Почему продвижение «по позициям» безнадёжно устарело

Каждый SEO-специалист и некоторые клиенты знают, что продвижение бывает «по позициям» и «по трафику». Это классическое понимание примерно из 2008 года до сих пор сидит в умах некоторых связанных с нашей сферой людей. Но оно безнадёжно устарело.

За последние несколько лет нам довелось подготовить сотни коммерческих предложений и продвигать десятки сайтов. И с каждым годом спрос на продвижение «по позициям» неизменно снижается. На это есть несколько причин:

  • Появились рекламные позиции. Даже вывод на первую позицию не гарантирует показ на первом скролле первой странице результатов поиска во многих коммерческих сегментах: всё занято рекламной выдачей
  • «Нулевая» позиция Яндекс и Google, занимающая значимую визуальную часть результатов выдачи также отодвигает любые органические результаты
  • Ни одна выведенная в топ (любыми методами) позиция сама по себе не заменит прирост конверсий

Все 3 пункта давно понимают многие SEO-специалисты и большинство клиентов: они или приходят к пониманию сами (проанализировав все варианты), или им это объясняет какой-то маркетолог/SEOшник, или это приходит после неудачного опыта. В конце концов, какая разница, какая у вас позиция, если трафик и лиды не растут?

У одного клиента из нашей практики несколько лет назад было навязчивое желание войти в топ-3 по определённым запросам. Никакие слова его не убеждали, хотя позиции сайта в целом были в районе топ-10, стратегическое развитие проекта мы видели иначе, но «клиент всегда прав», даже если не прав. Мы вывели сайт в топ-3 по нужным ему запросам, он закончил сотрудничество с нами, сказав, что добился всего, чего хотел.

Через несколько месяцев заказчик перезвонил и пожаловался, что продажи не выросли, хотя сайт так и остался в топ-3 по целевым запросам. После этого мы продолжили сотрудничество и развивали сайт уже для увеличения трафика и конверсий.

Последний аргумент, который якобы не утратил своей силы после всех нововведений поисковых систем и опыта оптимизаторов и заказчиков, – это увеличение узнаваемости. Если вы в топ-10, то вас чаще видят, запоминают и к вам приходят. К тому же, кто-то считает что это прозрачная метрика, и позиции "нашаманить" сложнее, чем трафик (крайне спорное утверждение с долей правды).

Но во времена, когда репутация и имидж бренда, отзывы и подача продукта играют столь большую роль, мало просто находиться в топ-10. Более того, это даже вызывает негатив: сайт постоянно мелькает в топ-10 по нужным вам запросам, но вы никогда не можете найти на нём нужной вам информации и каждое его появление перед глазами лишь вызывает раздражение и заставляет листать дальше - так бывает если сайт в топе вас уже не устроил, вы ищете по синонимичным/иным запросам и все равно видите всё тот же сайт в топе.

Всё сказанное выше никак не отменяет продвижения по позициям. Мы всё ещё составляем прогнозы позиций, работает по запросам, совместно с клиентом выявляем нужные нам для продвижения ключевики и выводим их в топ. Никакие изменения поисковых систем не отменяют того, что по сайтам в топ-10 всегда будут переходы и всегда сайт будет запоминаться.

В этой статье мы лишь хотлим напомнить, что позиции - не панацея, а работы «по позициям» должны идти без отрыва от проработки страниц, которые уже в топе, с работой на долгую перспективу и наоборот: решая срочные задачи и быстро адаптируясь не всегда с оглядкой только лишь на позиции.

Удовлетворение пользовательских потребностей и хорошее впечатление после посещения сайта, конверсии и дочитывания куда важнее, чем просто «присутствие» на первой странице SERP по запросам, где, порой, не так уж сложно выйти в топ.

«Главное участие» сказано явно не про топ SERP.

0
36 комментариев
Написать комментарий...
Lezhebokov

Возможно, я что-то где-то упустил, но я не увидел предложений о том, как нужно работать в итоге. Статья ради статьи? Статья ради лидов? - Честно, здесь нет экспертности и вряд ли она принесёт лидов. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Игоревич
Автор

Каких лидов? На просмотр незаполненного профиля?)

В итоге нужно не привязываться к позициям как единственной метрике оценки результата - моё мнение

Ответить
Развернуть ветку
Lezhebokov

Ок, что пошагово нужно сделать нам, как SEO-специалистам, чтобы было "правильно". Обычно в таких случаях говорят "Критикуешь - предлагай". Есть конкретные предложения или личный опыт работы с Заказчиками?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Игоревич
Автор

Тут я обычно вспоминаю, что следующая строчка в этой фразе "предлагая - делай" и в какие времена она была придумана.

Предложения и опыт есть. Но я не думаю, что я просто будучи вашим коллегой в праве вам советовать: вы без меня всё знаете. Мы просто стараемся отслеживать целевой трафик (в зависимости от проекта небрендовый или вместе с брендовым) и конверсии. Чтобы их увеличить делаем все "классические" работы с юзабилити, структурой, внешней оптимизацией и прочие.

Если какие-то не самые приоритетные запросы выпадают из топ-10 и общий % в топе снижается, но при этом трафик вырос и конверсии тоже (без влияний со стороны клиента, типа снижения цены) - всё окей. Если же топ-10 по Яндекс и Google растёт, но трафик приходит нецелевой и конверсии не растут - значит, что-то не так и надо анализировать, что именно не так, почему приходит нецелевой трафик.

А личный опыт показывает, что до сих пор заказчики (некоторые) говорят: хочу в топ, вот мои запросы - работаем только так; или "дайте запросы, хочу в топ, трафик и конверсии отслеживать и по ним мерить KPI не согласен".

И мне кажется это не совсем правильным. Я думаю, что это проигрышная ситуация для обеих сторон

Ответить
Развернуть ветку
Lezhebokov

Сергей, хорошо. Спасибо за ответ. 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Медведев

Позиции в поисковой выдаче - единственное "мерило" полезности сайта для пользователя. Поэтому свое мнение держите при себе. Есть куча народу авторитетное вас.
Если сайту лет десять и из них он по своим запросам в топе уже пять лет - сайт полезен для пользователей. А значит контент, удобство сайта, соответствуют ожиданиям пользователей. Все. Вашу "конверсию" можете похоронить. Или засунуть плашмя. Тем более, что это оооочень растяжимое понятие. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Дёмин

Я тебе может Щас Америку открою, но с такими рекламными позициями в Яндекс, которые 4 сверху, плюс к этому ещё карты и яндекс услуги какие нибудь и ещё какой нибудь дзен + кью то для некоторых ниш вообще путь только через рекламу. Скверно и противно товарищи, но от этого никуда уже не деться... 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Медведев

Ден, сколько бы ни было сервисов яндекса в выдаче, количество позиций органической выдачи на первой странице - 10. Не сталкивался я с другим. И стремиться есть куда.
Не везде правда нужно попадать на первую страницу)). В Питере, например, бытует мнение среди юзеров, что искать нужно на второй странице, а первую пролистывать. 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Дёмин

Это как в поисковике китайском. В байду. Там все куплено и умные китайцы ищут с 10-й страницы. Скоро и мы так будем. Как бы уже не пора бы... 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Игоревич
Автор

Расскажите эту чушь клиенту: "конверсии не растут, денег нет, зато вы в топе!"
Своё мнение буду писать пока не забанят, успехов

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav Kuzmin

Как с вами связаться? 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Медведев

Пишите))) только объясняйте обывателям, что значит "волшебное" слово, КОНВЕРСИЯ!!! 

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Заяц

спасибо, посмеялся от души. аргументирую.

"Даже вывод на первую позицию не гарантирует показ на первом скролле первой странице результатов поиска" - такое могут сказать только те, кто сидит на дешевых мониторах с разрешением 1366х768 и ниже. лет 8 назад примерно то же самое говорили те, кто сидел на пузатых мониторах 800х600. и где они теперь?

"Ни одна выведенная в топ (любыми методами) позиция сама по себе не заменит прирост конверсий" - крайне спорный вопрос, поскольку у 90% сайтов основная доля трафика идёт именно из поиска (даже без учета рекламного).

"Мы вывели сайт в топ-3 по нужным ему запросам, он закончил сотрудничество с нами, сказав, что добился всего, чего хотел." - вот только список этих запросов Вы не показали. 

"Более того, это даже вызывает негатив: сайт постоянно мелькает в топ-10 по нужным вам запросам, но вы никогда не можете найти на нём нужной вам информации и каждое его появление перед глазами лишь вызывает раздражение" - ни разу не встречал такого. а если такое явление и имеет место быть, то претензии надо предъявлять:
- поисковым системам;
- тем людям, которые столь бездарно продвигают сайт.
ну и плюс к этому, такие сайты в ТОПе надолго не задерживаются.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Игоревич
Автор

Аргументирую аргументы:

"такое могут сказать только те, кто сидит на дешевых мониторах с разрешением 1366х768 и ниже"

Проверено на мониторе в 24 дюйма. Удивительно, но не у всех огромные мониторы.

"крайне спорный вопрос, поскольку у 90% сайтов основная доля трафика идёт именно из поиска (даже без учета рекламного)"

Это неправда. Органика приносит, по моим наблюдениям, 30-50 процентов траифика. Остальное - прямые заходы, реклама, соцсети - если говорим о современных сайтах. Статистику специально не ищу, если найдёте про 90% поискового - поделитесь, почитаю, у меня её нет, по наблюдениям как есть описал выше

"вот только список этих запросов Вы не показали"

это правда

"- ни разу не встречал такого. а если такое явление и имеет место быть, то претензии надо предъявлять:
- поисковым системам;
- тем людям, которые столь бездарно продвигают сайт.
ну и плюс к этому, такие сайты в ТОПе надолго не задерживаются."

Отчасти правда, но в топе всё равно бывают сайты вообще не ориентированные на интент, просто имеющие место в топе из-за других факторов. Кидать претензии поисковым системам - можно, но эффективность от этого мне кажется не очень высокой, они под одну жалобу алгоритм не переделают

А кидать претензии тем, кто продвигает, странно: они охватывают максимальную воронку и делают это успешно, сайт у них, допустим, гигант с брендовым именем, их-то за что? им повезло и они поработали. К выдаче претензии смотрятся логичнее

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Заяц

"Проверено на мониторе в 24 дюйма. Удивительно, но не у всех огромные мониторы." какое бть отношение диагональ имеет к разрешению?

"если найдёте про 90% поискового - поделитесь, почитаю" - даже искать не надо, такова ситуация почти у всех сайтов, продвигаемых по Казахстану. да и по России очень часто встречаются, ибо есть ниши, где рекламироваться через Директ или Адсенс вообще запрещено (например, электронные сигареты).

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Игоревич
Автор

"какое бть отношение диагональ имеет к разрешению?"

Ну, прямое? Люди не ставят 800x600 на 25-дюймовом мониторе, и не ставят 2048p на 19 дюймах. Есть стандартные разрешения в соответствии с монитором, пусть оно и не одно.

"даже искать не надо, такова ситуация почти у всех сайтов, продвигаемых по Казахстану. да и по России очень часто встречаются, ибо есть ниши, где рекламироваться через Директ или Адсенс вообще запрещено (например, электронные сигареты)."

Возьмите 20 сайтов наугад по какой-нибудь тематике и проверьте сколько трафика приносят поисковики. Удивитесь. Но если вам ничего искать не надо - не ищите.

По Казахстану опыта не имел - не скажу, а по России видел тысячи сайтов без преувеличения. В среднем поисковые системы дают 30-60%. Остальное - реклама, прямые заходы, социальные сети. Небольшие сайты могут иметь и до 100% органики, но любой мало-мальски известный бренд в такую ситуацию не попадает

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Медведев

Уважаемый, кажется с БРЕНДАМИ вам никогда работать и не придётся. У любого БРЕНДА будет трафик из соцсетей и прямые заходы. Но это у БРЕНДА, а не у Васи Пупкина из Залупыньска.

Если вы хотели статьёй что то сказать - говорите для аудитории, а не для тех кто может додумать.
Одно слово "конверсия" ставит КРЕСТ на вашем "seo". Забудьте это слово и не пишите больше. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Игоревич
Автор

Да работал уже, Ванга из вас не получилась.

Даже если сайт не с сильным брендовым именем, далеко не только SEO приносит трафик. А в регионах даже «Вася Пупкин» может стать брендом — необязательно смотреть только на гигантов рынка, брендов — тысячи

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Заяц

"Есть стандартные разрешения в соответствии с монитором, пусть оно и не одно." - иными словами, Вы понятия не имеете, что есть 25-дюймовые мониторы с разрешением 1080p и есть 25-дюймовые мониторы с разрешением 4K, да? Вы вообще в курсе, чем диагональ монитора отличается от разрешения и почему эти 2 параметра не взаимосвязаны?

по остальному я всё сказал.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Игоревич
Автор

Иными словами, вы так и не поняли, что на земле сотни миллионов мониторов и большинство из них используют одно из основных рекомендумых разрешений, а большинство из экранов — не во всю стену, с вполне себе стандартные 1920x1080 и 16:9. То, что есть и другие мониторы, заменит экраны людям по всей стране, в среднем?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Дёмин

Полностью согласен 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Медведев

Реально в комментах полезного больше. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Игоревич
Автор

В любой современной статье по SEO нового мало
Из последнего что видел - о FAQ в Google (недавно тут было). В остальном всё одинаковое: успешный кейс, нагнали трафика потому что делали структуру с юзабилити и контентом. Так что да, нового немного

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Медведев

Сергей... Какой же вы наивный!!! Не та тема, где пишут ради того чтоб что нить написать!
Раньше не было соцсетей и блогов, тебя знали только дома. А теперь знают ВСЕ!!! 

Ответить
Развернуть ветку
Денис Дёмин

Согласен. Всё +/- одинаково 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Медведев

Возможно, в какую нибудь seo контору вас возьмут стажером. Даже не джуном. 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Игоревич
Автор

Четыре коммента от вас лично мне, здорово! Стажером, кстати, не возьмут, это правда

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai O

Надзор слов.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Pesikoff

В тексте очень много местоимений мы, нам... А ВЫ ЭТО КТО? Раз работаете несколько лет и опыт имеется большой как говорите, вы хоть представьтесь, не стыдитесь!

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Levunin

Я бы пошел дальше и сказал бы что SEO давно мертво в своем классическом понимании. А именно продвижения в поисковиках. Юзабилити и прочие вещи к SEO некогда не относились на прямую. Хоть и влияют на позиции. А в плане продаж. Основные продажи всегда и везде это пласт клиентов которые уже покупали и им понравилось. И именно таких и пытаеться получить бизнес в свою базу клиентов. И это далеко и не только поисковики в 2020 году. Да и поисковики сейчас не ищут ответ на запрос юзера а показывают как они сами решили лучший результат и он уже давно у многих разный. И по сравнению с 2005-2010 годами вообще не релевантный.

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Яцунов

Ну такая себе по полезности статья...что делать то?)

Ответить
Развернуть ветку
Air Planet

Получается выход только один? - SEO уже не нужно, только реклама, верно?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
33 комментария
Раскрывать всегда