{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Поведенческая оптимизация: как сделать так, чтобы пользователь зашел на страницу и не вернулся в выдачу

Мы в агентстве оптимизируем поведенческие факторы по 35 пунктам проверки — и чтобы описать их все подробно, нужно публиковать не статью, а электронную книгу. Поэтому поступим так. Вот вам чек-лист со всеми этими пунктами, а несколько из них мы прямо сейчас посмакуем: распишем подробно и с примерами.

Начнем с того, что поведенческие факторы можно разделить на внешние и внутренние.

  • Внешние: СTR сниппета, переход в другую поисковую систему, Last Click и т.д. По этим сигналам поисковая система анализирует поведение пользователей в выдаче и понимает, как им вообще ваш сайт — подходит или лучше что-то другое предлагать на этот запрос.
  • Внутренние: время на странице, глубина просмотра, доскроллы, дочтения и т.д. По этим сигналам поисковая система понимает, насколько полный ответ получил пользователь на вашем сайте — в общем, остался ли он доволен.

Внешние поведенческие факторы: завлекаем пользователя на страницу

Идея такая. Даже если вы просто улучшите сниппеты и на них начнут кликать чаще, ваш сайт поднимется в выдаче.

Между CTR сниппета и средней позицией сайта есть такая корреляция: часто, когда растет одно, растет и другое

Проводим аудит CTR выдачи

На первом шаге нужно определить, у каких страниц самый низкий CTR. Мы это делаем с помощью отчета в Яндекс.Вебмастере: Поисковые запросы → Статистика страниц. Из списка выбираем страницы, которые показываются в ТОП-10, и уже из них — все с низким CTR.

Можно начать с того, что взять в работу 5 страниц, которые показываются в среднем на 6-7 позициях — мы так сделали для интернет-магазина светотехники и увеличили CTR с 0,9-2,9% до 5-11% за первый месяц продвижения, что продвинуло нас в выдаче на несколько позиций.

Улучшаем сниппеты

Страницы с низким CTR отобрали — теперь анализируем, как наши сниппеты смотрятся в конкурентном окружении и за счет чего мы можем их улучшить. На проекте в сфере грузоперевозок, например, мы внедрили несколько изменений:

  • Использовали микроразметку BreadcrumbList для навигационной цепочки;
  • Создали условия для появления быстрых ссылок;
  • Получили значки Яндекса — Яндекс присваивает значки сайтам с высокой степенью вовлеченности и лояльности пользователей, а также трафиком с турбо-страниц. Вот, как выглядят эти значки, а тут — инструкция, как их получить.
  • Составили уникальные, содержательные и соответствующие запросам описания в мета-тегах description — до этого в сниппеты поисковые системы вставляли нерелевантные куски текста со страницы.

Эти изменения помогли нам увеличить CTR с 7% до 15.

Обратите внимание на эмоджи — их можно добавить в title, description и микроразметку хлебных крошек, в поисковых системах такой сниппет выглядит заметнее, а сама правка очень простая, особенно, если вы используете шаблоны меты.

Внутренние поведенческие факторы: удерживаем пользователя на сайте

Бывает, пользователь сразу кликает на несколько сайтов в выдаче и потом переходит с одной вкладки на другую, изучает предложения — это не является угрозой для позиции сайта.

Но если он кликнул на сайт, побывал на нем, а потом вернулся в выдачу — это уже очень плохой сигнал для поисковой системы.

Она его понимает так: пользователь не нашел на этой странице информацию, которую искал по этому запросу. А на другой — там, где провел больше времени, совершил больше ключевых действий и не вернулся в выдачу — нашел. Значит, другая страница более релевантна запросу и нужно поднять ее выше.

Речь именно о странице, а не о сайте

Поисковая система оценивает не сайт, а связь «запрос — посадочная страница». Один и тот же сайт может быть более релевантен одним запросам и менее — другим.

Увеличиваем время просмотра страницы

Один из способов удержать пользователя на странице подольше — это разместить на ней различные интерактивные элементы: калькуляторы, инструменты подбора и сравнения товаров, самый топ — это видеообзор товара или видео с пояснениями по особенностям оказания услуги и т.д.

Заходим в Яндекс.Метрику: Отчеты → Стандартные отчеты → Содержание → Страницы входа. Смотрим, какое время просмотра у продвигаемой страницы и какое — у страниц с интерактивными элементами.

Так, например, на проекте в сфере грузоперевозок мы увидели, что на странице с калькулятором пользователи проводят в 4 раза больше времени, чем на странице услуги, которую нам нужно было продвинуть.

Мы заменили обычную форму с запросом стоимости на форму с калькулятором и за счет этого увеличили время просмотра почти в 3 раза. Да, внедрить калькулятор — это долго и дорого, но затраты разовые, а профит прироста всегда с вами: дополнительный трафик теперь работает на вас каждый месяц.

Увеличиваем глубину просмотра

Наша задача — сделать так, чтобы пользователь за 1 сеанс просматривал больше страниц. С этим отлично справляются кросс-контентные блоки — рекомендации с потенциально интересным контентом.

На том же самом проекте мы на страницу услуги добавили ссылки на кейсы. Это улучшило не только поведенческие метрики и, как следствие, позицию в выдаче, но и коэффициент конверсии: уже реализованные компанией проекты — весомая метрика доверия для тех, кто находится на стадии выбора исполнителя.

Как это провернуть: вводим в поисковую строку «основной запрос site:адрес сайта» и подбираем релевантные информационные страницы для перелинковки. Так мы говорим поисковой системе: «Покажи нам все релевантные страницы по этому запросу только на сайте site.ru». Выдача строится по релевантности, то есть мы получаем в первых строчках самые релевантные страницы, где есть запрос. Они-то и усилят внутренний вес страницы через перелинковку.

Избавляемся от всего, что не работает

Часто, чтобы сделать лучше, достаточно найти и выпилить то, что не работает на результат. В данном случае это может быть контент, который пользователи пролистывают.

Откройте Яндекс.Метрику: Карты → Карта скроллинга и посмотрите:

  • Какие экраны находятся в красной зоне или ближе к ней (здесь сконцентрировано внимание пользователей). Их стоит раскрыть подробнее.
  • Какие экраны находятся в голубой зоне или ближе к ней (здесь пользователи не задерживаются). Их стоит или убрать совсем, или скрыть в отдельную ссылку, по которой можно посмотреть эту информацию.

Но тут есть тонкий момент. Смотрите тепловую карту не по всем пользователям, а только по целевым. Для этого в настройках нужно выбрать интересный вам сегмент аудитории.

Один из вариантов целевого сегмента — те, кто просматривал контакты

Если бы мы этого не сделали, например, на проекте в сфере грузоперевозок, мы посчитали бы, что блок с выполненными проектами важен не более, чем другие блоки на странице — он находится в зоне того же цвета, что и большинство остальных блоков, не считая первых экранов.

Но после того, как мы сузили выборку до целевых пользователей, стало очевидно, насколько важны потенциальным заказчикам кейсы — эта зона почти такого же цвета, как первый экран.

Мы предложили клиенту поднять эту зону выше — чтобы целевые пользователи видели важную для них информацию как можно раньше, а значит, как можно раньше понимали, что на этой странице они найдут ответы на свои вопросы, и не возвращались в выдачу.

Кстати, именно по этой причине мы разместили наш чек-лист в самом начале статьи — в максимально красной зоне, но если вдруг вы его все-таки проскроллили и не заметили, дублируем его сюда. Все, что мы сейчас перечислили — это только некоторые детали, а весь список работ, которые мы проводим в рамках поведенческой оптимизации, как раз в нем и можно посмотреть. Скачивайте, пользуйтесь)

Чек-лист

по оптимизации поведенческих

35 пунктов

скачать

И последнее. Как часто оптимизировать поведенческие факторы

Мы на своих проектах проводим аудит поведенческих еженедельно и после каждого значимого апдейта Яндекса и Google. Это помогает нам всегда иметь представление, какие факторы работают лучше на сегодняшний день. Ключевые правки внедряем в течение недели. Кстати, по нашему опыту, внедренные результаты поведенческой аналитики дают самый большой прирост позиций именно по коммерческим запросам.

Увеличили время сеанса на 1 минуту и количество просматриваемых страниц на 30% — поднялись в среднем на 15 позиций в выдаче и увеличили трафик в 6 раз.

В блоге Кинетики мы рассказываем о своих процессах, делимся опытом, инсайтами и шаблонами внутренних инструментов

0
31 комментарий
Написать комментарий...
Алексей из LOADING.express

Эмм... То что вы описали ничего не даст для поведенческой аналитики.))

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Евстигнеев

Да и хрен с ней, с этой аналитикой. Лишь бы это дало для роста позиций сайта и конверсии)) 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Strelnikov

А что даст? 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Кобзарёв

Алексей а что даст? 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей из LOADING.express

Пользоваться Вебвизором это для новичков норм, но вебвизор не работает для качественного анализа тепловых карт, карт курсора, карт доскрола.

+ важнее видеозаписи посещений. Потому что после 300 видеозаписей посещений вы начинаете понимать юзеров, чего им не хватает и что надо сделать на сайте. Как вы знаете, в вебвизоре посмотреть 300+ записей нереально, потому что неудобно. А как может быть неудобным сервис, который служит для того, чтобы в итоге получать удобные интерфейсы и их логику?) Понимаете?

Это как наш сайт для проверки скорости был бы медленным.

Как-то так.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

ну а сплит-тесты в этом плане не практичнее ли?
Анализ тепловых карт и просмотр сеансов - это на инсайты, не для данных.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей из LOADING.express

сплит тесты вообще не покажут ничего, если вы не знаете что именно надо тестировать, а что именно надо тестировать покажет поведенческая аналитика. 
Если вы делаете сплит тесты из своей головы без анализа поведения посетителей, то вы можете сколько угодно заблуждаться и думать, что вы идете в правильном направлении. Но по факту вы можете идти в другую сторону и скорее всего так и есть.

Это как вести рекламный трафик, не настроив сквозную аналитику.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Ну вот и ключ: если не знать, что именно надо тестировать.
Остальное - абстрактные допущения.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Кобзарёв

Спасибо за ответ, я обычно использую hotjar ибо вебвизор метрики просаживает перфоманс сайта и просто не удобен как инструмент

Ответить
Развернуть ветку
Илья Хайруллин

Божечки, редкая достойная статья на vc про seo. Спасибо 

Ответить
Развернуть ветку
Истории компаний
Ответить
Развернуть ветку
Владимир AngryCEO

увеличили CTR с 0,9-2,9% до 5-11% за первый месяц продвижения, что продвинуло нас в выдаче на несколько позиций.

А не наоборот?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

CTR первичен, это же Яндекс.
Утром клики, вечером позиции

Ответить
Развернуть ветку
Владимир AngryCEO

Что клики важны это понятно, но даже на графике сначала выросли позиции ( наверно хоть от какой-то оптимизации/корректировки), а потом ctr подтянулся.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

ну там данные-то из вебмастера, это как бы особой точностью никогда не отличалось.
А на набивании CTR вся нонешняя накрутка и держится, тупо накликивание на выдаче с минимумом отказов по внутряку. Про посткликовые факторы Яндых в своих рассказах красиво рассказывал, по факту кроме CTR ничего ему и не надобно, фу, срамота.

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

Правильнее будет показать изменение CTR при той же позиции.
На позицию влияет не только CTR.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Не, шумноватая выборка-то будет. "Бандит", непрекращающаяся "колбаса", - не, на таких данных выводы я бы делать не стал.

Ответить
Развернуть ветку
Афанасий Илархипов

спасибо за хорошую статью)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Похеров

Шикарный материал. Первичный аудит проводите бесплатно? 

Ответить
Развернуть ветку
Павел Яньшин

Где то плачет от смеха один пользователь юзератора ..
Не поддерживаю их конечно, я против блэкхэта
А вы молодцы!

Ответить
Развернуть ветку
Вера Гагарина

четко, молодцы

Ответить
Развернуть ветку
Mike Reshetnick

Я не верю своим глазам. Хорошая и полезная статья ! Спасибо, изучим.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Тремасов

Чет не понял лавины хвалебных комментов. Ничего нового в статье... 

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Дело не в новизне. Интересно смотреть, как другие думают, выбирают решения заданных проблем, как выстраивают процессы, чем пользуются.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Тремасов

Ну и я о том же. Думают в этой статье абсолютно также, как и в тысячи других. Плюс текст без конкретных примеров как было до, как стало после. По статье куча ссылок на свой блог. Все это наводит на определенные мысли.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Давлятов

Спасибо за материал. У вас на сайте что-то сломалось
https://kinetica.su/prodvizhenie-saita/ не только 2gis

Ответить
Развернуть ветку
Гордей Басик

Спасибо за статью

Ответить
Развернуть ветку
Зина Легзина

поддерживаю

Ответить
Развернуть ветку
Максим Маховиков

Ну такое. Пробежался по аудиту, и не понял зачем все это анализировать каждую неделю, если для хорошего сеошника данный спектр работ происходит уже в первом месяце)

В самом начале внедряются все калькуляторы, проставляются мета-теги, разрабатывается структура и технические фишки.

Согласен, что раз в месяц можно поглядывать, что там у конкурентов. Особенно по проблемным запросам. Но, во-первых, обычно за месяц мало что меняется (да даже за год все на своих местах стоит). А во-вторых, внедрять дескрипшены и хлебные крошки не сразу, а только через сколько-то месяцев?!

Скажите честно, вы это все делаете, чтобы высылать клиентам красивые отчеты и активно имитировать бурную деятельность?)

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Романов

Неплохо, спасибо за статью и ссылки )

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Садовничий

В вашем чеклисте это больше относится к коммерческим факторам ранжирования. Мы в Result Plus разработали чеклист порядка 150 пунктов про коммерческие факторы ранжирования которые в той или иной степени влияют на взаимодействие пользователей с сайтом.
Поведенческие это не про глубину переходов пользователей, не про показатели  отказов и время провождение на странице. Поведенческие это перешли  с поиска на ваш сайт и обратно не вернулись. Можно и за 15 секунд получить релевантный ответ на свой вопрос.
Вы пишите про перелинковку. Вы описываете рабочий подход как искать доноров страниц для перелинковки что бы максимально релевантно поставить ссылку. Перелинковка нужна и очень помогает дожимать около ТОПовые фразы анкорным весом в ТОП за месяц. Но перелинковка это не про улучшение поведенческих. Пользователь может так перейти на 1-2 страницы по ссылкам и уйти далее в выдачу.
Статья неплоха но ушли в сторону от раскрытия темы про поведенческие

Ответить
Развернуть ветку
28 комментариев
Раскрывать всегда