Боты атакуют! Странная накрутка ПФ на сайты
Предисловие
Еще с марта 2020 года многие SEO-специалисты начали отмечать случаи массовых накруток поведенческих факторов на свои сайты.
С конца лета вебмастеры начали получать уведомления в панели Вебмастера о том, что на сайт были наложены санкции в связи с накруткой ПФ.
Казалось бы, Яндекс взялся за дело – пошли «показательные порки». Но появились и опасения в том, что можно будет подвергнуться негативной накрутке на свой проект со стороны конкурента – от которой, по сути, трудно защититься.
Боты атакуют!
Расскажу про странную аномалию, которую заметил на одном из проектов. Начиная с ноября постепенно на сайт начали непонятно откуда залетать посетители. В начале декабря - явный тренд.
Далее все цифровые данные - усредненные.
1) Прямые заходы
Время на сайте – 24 секунды;
- Глубина просмотра – 1,12;
- Процент отказов - 13,8 %;
Казалось бы, это можно было бы объяснить какой-то наружной рекламой – но её просто не было.
2) Переходы из социальный сетей, а именно из Facebook, ВКонтакте, Instagram, Одноклассники, Twitter, Мой Мир, Livejournal:
- Время на сайте – 19 секунд;
- Глубина просмотра – 1,16;
- Процент отказов - 12,2 %;
Опять же, в соц. сетях компании нет, переходы есть.
3) Переходы по ссылкам на сайтах:
Время на сайте – 32 секунды;
Глубина просмотра – 1,41;
- Процент отказов - 11,3 %;
Набор сайтов абсолютно рандомный – естественно, никаких ссылок на проект на них не было.
4) Переходы из рекомендательных систем, а именно Яндекс Дзен:
Время на сайте – 18 секунд;
- Глубина просмотра – 1,11;
- Процент отказов - 13,8 %;
Что интересно, 95% переходов идут на одну страницу.
Диаграмма «Роботы» без явных «трендов»:
Не ожидая вменяемого нестандартного ответа, все же обратился к Платону Щукину по поводу этого наблюдения.
Получил стандартный ответ.
Последствия
Позиции, которые были до этого в ТОП-10 выпали из сотни.
С подобной ситуацией столкнулись и другие оптимизаторы – результат схожий, позиции ушли у кого-то к 50-60 местам, у кого-то за сотню. У малого числа ничего не изменилось...пока что.
Не исключаю того, что все это одно большое совпадение и в ранжировании поведение стороннего трафика учитывается в меньшей степени, если вообще учитывается.
Что делать?
Непонятно.
Казалось бы, если есть схожий IP у разных сессий, можно было бы заблокировать таких ботов. Проблема в том, что они все разные.
По гео-параметрам таким же образом не отфильтруешь – все из России, преимущественно из целевых регионов.
Возможно, получится через Cloudflare отсечь реферальный трафик.
Еще одна мысль – просто убрать счетчик с страницы на которой гонится трафик и понаблюдать, что будет.
По сути, все это предположения и вполне возможно – бездействие тоже выход.
Еще одно предположение - боты накручивают историю посещений, чтобы потом использоваться для накрутки ПФ уже для конкретных проектов.
Были ли подобные случаи у Вас и какие действия в этой ситуации приемлемы?
Интересные статьи по схожей теме:
P.S. Еще замечен резкий рост внешних ссылок в вебмастере (не на всех проектах, на примерно в это время)
Из свеженького. Выдачу недавно очень жёстко перетряхнуло: отслеживал по нескольким сегментам накрутчиков, торчавших в топах Яндекс примерно с мая. Теперь их нет. Сайты не в бане, но дико уехали вниз, фактически - за пределы видимости. Их место заняли новые левые сайты, едва ли имеющие натуральный тайп-ин и брендовый траф. Возможно, очередная волна накрутчиков, если не те же с новых хостов.
Что-то происходит.
Примерно такие же наблюдения у меня. Одних накрутчиков выбросило, смотрю появились новые сайты. Анализирую - созданы два месяца назад на чистом домене, график роста как у доллара в 2014.
Но нюанс. Ещё и нет динамики по сайтам, которые точно крутят, притом крутят беспалевно, с нагулянными фингерпринтами, с местных проксей и т.п. Ещё летом это давало буст буквально за месяц.
Сдаётся мне, либо Яндекс что-то перемудрил с алгоритмом, либо увеличил порог вхождения по какой-то ранее неважной поведенческой метрике, либо нету там никакой внятной логики вообще - типа "бандитом" перетряхнуть топы сразу на полгода, и ничего существенно не менять. Чтобы все увидели минуту славы и немного трафа, отжатого у сервисов Яндекса.
Либо алгоритм гуляет в зависимости от тематики. Знаю достоверный пример - тематика дверей - буст за считанные дни. Правда инфа на сентябрь 2020, не исключаю, что уже все по-другому.