(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(41218439, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(41218439, 'hit', window.location.href);

Цифровой двойник сайта: что это такое и как им пользуется ecom

Технология цифровых двойников в других сферах применяется давно, она получила широкое распространение в медицине, космонавтике и промышленности. Но для ecommerce и retail, концепт цифрового двойника для сайта ― понятие совершенно новое и пока не всем понятное. Именно об этом мы постараемся рассказать в нашей статье.

В первую очередь, это актуально для больших сайтов, где много страниц. Как правило, это страницы 2-4 типов. Если это онлайн retail, то основные типы страниц ― это карточки (страницы отдельных товаров), листинги (списки товаров).

И по каждой странице нам нужно иметь под рукой оперативные и актуальные данные: что происходит с контентом, трафиком, поведением пользователей, потенциальным спросом, CTR, запросам по популярным страницам, техничкой и все это в динамике.

Так мы пришли к идее, что нужна какая-то цифровая анкета страницы, некая точка сборки, где можно собирать данные из систем аналитики, из поисковых систем, вебмастеров, краулеров и технических внутренних инструментов.

Этот макет должен регулярно обновляться, быть всегда актуальным и доступным, чтобы можно было его использовать для роста поискового трафика и конверсии.

Благодаря такой цифровой виртуальной модели по каждой странице вы можете:

  • «Подключать» различные данные (параметры/свойства).
  • Считать любые показатели и метрики.
  • Группировать по параметрам/свойствам.
  • Расставлять приоритеты по работе исходя из потенциала роста метрик.
  • Приоритезировать работы по ожидаемой эффективности внедрений.
  • Управлять обновлением данных
  • Работать со структурой, как правило, каталогами товаров или «предложений/объектов»

«Подключать» любые данные (параметры/свойства)

Например, сейчас у вас есть только данные по трафику, конверсии и какие-то SEO-метрики. Позже вы подключили сезонность, поисковый спрос, рассчитали какой-то тренд, подключили данные о количестве отзывов или качеству этих отзывов.

То есть вы можете постепенно, как конструктор лего, в этой точке сборки подключать новые данные, совмещать их, считать и выводить любые метрики.

Считать любые показатели

Вы можете использовать удобные для вас метрики или создавать собственные, например, качество карточки товара. Ключевое тут ― у вас появляется возможность рассчитать и регулярно отслеживать в динамике удобную для вас метрику, по которой вы можете оценивать бизнес процессы.

Группировать по параметрам/свойствам

Удобно группировать данные по любым признакам: отсортировать все карточки, на которых от 3 до 5 фотографий или листинги с количеством товаров от 20 до 50.

После чего вы можете сравнивать эти группы между собой и с контрольной группой, вычислять корреляции или определять их успешность. Например, вам кажется, что 3D обзоры хорошо влияют на поисковую видимость или конверсию. Теперь вы можете это взять и проверить.

Расставлять приоритеты по работам исходя из потенциала роста метрик

На основании данных, которые загружены в цифровой двойник, вы можете сформировать свой собственный подход и выстраивать работу, исходя из него. Отсортировать страницы, которые имеют наибольший или наименьший рост поискового трафика, отранжировать группы страниц по конкретным брендам. И после этого сформировать приоритет исходя из каких-то критериев, важных непосредственно для вашего бизнеса.

Приоритезировать действия над сайтом по ожидаемой эффективности внедрений

Представьте, что вы знаете, что отзывы эффективны с точки зрения поисковых систем или пользователи лучше реагируют на страницы, где отзывов много. И в рамках нашего цифрового прототипа вы можете отсортировать страницы, у которых этот параметр ниже эффективного. После того, как вы этот сегмент «нащупали», вы можете сконцентрировать на нем основные усилия команды.

Управлять обновлением данных

Несложно оптимизировать расходы и дешево иметь постоянный доступ к актуальным данным, после того, как вы переходите в цифровую форму. Вы контролируете все данные по сайту и как часто вы хотите их получать: трафик пусть обновляется каждый день, технические данные тоже, некоторые SEO-данные достаточно обновлять раз в неделю.

Работать со структурой, как правило, каталогами товаров или «предложений/объектов»

Если вы когда-то работали с miro или другими сервисами визуализации, то вы представляете, что после переноса идеи в наглядную схему, сразу становится понятно, так ли это работает или требуются какие-то изменения. Цифровой двойник также упрощает работу со структурой проекта и помогает управлять внедрениями.

Типовые сценарии использования

Представьте, что у вас есть интернет-магазин и в нем карточки товаров. Вы хотите понять, что-то про фотографии на карточках: на что они влияют, сколько фотографий лучше добавлять, чтобы улучшить те или иные показатели.

Вы заходите на один из экранов цифрового двойника, где агрегируются данные по карточкам товаров, выбираете для демонстрации данные по продуктовой аналитике по метрике «Фотография”, необходимую категорию, например, “Телевизоры” или “Душевые кабины” и выбираете модуль “SEO».

После чего формируется экран, где в наглядном формате собраны все данные в динамике по заданному запросу. И вы можете сделать выводы, основанные на данных, актуальных непосредственно для вашего сайта, что положительный тренд заметен, например, от 20 фотографий.

Таким образом, вы можете интерпретировать любые данные, запросы и получать четкие ответы на свои вопросы. Вам доступна аналитика в разрезе любых, интересующих вас показателей: ассортимента, контента, дополнительной функциональности, поведения пользователей, SEO, UX, изменений на сайте и многое другое.

Для бизнеса концепт цифрового двойника может:

  1. Оцифровать текущие бизнес процессы.
  2. Перестроить взаимоотношения с подрядчиком за счет понятных и исчисляемых метрик.
  3. Наладить сквозные кросс командные цели.
  4. Получить продуктовый подход к развитию сайта для роста SEO и конверсии.
  5. Запустить/переделать (ритейл) процессы про каталог.
  6. Получить для бизнеса много новых данных.

Цифровой двойник сайта, в нашей концепции, это инструмент для роста онлайн продаж, который может не только измерять эффективность таких метрик, как:

– продуктовые параметры (отзывы, фото и пр.);

– seo (тексты, поведение, ctr и пр.);

– внедрения и работы.

Но и использовать весь потенциал сайта, помогать росту поискового трафика и повышать эффективность любых действий по проекту.

Бизнесу мало знать, что эффективно и насколько, где и какой потенциал в трафике и конверсии. Нужно знать «состояние» каждой страницы в разрезе: какие действия возможно к ней применить и как эти действия могут увеличить ключевые показатели конкретного бизнеса.

0
29 комментариев
Написать комментарий...
Виктор Петров

Концептуально красиво, но непонятно, как реализовать.
У вас есть какие-то наработки в этом направлении?

Ответить
Развернуть ветку
SEOWORK
Автор

Виктор, да, мы разработали и продолжаем развивать платформу, которая позволяет работать с данными так, как описано выше.

В теории бизнес может агрегировать данные на своей стороне и отчасти это решается внутренними BI и системами аналитики. Но это сложно и дорого

Если говорить про SEOWORK, то уже сейчас мы фактически создаем цифровые анкеты страниц сайта, агрегируем массу данных о каждой из них и предоставляем возможность обогащать эту модель дополнительными данными (количество фото, наличие и количество отзывов и т.д.), но в полуавтоматическом режиме.
Автоматизация сбора всех данных это следующий шаг, и мы в этом уже продвинулись используя нейросети и другие технологии.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Пряник

Тут бы видео не помешало, описание понятно, но визуальной части не хватает

Ответить
Развернуть ветку
SEOWORK
Автор

Видео есть на нашем Ютуб канале

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Nasekin

Сеошники уже не в состоянии самостоятельно аккумулировать данные из вебмастеров, метрики и т.д.?

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Stavsky

Задача: сколько сеошников понадобиться, чтобы самостоятельно аккумулировать данные из вебмастеров, метрики и.т.д. для проекта уровня алиэкспрес? )))

Ответить
Развернуть ветку
George Karakeyan

а когда были?

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Nasekin

Вам может с опытом не повезло, но сеошники не только тайтлы на страницах заполняют

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Это, мягко выражаясь, доселе было за пределами компетенций SEO-специалистов. Одно дело - парсить данные, другое - получить по ним внятные синтетические метрики, качественно новую информацию и т.п.
Попробуйте, скажем, траф спрогнозировать по заданной группе запросов для конкретного сайта в перспективе эдак полугода.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Veselov

А что такое "синтетические метрики"? Число запросов в яндексе?
Самая бессмысленная информация как раз в связи с теми кто эту инфу анализирует, особенно активно используя ботов, а не является ЦА, судя по переходам на сайты по многим словам. Лента мёбиуса, которая только все запутывает.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Нет, речь не о частотности. Я про KEI и её вариации.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Veselov

При условии использования только поисковой системы, да. А если к примеру ранее делалась рассылка потенциальным клиентам, офф-лайн реклама, посты в соцсетях. И в результате самое эффективное слово - название компании, либо определенный продукт. А если не производить никаких телодвижений и вообще верить, что трафик только из поисковиков идет и сам по себе, то другие слова. И с каждым годом все меньше.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Учитываем объём такого трафика, коэффициент затухания и т.п. Меня дополнительные каналы интересуют только в нескольких аспектах - прежде всего ПФ. Если сайтик благодаря таким телодвижениям при минимальной видимости не по витальным запросам успел нагулять хорошие поведенческие - тем легче будет его раскачивать.
Хотя да, прогнозирование это усложняет.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Veselov

Имхо: акцент внимания все больше смещается от поисковиков в соцсети и ютуб, поскольку читать люди хотят все меньше, а смотреть что-то на видео или принимать участие в процессе все больше. И ценность нахождения в топе яндекса с каждым годом все ниже относительно раскрученности самого бренда/компании. Но это с точки зрения результата в виде продаж. Если у вас инфосайт, то конечно это все важно.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Покупать всё равно пойдут в поиск. Да, вычтем "авито", "вайлдбериз", "мерли мерло" - всё равно недурно остаётся. А есть ещё b2b, сложные тематики и запросы с геопривязкой. Да и кроме Яндекса есть ещё Гугл.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Veselov

Яндекс больше привязан к ПФ и там сложнее удержаться вверху.

Покупать всё равно пойдут в поиск.

Да, но чаще идут покупать туда, где брали раньше, или купят то, про что слышали раньше, воспользовавшись закладкой в браузере, и в результате, и в гугле, и в яндексе мы по всем вариациям словосочетаний в топе скажем полгода и все почти бестолку относительно конкурентов.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

А, ну вы же, пожалуй, о продажах и конверсии говорите. Тут вопросов нет, всё сложнее, чем просто привлечь трафик. lead nurturing и вот это всё.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Veselov

И про конечную цель - как сохранить позиции в топе яндекса, когда товар не заходит. Через какое-то число проваливаний (примерно на третий раз) страницы, когда пользователь продолжает посетив наш сайт поиски в яндексе оказываешься с минусом в 40-50 позиций. И никакой KEI, опять же связанный с накрученным статистами и ботами числом запросов не спасает.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

В Яндекс? С его-то "многоруким бандитом"? Фактически - никак, речь может идти только о медиане. Тем более, вы возврат на индекс упоминаете - самая жёсткая метрика среди ПФ. Тут лечить либо средствами CRO, либо метрику ботами выправлять.
Я вижу сайты, которые торчат в топе Яндекс как прибитые - но там чёткая корреляция с объёмами брендового трафа и тайп-ин. Ну, ещё накрутчики, но те периодически исчезают.
Что касается KEI - то это больше про отбор запросов, их фильтрацию, притом при поточной работе. Я собираю ядро, мне нужно выбрать те ключи, по которым сайт пойдёт вверх быстрее и предсказуемее, и притом с выгодой для бизнеса. KEI позволяют отсеять мусор, нулёвки, информационку, чрезмерно конкурентные ключи - но не более.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Veselov

Просто в случае того сайта резонно вначале доработать продукт, написать про него статьи, сделать взрывные видеообзоры, и банально иметь запас на складе, а потом уже в топ выводить. Но совсем было круто, когда у клиента нужной бумажки не оказалось, когда пришел крупный заказ. Так что одним seo не вырулить иногда никак, надо весь бизнес клиента изучать было.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Есть такое. Разумнее набрать толковые ПФ на малом трафике, а потом траф увеличивать из органики.
Требований к сайту на его старте всё больше у обеих ПС, и проще сразу сделать хорошо, чем отдавать в индекс сырое и потом долго исправлять или ждать обнуления набранных негативных метрик.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Veselov

Есть еще один фактор - число нелояльных клиентов, поскольку раскручивалось все нормально просто зашкаливает уже. Плюс спад спроса. Потому наверное вопросы связанные с человеческим фактором, например идиотизм, для меня так остры в последнее время.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Veselov
либо метрику ботами выправлять

в последние месяцы хуже работает, видимо довыправлялись, писали, что яндекс статистику собирает на выправлятелей... 

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Собирать-то он собирает, только справляется плохо. Они и в первый раз, когда с ПФ боролись, пустили под нож вполне определенные сервисы и их пользователей - только тогда и не шифровался никто. Кастомных ботов с прокачанными фингерпринтами они выкупить не могут. патовая ситуация. И от ПФ отказаться они не могут, и накрутчиков к ногтю - тоже.

Ответить
Развернуть ветку
George Karakeyan

с этим seowork давно справляется, если говорить про прогнозы

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Я с этим сервисом пока не пересекался. Рекомендуете?

Ответить
Развернуть ветку
George Karakeyan

мы же в блоге seowork :) 
Рекомендую горячо, но готовьтесь к работе с большими объемами данных. 

Ответить
Развернуть ветку
Маша Лукьянова

Для чего нужен двойник и что он собирает - я понимаю.

Не могу понять, как\через что осуществляется работа. Вот есть оригинал страницы - карточки товара. Вы заменяете её на свою - на макет цифровой анкеты, с которой можно в одном месте собирать всю аналитику? Это будет специальная ссылка? А что в этот момент происходит с оригиналом?

И почему тогда эту цифровую анкету нельзя повесить на оригинал страницы, чтобы собирать информацию, а нужно создавать именно двойник, если этих страниц и так много? 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Шкляев

п

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
26 комментариев
Раскрывать всегда