{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Как SEO-шница 5 раз сайт переделывала. И что из этого вышло

Привет! Это моя первая публикация на vc.ru – так что поддерживающие комментарии, оскорбления и иной фидбэк приветствуются.

С сентября 2015 по июль 2020 года я занималась поисковым продвижением сайта туристической компании в городе Челябинск.

Компания реализовывала собственный туроператорский продукт и занимала позиции лидера Урало-Сибирского региона.

Материал пригодится начинающим SEO-специалистам и оптимизаторам, которые продвигают сайты турагентств и туроператоров.

Осторожно, много макетов!

Погнали.

Начало.

С чего начинали в 2015 году?

Со всего и сразу.

Что было не так?

- Старая CMS то и дело подвергалась взломам, на сайте размещались невнятные исходящие ссылки – от порно до магазинов детской одежды.

- У каждой страницы существовало минимум 4 дублирующих версии.

- Файл robots.txt разрешал индексировать всё содержимое сайта, включая админ-панель и её содержимое – в индексе поисковых систем оказалось больше «мусора», чем целевых страниц.

- Первичная техническая оптимизация отсутствовала в принципе – о заполненных метатегах речи не шло.

- Последние опубликованные материалы на сайте датировались 2014 годом. Размещение новостей спихивалось с менеджеров компании на программистов – как итог, до размещения дело не доходило.

Так выглядела главная страница сайта в марте 2015 года. Содержание (плитка туров) не отражается, потому что на страницах установлен модуль, который не подтягивается Вебархивом.
Страница «Горящие туры» в 2015 году

Что мы сделали в 2015 году?

- Обновили существующую CMS, параллельно подыскивая новую, с более совершенной системой защиты.

- Провели несколько глубоких технических аудитов.

- Составили новый robots.txt

- Избавились от технических дублей.

- Наладили регулярную публикацию новостей и статейных материалов.

- Прописали корректные метатеги для продвигаемых страниц.

Результат 2015 года

Полученные через 5 месяцев результаты оказались смехотворными: сайт вошёл в ТОП-20 по нескольким запросам, но этого было ничтожно мало.

Посещаемость сайта в поисковых системах в 2015 году аховая.

Вебвизор и Метрика красноречиво орали, что пользователям сайт не нравился (нам тоже) и зачем он вообще такой нужен?

Вывод 2015 года

Редизайну и переработке структуры сайта быть.

Второй этап работ – 2016-2017 год

Что оставалось не так?

- Низкие показатели трафика из поисковых систем на сайт (в качестве цели на 2016 год поставили рост минимум в 70% по сравнению с предыдущим годом.

- Низкая видимость по продвигаемым запросам (трафика не будет, пока хотя бы по части позиций мы не войдём в ТОП-10).

- Посредственный уровень конверсий в заявки и звонки (обычно SEO-специалисты мало вовлечены в процесс выстраивания конверсий с отделом продаж. Нам такой вариант не подходил, поэтому объединили усилия с руководителем отдела продаж ).

- Высокий уровень отказов и слабая вовлёчённость пользователей красноречивее всего говорили, что сайт не нравится пользователям и требует обновления.

Что мы сделали в 2016-2017 году?

- Отрисовали макеты новых страниц и начали работу над фирменным стилем компании.

- Собрали семантическое ядро для Урало-Сибирского региона, отсмотрели популярные направления для более продвинутых с точки зрения полётной программы городов-соседей (Екатеринбург,Тюмень) и добавили для туристов Челябинска, которым недостаточно туров в Турцию.

- Оптимизировали работу сайта под десктоп и для мобильных устройств.

- Создали посадочные страницы, строго заточенные под продвигаемые запросы.

- Расширили структуру сайта и список предоставляемых услуг, так как начали работу как визовый центр, открыли реализацию круизного продукта.

- Особое внимание уделяли работе со спецпредложениями, акциями и рассылками как с одним из весомых коммерческих факторов при работе с поисковым продвижением сайта.

- Первично проработали текстовые факторы, составили список приоритетных страниц для продвижения, наполнили текстовым и видео-контентом.

- Выстроили обратную связь с клиентами – собрали больше 190 отзывов реальных туристов с фотографиями, разместили на сайте в соответствующем разделе.

Результат первого редизайна – середина 2016 года. Главная страница
Страница горящих туров 2016 год. На скриншоте отображаются данные стороннего сервиса «Турвизор» без фирменной стилизации в цветах сайта)

После реализации доработок и выстраивания фирменного стиля компании, позиции сайта незначительно улучшились (вошли в ТОП-15).

Нужно больше золота..

Рост трафика? Достигнут.

Удовлетворение от проделанной работы? Даже не пахнет.

Середина

Третий этап работ 2017 год – мы всё ещё не сдавались

Что нам по-прежнему не нравилось?

- Недостаточный уровень видимости по высокочастотным и среднечастотным запросам, уступаем мастодонтам индустрии.

- Часть запросов отражала нерелевантные страницы - вместо страницы курорта в выдаче оказывалась страница страны.

- Снижение уровня трафика из Google.

Что мы сделали в 2017 году?

- Стали чаще добавлять акции, добавили поддомены в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Магнитогорске.

- Начали эксперименты с перелинковкой, на странице горящих туров сформировали ссылки со странами, тем самым увеличили глубину просмотра для пользователей и позволили поисковому роботу быстрее находить страницы туров в страну

Результат второго редизайна – осень 2017 года

Главная страница осенью 2017 года
Продолжаем славную традицию роста трафика из поисковых систем и недовольства собой. 2017 год.

ТОП-5 по-прежнему не виден, но ТОП-10 местами уже покорился.

Четвёртый этап работ ­2018 год

Что не так в 2018 году?

- В игру вступают агрегаторы и крупные игроки рынка по всей России, а также сервисы путешествий – конкуренция возрастает. Идёт отжим целевого трафика.

- В регионах теперь запрашивают не только туры в страну, но и туры на курорт – у нас не подготовлены страницы.

- Для дополнительной генерации трафика конкуренты задействуют статейные материалы – этот канал привлечения мёртв.

- У нас посредственный ссылочный профиль, подпорченный накрутками в 2014 году, до начала работы над проектом.

Что мы сделали в 2018 году?

- Добавили страницы курортов, вложили их в туры в страну.

- Начали формировать костяк статейных материалов, опираемся на информационные запросы пользователей региона.

- Упарываемся контент-маркетингом, размещаем материалы на сторонних ресурсах, сотрудничаем с печатными и интернет-изданиями, проставляем ссылочки.

Результат работ в 2018 году

Подкрадываемся к заветным показателям.

Конец

Пятый этап работ­ – 2019-2020 год

Революция неизбежна, SEO-специалист отправляется на очередное повышение квалификации.

Что было не так в 2019-2020 году?

- Сайту необходим дальнейший рост по среднечастотным маржинальным запросам в других регионах и «допинывание» до ТОП-5 высококонкурентных частотников.

Часть из этих запросов находится за пределами поисковой выдачи.

- Специалисту необходимо упорядочивание уже имеющихся знаний в единую систему и углублённое изучение технической оптимизации, коммерческих и поведенческих факторов.

Как продолжили мытарства в 2019-2020 году?

- Выделили низкую видимость запросов с высокой маржинальностью.

Есть чётко ограниченный пул запросов, по которым мы упёрлись в потолок трафика (занимаем 1-5 место ТОПа). Мы не приносим сайту больше новых пользователей, а следовательно, и новые заявки. При этом видимость других запросов с высокой маржинальностью находится за пределами ТОПа. Пример – Туры/путёвки в Абу-Даби из Челябинска.

-Определили ограниченность возможностей работы с большим количеством запросов.

- Мы работаем со сторонним модулем горящих туров (Турвизор), поэтому временно лишены возможности тонко выстраивать структуру сайта и прорабатывать часть среднечастотных и низкочастотных запросов.

В результате проведенного анализа разработчики приступили к работе над созданию собственного поиска туров, поэтому необходимость в тонкой семантической проработке усилилась. Пример – туры выходного дня в Париж, майские туры в Европу.

- Поисковый трафик сокращается из-за нововведений поисковых систем.

Благодаря внедрению сервисов путешествий и агрегаторов, поисковой трафик сокращается даже для ТОП-3. Необходимы альтернативные каналы привлечения.

- Высокий уровень конкуренции со стороны онлайн-турагентств, работающих по всей России.

Как добивались результатов в 2019-2020?

- Адаптировали URLы страниц туров в страну и туров на курорт. Снизили показатели спамности.

Во время очередной бессонной ночи обнаружили несколько неочевидных текстовых фильтров Яндекса на ряде продвигаемых страниц.

Приняли решение о переработке URLов страниц туров в страну и туров на курорт. Эта мера дала неслабый просад позиций, однако мы знали на что идём. Нет

- После настройки нового URL на каждой странице выставляем 301 редирект, чтобы страница не отдавала 404-ю ошибку по старому адресу, после чего отправили роботов на переобходы страниц в Яндекс.Вебмастере и Google Search Console, проставляли ссылки из новостей на целевые страницы, чтобы ускорить индексацию по новым адресам.

- Переработали тексты на продвигаемых страницах, уменьшили количество вхождений ключевых слов.

- После завершения работ по адаптированию и редиректам пересобрать sitemap.

В файле должны содержаться прямые ссылки на страницы туров в страну и туров на курорт, а не редиректы.

За время работы заметили прямую корреляцию – если в sitemap указаны прямые ссылки, страница быстрее проходит индексацию со стороны поисковиков.

- Проработали детальный механизм перелинковки, дать возможность контент-менеджеру формировать список похожих курортов/стран самостоятельно.

Как это должно было выглядеть?

Главная страница dantk.ru в 2020 году
Страница горящих туров
Страница туров в страну
Страница индивидуальных туров для собственного туроператорского продукта

Чего добились в 2019-2020 году?

Результаты работы 2019 года

Удовлетворения (наконец-то) и роста позиций/трафика.

Перед началом пандемии успели реализовать часть доработок на страницах и можем продемонстрировать динамику результатов на примере нескольких продвигаемых запросов.

Данные предоставлены сервисом Se-Ranking от 23 июля.

Google

Запрос «тур на Кипр из Челябинска»

Рост с 100-й до 4-й позиции

Запрос «путёвки в Италию»

Рост с 100-й до 7-й позиции

Запрос «туры в Сочи из Челябинска»

Рост с 12-й до 4-й позиции

Запрос «путёвки в Таиланд»

Рост с 100-й до 9-й позиции

Запрос «туры в Италию»

Рост с 100-й до 7-й позиции

Яндекс

Запрос «туры в Сиде»

Рост с 100-й до 7-й позиции

Запрос «туры в Дубай»

Рост с 100-й до 8-й позиции

Запрос «туры на Пхукет»

Рост с 37-й до 8-й позиции

Запрос «туры в Индию»

Рост с 13-й до 7-й позиции

Запрос «туры в Анталию»

Рост с 68-й до 7-й позиции

Что так и осталось мечтой?

Разработчики не успели приступить к созданию собственного поиска туров, поэтому реализовать тонкую семантическую проработку, а значит, выйти на всероссийский уровень и реализовать собственный туроператорский продукт не получится.

Смерть турагентской индустрии

Несмотря на заверения туристической братии в светлом будущем, работе агентств в прежнем формате конец. 21 сентября компания объявила о приостановке деятельности из-за невозможности продолжать работу.

Динамика поискового трафика в 2020 году в туристической сфере

Что стало тому виной – пресловутый COVID-19, отсутствие поддержки со стороны государства и туроператоров, сказать сложно.

Сказать наверняка можно только одно – это нечеловеческое спасибо команде программистов, контент-менеджеру, дизайнеру и интернет-маркетологу, что ни разу не послали лесом с многочисленными доработками (справедливо) и поддерживали на протяжении всей работы над проектом.

Всем отважившимся продолжать работу в туризме – сил, терпения и успехов!

0
85 комментариев
Написать комментарий...
Алексей Калинин

Сколько это стоило? :-)

Ответить
Развернуть ветку
Мария Батталова
Автор

Алексей, здравствуйте! Если речь идёт исключительно о поисковом продвижении, то ежемесячная стоимость была фиксированной. Сколько точно она составляла - сказать не могу из-за Соглашения о неразглашении информации. Но сумма была довольно небольшой.

Разработка - из средств клиента.
)

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Кагарманов

Сумма в месяц была не большой, зато очень долгий срок) если бы сразу отвалили всю сумму спецам, было бы намного быстрее. 

Ответить
Развернуть ветку
Мария Батталова
Автор

На период начала работы над проектом в Челябинске и близко не было SEO-специалистов даже класса «middle» (искали около полугода), московские и украинские коллеги заломили неподъёмную для клиента стоимость.

Поэтому пришлось работать с тем, что есть и самостоятельно вырасти до адекватного SEO, способного сделать с сайтом немного больше, чем просто прописать метатеги и купить ссылочек на бирже.

Да, заняло время, но любой стоящий проект подразумевает под собой солидные временные вложения)

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Кагарманов

быстрее, не значит лучше) ваш путь вполне тоже имеет место быть. Выращивать специалистов тоже нужно.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Батталова
Автор

Спасибо за фидбэк!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Медведев

Рустам, палка о двух концах. Быстрее вывести сайт в топ = быстрее получить клиентов. Растить своих seoшников нужно, но если заниматься только этим, значит терять клиентов и деньги.
При таком подходе (растить своих спецов) можно и бизнес потерять.) 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Медведев

А чего Челябинск то? Работать с сайтом можно и удаленно, на то он и интернет!)) 

Ответить
Развернуть ветку
82 комментария
Раскрывать всегда