Продвижение или мошенничество: Как SEO-студии обманывают клиентов

Колонка специалиста Dfaktor.ru

Специалист интернет-агентства Dfaktor.ru Глеб Виноградов написал для vc.ru колонку, в которой рассмотрел схемы работы недобросовестных SEO-студий и рассказал, как на самом деле должно проводиться продвижение сайта.

Руководитель SEO-отдела интернет-агентства Dfaktor.ru Глеб Виноградов

Если вы впервые задумались о продвижении сайта или в очередной раз ищете SEO-компанию, то этот материал вам пригодится. Вы узнаете:

  • Какие есть уловки и способы обмана клиентов SEO-студиями.
  • Какие вопросы задавать представителям SEO-компаний до заключения договора.
  • Как понять еще на этапе обсуждения коммерческого предложения, что лучше не тратить свое время на определенную команду.
  • Почему большинство людей уверено, что SEO не работает.

Предисловие

Напомню, в какой стране мы живем, — в России. К сожалению, большая часть наших компаний пока работает по следующим принципам:

  • Заплатите нам, а дальше веселитесь, как хотите.
  • Путь наименьшего сопротивления — сделаем как можно быстрее и наименее трудозатратно.

Большинство SEO-компаний не является исключением. Второй пункт в рамках нашего разговора выглядит так:

  • Используем все возможные методы обмана поисковых систем или делаем минимальное количество работ, лишь бы не развивать сайт и бизнес клиента.

Для начала вкратце напомним, как выглядело продвижение несколько лет назад:

  • Ты написал простыню текста на странице сайта и поместил туда очень много ключевых слов — ура, сайт попал в топ-10. У кого эта простыня длиннее, тот и круче. Этот этап закончился, когда поисковые системы научились бороться с портянками текста.
  • Кто купил больше ссылок — у того всё хорошо. Можно было купить арендные ссылки через соответствующие биржи и радоваться тому, как сайт набирает позиции в поисковиках.

Это было очень удобно SEO-студиям того времени: называешь клиенту сумму в 20 тысяч рублей за продвижение и покупаешь ссылки на пять тысяч рублей. Твоя чистая прибыль — 15 тысяч рублей. Как только клиент решал уйти, аренда ссылок заканчивалась, сайт вскоре падал и клиент просился обратно.

Этот период медленно, но верно подходит к концу. Поисковые системы очень плохо относятся к покупке ссылок и жестко наказывают сайты, использующие этот метод. Параллельно с этим стало известно, что для поисковых систем важна информация о поведении пользователя на сайте.

Тогда SEO-специалисты решили использовать роботов, имитирующих поведение человека и улучшающих статистику поведения.

Компании начали использовать накрутку поведенческих факторов, и это отлично работало — сайты попадали в топ. Естественно, вскоре поисковые системы стали наказывать сайты, использующие этот метод обмана.

У оптимизаторов появился закономерный вопрос: «Что делать теперь?» Поскольку способы прямого обмана сегодня сведены на нет, они утверждают, что разрабатывают «белое» SEO. Почти на каждом сайте SEO-компании вы увидите подобные фразы:

  • Даем гарантии.
  • Выводим в топ высококонкурентные ключевые слова.
  • Проводим SEO-аудит.
  • Исследуем конкурентов.
  • Улучшаем юзабилити.
  • Увеличиваем конверсию.
  • Собираем семантическое ядро

Посмотрим, что все это значит и что в действительности делают сотрудники SEO-компаний.

Гарантии в SEO

Их просто нет. Хотя бы потому, что в процессе помимо вас и SEO-компании действует третья сторона — поисковая система, имеющая контрольный пакет акций. Предположим, что SEO-студия дает вам гарантии, а на следующий день поисковый алгоритм серьезно меняется, и вся сфера начинает работать по-другому. Какой человек, отвечающий за свои слова и поступки, дает гарантии в таких условиях? Единственную гарантию, которую можно дать, — о выполнении работ. Поэтому абсолютной ложью являются следующие фразы:

  • Даем финансовые гарантии.
  • Гарантия попадания в топ-10, топ-5, топ-3.
  • Гарантированный результат.

Это маркетинговая уловка и метод расположить к себе клиента. Такие слова не подкреплены ничем, даже если в договоре прописаны гарантии. Это парадоксально, и почему так происходит, вы поймете через несколько минут.

Как часто пользователи используют ключевое слово на самом деле

Оптимизаторы часто оперируют понятиями «частотность запроса» и «количество запросов в месяц», а менеджеры по продажам красиво рассказывают вам: «Смотрите, этот запрос вбивают 23760 человек в месяц. Представляете, сколько у вас будет клиентов, как только мы выведем его в топ?». Разберемся, в чем подвох.

Для просмотра частотности запроса специалисты обычно используют сервис «Яндекса» wordstat.yandex.ru. Пользоваться им очень легко: нужно зайти в свой аккаунт на «Яндексе», выбрать регион, ввести ключевое слово и нажать Enter. Вы увидите число:

Число действительно впечатляет. В этот момент вы думаете: «Ничего себе. 87960 человек за прошедший месяц хотят купить диван». Но в реальности само по себе оно не имеет никакого значения.

Это число является суммой всех запросов, содержащих в себе слова «купить диван». Например, «купить бу диван» или «купить советский диван на авито». Если вы торгуете новой мебелью, эти запросы вообще не относятся к вашему бизнесу.

Узнать реальную картину просто. Для этого нужно использовать кавычки и восклицательный знак:

  • Заключив фразу в кавычки, вы получаете число, являющееся суммой всех словоформ запроса, то есть «купив диван», «купить диваны» и так далее. 5700 уже не так впечатляет, как 87960.
  • Заключив фразу в кавычки и поставив перед каждым словом восклицательный знак, вы увидите, сколько человек в месяц ищут точную форму запроса «купить диван» — 5120.

Попробуйте сами использовать метод по региону Москва на запросе «купить раму для велосипеда». Теперь при встрече с менеджером по продажам вы будете знать, как проверить, не лукавит ли он при словах о реальном спросе.

Если вы уже сотрудничаете с какой-то компанией и получаете сорокастраничные отчеты о продвижении с этим параметром запроса, проверьте, какой вид частотности показывают вам SEO-подрядчики: голый запрос или общая частотность, по кавычкам или частичное вхождение, по кавычкам и восклицательному знаку или точное вхождение.

Нередка ситуация, когда при проверке по кавычкам или кавычкам и восклицательному знаку на экране оказывается ноль — такое бывает даже при проверке по голому запросу. Это значит, что ваш запрос никого не интересует.

Продвижение по запросам

Сайты SEO-компаний пестрят предложениями из серии «продвижение от 10 до 100 запросов за 30 тысяч рублей c гарантией», «Тариф базовый. Продвигаем 30 запросов за 15 тысяч рублей» и так далее. Как думает владелец бизнеса: «Здорово. Я выберу подходящие мне 10 запросов, по которым специалисты начнут продвигать сайт». Он будет не прав, как и те, кто предлагает продвижение по запросам. Причины этой неправоты разные — в зависимости от ситуации.

Причина 1. Вам кажется, что вы сами лучше всех знаете, по каким запросам продвигать свой сайт

Во-первых, скорее всего, вы не учитываете частотность и выбираете запросы, которые никто не спрашивает. Во-вторых, вы можете ошибочно настаивать на каких-то запросах, которые вам кажутся крайне актуальными, а на деле они не приносят клиентов. Ведь ваша конечная цель — это клиенты, а не позиции.

Вероятно, вы не знаете, на какие еще типы делятся запросы, а они бывают информационные и коммерческие.

Для бизнеса выгодно продвигаться прежде всего по коммерческим запросам, таким как «купить», «заказать», «цена», непосредственное название товара и так далее — то есть когда пользователь сразу ищет продукт. Но даже одинаковые на первый взгляд запросы «смартфон» и «смартфоны» являются разными. По первому открываются статьи о том, что такое смартфон и как его выбрать, а по второму показываются площадки по продаже смартфонов.

Информационные запросы тоже нужно использовать, но заставить интересующихся темой превратиться в клиентов — непростая задача, решать которую под силу далеко не всем. Более того, поисковые машины зачастую выбирают под информационные запросы определенные виды сайтов, например, со статьями. Ваш коммерческий сайт может просто не подходить по этому параметру — заставить его попасть в топ по такому запросу будет непросто.

Встречаются случаи, когда клиентам предлагают продвигаться по так называемым витальным запросам. К примеру, ваша фирма называется «СтройЭлитМонтажРФ» — вам предлагают запросы с этим словом. Но вы в любом случае попадете в топ по ним, потому что они уже ваши, и никакой работы здесь проводить практически не нужно.

Причина 2. Вы соглашаетесь на ограниченное количество запросов (10, 30, 100)

Теперь вы должны узнать, что такое «семантическое ядро» (семантика, облако запросов, ключевые слова, ядро запросов) — это список всех запросов, по которым пользователь может найти ваш сайт. Для большинства сайтов оно составляет несколько тысяч запросов. Качественно собрать его может далеко не каждый.

Когда вам предлагают 10, 30 или 100 запросов, это уже ограничивает развитие вашего сайта. А если в это число включаются высококонкурентные высокочастотные запросы, вашему сайту будет очень сложно протискиваться среди конкурентов в топ. Скорее всего, вы не получите желаемого эффекта.

Если же в число запросов включаются низкоконкурентные низкочастотные запросы, то даже от их пребывания в топ-3 вы также не получите желаемого эффекта.

Вернемся к вопросу гарантий. Их можно дать на что угодно, хоть на нахождение каждого запроса в топ-3. Но какой в этом толк для бизнеса, развитие которого изначально ограничивают десятком слов? Нужно продвигать сайт по всему семантическому ядру (еще это называется «продвижение по трафику»). Об этом поговорим немного позже.

Типы SEO-компаний

Они бывают либо конвейерного типа, либо SEO-студии, ведущие нескольких клиентов. Посмотрим, в чем отличие.

В компаниях конвейерного типа отдел продаж значительно больше отдела оптимизаторов. Как это работает:

  • Вам называют сумму в 15-25 тысяч рублей за продвижение, и это вам подходит.
  • Вы соглашаетесь.
  • Вашему проекту уделяют три часа в первый месяц, включая построение сорокастраничного красивого отчета.
  • Проходит месяц. Вы довольны отчетом, но эффекта нет. Вам обещают его по прошествии двух-трех месяцев.
  • Проходит второй месяц, отчет есть, а желаемого эффекта в виде потока клиентов все еще нет. При этом в отчете ясно показано, что он есть.
  • Проходит еще месяц, и вы уже понимаете неоднозначность результатов, хотя новый красивый сорокастраничный отчет уже на вашей почте.
  • Вы предпринимаете попытку отказаться от сотрудничества.
  • Вам предлагают сумасшедшие скидки, бонусы, любовь до гроба — все вплоть до бесплатного продвижения.
  • Вы отказываетесь или соглашаетесь.

Пока вас дурачат эти два-три месяца, отдел продаж набирает еще десять таких клиентов, как вы.

Поэтому если вы одумаетесь после первого месяца работ и откажетесь от этого SEO-развода, никто не расстроится — на пороге уже стоит очередь «счастливчиков».

Сразу отмечу, что так поступают не со всеми клиентами. У компаний есть ряд VIP-фирм, которыми занимаются на хорошем уровне. Но для того, чтобы попасть в их число, желательно умножить на 10 ваш бюджет в 15 тысяч рублей в месяц.

Вы можете возразить: «Как это уделяют на проект три часа в месяц? Там же сорокастраничный отчет с кучей проделанных работ». Дело в том, что большая часть отчета — это выгрузки из автоматических систем съема позиций или анализа сайта, а также шаблонные скопированые и вставленные фразы. В сумме все это делает отчет красивой пустышкой.

Теперь о хорошем — о SEO-студиях, сконцентрированных на небольшом количестве клиентов. Заранее узнать о том, что студия не конвейерная, нельзя, даже если ее представители утверждают, что у них на всю компанию пять клиентов. Единственными маркерами настоящей работы над вашем проектом будут:

  • Четкая стратегия развития проекта, прописанная в виде плана и дословно разжеванная вам перед началом работ.
  • Вопросы от студии в процессе работы.
  • Обсуждения в системе управления задачами.
  • Файлы с семантическим ядром, текстами и тому подобным.
  • Следование плану.

Как следствие, всегда можно узнать, что принес каждый шаг, а также понаблюдать за динамикой позиций сайта и получения новых клиентов.

Теперь о том, что вы должны услышать при общении с SEO-компанией до заключения договора, чтобы понять — она действительно будет развивать ваш сайт и бизнес. Во-первых, вас должны расспросить:

  • О вашем бизнесе в целом.
  • О приоритетных направлениях (товарах, услугах).
  • О том, что приносит основной и дополнительный доход.
  • О перспективах роста и планах развития.
  • О конкурентах.
  • О прошлом опыте продвижения.

Если вас об этом не спрашивают, задумайтесь, это SEO-компания экстрасенсов или людей, знающих абсолютно все про любой вид бизнеса?

Во-вторых, вам должны объяснить, что перед началом работ нужно провести аудит.

Аудит конкурентов

Без него невозможно узнать, какие сайты данной тематики любят поисковые системы, какие приемы используют конкуренты и что должно быть на площадке. Если в список работ не включен анализ конкурентов, смело отказывайтесь от такой студии. Если же данные работы планируются, попросите пример аудита и потратьте 10 минут на его изучение, чтобы понять, о чем там пишут.

Технический аудит

Тут все просто — чтобы сайт хорошо чувствовал в себя в поиске, он не должен содержать ошибок. Такой аудит можно провести двумя способами.

Способ 1. Поместить сайт в автоматический сервис и получить наикрасивейший отчет о его техническом состоянии через пять минут. Даже человек, первый день работающий секретарем, без труда совершит это действие. Минус в том, что данный аудит показывает часть ошибок, но не дает полного представления о техническом состоянии сайта, причинах, взаимосвязях ошибок и не показывает непосредственных задач.

Пример такого недоделанного аудита:

Способ 2. Вручную исследовать сайт по всем аспектам, влияющим на продвижение. При этом студия использует в том числе автоматические сервисы, программы и онлайн-платформы. По результатам она проводит анализ причин и взаимосвязей ошибок и только потом ставит конкретные задачи. На этот процесс уходит два-три полных рабочих дня (к вопросу о трех часах в месяц, уделяемых проекту студиями конвейерного типа).

Число отдельных проверок при качественном аудите сводится к 120 и более. Поэтому перечисленные ниже пункты в графе «Что входит в технический аудит» — только одна десятая от того, что действительно нужно сделать.

  • Оценка скорости загрузки страниц;
  • корректная работа форм поиска, заказа, обратной связи и так далее;
  • проверка на «битые» ссылки;
  • корректность обработки серверных ошибок;
  • наличие страницы «404» и ее оформления;
  • чистота кода, отсутствие лишних кодов и скриптов;
  • проверка на наличие вирусов и вредоносных кодов;
  • проверка стабильной работы хостинга и почты;
  • проверка соответствия тарифа хостинга и нагрузки на сайт;
  • корректное отображение в различных браузерах и разрешениях, на мобильных устройствах.

Неполный список может быть и таким:

  • поисковые запросы;
  • ошибки в оптимизации сайта;
  • уникальность текстов;
  • входящая и исходящая ссылочная масса;
  • удобство сайта для пользователей;
  • валидность HTML-кода;
  • «битые» ссылки;
  • адаптивность под мобильные устройства.

Аудит проводится для того, чтобы проанализировать все выявленные ошибки (автоматические сервисы не умеют исследовать причины появления и взаимосвязи ошибок) и поставить конкретные задачи на внедрение правок. Если нет анализа причин и конкретных задач, аудит будет бесполезным. Поэтому, если он уже был проведен, попросите показать задачи по нему.

Аудит юзабилити

Юзабилити — это удобство использования сайта. Если на нем, например, сложно найти кнопку «заказать» или отсутствует телефон в «шапке», то клиенту будет трудно воспользоваться услугами. Даже если вам приведут посетителей, эффективность действия будет невысока.

Смело запрашивайте примеры аудитов юзабилити. Ищите там описание целевых действий, проблемы и рекомендации по улучшению. Если вам покажут результаты дальнейших А/B-тестов по проекту, смело можете продолжать разговор.

Коммерческий аудит

У «Яндекса» есть отдельная группа факторов ранжирования — коммерческие. По ним компания определяет, достоин ли сайт внимания и доверия потенциального клиента. К этим факторам относится, например, наличие информации на сайте о сотрудниках компании и различные способы коммуникации.

После всех аудитов (даже практически одновременно с ними) SEO-студия должна собрать полное семантическое ядро, чтобы использовать все запросы, по которым пользователи могут найти ваш сайт (продвижение по трафику).

Ключевые слова можно собирать из разных источников, например:

  • Подсказки «Яндекса» и Google:
  • Счетчики статистики (если у вас уже есть сайт):
  • Вычленение ключевых слов из структуры и кода страниц сайта сильных конкурентов.
  • Онлайн-сервисы по автоматическому подбору на основе содержания сайта. Там много «мусора», но его несложно почистить, если знать, как
  • Базы ключевых слов.

Большая часть SEO-компаний тратит немного времени и собирает ключевые слова из одного-двух источников, то есть поверхностно. Несложно догадаться, что дальнейшее «продвижение» ведется по словам, которые по тем же причинам выбрали их коллеги из других студий — высокая конкуренция и отсутствие эффекта.

После сбора ядро нужно очистить от «мусорных» слов. Их предварительно нужно узнать у вас, а также пройтись по списку и дополнительно выявить то, что вы не учли. Также нужно проверить частотность (вспомните ненужные нулевые запросы) и разбить этот огромный список слов на блоки, чтобы каждый из них соответствовал странице сайта. Этот процесс называется кластеризацией запросов.

Кластеризация бывает двух видов — по словам и по поисковой выдаче. От первой практически нет толку, а вот вторая является наиболее корректной для продвижения сайтов в настоящее время.

Существует много сервисов, предлагающих кластеризацию по поисковой выдаче, но смысл в том, что любую кластеризацию нужно проверять и корректировать руками. Этот рутинный процесс занимает много времени даже для небольших сайтов.

После того, как блоки слов определены, нужно создать или скорректировать структуру сайта, подготовить первоначальную оптимизацию страниц и внедрить все это на сайт.

Далее пишутся тексты и проводятся другие работы по оптимизации, в том числе аналитика. После этого этапа сайт нуждается в поддержке текущей оптимизации и постоянном развитии, поэтому не стоит надеяться на то, что вам все сделают за три месяца, и вы начнете регулярно получать клиентов. Такое редко бывает.

Конкуренты не дремлют, поисковые машины обновляют алгоритм, спрос меняется.

Под эти факторы нужно постоянно подстраиваться.

Стоимость работ

Принимая во внимание всё, что вы сейчас узнали, подумайте — может ли продвижение сайта стоить 15 тысяч рублей в месяц при стоимости за нормочас рядового SEO-специалиста в 600 рублей. Может, но только по сайту в таких условиях не будет проводиться почти никакой работы. В итоге эффекта от продвижения в лице новых счастливых клиентов вы не увидите.

Заключение

Без ответа остался один вопрос — почему большинство компаний уверено, что SEO не работает. Потому что их сайты не продвигали, а задвигали подальше, раскручивая в это время других «счастливчиков».

Теперь вы знаете, как избежать развода со стороны компаний, предлагающих псевдопродвижение сайта. Ищите SEO-компанию, которая будет аргументированно развивать ваш бизнес, и не попадайтесь на уловки раскрученных фирм конвейерного типа.

0
164 комментария
Написать комментарий...
Федько Куракин

когда клиент хочет продвинуться за 10 000 рублей в месяц, я говорю - ок, беру деньги и забиваю. Через пол года он уходит но это фиг с ним.

Ответить
Развернуть ветку
Levan Gongadze

У вас как у спеца нет будущего, это чистый воды развод. Как правильно сказно в статье, 90% сео спецов и студий разводилы, которые ничего не делают и не знают что надо делать. Кстати, 10000 рублей в месяц - это не маленькая сумма. С нее можно начать и продвинуться по нч запросам, показать клиенту результат и дальше получить от клиента больше, т.к. будет доверие.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Клещевников

Любая работа по SEO на перспективу обречена на провал.
Человек который не хочет вкладывать в свой бизнес - не предприниматель, а ленивый скряга. Он не будет ценить Вашу работу которую Вы сделали. Вы покажете ему результат и когда ему начнут звонить клиенты он просто не будет брать трубку чтобы продать им то что они хотят, он будет лежать на диване и есть бутерброд.

Факт.

Ответить
Развернуть ветку
Федько Куракин

Найти ЛПР которое понимает что сео это крто, и что ему это нужно, это просто чудо.
По этому я беру 10 000 рублей в месяц с 30 клиентов, и ничего не делаю.
Есть у меня клиент который вкидывает 200 000 рублей. С ним я работаю и 80% этих денег уходят реально на дело.
Но это ОДИН клиент за год.

Ответить
Развернуть ветку
161 комментарий
Раскрывать всегда