вы написали "Да, это автор статьи (я) поинтересовалась у официальной поддержки"

и то, куда вы обратились (форум) - это не поддержка. 
для вебмастеров НЕТ поддержки

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Концаренко

Спасибо! ♥️

Ответить
Развернуть ветку
V F

Я просто мимо проходил, но стало интересно. Судя по всему, это просто магия гугла, нашел следующий случай: https://www.google.com/search?q=site:gg.ru

Там в выдаче для разных поддоменов сайта добавляется разное название сайта: либо gg.ru, либо GG.Ru, причем метатегов нет вообще никаких.
Посмотрел еще разные случаи с указанными метатегами, там тоже никакой явной взаимосвязи нет, названия сайтов добавляются как попало.
Но возможно решение для вашего случая следующее: добавить в названия самих страниц "- vc.ru", например "Новые форматы микроразметки Google за 2019 год - vc.ru" , потому что в таком случае, судя по всему, гугл не станет уже заниматься самодеятельностью и оставит заголовок как есть.
Кстати, автор статьи не на то вам указал, toUpperCase() используется в функции, которая не имеет отношения к заголовку :)

Ответить
Развернуть ветку
Nimax
Автор

Google может экспериментировать с выдачей, но не может менять регистр просто так, без опоры на какие-либо данные. Без доступа к сайту и вдумчивого анализа сложно разобраться в чем дело, мы лишь делаем предположения.

Вполне могут влиять настройки шаблонов метатегов для страниц сайта (судя по выдаче для разных разделов они настроены по-разному).

Также для Google, например, большое значение имеет количество упоминаний компании в интернете — реферальный трафик. Вполне возможно, что если большая часть пользователей ссылается на сайт, прописывая ссылку в заглавный вариант VC, Google считает такой вариант более релевантным.

Ответить
Развернуть ветку
V F

Под этим и подразумеваю магию, не какие-то конкретные алгоритмы, на которые владелец сайта может повлиять, а набор факторов, на основе которых можно только догадываться.
Скорее всего, там вообще задействован ML и даже представители гугла не смогут однозначно сказать, почему выдача сформирована именно так. Но это мои предположения, я вообще никак не связан с SEO и т.д. :)

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Розанова

не встречала такой самодеятельности у Google, только путаницу в шаблонах из админки. подскажите, а что тогда формирует функция тайтл, если не тайтл? *тоже мимо проходила*

Ответить
Развернуть ветку
V F

В ответе автора речь идет о JS коде, функция называется __CHRONOLOGY, а title - это ее параметр, эта функция используется разработчиками vc для своих нужд и с метаданными никак не пересекается, поэтому связи с поисковой выдачей нет никакой)

Ответить
Развернуть ветку
Саша Миронюк
 с помощью нового HTML-атрибута «data‑nosnippet» для блоков span, div и section.

а в примере ниже тег <p> стоит...для наглядности наверно стоило использовать данные теги?
Я правильно понимаю,  тег <p> может быть внутри div/span/section? Будет ли работать data-nosnippet для тега <p> внутри этих тегов?

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Lapenkov

В статье некорректный пример с тегом p, атрибут data-nosnippet по спецификациии гугла работает только для span div и section. 

Девочки из Nimax только инфографику норм делают...

Ответить
Развернуть ветку
Лариса Мусалаева

Здравствуйте! Спасибо за справедливое замечание насчет наглядности. С опорой на справку Google - http://prntscr.com/qnvc3j, можно предположить, что data-nosnippet сработает и для вложенных тегов типа <p>, хотя они и не являются специфичными элементами. Прямого указания на работу с обычными вложенными тегами в справке нет. А вот, например, в случае со вложенными структурированными данными data-nosnippet  не сработает - http://prntscr.com/qnvf7y. Думаю, самое верное - проверить экспериментальным путем. 

Ответить
Развернуть ветку
Петр Смирнов

Если вопрос задается пользователем, а ответ дается владельцем сайта (эксперт по теме сайта), то ни одна из микроразметок упомянутых в статье не подходит?

Ответить
Развернуть ветку
Nimax
Автор

Пётр, спасибо за вопрос!

Тип микроразметки будет зависеть от формата, в котором вы размещаете контент на сайте.

Вы можете использовать формат микроразметки FAQ, если на вопросы отвечают исключительно эксперты-владельцы сайта, а сами вопросы и ответы затем публикуются в виде списка. Например, вы получаете вопрос от пользователя из формы на сайте или по электронной почте и отвечаете ему также на электронную почту, а затем просто публикуете готовую связку контента "вопрос-ответ" на странице сайта, чтобы предвосхитить аналогичные вопросы от других пользователей. 

Если же диалог ведется на сайте в формате UGC, например, на форуме, где пользователи могут задавать вопросы, но при этом не могут на них отвечать (отвечают только эксперты-владельцы сайта), применить какой-либо тип микроразметки не получится. Официальная справка четко указывает на такие ограничения. 

Если вы только планируете начать публиковать ответы на вопросы пользователей, лучше сразу сделать это с учетом требований Google к конкретным форматам.

Ответить
Развернуть ветку
Green
 Прописывается в коде так: name=«robots» content=«nosnippet»>.

угловые скобки в коде? ну-ну..

Ответить
Развернуть ветку
Green

в блоке Микроразметка FAQ даны примеры разметки на сайте в формате JSON‑LD и в формате микроданных, но скриншоты оба для JSON‑LD.

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Раскрывать всегда