{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

SEO в 2021: погружение во мрак или свет в конце тоннеля?

«SEO – все более комплексно, долго и дорого, но места в топе все равно может не хватить» – примерно так последние лет 5 звучат итоги уходящего и прогнозы на будущий год.

2020-й не стал исключением, а лишь усилил тенденции тем, что на «комплексно и дорого» денег у бизнеса уже нет, а топ Яндекса в некоторых нишах, действительно, стал «клубом для своих», состоящим из всевозможных сервисов и сайтов-миллионников.

Так что же, SEO умирает, уходит в Google или просто перелистывает страницу?

Тренд 1 – SEO, может, и мертво, но некрофилов много

Несмотря на общее ухудшение экономического состояния страны, массовое закрытие малых предприятий и резкое сокращение расходов теми, кто ещё остался «на плаву», беспристрастная статистика Yandex Wordstat фиксирует двухкратное увеличение спроса на SEO-продвижение

В чем же дело? Основных причин видится две.

1. COVID-19: если тебя нет в online, тебя нет нигде

Понятно, что COVID-19 подстегнул развитие онлайн-торговли, но стоит хорошенько осознать масштабы перемен. Согласно исследованиям, за первое полугодие 2020 года россияне совершили в 3 раза больше интернет-покупок по сравнению с аналогичным периодом в 2019 году, а доля интернет эквайринга составила 67% от общего оборота. В своей работе мы практически ежедневно сталкиваемся с наглядными иллюстрациями данного тренда.

Например, участвуя в конкурсе диджитал-агентств P1, мы решали кейс торговой марки 12storeez. До начала пандемии компания получала 75% выручки через оффлайн-торговлю, а уже в июле 2020 года 66% продаж приходилось на интернет-магазин и мобильное приложение.

Более того, от 50 до 75% покупателей не собираются отказываться от онлайн-покупок после снятия эпидемиологических ограничений, а это уже заставляет задуматься о стратегических решениях.

2. Значительный рост стоимости таргетированной и контекстной рекламы

По результатам исследования Socialbakers, средняя цена за клик (CPC) в марте 2020 года выросла на 55% по отношению к аналогичному периоду 2019 года, и после просадки вернулась к этому уровню в конце 2-го квартала. Нет никаких причин ожидать снижения стоимости интернет-рекламы в обозримой перспективе, даже учитывая некоторое удешевление стоимости отдельных каналов как следствие нескольких волн массовых блокировок аккаунтов в 2020 году, которое привело к снижению числа возможных рекламодателей и уровня конкуренции за клик. Подешевели клики, но сама работа по заливке рекламы на FB усложнилась и стала дороже. Результат всё тот же: серьезное удорожание рекламного трафика для владельца сайта. Большинство компаний наращивает бюджет на рекламу в интернете – а это неминуемо будет и дальше раскручивать маховик ее стоимости. Очевидной альтернативой выглядит органический трафик и SEO как инструмент его привлечения, и результатом становится тот самый двукратный рост спроса на SEO-услуги.

Тренд 2 – Яндекс атакует и SEO уже не про SEO

Трендом последних нескольких лет стал рост количества рекламных мест, а также сервисов от Яндекса, агрегаторов и порталов в органической выдаче. Апогей наступил в этом году: до 5 рекламных мест в топе, до 50% сервисов Яндекса в выдаче, и не только блок быстрых ответов, но и предиктивный поиск, благодаря которому пользователь не отправляет запрос вообще.

Причем тренд не зависит от тематики – у Яндекса найдутся сервисы на любой случай жизни: от Маркета, Недвижимости и Путешествий до Дзена, Кью и Эфира.

В рекламе, кстати, они тоже участвуют (про аналог Avito от Яндекса уже все знают?)

Оставшиеся места в выдаче, в зависимости от ниши, делят между собой разного рода агрегаторы, маркетплейсы и иные крупные порталы, которым, правда сказать, тоже приходится несладко. В информационной тематике ярким примером может служить сайт KakProsto, который в конкуренции с Дзеном и Кью за последний год потерял 90% трафика.

Данные из доклада Романа Пузата на конференции MAC-2020 Роман Пузат

Что это значит для сайтов “средней руки”: небольших интернет-магазинов, гостиниц, частных сайтов услуг? Им остается либо собирать остатки “хвоста”, с которыми не стали мелочиться “монстры поиска”, пытаться продвинуться через инфо-семантику и локальное продвижение, либо двигаться уже внутри самих агрегаторов и сервисов, что многие и делают, начиная торговать через Wildberries, заводя каналы на Дзене или размещая предложение на Яндекс.Услугах.

Вывод - диверсифицируем трафик, ищем нестандартные каналы. Помним, что SEO сегодня – не только про SEO.

Тренд 3 – поляризация рынка: «SEO по 30» и «SEO за 300»

Как следствие всего вышеописанного, ещё четче выделились два подхода к поисковой оптимизации: работа на перспективу или сиюминутный результат.

Все вышеописанное приводит к тому, что «белое» SEO с расчетом на перспективу – все более комплексная, долгая и дорогая история.

Бизнесу хоть и нужно в онлайн, но денег у него нет и результат нужен сейчас, а лучше – вчера. Вложения без быстрой отдачи – это психологически сложно для большинства предпринимателей, независимо от наличия денег на продвижение.

Проще закупать платный трафик в таргете и контексте, даже если итог выглядит вот так:

Так или иначе, многие готовы платить какие-то небольшие деньги, назначая при этом «измеримые показатели» достижения результата. Допустим, выход в топ-5 за пару месяцев по перечню утвержденных запросов. К чему приводит такое понимание эффективности – другой вопрос.

Для небольших агентств и частников – важно понимать, что именно вы делаете и кто ваша целевая аудитория. Трудозатраты на качественное продвижение все выше, при этом, в отличие от рекламы, результат виден не сразу и отдавать 100+ тысяч в месяц “непонятно за что” многие не готовы. Те, кто готовы, часто идут в крупные агентства с именем или “гарантиями”. Для себя мы выбрали путь “меньше, да лучше”: основные ресурсы направлены на in-house проекты (от них же – основной доход), клиентское продвижение – “для тех, кто понимает”, в основном – по сарафанке.

Как обычно, спрос рождает предложение «SEO по 30», подкрепленное волной свежеиспеченных сеошников из числа потерявших работу офисных сотрудников или инженеров.

Итог – поверхностная оптимизация по роликам с YouTube и активная накрутка поведенческих факторов (да, она работает=). Результат – как повезет: можно быстро влететь в топ и продержаться там какое-то время, сполна окупив вложения, можно улететь под фильтр раньше, чем будет достигнуто хоть что-то, похоронив не только оплату SEO, но и трастовый домен (об отдельных сайтах, переклейке и других вариантах минимизации рисков при «SEO по 30», обычно, не задумываются).

«Черное» дешевое SEO может быть эффективным в моменте, но вряд ли подходит для работы на перспективу. Его скорее можно отнести к рекламе с чуть более дешевой стоимостью клика, которая компенсируется рулеткой “продвинется или забанят”. В любом случае, крайне желательно понимать, что именно делают с вашим сайтом и предпринимать меры для минимизации рисков.

В выдаче мы закономерно наблюдаем аналогичную поляризацию: топ-10, точнее то, что от него остается после сервисов Яндекса, делят между собой, если не агрегаторы, то, по крайней мере, крупные сайты со значительными бюджетами, большим ассортиментом и комплексным продвижением и сайты-однодневки.

YATI – разворотный тренд?

В конце ноября Яндекс анонсировал новый поисковый алгоритм – YATI, сравнив его выход по значимости с запуском Матрикснета (2009 год), то есть наиболее значимым событием за последние 10 лет.

Итак, какие основные изменения уже произошли?

1. Массовая пессимизация “накрученных” сайтов

Как известно, фактическое внедрение новых алгоритмов в поиск обычно происходит раньше официального анонса, что мы и наблюдали при “шторме” индекса и массовом исчезновении сайтов из поиска в сентябре.

После запуска продакшн-модели YATI тенденция продолжилась: в декабре ряд сайтов также существенно потерял в видимости. Почему это связано именно с YATI?

Первое – предупреждений в вебмастере нет, сторонние сервисы наложение санкций также не фиксируют.

Второе – во многих случаях сайт не вылетает из индекса полностью, а лишь сильно теряет в позициях, причем не единомоментно, а на протяжении некоторого времени.

То есть на самостоятельный фильтр эти изменения не очень похожи.

Третье, и основное – по словам разработчиков Яндекса, новый алгоритм получил значительный “вес” в ранжировании:

В случае с YATI – вклад новой модели заметно больше 50% от суммарного вклада всех признаков. В этом смысле трансформер решает «больше половины» задачи ранжирования.

Таким образом, значение кликового фактора существенно снижается и сильно накрученные, но лишь частично соответствующие запросу сайты, заменяются в выдаче более релевантными по сумме факторов страницами.

2. Уменьшение количества сервисов в выдаче

При проверке выдачи перед выпуском данной статьи был замечен тренд прямо противоположный тому, о котором говорилось выше: количество сервисов в выдаче – уменьшилось!

Ниже приведены снимки выдачи от августа и декабря этого года.

Как видно, Дзен и Кью, занимавшие летом 3 из 4 первых мест, к декабрю полностью исчезли из топ-10. Подобная тенденция наблюдается по целому ряду запросов в различных тематиках.

Были проверены запросы, приведенные в пример Романом Пузатом на MAC-2020, для иллюстрации увеличения количества сервисов в выдаче по сравнению с 2019 годом – они также подтвердили разворотный тренд: Дзен и Кью исчезли из топа и даже авто.ру вновь занимает одну строку. То есть поиск, фактически, вернулся в состояние 2019 года.

Подведем итоги, или что все это значит?

Хочется верить, что мы “уже достигли дна”, оттолкнулись от него, и эра агрегаторов и накруток движется к завершению так же, как когда-то – эры переспама, дорвеев и ссылок.

Но, как известно, “на Яндекс надейся, а сам не плошай”. Неустаревающие рекомендации о комплексном продвижении, поиске нестандартных источников трафика и осторожном отношении к недорогому SEO “с гарантиями” по-прежнему актуальны.

Пройдя уже несколько периодов, в каждом из которых возникали и отмирали различные “быстрые схемы” вывода в топ, я с уверенностью могу сказать, что принцип “сделай действительно хороший продукт, а не пытайся его сымитировать” работает беспроигрышно во все времена. А знание принципов и критериев качества, которыми руководствуются поисковики, не только помогает предстать перед ними в лучшем свете, но и стать ещё удобнее для пользователей. Ведь (как это ни странно=) цели у нас и у Яндекса весьма похожи.

Поэтому мы в Yasno смотрим в будущее с оптимизмом, ищем открытые двери и с нетерпением ждем наступающего 2021 года!

0
80 комментариев
Написать комментарий...
Виктор Петров

Тотальный перебор по фактам.
а) Сентябрьская порка накрутчиков коснулась юзвересь сервисов, и малое число. Накрутка как работала, так и работает - только в путь.
б) YATI они выпустили практически тишком, анонсировав только статьёй на "Хабре". Откуда сравнение с матрикснетом? Очередная итерация всё того же катбуста, которая пока никак себя не проявила, к сожалению.
Вылеты из зоны видимости - это всё та же отрыжка НКС (с весны длится) и турбулентность выдачи, связанная как со штормом, так и с накрутчиками.
Ну, и самое важное. Хватит уже про "SEO сдохло", это даже как шутка юмора не воспринимается. ныть начали лет 10 назад ссылкопокупатели-нубы и текстописатели-нубы. Да, правила стали жёстче. Но канал никуда не делся и не денется - спросите хоть у тех, кто пытается через PPC траф привлекать. Там вой погромче будет.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Пряник

Вижу упоминание пузата ставлю диз, голимая инфопомойка

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Богосьян

Отличная статья. Спасибо, Татьяна!
Действительно, требования к сайтам растут, уровень качества поднимается. Все уже устали от мусора в интернет. На него просто не хватает времени. Выживут лучшие из лучших. Главное чтобы это было адекватно. Лично для меня, зачастую, агрегатор не является лучшим релевантным ответом на мой запрос Яндексу.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.
Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Алексей Медведев

Вся эта статья, такое себе, паршивое seo для вашей конторы. Вы пишете что это "умерло", и тут же втыкаете спамные ссылки в материал. Не поможет!!

SEO не умрёт, хер дождётесь! seo не про SEO - вообще зачёт! Тока отрицательный. Именно про SEO!, которое все таки поворачивается к понятию "качественная выдача".
Если клиент ищет "изготовить на заказ", не фиг ему предлагать китайскую шляпу с али экспресс!! Он хочет на заказ и качественно, из хороших "материалов"!! Вот и падают в выдаче сайты, продающие китайскую х-ню! 

Мало кто понимает (особенно маркетологи за 5000 р с яндекс-услуг, не ходите туда!!) , что сначала нужно дать интересное и качественное предложение, а потом уже двигать его, рекламировать и лезть с ним на FB! 

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Губашова
Автор

Читать не пробовали?) Именно про это весь текст и есть, только в чуть более культурных выражениях) Или вы не согласны с фактом, что SEO - это все более комплексная история и качественное белое SEO требует все больших трудозатрат, а "наспамил-накупил ссылок-накрутил ПФ" работает все хуже, особенно в отрыве от нормальной оптимизации?
С удовольствием подискутирую с вами, если вас не затруднит привести конкретные тезисы (желательно, с цитатами), с которыми вы не согласны.
PS: например, где именно я написала, что "SEO умерло"?

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Максим Пряник

"Yandex Wordstat фиксирует двухкратное увеличение спроса на SEO-продвижение" - мля откуда вы такие иксперты берётесь, открой любую конкурентную нишу, там везде будет рост запросов, угадаешь почему? 

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Губашова
Автор

А вот и не угадал) если мы говорим не только о маркетинге, то полно ниш, где спрос падает 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Ахундов Эмиль

А если подумать. 
SEO - выгодно поисковикам? - Да не очень:) 
Может ли SEO умереть как класс? - Только вместе с поисковиками 

Ответить
Развернуть ветку
Vovan Avach

Про тексты подскажите кто нибудь - нужна ли игра с ключивиками в контенте или лучше писать человечьим языком ?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

50 на 50.
Прямые вхождения и вхождения в духе контекстного классического анализа текста нужны. Но без адаптации под семантический поиск уже не зайдёт.
Грубо говоря: разберитесь, что ищут те, кто обращается с конкретным запросом к поиску, и внятно ответьте на их предполагаемые вопросы. Ну, и не забудьте про ключики.
Пример: нет смысла 20 раз вставлять ключ "кредитная карта" в статье про кредитную карту. А вот расписать бонусы, стоимость обслуживания, процентные ставки и т.п. - обязательно, хотя "Вордстат" таких ключей и не покажет в связи с кредитной картой.
А вот эти "тошнота", подсчёт знаков по топу, уникальность по адвеге - уже вчерашний день.

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Чайка О.

Совмещайте.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Народ как нужно составлять анкоры например мне нужно в гугл выйти с 10 места на первое по фразе недвижимость москвы и еще сайт у меня оптимизированы выше некуда 

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Анкоры - это не совсем про Гугл. За денежные анкоры Гугл вас с большей вероятностью накажет.
Либо выходите на сайты уровня "Форбс", там можно всё, но прикиньте бюджет и трудозатраты.
Ну и к слову. Вы реально уверены, что вам нужны именно позиции, а не траф?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Дорский

ссылки-ссылки-ссылки!

"гоша" знает о том, что в интернете всё зависит от ссылок!

Ответить
Развернуть ветку
Константин Губеркан

Не вижу пока альтернативу агрегаторам в выдачи впринципе. Так называемое "значительное сокращение" - убрали просто совсем явные помойки.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

А "честные" агрегаторы бывают? Они просто пытаются заменить те же ПС, предоставляя якобы всю полноту выбора. Мне, как пользователю, какой смысл ковыряться в их индексах, составленных по коммерческому признаку, чтобы перейти на возможно некачественный сайт? Примерно та же история, что с PPC: народ начинает привыкать к тому, что топ в поиске занимают какие-то мошенники с сайтами-однодневками.
Главный критерий, по которым агрегатор обходит обычный сайт - это именно ассортимент, что по текстовым, что ко коммерческим факторам. Фактической пользы там минимум.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Борис Васильев

1 позиция дает примерно 40000 трафика поэтому и спршиваю

Ответить
Развернуть ветку
77 комментариев
Раскрывать всегда