SEO Driven Development: как разработать сайт сразу с учетом SEO

Рассказывает Екатерина Астахова, IT Project manager DD Planet

Как выглядят основные этапы разработки сайта? Обычно все начинается с определения целей, задач и анализа целевой аудитории. Далее разрабатываются прототип и дизайн-макеты, создается сайт, проходит тестирование и запуск. И в большинстве случаев только после этого задумываются о развитии и продвижении сайта.

С первого взгляда такая последовательность кажется логичной, но в реальной жизни данный формат уже не работает. Давайте разбираться, почему. То, что продвижение сайта скромно стоит на последнем месте, в корне неправильно. SEO-специалиста необходимо подключать ДО разработки сайта, а не после.

SEO Driven Development, или Мы пойдем другим путем

Если идти по классическому пути, перед стартом работ по SEO выяснится, что сайт нужно полностью переделать, а это дополнительные деньги, время и нервы. Почему так происходит? Видение сайта у владельца бизнеса, разработчиков и дизайнеров не всегда совпадает с желаниями реальных пользователей и, тем более, с требованиями поисковых систем.

Работа с возражениями

На этапе разработки сайта часто не совсем очевидно, зачем нужно SEO. Вы можете сказать: «Позвольте, но нам необходим просто сайт, а не продвижение, зачем привлекать к разработке дополнительного специалиста, ведь это повлечет увеличение сроков и стоимости проекта!».

Во-первых, вы можете задуматься о необходимости продвижения сайта в дальнейшем.

Во-вторых, требования к разработке со стороны SEO в 2020 году можно отнести к категории must-have – в основном, это рекомендации по технической части, удобству (usability) и адаптивности.

Понятие SEO Driven Development

В разработке сайтов популярны методологии BDD (Behavior-driven development, дословно «разработка через поведение») и CDD (Customer Driven Development или клиентоориентированная разработка). SEO Driven Development не существует как отдельная методология, но понятие вполне имеет место, и мы в DD Planet надеемся на его скорейшую популяризацию. Наравне с BDD, где основная идея – совмещение интересов бизнеса или продукта с техническими требованиями, – разработка с учетом SEO-оптимизации показывает себя весьма эффективно и идеально справляется с основной целью бизнеса – продавать.

При этом описывать пользовательские истории (User Story) для команды разработчиков с учетом SEO можно, опираясь на спецификации BDD, согласно устоявшейся структуре. Например:

Как SEO-специалист, я хочу иметь возможность задавать кастомные мета-теги для отдельных подкатегорий товаров на сайте.

Резюмируя. Помимо дизайнера, программистов и верстальщиков, уже на стадии разработки необходимо подключить грамотного сеошника. Выгода: готовность сайта к продвижению уже со старта, предотвращение возможных ошибок и создание необходимой функциональности.

На каком из этапов разработки, указанным выше, нам потребуется привлекать толкового SEO-специалиста? Правильным ответом будет – на всех!

Ресурсы. Кто должен отвечать в целом за проект?

В качестве лирического отступления. Мы в DD Planet приверженцы гибкой методологии разработки проектов и классических ролей – Product Manager (Product Owner) и Project Manager (Account Manager).

Владелец продукта (Product Owner/Product Manager) – это человек, который отвечает за видение конечного продукта и его ценности для пользователя. Продукт имеет фокус на определение цели сайта. Компетенция владельца продукта – ответ на вопросы: что делать и какой продукт создавать исходя из понимания конкуренции, предметной области, общения с заказчиком и интересов конечных пользователей.

Проджект же (Project/Account Manager) фокусируется на процессе, и его задача – понять, с кем делать, в какой последовательности, как делать и когда. Другими словами, проджект интерпретирует запросы, поступающие от бизнеса и продукт-менеджера, в задачи для технических специалистов.

Ответом на вопрос – кто должен отвечать за разработку – будет стандартная связка из менеджера проекта и менеджера продукта, но ни в коем случае не SEO-специалист.

И швец, и жнец, и на дуде игрец

Если смотреть на этапы, предваряющие собственно разработку сайта, может показаться, что часть работ лежит вне компетенции SEO-специалиста и проходит на стыке разработки и маркетинга, однако в действительности трудно представить грамотного сеошника, не разбирающегося в основах web-разработки, аналитики и UX-дизайна.

Основные этапы работ

Весь процесс SEO Driven Development можно разделить на 8 основных этапов. Ниже рассмотрим их подробнее.

1. Анализ ниши, целевой аудитории и конкурентов

Для начала необходимо определить для каждого продукта или услуги:

  • что мы продаем / какие услуги оказываем;

  • кому;

  • какова ценность продукта/услуги;
  • аналоги на рынке;
  • УТП (уникальное торговое предложение).

На данном этапе SEO-специалист совместно с менеджером продукта изучают входящий бриф от заказчика. Важно понять цели, основные направления деятельности компании, приоритетные в продвижении регионы, товары и услуги заказчика и их особенности на рынке.

Примеры из практики

Конкурентный анализ в рамках SEO бывает нескольких типов. Ниже для примера приведен анализ по источникам трафика для сайта службы доставки и распределение конкурентов по топ-10 в тематике туризма для сайта известного туроператора.

Конкурентный анализ – сводная таблица по источникам трафика:

Распределение сайтов в топ-10 по высокочастотным запросам тематики туризм:

2. Построение структуры

На этом этапе происходит сбор и кластеризация семантического ядра. Собранные запросы распределяются для продвижения по категориям. Важно учитывать не только общность групп запросов, но и их интент (цель, что именно хотел увидеть пользователь, набирая тот или иной запрос в поисковике). Разный интент требует разных посадочных страниц.

Классификация запросов по типу интента:

  • Информационные (статьи, обзоры, аналитика).
  • Навигационные (конкретный бренд, торговая марка, определенный сайт, геолокация).
  • Транзакционные (коммерческие).

Примеры из практики

Распределение по типам страниц для запросов кластера «Карты рассрочки» для сайта www.vbr.ru:

Страница сайта должна быть релевантна интенту запроса. На основе полученных данных после сбора и кластеризации семантики выстраивается будущая структура сайта, прорабатываются разделы, категории, вид карточки товара, а также выявляется необходимость в дополнительных информационных страницах:

  • Блог/Статьи
  • Вопросы и ответы
  • Отзывы
  • Консультации
  • Галерея
  • и др.

Определение интента вручную – достаточно сложная и ресурсоемкая задача. Для этого нужно каждый запрос прогнать вручную отдельно для Яндекса и Google, проанализировать выдачу, учесть контекст поискового профиля. Проще всего проверить интент запроса при помощи специального инструмента в арсенале сервиса «Пиксель Тулс».

Структуру сайта можно составить в виде MindMap (карта смыслов). Разработка MindMap визуально помогает определиться с основными страницами и типами шаблонов на будущем сайте. Например, можно спарсить структуру у конкурентов при помощи специального инструмента, так называемой «лягушки» – Screaming Frog SEO Spider.

Пример из практики: MindMap для сайта по оборудованию «умных домов»

Задача SEO-специалиста: распределить собранные кластеры по страницам, продумать «дерево запросов», понять, как именно создать структуру и навигацию, как пользователи будут искать сайт.

3. Прототипирование

На основе данных, полученных после анализа конкурентов, составляются прототипы для дизайнеров. Для SEO характерно общее правило бенчмаркинга, когда «лучшие» в своем сегменте проекты задают правила «успешности». Тем не менее, стоит смотреть не на вообще всех конкурентов, а только на «похожих» (наиболее близких по формату). Например, не имеет смысла сравнивать сайт одного производителя и крупный агрегатор с предложениями разных компаний.

Как создаются прототипы

На этапе прототипирования продумывается навигация и взаимодействие пользователя с сайтом. Исходя из семантики, выстраиваем макет идеальной посадочной страницы, попав на которую, пользователь получит максимально полный ответ на свою потребность.

Пример из практики:проработка посадочной страницы услуги «Доставка документов» для сайта службы доставки.

На примере услуги «Доставка документов» регион «Москва».

В настоящий момент услуга включена в пакет – классическая доставка.

Это не совсем верный подход, так как существует список запросов, относящихся конкретно к услугам по доставке документов – значит, их логичнее объединить в кластер и вынести в структуре отдельной страницей.

Согласно пользовательскому спросу видим:

Интересны для анализа следующие моменты:

  1. Акценты по спросу.
  2. Отдельная услуга, схожая по интенту с основной.
  3. Справа идут запросы-подсказки. Это наиболее частые запросы от пользователей в рамках введенных ключевых слов. Все они относятся к вакансиям: люди ищут работу курьером. Это говорит о необходимости проработки раздела с вакансиями.

Полученная семантика

Акценты по спросу

На изображении выше красным и зеленым цветом выделены так называемые «акценты по спросу» – в нашем случае это запросы вида:

По интенту запросов становится ясной необходимость проработки различных вариантов по тарифам услуги. Объединив близкие по значению запросы «экспресс» и «срочная», мы получаем тариф №1 – срочная доставка. Решим, что для такого города, как Москва, срочная – это 3 часа. Два других схожих запроса: «за день» и «быстрая» объединим в тариф №2 – для Москвы это доставка до 5 часов.

Отдельная услуга в рамках текущей семантики

Обратите внимание на запрос: Печать документов с доставкой

Интент: Пользователь хочет загрузить документы со своего устройства, заказать услугу печати данных документов с доставкой в последствии на дом. Варианты: ксерокопия паспорта, печать дипломной или курсовой работы.

Отдельная услуга в рамках кластера – очень хороший пример того, что на первый взгляд неочевидно и скрыто без детальной проработки семантики SEO-специалистом.

Запросы, лежащие «под» запросом «Печать документов с доставкой»:

Итак, проработав семантику, распределив запросы по группам, можно предположить, что именно хочет увидеть пользователь на посадочной странице. Это могут быть тарифы, информация о времени доставки, возможность отслеживания, выбор удобных для доставки времени и даты. Структуру посадочной страницы отразим схематично в прототипе – получится своеобразный Landing Page в рамках одного домена.

Прототип страницы «Курьерская доставка документов по Москве»

Вывод: проработка и прототипирование структуры посадочных страниц в соответствии с ожиданиями и потребностью пользователя помогут улучшить usability, снизят процент отказов, что, в свою очередь, благоприятно повлияет и на продвижение сайта в целом.

4. Дизайн и верстка

Дизайн и верстку мы будем рассматривать единым фронтом работ, главное понять необходимость тестирования верстки непосредственно SEO-специалистом. Сеошник должен проверить:

  • верную навигацию, перелинковку;
  • наличие хлебных крошек;
  • наличие разводящих страниц;
  • присутствие и вид заголовков;
  • отсутствие верстки телефонов и email-адресов с помощью изображений;
  • доступность контента и прочее.

5. Программирование

На данном этапе в ТЗ для программистов SEO-специалисту важно описать основные логики и правила, например:

  • настройку редиректов;
  • принцип формирования карты сайта, мета-тегов, урлов и хлебных крошек;
  • микроразметку;
  • канонические страницы;
  • возможность размещения SEO-текстов;
  • создание дополнительных выборок, посадочных страниц

и так далее.

Микроразметка и SEO

Чаще всего для разметки используется специальный стандарт Schema.org, который создан и поддерживается самыми популярными поисковиками. Schema.org нужен для формирования расширенного сниппета и повышения релевантности страницы.

Виды микроразметки

Самыми распространенными видами микроразметки являются элементы, общие практически для любого сайта:

  • карточка организации;
  • блок «Контакты» на сайте;
  • хлебные крошки (навигационная цепочка);
  • товары и цены;
  • отзывы на товары или организацию.

Особняком идет разметка для социальных сетей OpenGraph (для соцсетей), у Твиттера своя разметка.

Проверить корректность микроразметки можно специальным валидатором:

Стоит отметить, что существует эффективная и простая в использовании альтернатива – формат JSON-LD. Поисковики прекрасно распознают JSON-LD, формат облегчает индексирование и повышает видимость сайта в поиске благодаря расширенным сниппетам. При этом JSON-LD совместим со Schema.org.

6. Подготовка контента

Пока сайт находится в стадии разработки, самое время уделить внимание проработке контента. SEO-специалист на основе семантического ядра и анализа конкурентов составляет ТЗ на тексты для копирайтеров.

Общие требования к контенту:

  • Для каждой страницы сайта должна быть возможность задать уникальный текст.

  • Размещение текста должно быть доступно любому человеку без специализированных знаний html при помощи удобного визуального редактора.

  • Текст доступен без открытия по клику/наведению, не прогружается асинхронно.

На данном этапе SEO-специалисту нужно:

  1. Выбрать приоритеты в продвижении и страницы под них.
  2. Провести анализ контента конкурентов.
  3. Сформировать ТЗ копирайтеру и контент-менеджеру.
  4. Составить контент-план.

Пример из практики:распределение статей на три категории для контент-плана туристического сайта.

Подготовка статей, новостей, аналитических материалов во время разработки не просто поможет наполнить сайт на начальном этапе, но и даст основу для контента на долгое время.

7. Тестирование

SEO-специалист подключается как на этапе тестирования ключевого функционала сайта после программирования, так и после финальной выкладки на бой. Тут совместно с менеджером проекта важно проверить:

  • Отсутствие дублирующихся страниц. Настроить 301 редирект, если доступны обе версии сайта с www, либо без www. Общие правила формирования урлов: каждый URL должен быть доступен либо со знаком «/» на конце, либо без него.
  • Кроссбраузерность.
  • Микроразметку.
  • Отображение сайта на мобильных устройствах.
  • Скорость загрузки контента.
  • Отсутствие 5** и 404 ответов сервера – таких страниц на сайте быть не должно.

  • Формирование карты сайта (она должна быть без ошибок. Все ссылки в файле должны отдавать код ответа «200». Карта сайта должна быть актуальной, в идеале – автообновляемой).
  • Наличие уникальных мета-тегов.

  • Закрытие личного кабинета, административной панели, корзины и других служебных страниц от индексации.
  • Соответствие верстки сайта стандартам и успешное прохождение валидации.
  • Разметку страниц: тегом rel=canonical – для дублей, страниц с фильтрами и пр.
  • Подключение SSL-сертификата.

8. Настройка аналитики, AMP и Турбостраниц

В зависимости от целей бизнеса SEO-специалист и менеджер продукта на данном этапе настраивают системы аналитики. Сюда входят такие работы, как установка счетчиков, добавление сайта в панели вебмастера Яндекс и Google, проверка корректности отработки целей, подключение систем сквозной аналитики и Call Tracking. В отдельных случаях: настройка чат-ботов, подключение технологий AMP (Accelerated Mobile Pages) от Google и Турбостраниц от Яндекс (Турбо и Амп страницы подключают в основном для информационных сайтов, например новостных ресурсов).

Схематично все цели для отслеживания в системах аналитики можно подразделить на три группы:

1. Взаимодействие/целевые страницы

  • Страница с услугами компании
  • Контакты
  • Заказ обратного звонка

2. Целевое действие/конверсия

  • Покупка товара
  • Положил товар в корзину
  • Скачивание прайс-листа
  • Оформление заказа

3. Вовлеченность

  • Заинтересованность пользователя: глубина просмотра, время на сайте, переход на похожие новости, статьи

Резюме

Подключение к проекту грамотного SEO-специалиста поможет подготовить сайт для дальнейшего продвижения, сэкономит время, деньги и, главное, нервы, так как не потребуется переделка только что созданного сайта. Кроме того, такой проект будет соответствовать предпочтениям пользователей – то, что они ожидают увидеть на сайте.

В случае с простыми сайтами влияние SEO на сроки и результаты разработки не так сильно, поскольку базовые аспекты учесть несложно. Если же речь идет о большом проекте и нестандартных решениях (стартапах, маркетплейсах и т.п.), SEO Driven Development может стать ключевым фактором, влияющим на развитие проекта.

Краткий чек-лист

И в завершение, приведем краткий чек-лист. Здесь он минимальный по пунктам, однако он поможет оценить, все ли учтено в рамках SEO Driven Development.

robots.txt

  • Технические страницы, страницы поиска, корзины, фильтрации закрыты для индексации атрибутом rel=nofollow или с помощью мета-тега noindex.
  • В файле указан путь к sitemap.xml.
  • Страницы пагинации НЕ закрываются атрибутом rel=nofollow, в robots.txt или с помощью мета-тега noindex.

Файл sitemap.xml

  • sitemap доступна по ссылке /sitemap.xml.
  • sitemap обновляется автоматически.
  • Для каждой ссылки указан параметр lastmod.
  • sitemap не содержит запрещенных к индексации страниц.
  • Число ссылок не превышает 50 000.
  • В xml карту включены все страницы сайта, открытые к индексации robots.txt и отдающие 200 код ответа сервера.
  • Исключены урлы, которые не нужно индексировать.
  • Кодировка UTF-8. В файле smap.xml в самой первой строчке перед<urlset xmlns="http://www.sitemaps.org/schemas/sitemap/0.9"> без отступов, пробелов и табуляции необходимо указать <?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?>.

Зеркала сайта

  • Нет технических дублей страниц: /index.php, /index.html, /index.htm, со слэшем, без слэша.
  • Стоит 301 редирект с HTTP на HTTPS для всех страниц.
  • Зеркала с WWW и без WWW склеены 301 редиректом.
  • Тестовые среды закрыты от индексирования.
  • Исключены поддомены, дублирующие контент основного сайта.

Использование метатегов

  • Сформированы шаблоны description и title для всех страниц.
  • Нет дублей title и description.
  • Нет пустых title и description.
  • H1 один на страницу.
  • H1 расположен в начале страницы, до тегов h2-h3.

Оптимизация URL

  • Динамические url (кроме страниц пагинации) отсутствуют и не анализируются для трафика.
  • Каждой странице соответствует единственный URL.
  • Нет лишних уровней вложенности.
  • Нет дублей ключевых страниц, настроены 301 редиректы.
  • Внешние ссылки закрыты с помощью атрибута rel=«nofollow».
  • Нет битых ссылок.
  • Нет ошибок сервера (ответ 5**) (404).
  • На странице 404 размещена информация о том, что страница, на которую зашел пользователь, не существует. Страница ошибки 404 имеет навигацию и выполнена в стилистике сайта. Код сервера для таких страниц должен отдаваться именно 404.
  • Настроен 301 редирект с версии сайта со / на версию без /.
  • Нет циклических ссылок.
  • Установлены канонические страницы (rel=canonical для дублей).
  • Наличие протокола https.

Оптимизация изображений

  • Прописаны alt и title.
  • Нет битых изображений, все изображения загружаются быстро.

Организация ЧПУ

  • URL должен состоять из понятных слов, а не из идентификаторов.
  • Построение URL должно быть по всему сайту одинаковое: только латиница, использовать только один вид разделителя – /_ и пр.
  • Длина не более 110 символов.
  • URL понятно отражают структуру сайта.
  • В URL не используются заглавные буквы.

Микроразметка

  • Разметка продуктовых карточек.
  • Разметка контактов.
  • Разметка главной.
  • Разметка хлебных крошек.
  • Open Graph разметка.
0
33 комментария
Написать комментарий...
Oleg lepilin

"Конкурентный анализ – сводная таблица по источникам трафика: "
когда вы собирали вот эти данные, какими источниками вы пользовались?

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Астахова

Здравствуйте, в данном случае использовался SimilarWeb

Ответить
Развернуть ветку
Максим Ктотов

Если в неком городе "Новое Пропердошкино" симиларвеб говорит, что не знает про трафик сайтов конкурентов, то что происходит?
Это я уже не говорю о том, что цифры плюс минус остановка, сравнивая даже по своему проекту.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Blinov

Скорее всего SemilarWeb или Alexa

Ответить
Развернуть ветку
Wera Ferat

А для полного сбора семантического ядра   используете кеу коллектор или пользуетесь бесплатными аналогами?

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Астахова

да - Key Collector и Just-Magic для кластеризации

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

"Пока сайт находится в стадии разработки, самое время уделить внимание проработке контента."
Всегда было интересно, от чего зависит порядок стадий. 
Я предпочитаю отдавать дизайнеру макет страницы с уже готовым текстом. Обычно структура страницы блочная, блоки можно переставлять. 

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Астахова

Тексты для типовых страниц можно отдать дизайнеру и сразу, но в итоговом варианте текстов же будет гораздо больше. Порядок стадий более зависит от порядка принятого в компании.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

1. "Порядок стадий более зависит от порядка принятого в компании." - это как деньги в тумбочке :)

Статья вроде бы о новом подходе в разработке сайтов, а на самом деле вы пишете о порядке, принятом в вашей компании. Это важный нюанс. Заявленная тема не раскрыта, а жаль.

2. Есть несколько вариантов участия SEO-специалиста в процессе создания сайта. Мой опыт в софтверных компаниях: постоянное присутствие сеошника в проекте имеет как плюсы, так и минусы. 
Оно имеет смысл, если это тот самый "грамотный сеошник",  разбирающийся "в основах web-разработки, аналитики и UX-дизайна".  А если его нет? Это же не означает отказ от разработки под SEO. И как тогда быть?

3. "Если смотреть на этапы, предваряющие собственно разработку сайта, может показаться, что часть работ лежит вне компетенции SEO-специалиста и проходит на стыке разработки и маркетинга" 

Если мы не считаем сеошника интернет-маркетологом, то и не ждём от него больше, чем СЯ, базовая оптимизация и т.п. 
Может, это мой негативный опыт, но SEO-специалист с множеством компетенций "на стыке" сложно воспринимается командой. Ну или он должен быть также хорошим дипломатом, постоянно вторгаясь в "чужие" сферы.
И да, уважающий себя сеошник должен иметь эти компетенции, но это не означает, что только он способен провести, например, анализ конкурентов. Опять возвращаемся к организации проекта (какие специалисты, их зона ответственности).

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Астахова

Спасибо за столь подробный отзыв.
Про порядок стадий в нашей компании я ответила вам исключительно в плане контента, вы не сможете запрограммировать сайт до верстки и дизайна. Этапы в статье описаны именно в том порядке, в котором они и должны быть.

Тема статьи - привлечение сео-специалиста до разработки сайта и во время разработки, на каких этапах и под какие задачи нужно данного специалиста привлекать, и данная тема раскрыта максимально подробно.

Каждый специалист занят своим делом, тот же анализ конкурентов проводится с точки зрения конкурентов в выдаче, с точки зрения seo. При грамотном делегировании задач никто не вторгается в "чужие" сферы.

На вопрос №2, думаю, ответ очевиден

Ответить
Развернуть ветку
Uzabila

Статья-оправдание или "за что я тебе бабки плачу, Катя?"... И почему статью про SEO пишет Project manager, а не шмео-специалист?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Uzabila

ахахаха, тот кто зарабатывает нормальные бабки - тупые статьи про какое-то там seo не читает и комментарии на vc не пишет, так что добро пожаловать в клуб нищебродов, понторез

Ответить
Развернуть ветку
Синди Катсс

хороший материал но зэказчик  о бычно просит это сделать бес платно

Ответить
Развернуть ветку
Василий Смирнов

Спасибо, весьма познавательно для базового уровня)

Ответить
Развернуть ветку
Dear Moscow,
Настроен 301 редирект с версии сайта со / на версию без /

А напомните, пожалуйста, в чём глубинный смысл этого манёвра?

А то я помню, что некоторое время назад на форумах вебмастеров шли обсуждения про наличие/отсутствие слэша в конце всех УРЛов (не только главной), но я уже подзабыл и доводы сторон, и к какому консенсусу пришли по этому вопросу.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Астахова

В данном случае это клиент хотел, чтобы URL были без закрывающего слеша, а дальше уже наша задача была в том, чтобы все варианты работали корректно. "к какому консенсусу пришли" лучше пусть расскажет сам Гугл https://webmasters.googleblog.com/2010/04/to-slash-or-not-to-slash.html

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Pasechnik

лол 

Ответить
Развернуть ветку
Lisa Tribunska

Речь идет о внутренних страницах, нам казалось, что это очевидно и всем понятно )

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Pasechnik

Ваш ответ наверное адресован не ко мне?) Я просто орнул с упоминания Чака Норриса

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Strelnikov

Без разницы со слэшом или без в конце.
Тут в другом смысл. 
Стоит во всех местах унифицировать, чтобы гугл/Яндекс однозначно поняли, какой вариант будет каноническим, и что ему держать в индексе. 
То есть грубо говоря, rel canonical, слэш-склейка и внутренние ссылки это рекомендации для поисковых систем, на основе которых он выберет каноническую страницу для себя. 
Поэтому выберите один вариант и используйте его везде

Ответить
Развернуть ветку
Максим Пряник

MindMap для сайта по оборудованию «умных домов» - очень хреновый мандмап. Камеры видеонаблюдения и видеонаблюдение это разные ниши, структура сделана ооочень поверхностно. По видеонаблюдению сильно больше разделов.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Астахова

MindMap всегда строится индивидуально для каждого сайта. В статье приведена карта для примера (не полная)

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Rubanyuk

Понравилась статья, зашел на сайт, в кейсах увидел сайт домодедово
https://www.dme.ru
WTF ?

Ответить
Развернуть ветку
DD Planet
Автор

Вячеслав, рады, что статья понравилась) Все верно, наша компания делала сайт аэропорта Домодедово.

Ответить
Развернуть ветку
Doco4ka

Когда редизайн то?

Ответить
Развернуть ветку
DD Planet
Автор

Работы над сайтом dme.ru велись в 2012-2016 годах

Ответить
Развернуть ветку
Beata Gamaliy

Можно ли сделать нормальное SEO для сайта на Tilda?

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Астахова

Почему нет, тут, скорее, вопрос в целесообразности использования именно Тильды под определенные сайты

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Баженов

Вполне. Tilda — самый адекватный конструктор для SEO. Для небольших сайтов услуг с невысокой конкуренцией и контентных проектов подойдет. Tilda конечно уступает полноценным CMS, но на некоторых проектах ее достаточно.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Куренев

А если тильду использовать для сайта небольшого производства кухонь и искусственного камня в Геленджике? Хватит ли для такой ниши SEO-возможностей тильды?

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Астахова

Хватит

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Баженов

Тильды будет достаточно.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Куренев

Спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
30 комментариев
Раскрывать всегда