Оптимизация скорости загрузки сайта, или почему не стоит гнаться за цифрами

Скорость сайта – ахиллесова пята многих SEO-специалистов. Чаще всего при оптимизации сайта они сталкиваются с тем, что из-за обилия «тяжелых» картинок, ошибок при разработке сайта или же скриптов чатов сайт теряет свою скорость, и причем критично. Все это нужно объяснить клиенту и дать задачу штатному или удаленному программисту.

Но всегда ли это важно? Красивые цифры в Page Speed Insights – полбеды, что вообще входит в понятие «скорость сайта», на что она влияет и как ее оптимизировать?

Содержание статьи

«Скорость загрузки сайта» - с чем ее едят?

1. Скорость ответа сервера. Здесь ничего нового не скажем – это время между тем, как пользователь кликнул на сайт и ему начал загружаться сам ресурс.

Почему это важно?

Во-первых, скорость ответа сервера прекрасно отслеживает Яндекс, и чтобы не ждать предупреждения от Яндекса и понижения в выдаче, можно проверить свой сайт с помощью инструмента https://webmaster.yandex.ru/tools/server-response/ .

Скорость ответа сервера VC.ru

Во-вторых, скучающий пользователь, ожидая загрузки вашего сайта с 3D-моделями пылесосов, просто уйдет после 3 секунд загрузки, а вы получите себе в копилку не заказ, а увеличивающийся процент отказов.

2. Скорость загрузки контента. Это загрузка картинок и контента на сайте с сервера пользователю на устройство.

Почему это важно?

Опять-таки, картинка, которая весит 5 Мб и загружается минуту, скорее всего, приведет в недоумение пользователя, чем вызовет интерес. Но сразу предупредим, это палка о двух концах. Иногда лучше поставить картинку хорошего качества из интернета, которая весит больше рекомендованных 200 Кб, чем терять клиента из-за плохого, но своего фото товара.

Пример плохого фото товара. Фон, качество фотографии и ярлык отталкивают потенциального покупателя

Еще на скорость загрузки влияет местонахождение хостинга/сервера. Не секрет, что в одном регионе скорость будет довольно высокой с минимальной задержкой.

Если хостинг, на котором располагается сайт, находится в Америке (и тем более если хостинг виртуальный), то скорость загрузки будет ниже.

3. Скорость отрисовки страниц. Сайт состоит из элементов (картинки, скрипты и так далее), и при его загрузке у пользователя все собирается воедино – то есть отрисовывается.

Именно скорость отрисовки страниц и проверяет Google Page Speed Insights.

Это самый популярный ресурс для определения скорости сайта, но далеко не всегда самый верный. Ведь на скорость отрисовки страниц влияют:

  • Количество элементов;
  • Верстка сайта;
  • Хостинг;
  • Наполнение страницы;
  • etc.

Список можно продолжать бесконечно. Если мы проверим любой интернет-магазин, например, Mvideo.ru, то увидим, что скорость отрисовки у них достаточно низкая:

Скорость отрисовки главной страницы Mvideo.ru

Это неудивительно, потому что сайт, грубо говоря, сложный.

Как оптимизировать скорость загрузки сайта?

Допустим, вы все же столкнулись с тем, что скорость низкая, и с этим нужно что-то делать.

Сначала проверьте, стоит ли вообще оптимизировать скорость загрузки сайта. Мы проанализировали 3 проекта, которые находятся в ТОП-10 Яндекса и Google.

Все сайты по Loading Express и скорости ответа сервера получили хорошую оценку. Также мы привели примеры отказов в Метрике, чтобы вы поняли общую корреляцию. Показатели Google Page Speed Insights также на приемлемом уровне для ПК.

При этом наш сайт Lezhebokov.com получил оценку Google Page Speed Insights - 30 для ПК, 13 для мобильных. По мнениям, распространённым в интернете, нужно срочно бежать и оптимизировать скорости загрузки сайта, потому что это оценка Google, и вообще гробгробкладбищесмерть, но… при этом все продвигаемые запросы находятся в ТОП-10 Google по Уфе:

Потому что ничего общего оценка в Page Speed Insights с реальностью не имеет.

Скорость – это один из тысячи факторов, с помощью которого можно повлиять на ранжирование сайта.

Но бывает так, что вы заметили, что скорость загрузки сервера превышает требуемый показатель, или отрисовка контента чересчур длинная. И резонный вопрос: что делать, а главное, как объяснить программисту, что нам, SEO-специалистам, от него нужно?

Пойдем снова по пунктам.

Оптимизация скорости ответа сервера

1. Меняем хостинг/сервер

Если Яндекс уже неделю ругается, что скорость ответа сервера превышает допустимый максимум, логично, что нужно обратить внимание на сам сервер.

Сервер в Уганде – плохо. Виртуальный хостинг там же – вообще ужас.

Рекомендация: по возможности перейти на VPS. Если держите много «тяжелых» сайтов – берите выделенный сервер. Если у вас простой сайт услуг – берите хостинг на Beget/REG.ru.

Тарифы Beget. Start и Noble - самый оптимальный вариант для сайтов

2. Подключаем CDN

CDN (content delivery network) поможет пользователю подгрузить файл с сайта с сервера, находящийся ближе всего к его местоположению. Если все же хостинг сайта у нас остался в Уганде, предоставьте пользователю возможность хотя бы картинки смотреть из России.

3. Проверяем DNS-сервер

Немного разъясним.

Существуют авторитетные и рекурсивные DNS-серверы. Когда пользователь заходит на сайт, он делает DNS-запрос к рекурсивному серверу, где хранится кэш IP-адреса домена.

ВикипедияМэн

Рекомендация: выбрать DNS опять-таки не из Уганды, а проверенного и надежного оператора услуг.

Пример DNS-запроса

Оптимизация загрузки контента

Здесь все попроще, нежели чем с сервером.

1. Проверяем вес изображений на сайте. В помощь: Screaming Frog, Page Speed Insights.

2. Сжимаем изображения примерно до 200-300Кб, проверяем качество.

3. Просим программиста подключить lazyload, сменить расширение файлов на webp или подключить CDN для изображений.

Здесь не забываем о правиле, что иногда «тяжелая» картинка лучше той, которая будет идеальна по меркам Page Speed Insights, но пользователю придется рассматривать ее с лупой, чтобы понять, какого вообще цвета товар.

Оптимизация отрисовки контента

Здесь озадачиваем программиста и подглядываем, что он делает:

  1. Улучшает значения рендеринга страницы: подключает «ленивую» загрузку, сообщает браузеру информацию о том, нужно ли отрисовывать элементы за пределами видимости сайта.
  2. Делает загрузку страницы частями, разделяя контент.
  3. Скрывает элементы, которые не нужны в мобильной версии сайта.
  4. Сообщает Вам, что сделать выше 60 баллов по Page Speed Insights вот вообще никак.

Последнее – шутка с долей правды. Если сайт загружается менее 3 секунд, а Page Speed Insight выдает 40 баллов – закройте Вы уже его и продолжайте работать над другими факторами.

Мечта SEO-специалиста

Выводы

Что нужно обязательно делать при оптимизации скорости загрузки сайта? Приведем 3 правила:

  1. Не допускать изображений выше 1Мб на вашем сайте. В идеале – 200Кб.
  2. Подключать lazyload.
  3. Выбирать хостинг и сервер, который полностью удовлетворяет Вашим требованиям и требованиям поисковых систем.

Однозначно сказать, что вам нужно поменять, невозможно, не видя самого сайта. Если у вас интернет-магазин, скорость загрузки – один из тех факторов, которые находятся в «средней» зоне значимости.

Самый важный вывод: если есть отказы в метрике – значит, нужно проводить оптимизацию скорости загрузки сайта. А гнаться за красивыми цифрами – это ровно то же, что и сказать: сделайте мне красивый сайт.

Капитан Очевидность

Потенциальный покупатель не будет ждать Ваших невероятно красивых изображений, мириться с загрузкой по 15 секунд (3 секунды – его предел в наше неспокойное время с интернетом 5G). Он просто уйдет на другой сайт. Поэтому сейчас скорость сайта – это понимание того, от чего зависят отказы и конверсии на вашем ресурсе.

Ну и, конечно, делитесь своим мнением в комментариях :)

Милана Шаймухаметова
Руководитель SEO-отдела, Project-менеджер и амбассадор комментариев блога на VC
0
52 комментария
Написать комментарий...
Dark Stack

Как эта информация поможет SEO'шнику? Просто я, как веб-разработчик этого вообще не понимаю. Этого не досточно для того, чтобы составить ТЗ. Ну, а с точки зрения бизнеса - это достаточно дорого. Ведь для этого потребуется системный администратор, front-end и back-end разработчик, а еще CDN и VPS.

Ну и к вашему сведенью, Beget и Reg.ru - это самые тормозные хостинги, с которым я когда-либо работал. Сравните время ответа сервера Beget/Reg.ru с Sweb/Fornex и будите сильно удивлены, как круто оно отличается.

И да, вы правы, скорость загрузки сайта официально является фактором ранжирования в Google, но достаточно незначительным. Так например, блог Brian Dean имеет очень низкую оценку по PageSpeed, но при это все его страницы находятся в ТОП'е поисковой выдачи Google.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Калинский

Вы делаете ошибочные выводы. Просто у сайтов в Топе мощное ссылочное.
Но если сравнивать два сайта с одинаковым количеством внешних ссылок, то выше будет тот, у которого скорость загрузки выше

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

если речь о рунете, то не совсем так. Даже в Гугл во многих тематиках вижу, что ссылочный профиль у топовых может отличаться в тысячи раз (в том числе и по доменам). Первая позиция - 20 лет хосту, тонна ссылок, на второй - новодел без ссылочного.
В Яндекс же ссылки и вовсе - текстовый фактор, где важнее контент на стороне донора и анкор.
Мы живём во времена, когда у нейросетей - пубертатный период. Они сами не знают, чего хотят

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Калинский

Вы смотрите ссылочное ahrefs? Ну так второй сайт просто сделал себе сетки на pbn и спрятал их от ботов ahrefs, вот и все дела

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Не, не ahrefs.
Вы всё же про бурж говорите

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда