Как извлечь пользу из апдейтов Google: кейс по продвижению интернет-магазина биодобавок

Если хочется не запасаться успокоительными в период очередных алгоритмов нужно научиться читать между строк и адаптировать стратегию. Наш специалист, Татьяна Дребот, подготовила отличный кейс о "сложной" тематике в нише медицинских товаров.

На многие сайты YMYL-тематик последние обновления основного алгоритма Google повлияли пагубно, в результате чего у них просел трафик. Однако в этой ситуации важно не количество урезанного трафика, а его качество. В этом кейсе мы расскажем, как увеличили трафик и доход с сайта в 3 раза, и о том, как правильно выбранный подход к продвижению помог сохранить прибыль после очередного обновления алгоритма.

Информация о проекте

  • Тематика: биодобавки для интимного здоровья.
  • Регион: Москва.
  • Период продвижения: с октября 2018.

Основное направление сайта – продажа биодобавок для повышения потенции и возбуждающих средств для женщин.По сути, сайт не продает товары, являющиеся лекарственными препаратами. Согласно определению ст. 1 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», биодобавки – это добавки, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов. При этом, с точки зрения поисковых систем, интернет-магазины, продающие БАДы, считаются медицинскими и ранжируются в поиске вместе с интернет-аптеками. Это накладывает на сайт определенные обязательства и требования, которым необходимо соответствовать.

Перед началом работы с проектом и в первые месяцы продвижения обнаружился ряд особенностей ниши, которые следовало учитывать при работе.

Основные из них:

  • Характер запросов.

При сборе семантического ядра для подобных сайтов важно анализировать не только запрашиваемость, но и степень коммерциализации выдачи.

Один из приоритетных запросов – “препараты для потенции” – является полукоммерческим. Выдача по запросу смешанная в обеих поисковых системах, и преобладают информационные сайты. Аналогичная ситуация наблюдается по большинству запросов.

При анализе сайта и конкурентов мы выявили, что основную долю трафика приносят карточки товаров. Часть из товаров, представленных в каталоге, имеют большую запрашиваемость, чем основные запросы для категорий. Например, “капсулы саймы”.

​Запросы на карточки товаров на момент старта работ
  • Характер выдачи.

Основные конкуренты в выдаче – информационные сайты, агрегаторы аптек и товаров (например, tiu.ru), интернет-аптеки и интернет-магазины.

При этом чаще преимущество в выдаче отдается именно агрегаторам аптек и товаров по коммерческим запросам, а также информационным сайтам и агрегаторам аптек по смешанным запросам.

Значительная часть сайтов этой ниши имеют похожий стандарный дизайн, структуру страниц и каталог, поэтому с точки зрения пользователя они практически не отличаются друг от друга и не внушают доверия.

  • Категория сайта.

С точки зрения поисковой системы Google сайт следует относить к категории YMYL (Your Money or Your Life, пер. “ваши деньги или ваша жизнь”). В нее включаются ресурсы, которые потенциально могут влиять на здоровье и финансовое благополучие пользователя. Для таких сайтов Google применяет высокие стандарты качества при оценке. Подробно они изложены в руководстве для асессоров Google и в нашей статье.

Таким образом, перед началом работы с проектом мы ставили следующие задачи на первые этапы продвижения исходя из особенностей тематики:

  • Сбор семантического ядра, анализ степени коммерциализации выдачи по запросам.
  • Переработка структуры сайта, создание новых категорий.
  • Выявление приоритетных карточек товаров и подбор запросов для них.
  • Работа над содержанием страниц с учетом требований к YMYL-сайтам.

Также учитывались особенности проекта:

  • Устаревший дизайн.
  • Нелогичная с точки зрения пользователя структура.
  • Необходимость вывести из ассортимента несколько категорий товаров (в связи с желанием клиента отказаться от продажи сопутствующих товаров и сосредоточиться только на основных категориях).
  • Неуникальный контент на части карточек товаров.
  • Плохая динамика наращивания ссылочной массы, “мигание ссылок” и удаление части ссылок (ранее сайт продвигался временными ссылками, а затем они были сняты).

Основная цель продвижения – увеличение числа продаж и дохода сайта с поискового трафика. Почти всегда.

Какие работы были проведены

В первый месяц работы были решены все технические проблемы на сайте, реализован новый дизайн и переезд на другую CMS. В результате мы получили современный сайт с удобной структурой страниц и каталогом и, что самое главное, не похожий на своих основных конкурентов.

Также собрали семантическое ядро для категорий, подкатегорий и карточек товаров с высокой запрашиваемостью. На основании семантического ядра была практически полностью переделана структура, созданы новые категории.

Выделим некоторые работы в последующие месяцы, которые повлияли на результат.

После редизайна программист реализовал на сайте умный фильтр с возможностью выбора страны-производителя, формы выпуска товара и действия (возбуждающее, пролонгирующее, успокаивающее и т. д.). С точки зрения пользователя фильтр оказался полезен, а вот для SEO – нет.
После его внедрения мы получили десятки дублей и малоинформативных страниц (привет разработчикам), которые в дальнейшем пришлось закрывать от индексации, удалять и переделывать фильтр. Изначально такие страницы были убраны в основной категории, что привело к росту позиций в Яндексе:

В дальнейшем фильтр доработали по всем категориям, где он был внедрен.

Важный этап – работа с карточками товаров. Сначала были выделены карточки товаров с высокой запрашиваемостью, которые не приносили трафик. Далее на них проводилась on page оптимизация:

  • уникализация контента и проработка его структуры (появились блоки “показания”, “состав”, “инструкция по применению”, “противопоказания”);
  • работа с коммерческими факторами и продающими триггерами (добавлены блоки “похожие товары”, “с этим также покупают”, акционные наборы, скидки);
  • работа с триггерами доверия (добавлены сертификаты, информация о производителе).

Мы также проработали факторы ранжирования для YMYL-проектов, что позволило сделать сайт более информативным и увеличить число транзакций с сентября 2019 года.

Кроме того, мы создали блог, чтобы захватить в ядро часть смешанных запросов с преимущественно информационной выдачей.

Проводились работы и по выравниванию роста ссылочной массы, так как ранее проект продвигался временными ссылками, которые затем были сняты:

В итоге удалось восстановить положительную динамику роста ссылочной массы.

Результаты

Постепенный рост трафика начался через 4 месяца после начала работ.

До декабря 2019 года график роста выглядел следующим образом:

При этом значительный толчок начался с июня 2019 года – после одного из апдейтов Google. Тогда мы стали получать значительную часть трафика по смешанным и информационным запросам благодаря двум категориям.

Поэтому главным показателем эффективности работ был рост конверсий и дохода, так как на проектах смешанной тематики часть трафика всегда будет информационной. Такой трафик можно получить за счет блога, например, однако даже если добавлять коммерческие элементы в блог, большинство запросов будут неэффективными с точки зрения роста конверсий.

Динамика дохода с сайта (только поисковый трафик) с момента начала работ выглядит следующим образом:

С момента начала работ удалось увеличить доход сайта с поиска в 3,3 раза без увеличения ассортимента (а также в условиях постоянного исключения продаваемых позиций из каталога).

На момент старта работ основной доход и трафик приносила контекстная реклама.

С сентября 2019 года контекстную рекламу отключили для ряда товаров, так как поисковый трафик оказался более эффективным с точки зрения конверсий и дешевым:

Влияние на сайт January 2020 Core Update и дальнейшая стратегия

13 января 2020 года Google выкатил очередной апдейт основного алгоритма, который затронул большинство YMYL-сайтов. И наш проект впервые потерял трафик вследствие апдейта:

За первую неделю трафик уменьшился в два раза и по факту вернулся к значениям с июля 2019 года.

Как показал анализ, основная просадка наблюдается по категориям, которые получили резкий рост после апдейта в июне 2019 года. По сути, сейчас для сайта идет откат июньских изменений.

Однако такое падение не оказалось критичным. Доход в результате снижения трафика не уменьшился, что видно на графике.

​Доход за последние три месяца – за месяц до и два месяца после апдейта

Просадка по категориям, которые резко выросли в июне, составляет 5-7 позиций, по другим категориям – 0-3 позиции.

Как показывает практика работы с проектами, которые проседают после апдейтов Google, часто сайты возвращают свой трафик резким скачком после очередного апдейта, и возврат может происходить вообще без каких-либо действий со стороны вебмастера или оптимизатора. В данном случае необходимо анализировать рост после нескольких апдейтов, так как после очередного изменения алгоритма сайт может снова терять трафик.

В случае с данным проектом просадка по трафику не повлияла негативно на доход. Основные запросы, по которым идет просадка, – смешанные и информационные.

Большинство сайтов, которые повышают и понижают трафик вследствие апдейта (или трафик колеблется вверх-вниз от апдейта к апдейту), имеют множество информационных запросов в ядре (например, в блоге или из-за особенностей тематики). В случае с нашим проектом это и особенности тематики, и увеличение количества статей в блоге.

На данный момент падение трафика прекратилось, и мы замечаем постепенный рост трафика из поисковой системы Google за счет приоритетных страниц.

Детализация по неделям

На данном этапе идет обсуждение вопроса о расширении ассортимента и структуры сайта за счет добавление новых позиций. Это позволит получить толчок к росту трафика из Яндекса и Google, а также увеличить доход, так как сейчас происходит стагнация трафика из Яндекса и дохода.

В целом, с начала работ удалось увеличить трафик сайта в 3,3 раза (на текущий момент, без учета пиковых значений до апдейта), а также доход из поиска в 3,3 раза.

Выводы

Продвижение сайтов YMYL-тематик сейчас часто осложняется в связи с регулярными обновлениями основного алгоритма Google. Именно поэтому при работе с ecommerce-проектами приоритет должен быть направлен на коммерческие запросы, так как трафик по информационным и смешанным запросам редко положительно влияет на доход.

  • Фокусируйтесь на "денежных" запросах;
  • Работайте с карточками товаров как можно глубже;
  • Снижайте риски падения видимости по базовым параметрам.

Всем конверсий, трафика и позиций. Спасибо за внимание!

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Чайка О.

Отличный кейс. Недавно собирала СЯ по БАДам, поэтому читала с особым удовольствием. 
Вы пишете, что добавили в карточки блоки: “показания”, “состав”, “инструкция по применению”, “противопоказания”. То есть сделали поТОПу,  а там текста довольно много. У вас примерно так же? 

Ответить
Развернуть ветку
Tanya Konovalova

Спасибо!

По карточкам товаров - для приоритетных с высокой запрашиваемостью 3-5 тыс. символов, для не приоритетных 1000-2000 символов.
По приоритетным - часть дополнялась текстом для увеличения объема, часть заново писалась, при анализе учитывались в основном конкуренты интернет-магазины и аптеки (инфо. страницы в учет не брали)

Ответить
Развернуть ветку
Dima Zemlanov

у меня через апдейт постоянно скачет рейтинг страниц (запросов). не пойму их логики. но стаття хорошая!!!

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Кравченко
Автор

Подкрутка значимости факторов скорее всего.

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Димка Добрый

Что у вас там с доходом в апреле произошло? 
Что за цифра 100 000 259 974 

Ответить
Развернуть ветку
Tanya Konovalova

чем больше редакторов - тем больше вероятности, что попадут скриншоты с ошибкой)

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Li

Может в феврале не упали доходы изза 14 апр и 8 марта, а покажет март уже более ясную картину?

Ответить
Развернуть ветку
Станислав

Привет. В ходе изучений (только Гугл), я логику, пока не понимаю. Есть два сайта, пока на примере одного crispy.ua. Рост с декабря 2019, если смотреть по ахрефсу. По ссылочному я ничего не вижу особенного, но факт. (ссылочное учитывать только до января). Если у кого будет время, может скажет, на что обратить внимание.
И другой - cosmic.net.ua. (тоже от апдейта хорошо идёт). 

Ответить
Развернуть ветку
Tanya Konovalova

cosmic.net.ua - рост вряд ли именно от обновлений алгоритмов core updates, о которых мы говорим. У сайта нет скачка в видимости, что всегда бывает при таких апдейтах. Есть скачек в количестве ключевых фраз в ноябре - в то время был апдейт, но не обновление основного алгоритма, его называют Google November Update 2019. Тогда вебмастера жаловались, что в выдаче появилось много нерелевантных результатов и вредоносных сайтов. Скорее всего, у сайта пошел трафик по нерелеватным запросам. По январскому апдейту 2020 в ахрефс есть рост, по серпстат нет - тут нужно уже в аналитику смотреть

 https://crispy.ua/ - а вот тут уже явное влияние апдейтов основного алгоритма. Мне кажется, опять же, из-за смены релевантности. Тематика актуальная, с постоянно повышающимся спросом, у сайта много запросов, связанных с карточками товаров. Это коммерческие, в основном, и очень мало информационных запросов (обратите внимание на структуру - нет отдельных урлов для лишних категорий по типу "Уход за лицом", "Очищение", нет блога - значит меньше смешанных и инфо запросов в ядре, из-за которых как раз и идут скачки спад/рост после апдейтов).

Ответить
Развернуть ветку
Станислав

Здравствуйте.
Спасибо за время, что потратили. Как пример https://crispy.ua/uhod-za-litsom то есть в индексе все есть.site:crispy.ua и дальше смотрим. 
Ноябрь - декабрь 2019 обновление у гугла - это больше ссылки или текст? Ваше мнение.
Потому что если сравнивать эти два проекта по ахрефсу, у Космик очень много доменов против Криспи. Если мы говорим за ссылки.
Если сравнивать текст, тогда у Космик по производителям идут мини портянки. 
По карточкам. Если смотреть ахрефс топ страницы каждого сайта, то там в основном дают трафик главная и категории (страницы бренды). Товарка как обычно в нише до 20 процентов даёт, при условии, что сильный бренд. (Попадает в топ-3 минимум).

Ответить
Развернуть ветку
Vadim M

Доход это выручка или чистая прибыль?

Ответить
Развернуть ветку
Tanya Konovalova

Данные только о выручке с e-commerce

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда