Что стоит за обещаниями вывести ваш сайт в топ за несколько дней?

История о том, как громко звучат обещания накрутчиков, и не менее громко – разбитые надежды обманутых маркетологов.

Мы не расскажем вам, как выйти в ТОП за 3, 7, 30 дней. Мы просто покажем – что произойдёт с вашим сайтом, ресурсами, бизнесом, если вы пожелаете получить быстрые результаты в SEO в обход правил. В нашей статье рассказываем о том, что нужно знать маркетологам об обещаниях вывести сайт в ТОП "за неделю", что за этими обещаниями стоит на самом деле, и когда игре с алгоритмами Google и Яндекса придёт конец?

О чем статья? Коротко:

  • Флешбеки в прошлое: история преступлений и наказаний за накрутки
  • Почему сбыться обещаниям не дано
  • "Выведем в топ": мифы и реальность

Возвращение наказаний от Яндекса

От накрутки ожидают быстрой отдачи, выхода в ТОП по ключевым запросам и улучшения ранжирования сайта. Для этого, как правило, применяются технологии автоматизации трафика. Огромные масштабы накруток с использованием тысяч IP-адресов и VPN-серверов подают надежды, но, как правило, в краткосрочной перспективе.

Несмотря на это, количество сайтов с накрутками поведенческих факторов растет. Часть рискующих специалистов продолжает использовать черные методы продвижения. Им удается манипулировать поисковой выдачей и зачастую – избегать санкций. Для маркетологов, ищущих быстрые ответы на возникающие вопросы с продвижением, накрутка может показаться панацеей, но, по свежим сообщениям, к инцидентам стали относиться гораздо строже.

Новые наказания за имитацию действий пользователей настигли сообщениями в Вебмастере владельцев сайтов в конце сентября 2020 года (текст сообщения – на скриншоте ниже). Виталий Подовжний (OverLead) и Елена Камская (Siteclinic) опубликовали в Facebook посты о санкциях за накрутку ПФ. Для Елены происходящее напоминает ситуацию декабря 2014 года, когда сайты за накрутку ПФ массово пессимизировали. Так, не изменился сам текст сообщения о санкциях, есть ощущения дежавю-2014 и двойственности.

Эксперт отмечает, что наконец-то предпринимаются официальные шаги по решению проблемы с накруткой. Многих точно заставит задуматься вероятность бана на 9-12 месяцев, возникает вопрос о цене потери бизнеса на год, несмотря на первые позиции по ВЧ. Обратная сторона: пока Яндекс прибегает к санкциям, создается впечатление, что его попытки нивелировать накрутку на уровне алгоритмов проваливаются, а это, в свою очередь, вызывает сожаление.

В результате сентябрьских банов потери позиций идут на десятки: иногда с 1-3 до 50-60+. Напомним, в Яндексе бан длится от 6 до 12 месяцев, в Google — до полугода.

Так или иначе, накрутчикам иногда получается выйти в ТОП по ключевым запросам за короткое время, а ответная реакция поисковых систем пока еще остается непредсказуемой. Однако, масштабы накруток катастрофичны и сильно влияют на восприятие и имидж SEO-индустрии. Поэтому мы считаем, что к выбору подрядчика, которому вы доверите свой сайт под SEO-продвижение, нужно подходить ответственно, заранее подготовившись.

Что выбрать: SEO "вдолгую" или быстрый "результат"?

Бренды с историей и крупные, стабильные компании понимают, что в поисковом пространстве сложились «best practice»: рабочие правила и эффективные практики. Они помогают достигать конкретных целей и управлять процессом продвижения вместо накрутки статистики для извлечения узких и быстрых выгод. Если компания планирует стабильное и длительное присутствие в Интернете, вопрос с накруткой, как правило, отпугивает и отпадет сам.

Накрутчики работают в нишах с высоким спросом; в тематиках, подразумевающих быструю денежную отдачу от продвижения. Алексей Губерман, руководитель отдела поисковой оптимизации «Ашманов и партнеры»

На первых позициях сайт действительно чувствует себя лучше, но у проектов с накрутками чаще возникают проблемы с санкциями, аудиторией и спросом. Вспомнить хотя бы 2014-ый год (отчетливо свеж в памяти). Тогда произошло самое масштабное в борьбе с накрутками событие: под фильтр Яндекса попало более 4000 тысяч сайтов единовременно, в результате чего изменилось 85,5% выдачи. Для многих изменения стали шоком: на определенный период накрутки ушли в тень. С 2018 года манипуляции поведенческими факторами резко активизировались. Трендом стали многочисленные сервисы по накрутке и образовательные курсы по ним.

Чем рискует бизнес при накрутке?

Напротив, долгосрочные SEO стратегии чаще выводят сайты в ТОП выдачи. На примере 2 миллионов ключевых слов и данных в ТОП-10 по каждому из них Ahrefs подсчитали*, что только 22% страниц, которые сейчас входят в ТОП-10, были созданы в течение года, и чуть более 1% из них занимают первую позицию в выдаче. Возраст около 80% страниц – от 2-3 лет и более; 5,7% «счастливых страниц» в ТОП-10 хотя бы по одному ключевому слову достигли результатов в течение 61-182 дней. (*Исследование Ahrefs, 2020).

Специалисты, активно использующие накрутки, рассчитывают на признание собственных методик и взглядов на SEO-продвижение. Так формируются «рабочие схемы» и «авторские алгоритмы» накруток поведенческих факторов, пытающиеся оставить за бортом по-настоящему эффективные стратегии и рекомендации поисковых систем для профессионального сообщества и бизнеса.

Портрет типичного накрутчика

Токсичные, “черные” практики, вызванные поиском изъянов в работе алгоритмов поисковиков, не имеют ничего общего с настоящей работой специалистов и экспертов, разделяющих принципы прозрачности и ответственности за последствия применяемых решений в продвижении.

Что произошло с сайтами до чего они "докрутились"?

Мнение эксперта: Денис Шубенок, исполнительный директор «Ашманов и партнеры»:

Вопрос накрутки поведенческих факторов (ПФ) носит откровенно цикличный характер. Если посмотреть в ретроспективе, даже обещания накрутчиков буквально «зеркалят» друг друга: все те же обещанные уникальные технологии, не подвластные поисковым системам, обещания вывести сайт в ТОП за пару недель, если не быстрее, и с минимальным бюджетом. Конечно, на деле все не так успешно, как звучит. Посмотрим на конкретном примере среди SEO-агентств (кстати, чаще всего именно там и используют черное SEO, как ни странно).Статистика показывает, что большая часть тех, кто сейчас имеет нули в столбце за 2020 год – наказаны поисковыми системами. Летом они продемонстрировали неестественный скачкообразный рост, что усиливает подозрение на накрутки. В течение последующих 3-6 месяцев они получили соответствующие санкции и вылетели с верхних строчек в выдаче. Для наглядности мы добавили в сравнение сайт, который рос естественным путём (ashmanov.com). Более детально информацию о видимости компаний в SEO и прочих отраслях вы можете отслеживать в рейтинге видимости сайтов.

Но тот факт, что эти сайты выпали из ТОПа, не говорит о том, что сейчас накрутчиков нет. Напомню, ПФ в качестве фактора ранжирования начали учитывать в 2009 году. В 2011 году случилась первая чистка от накрутчиков – так называемая операция «Чистый поиск». Интенты все те же: уникальные технологии, черные методы под видом белых, гарантии безопасности от фильтров. В результате пострадало более 1000 сайтов, многие из которых до сих пор (!) не вернулись в топ и лишились доверия. Некоторым только пришлось переквалифицироваться (например, сервис накрутки Userator).

Ситуация повторилась в 2014 году – когда Seopult анонсировал очередной сервис накрутки ПФ, заявляя о чистоте метода и уникальности технологий привлечения трафика. В результате – все клиенты этого сервиса под баном. Таким образом, история повторилась.

Что же говорят об этом поисковые системы? Борьба поисковых систем с накрутчиками ведется. Возможно, не так часто, быстро и успешно, но она идет. И это лишь дело времени. Наказание сайта требует длительных проверок - в силу ответственности за контент, который выдается поисковиками, они не могут массово наказать сайты, не проверив факты.

"Выведем в топ": мифы и реальность

На сегодняшний день существует ряд мифов, связанных с ложными возможностями самого метода накрутки - рассмотрим их подробнее:

—> Миф №1: Лучше позиция в ТОПе — больше конверсий

Первые позиции в поиске не гарантируют лояльных клиентов и увеличение конверсии. Пользователи склонны дольше проводить время на сайте, чтобы тщательно его изучить, а уже затем сделать покупку. Полноценная SEO-оптимизация сайта требует качественного улучшения внутренних параметров и внешних факторов ранжирования, наличия обратной связи от посетителей, положительного опыта от взаимодействия с ресурсом разных пользователей.

—> Миф №2: Накрутить лучше, чем вкладывать большие ресурсы

Сайт недолго продержится на первых позициях поисковой выдачи без должного внимания к ценности ресурса для пользователей, отражении актуальной информации о товарах и услугах, а также – качественного сервиса. Большие и средние проекты требуют детальной проработки бизнес-задач, регулярного анализа технических данных и лога работ, серьезных компетенций специалистов и оперативного реагирования на негативные инциденты – а значит, и больших ресурсов.

—> Миф №3: Алгоритмы поисковиков не смогут распознать накрутку

Продвижение сайта в конкурентных нишах требует постоянного внимания к чувствительным метрикам (%ТОП5, %ТОП3, %ТОП10, %Ptraf). Если сайт резко упал в выдаче, нужно проверить, не совершались ли с сайтом сторонние действия. Ботовый трафик на ваш сайт со стороны недоброжелателей и конкурентов может ухудшить поведенческие факторы и дать плохой сигнал поисковым системам. В этом случае, нужно незамедлительно заблокировать трафик от роботов и обратиться в поддержку Яндекс.Вебмастер или Google Analytics. В 2019 году Google получил патент на «Изменение ранжирования результатов поиска на основе неявной обратной связи с пользователем» для защиты от накрутки поведенческих факторов. Благодаря этому алгоритму отдается меньший вес статистике пользователей, постоянно выбирающих результаты из ТОП-3 и вводящих множество запросов в одной тематике. В Яндексе, судя по недавним событиям, ситуация с массовыми накрутками поведенческих факторов находится под ужесточенным контролем. Так, идет более тщательная фильтрация накрученного трафика при существенной потери позиций недобросовестных ресурсов.

Как понять, что ваш сайт попал под фильтры?

Предостереги себя от накрутчиков

Системы аналитики поисковиков неплохо справляются с обнаружением автоматизированного трафика и предоставляют возможность закрыть доступ к конкретному IP-адресу. Полностью блокировать всех роботов и ботов не в силах ни одна система или программное решение.

Яндекс.Вебвизор призывает обращать внимание на поведение посетителей на ключевых страницах сайта: входных, регистрации, с формой поиска, товарного каталога, оплаты и т.д.

Google позволяет отсеять не интересующий трафик по географическому принципу, исключив IP-адреса отдельных компьютеров или сетей.

Рекомендуется регулярно вести мониторинг клиентских сессий и реагировать на аномальные скачки в основных метриках (длительность сессии, глубина просмотра, показатель отказов, действия с контентом). Отслеживать неестественно резкие периоды роста можно в рейтингах видимости – например, среди сайтов в отрасли SEO.

В любых спорных ситуациях лучше всего обратиться в поддержку и ждать получения ответа.

Обнаружить ресурсы, которые накручивают ПФ, можно только через анализ поведения пользователей на сайте и дополнительных метрик: браузера, местоположения, времени захода на сайт, ключевого слова перехода и т. д. Сейчас имитацию поведения пользователей всё сложнее отличить от реальных визитов. Возможно, единственной зацепкой для поисковых систем остается фактор достижения целевого действия. К счастью, роботам-накрутчикам оформлять реальные заказы на данный момент слишком трудозатратно и проблематично. Хотя в будущем, возможно, накрутчики придут и к этому. Алексей Губерман, руководитель отдела поисковой оптимизации «Ашманов и партнеры».

ПОЧЕМУ ЧЕРНЫЕ МЕТОДЫ SEO ВСЕ ЕЩЕ ЖИВЫ?

Что же способствует расцвету черных схем продвижения в 2020 году? Рассмотрим далее накрутку в действии и ответим на вопрос, почему многие проекты продолжают накручивать поведенческие факторы:

  • Огромное внимание к значимости поведенческих факторов ранжирования

Большинство специалистов и экспертов разделяют мнение, что поведенческие факторы все сильнее влияют на позиции сайта в поисковой выдаче. Для черных методов есть инструменты и технологии, иногда появляются «кейсы» черного продвижения нишевых проектов. Эффект снежного кома действует, как правило, на начинающих маркетологов и проекты, желающие быстро получить результат с минимальными затратами.

  • Уязвимость поисковых систем и некая выжидательная позиция

К заданиям на раскрутку привлекаются как настоящие пользователи, так и программное обеспечение, иногда часть трафика проходит фильтры на роботность. Зачастую только вручную можно предположить о возможном инциденте накрутки, факты трудно доказать. Важно общаться с поддержкой поисковиков и вовремя выявлять инциденты. В схемах используют множество сессий с одной IP-сети, пустой User-Agent, повторяющиеся визиты и, как правило, совершаются однотипные действия на сайте для манипуляции статистикой. Это делают как для повышения позиций ресурса в выдаче, так и для быстрого выталкивания конкурента с высоких мест.

  • Рост потенциала нейронных сетей и обучающих алгоритмов

Продвинутые боты могут имитировать более сложное поведение пользователей: серфить по сайту, делать скролы, выбирать товары в корзину, совершать прямые заходы, и даже создать учетную запись в поисковике. Это усиливает уверенность в неуязвимости и побуждает на риск, но предостерегающим моментом были и остаются санкции.

КОМУ ДОВЕРИТЬ SEO-ПРОДВИЖЕНИЕ?

С уверенностью заверяем: только с помощью «белых» методов продвижения сайт из чисто маркетингового инструмента способен перейти в состояние авторитетного ресурса и стать неотъемлемой частью вашего продукта. В противном случае, вы потеряете сайт и с большей долей вероятности лишитесь доверия к товарам и услугам. Таким образом, выбор идет между полноценной работой с SEO или неоправданным риском – решать вам.

Соблюдать правила призывают не только поисковые системы, но и опытные агентства, акцентирующие внимание на прозрачных отношениях между бизнесом и клиентами, имеющие экспертизу, эффективные методологии, собственные технологии, рабочие кейсы. Плохие примеры чаще заразительны, но за успешным опытом стоит больше ресурсов, времени и достижений.

Мнение эксперта: Денис Шубенок, исполнительный директор «Ашманов и партнеры»:

Поиск золотой пули всегда будет актуален среди накрутчиков: возможность ничего не делать с бизнесом и получать трафик для многих выглядит привлекательно. Но она невозможна в долгосрочной перспективе. Потому что поисковые системы всегда настигают накрутчиков, и наказание для них чаще всего – жесткое, как и последствия для бизнеса. История накруток ПФ и борьбы поисковых систем в какой-то степени вечна, как борьба добра со злом. Но главное, что с каждой новой технологией накруток ПФ алгоритмы поисковых систем становятся только сильнее и умнее.

Ваше отношение к не белому SEO и накруткам?
Был горький опыт - больше не делаем :(
Абсолютно нормальное отношение - даже сами пробовали
Неприемлемо и слишком рискованно!
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
16 комментариев
Написать комментарий...
Anchous

"Огромные масштабы накруток с использованием тысяч IP-адресов и VPN-серверов"

лолштэ? накрутка пф с использованием впн серверов?
пачиму фсе эзгбертные мнения о накрутках пф пишутся людьми даже не представляющими как это работает?

"Google позволяет отсеять не интересующий трафик по географическому принципу, исключив IP-адреса отдельных компьютеров или сетей."

чувствуются глубинные знания тематики, учитывая что у гугла есть старый как говно мамонта баг с геобазами именуюмый канзас проблем и по которому с поллярда ипок относятся к канзасу.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Домени

я понимаю, что данный комментарий воспримется как рекламный, но не могу не написать о нашем сервисе по защите от ботов - https://botfaqtor.ru/

Ботфактор - анализирует каждый визит по >100 поведенческим и техническим параметрам, каждый из параметров имеет свой вес, сумма этих "весов" дает четкое понимание, перед нами человек или бот. (проанализировали >100 млн визитов на сайтах наших клиентов и ежедневно улучшаем алгоритмы определения ботов). 

В личном кабинете есть возможность настройки гибкой блокировки ботов, по разным параметрам. Представлено много отчетов с разбивкой трафика на целевой/нецелевой/боты. 

—-
А также мы занимаемся защитой от скликивания Google ADS - https://botfaqtor.ru/google-clickfraud/.

Автоматически добавляем ботов в аудиторию Google Analytics, далее добавляем эту Аудиторию в исключения защищаемых рекламных кампаний и исключаем аудиторию из ремаркетинга. (Более подробно можно почитать на сайте и задать вопросы в личку.)

Есть бесплатный тестовый период!
Есть вопросы? Пишите/звоните (контакты на сайте)

P.S. https://botfaqtor.ru/yandex-clickfraud/ - Защита от скликивания Яндекс Директ

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Как в том анекдоте: 
- Чего у тебя морда разбита?
- А пусть не лезет!
Реальность такова, что как бы вы ни улучшали сайты, Яндекс оценивает совсем примитивные метрики - тупо накликивание с выдачи и ещё пару метрик. Этого достаточно, чтобы сайт вышел в топ и там остался.
И не надо уповать на то, что вот приедет барин. Не приедет. Потому что хорошую накрутку вычислить практически нельзя. А в топах висит и вовсе примитивное накликивание, легко выкупаемое даже по Wordstat. Яндексу пофиг.

Ответить
Развернуть ветку
Давид Сабаури

За ними стоят PR менеджеры.....

Ответить
Развернуть ветку
Olga Makarevich

Так много слов, так много саморекламы и так мало какой-либо пользы.

Накрутка работает и будет работать (несовершенство текстовых алгоритмов = мусорная выдача без ПФ, рост поискового спроса = корреляция с акциями). 

Чужая «накрутка себе в плюс» понижает «тебя». Скрутка целенаправленная тоже есть и тоже эффективна, но не для «тебя».
И вот вопрос (в первую очередь к лицу бизнеса автора): потерять сайт на 6 месяцев (крутя, и то - не факт, что потеряешь) или потерять навсегда (отрицая экосистему и падая от чужой накрутки), а что выберешь ты?
Не призыва ради, а здравого смысла для. Просто реальность.

Но, всегда можно уйти из сферы, например, заняться лепкой из глины. Классно же?
А если уходить не хочется, то хотя бы разберитесь как именно что делается (пока только смуту в умах наводите, 0 - конкретики, а она есть) и тестируйте как обезопасить себя, и когда найдёте «осиновый кол», вот тогда почитаю и скажу спасибо за советы. А пока только мифы поверх мифов. И только злит.
Если «Ашманов и Партнеры» просто говорит: «пишите в ТП», - то без альтернатив, ребят...

Ответить
Развернуть ветку
Ашманов и партнеры
Автор

Ольга,  содержание статьи отражает его заголовок (и наоборот). Ни в том, ни в другом месте "осиновых колов" мы не обещали - такой задачи и не было. Отнюдь, проанализировали ситуацию с 2011 по 2020 год, с упоминанием конкретных агентств, сайтов и прочих ресурсов, у которых история присутствия в поисковиках четко делится на "до" и "после", привели цифры. Посмотрите внимательнее) 

Ответить
Развернуть ветку
Рекламное Агентство

Скрутка конкурентов и скликивание должны преследоваться по закону как кибермошенничество.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

А навеки "прибитые" в топе сервисы Яндекса - не кибермошенничество? На любой запрос - либо маркет, либо кью с дзеном, а чаще - все сразу.
С волками жить - по волчьи выть.

Ответить
Развернуть ветку
Рекламное Агентство

Думаю что это некорректное сравнение, потому что Яндекс фактически не является и не может быть вашим конкурентом- они находятся в тех же сервисах в которые вам никто не запрещает добавиться, а вот Яндекс подсказки в браузере на твоём же сайте со ссылкой на конкурентов (причем очень часто вообще другой товар, с надписью "более выгодное предложение") это конечно беспредел...

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

ну как не является. Он вообще ведет себя как дорвей. Странички то нерелевантные выводит, не оценивает их по общему алгоритму. Любая дичь: "детей купить" - пожалуйста, "рабы недорого в москве" - ради бога. Со временем исправляют, конечно, но суть алгоритма просто умиляет

Ответить
Развернуть ветку
Рекламное Агентство

Торговцы детьми и рабами тоже накручивают поведенческие? ...Очень может быть что это одна команда...

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

не, это просто Яндекс позволяет себе то, за что банит всех остальных

Ответить
Развернуть ветку
Рекламное Агентство
Ответить
Развернуть ветку
Слава Вареня

Давно не читали про поведенческие факторы... :)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Медведев

Крутить поведенческие, не крутить... Мы призываем!!
Та ви шо? Факт в том, что пф крутят все кто в топ 10, и ничего им не сделает Яша, потому что сильно занят тем же мошенничеством (деньги они зарабатывают). Крутят грамотно, хрен что докажешь когда!
Но написать не об этом хотел. Можно накручивать пф. Если сайт ушлепанский, контент говно, а висит в топ, значит крутить нужно постоянно, чтоб его там держать. А это рано или поздно вызовет неудобные вопросы.
С другой стороны, вы делаете качественный сайт. Экспертный и полезный контент. Для того чтоб он попал и завис в топ за счёт естественных пф, ему нужен слабенький толчок. При хорошей частотности запросов и должном качестве сайта, много не надо. Такую накрутку никогда никто не докажет, а результат будет. Но, сайт должен быть пипец каким качественным. 

Ответить
Развернуть ветку
Вера Свердлова

крутишь - не крутишь, один фиг выкидывает с топа. у меня всего 3 сайта на РФ - и вот первый 3 раза за 2020 падал по позициям от полутора недель до трех, второй 1 раз, но на 1,5 месяца, третий 2-й раз упал и лежит четвертую неделю. это при том, что все три сайта росли предыдущие годы без всяких накруток и даже без покупки ссылок на чистом контенте. вывод - от лагоритмов Яндекса вреда больше, чем от накрутчиков. ничего он определить не может, раз такое происходит.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда