{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Боты атакуют! Странная накрутка ПФ на сайты

Предисловие

Еще с марта 2020 года многие SEO-специалисты начали отмечать случаи массовых накруток поведенческих факторов на свои сайты.

С конца лета вебмастеры начали получать уведомления в панели Вебмастера о том, что на сайт были наложены санкции в связи с накруткой ПФ.

Пример сообщения в Вебмастер

Казалось бы, Яндекс взялся за дело – пошли «показательные порки». Но появились и опасения в том, что можно будет подвергнуться негативной накрутке на свой проект со стороны конкурента – от которой, по сути, трудно защититься.

Боты атакуют!

Расскажу про странную аномалию, которую заметил на одном из проектов. Начиная с ноября постепенно на сайт начали непонятно откуда залетать посетители. В начале декабря - явный тренд.

График из отчета "Источники, сводка" Яндекс Метрики

Далее все цифровые данные - усредненные.

1) Прямые заходы

  • Время на сайте – 24 секунды;

  • Глубина просмотра – 1,12;
  • Процент отказов - 13,8 %;

Казалось бы, это можно было бы объяснить какой-то наружной рекламой – но её просто не было.

2) Переходы из социальный сетей, а именно из Facebook, ВКонтакте, Instagram, Одноклассники, Twitter, Мой Мир, Livejournal:

  • Время на сайте – 19 секунд;
  • Глубина просмотра – 1,16;
  • Процент отказов - 12,2 %;
Переходы из социальных сетей

Опять же, в соц. сетях компании нет, переходы есть.

3) Переходы по ссылкам на сайтах:

  • Время на сайте – 32 секунды;

  • Глубина просмотра – 1,41;

  • Процент отказов - 11,3 %;

Набор сайтов абсолютно рандомный – естественно, никаких ссылок на проект на них не было.

Пример сайтов, с которых идут переходы.

4) Переходы из рекомендательных систем, а именно Яндекс Дзен:

  • Время на сайте – 18 секунд;

  • Глубина просмотра – 1,11;
  • Процент отказов - 13,8 %;

Что интересно, 95% переходов идут на одну страницу.

Диаграмма «Роботы» без явных «трендов»:

Диаграмма "Роботы" Яндекс Метрики

Не ожидая вменяемого нестандартного ответа, все же обратился к Платону Щукину по поводу этого наблюдения.

Получил стандартный ответ.

Ответ Платона Щукина

Последствия

Позиции, которые были до этого в ТОП-10 выпали из сотни.

С подобной ситуацией столкнулись и другие оптимизаторы – результат схожий, позиции ушли у кого-то к 50-60 местам, у кого-то за сотню. У малого числа ничего не изменилось...пока что.

Не исключаю того, что все это одно большое совпадение и в ранжировании поведение стороннего трафика учитывается в меньшей степени, если вообще учитывается.

Что делать?

Непонятно.

Казалось бы, если есть схожий IP у разных сессий, можно было бы заблокировать таких ботов. Проблема в том, что они все разные.

По гео-параметрам таким же образом не отфильтруешь – все из России, преимущественно из целевых регионов.

Возможно, получится через Cloudflare отсечь реферальный трафик.

Еще одна мысль – просто убрать счетчик с страницы на которой гонится трафик и понаблюдать, что будет.

По сути, все это предположения и вполне возможно – бездействие тоже выход.

Еще одно предположение - боты накручивают историю посещений, чтобы потом использоваться для накрутки ПФ уже для конкретных проектов.

А что бы сделали Вы?
Оборонял бы сайт от ботов, как Хельмову Падь от орков.
Танцевал с seo-бубном, заказал молитву.
Абсолютно ничего, Яндекс сам разберется.
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Были ли подобные случаи у Вас и какие действия в этой ситуации приемлемы?

Интересные статьи по схожей теме:

P.S. Еще замечен резкий рост внешних ссылок в вебмастере (не на всех проектах, на примерно в это время)

0
122 комментария
Написать комментарий...
Алиса Головина

Но может кто-то какой-то выход нашел?

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Shugar
Автор

Посмотрите комментарий Сергея Черняева - я думаю это самое безопасное. Можно банить сетки IP, но есть вероятность забанить реальных посетителей. 
Лично я смекнул так - мне нужно, чтобы метрика не видела ботов вообще, так как они идут у меня на одну страницу (это разводящая страница услуг, поискового трафа туда я не ожиданию, поскольку под общий запрос оптимизирована главная страница, то есть мало чем рискую) поэтому просто удалил код метрики на конкретной странице вчера. Результат - 0 заходов ботов, буду наблюдать, смогут ли они адаптироваться и начать переходить на другую страницу-жертву. Ну и буду наблюдать позиции - судя по комментарию все того Сергея - могут начать возвращаться уже через 2 недели.

Ответить
Развернуть ветку
Hellen Maringoff

А у нас как раз был кейс с тем, что боты заходили точечно на какие-то разделы сайта, поэтому, наверное, с метрикой что-то делать смысла нет, может быть только хуже. Возможно, стоит попробовать клауд, либо на стороне вашего хостинг провайдера запросить более точные данные по IP адресам и закрыть очевидно спамные. Если провайдер хороший, то поможет вам, а с метрикой, скорее всего, так не сработает, так как эти боты потом возвращаются в поиск. 
Как мне кажется, алгоритм их работы такой:
1. Зайти на ваш сайт по запросу
2. Создать негативные поведенческие
3. Вернуться в выдачу
4. Накрутить конкурентам поведенческие

Таким образом, если боты возвращаются в выдачу, то для ПС, посетитель, который ушёл с вашего сайта в любом случае отрицательный сигнал, который скажется на ранжировании. И тут не важно будет у вас метрика или нет, статистика на основе других сайтов будет учитываться
Вот пример перехода на внутринние страницы

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Shugar
Автор

Не совсем так - в случае посещения ботом одной страницы, на которой нет метрики - поисковая система не будет знать о переходе как таковом. 
Кроме того, отрицательный сигнал работает при определенном сценарии - ввод запроса в поисковую систему, заход на некоторые сайты. И в случае если после Вашего сайта пользователь не пойдет искать дальше - это положительный сигнал. В обратном отрицательный. Не уверен, что такая же схема с внешними переходами.
Но это неточно.

Ответить
Развернуть ветку
Ваня Пупкмн

А как тогда ПС ранжирует сайты без счётчиков?

Ответить
Развернуть ветку
119 комментариев
Раскрывать всегда