{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Давайте уже похороним SEO в регионах

SEO в регионах почти всегда дороже контекстной рекламы. Исключение лишь проекты, которые могут собрать большой трафик.

Предлагаю вам сэкономить деньги, время и нервы на продвижение, сделав простейший расчет. Расскажу о методологии, с помощью которой вы за 5 минут сможете оценить в цифрах — стоит ли вкладываться в SEO. Приведу в пример два варианта, когда поисковое продвижение может быть действительно ценно.

Отдельно отмечу, что данная статья не актуальна для тех, кто сам развивается как оптимизатор и продвигает сайт своими силами.

Эта статья родилась от боли, когда к нам, в «Скобеев и Партнеры», обращается клиент с региональным продвижением, и в случае отказа думает, что мы «не можем/ не умеем».

Помним про постоянный рост себестоимости SEO

Себестоимость продвижения повышается из-за все более высоких требований к сайту. Качество контента и самой технической реализации сайта требует существенно бОльших вложений, чем 5-10 лет назад. При этом стоимость программистов растет из-за высокого спроса на них. Параллельно падает количество трафика, которое можно получить из выдачи даже при сохранении тех же позиций. Какая это боль, почитайте в комментариях.

Контекст vs SEO — что дороже?

Сравним расходы на вывод запроса в спецразмещение Яндекса (выше первого места в органической выдаче). Предлагаю взять Москву, Санкт-Петербург, любой миллионник на выбор (пусть будет многострадальный Воронеж) и любой другой типовой областной центр (у меня Тамбов). Сравнение будем проводить по высококонкурентным и высокочастотным запросам в SEO. Начнем с расхода на контекст при выводе запроса в СР.

Методология

В медиапланере Яндекс.Директа устанавливаем нужный регион и считаем стоимость запроса в кавычках. Тем самым получаем точную частотность без учета словоформ (т.е., к примеру: «стоматология» будет показываться в Яндексе и по запросу «стоматологии», хотя при расчете мы введем «стоматология»). Далее кликаем на «Объем трафика 100%». На примере Воронежа это будет выглядеть так:

Чтобы проверить на большей выборке, посчитаем по 4 городам стоимость вывода в спецразмещение Яндекса 5 ключевых слов из разных конкурентных тематик.

Полученные результаты занесем в таблицу:

Исходя из этого можно сделать выводы по стоимости:

  1. Москва в 2-5 раз конкурентнее и дороже Петербурга, в десятки раз — миллионника и еще на порядок больше остальных регионов;
  2. миллионник (Воронеж) очень сильно отстает от Москвы;
  3. типовой регион бесконечно далек от Москвы.

Для кого SEO окупится?

  1. Москва — однозначно да.
  2. Петербург — уже нужно прикидывать.
  3. Миллионник — нет.
  4. Типовой регион — абсолютно нет.

Совет: если вам нужно вывести по неким позициям сайт, обратите внимание, в первую очередь, на контекстную рекламу. Возможно, это дешевле, а главное — быстрее.

Что здесь не учли? Широкие соответствия — SEO трафик идет по множеству запросов и контекст можно давать по большому количеству запросов.

Проведем анализ. Сколько будет стоить весь трафик с контекста по каждой из лексических групп. Например, если посчитать слово ипотека без кавычек, мы посчитаем стоимость рекламы по всем запросам, которые будут содержать слово ипотека. Полученные результаты занесем в таблицу:

Можно ли брать в расчет эти цифры и сравнивать с SEO? Конечно, нет. Следует:

  1. разделить на 2 — средний CTR, который показывает медиапланер Яндекса в районе 9-10%. У позиций в органике при тех же показах CTR будет 4-5%;
  2. разделить на 2 еще раз (и это будет крайне оптимистично). Проектов, которые по своей семантике (не жалкие 1000-10000 запросов, а по всей своей семантике) были бы в ТОП-10 хотя бы в 50% случаев, почти нельзя встретить.
  3. итого: делим на 4 рассчитанные бюджеты по контексту, чтобы получить стоимость контекстного трафика, аналогичного по объему SEO.

Изменятся ли выводы? Нет, если смотреть только на эти лексические группы. Контекст все равно выгоднее и для миллионников, и для обычных регионов.

Наконец, уровень конверсии органического трафика может быть ниже

SEO вынуждено подстраиваться под потребности пользователя, а не бизнеса, иначе высоких позиций не достичь. Некоторые запросы могут классифицироваться как информационные, и в результате по ним следует писать большие статьи для вывода в ТОП и получения трафика по этим запросам. Посетители, приходящие на информационные страницы, будут конвертироваться существенно ниже, чем те, которые приводятся на более заточенную под продажу страницу с контекстной рекламы по тем же самым запросам.

Когда SEO в регионах может быть выгоднее контекста?

  1. В миллионниках, если на сайте множество лексических групп. Представим, что все запросы из таблицы выше могут быть продвинуты на одном сайте. Примерами таких трафиковых проектом могут служить информационные порталы, крупные интернет-магазины или многопрофильные медицинские клиники.
  2. В обычных регионах, если уже начинается мультирегиональное продвижение. Но и тут надо считать.

Напоследок замечу, что если SEO дороже контекста, оно может быть все равно очень прибыльно для бизнеса.

Здесь стоит считать:

1. Ценность лида.

Например, если на некой продаже клиент зарабатывает от 100 тысяч рублей, стоимость лида с контекста — 200 рублей и с SEO — 2 000 рублей. При 10% конверсии в продажу в обоих каналах продвижение будет прибыльно.

2. Емкость рынка.

Объем спроса конечен. Если контекст может обеспечить условно 500 лидов, которые дают 50 клиентов, а бизнес может переварить гораздо больше, то можно покупать лиды и дороже, если выполняется пункт выше.

Резюмирую:

  1. Если хотите рассчитать стоимость SEO, не забывайте и про контекстную рекламу в качестве альтернативы.
  2. Оценивайте возможно бОльшие вложения в развитие/доработку сайта и учитывайте свои издержки владения (всю головную боль от взаимодействия с оптимизаторами и программистами).
  3. Считайте не только стоимость лида с контекста и SEO, но и его ценность для бизнеса.
  4. Ну и удачи вам!

Коллеги, если какие-то нюансы не освещены в статье или, на ваш взгляд, не верны, давайте сделаем материал более ценным.

0
130 комментариев
Написать комментарий...
Никита Антонов

Я примерно об этом же полтора года назад читал доклад на РИФ Воронеж: https://www.youtube.com/watch?v=RMfeFeAeG94 

Учитывая, что у нас 50/50 клиенты из "столиц" и регионов, то пришёл аналогичному выводу чуть раньше.

Для особо ленивых есть ещё преза: https://docs.google.com/presentation/d/1QocYV6IshVQ_7NLQW_hlHCfkOXwcE9ZQZE24c0Syf5w/edit

Ответить
Развернуть ветку
Константин Скобеев
Автор

Ну что сказать? Вы молодец.
Преза норм - там еще больше примеров. Уверен, если актуализировать, то с 2019 года статистика будет еще хуже и не в пользу seo.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Антонов

Ну, справедливости ради, с контекстом тоже далеко не всё гладко. Много скликиваний и  нецелевых показов, которые не отфильтровать. Поэтому думаю, что всё плюс-минус так же осталось. Но ближе к лету надо бы повторно провести исследование. 

Ответить
Развернуть ветку
Ангелина Юргутите

Ну, справедливости ради, и в SEO не весь трафик будет реальным. Ботов нагуливают, поведосы накручивают недобросовестные "оптимизаторы".

ИМХО: в контексте проще бороться со скликом и ботами, например:
1. Создали сегмент на отказников - выставили в корректировках ставок -100% на них (оговорочка: если отказы не с качеством сайта связаны и/или нецелевым трафом).
2. Вариация способа 1: создали сегмент на тех, кто мало времени на сайте провел (1-5 секунд) - выставили корректировку ставок -100% на них
3. Если процент пользователей с маленьким временем и отказами очень большой (допустим вас жестко скликивают), то по пункту 1-2 на эти сегменты можно собрать похожую аудиторию и снизить ставки уже на похожую аудиторию.
4. Если не все так просто и вас скликивает кто-то очень хитрый, то вариант вручную просматривать отчеты по посетителям (Яндекс.Метрика - Посетители), размечать вручную подозрительные заходы - создавать на размеченных сегмент - выставлять на него корректировки ставок.

Вообще участились случаи, когда боты, чтобы их по первым 3 пунктам не заминусовали - оставляют заявки/достигают цели (клики по почте, телефону).  Тогда только схема 4 и глубокая аналитика. Боты могут идти с какой-то конкретной площадки/площадок, по конкретным РК, с конкретными IP. Короче нужно анализировать и искать закономерности и по этим закономерностям уже создавать сегменты и минусовать.

Главное непереборщить (не удариться в паранойю) и не заминусовать целевой траф)))

В конце концов в регионах (о чем эта статья) пока конкуренция ниже, ботов меньше, склик не такой значительный.
Бывает достаточно кампанию продублировать.

Про нецелевой траф особо нечего сказать - минусуйте, минусуйте и еще раз минусуйте.
Понятно, что все не заминусуешь, но объективности ради - хорошо заминусованная кампания не так много нецелевого трафика дает.
Конечно, если речь не о динамике/автотаргетинге и т.д. Но когда вы подключаете динамику и автотаргетинг вы же сами понимаете, на что идете. И опять же тут еще надо оценивать (думаю, на целую исследование) - стоимость переходов с динамики/автотаргетинга в разрезе количества нецелевого трафика. Т.е. сколько в итоге вам целевой траф с этих инструментов обходиться в разрезе дешевизны инструментов (клик с этих инструментов может стоить копейки в зависимости от тематики).

На мой взгляд в SEO сложнее бороться с таким трафом.

Простите за много букфффф)

Ответить
Развернуть ветку
Никита Антонов

Да, я вижу, что вы написали коммент даже длиннее, чем вся статья у вашего руководителя. Надеюсь, это как-то поощрят, не зря же столько килознаков написано :)

Но дело не в сложности борьбы в SEO с нецелевым трафиком (его там, к слову, в большинстве случаев немного именно из органики), а в итоговой стоимости полезного трафика в контексте. Сюда же нужно приплюсовать работу агентства по ведению контекста и НДС от бюджета (а эти циферки обычно забывают писать, сравнивая).

Ответить
Развернуть ветку
Ангелина Юргутите

Отличная идея про премию! попробую в конце месяца получить.

Ну а если серьезно, вот случай из практики:

Клиент (заходит с Волгограда, продает радиоторы), говорит хочу SEO.
Пытаемся убедить, что не нужно тебе оно (так как стоимость НАШИХ услуг ему никогда не окупится).

Ну клиент - хочу и все тут. Типо либо предложите, либо все равно куплю в другом месте.
Ну типо ок. Давай плати.
Параллельно с SEO ему продается контекст. Делаем скидку ему на контекст - так как регионал и работы там ОЧЕНЬ мало в контексте. Чтобы было понятнее - весь бюджет - наши работы по настройке рекламы, рекламный бюджет, включая НДС 25к =))) (не 250к, а 25к). Это в среднем 2 раза меньше нашего минимального чека за услуги по SEO.

Далее история такая. Прошло месяца 3. Клиент - мне вы не окупаетесь. Мы как контекст - типо как так то? Траф есть, лиды есть, лид дешевый и при среднем чеке клиента ему окупается даже с нашими услугами и НДС.

Начинаем к клиенту с отчетом - смотри окупаемся, ты нам 25к, лидов столько то, зарабатываешь столько-то.

А он - нет, я вам плачу не 25к, а 70к. Мы типо в смысле...

Клиент считает все расходы, не разделяет контекст и SEO. Естественно SEO за 3 месяца клиенту нулевику ничего особо не дало при сравнении с контекстом.

Но клиент все устал ждать, у него лапки... Уходит со всех услуг.

И по большей части такая история со всеми клиентами-регионалами. На контекст мы их также стараемся не брать.

Решение для SMB в регионах - это либо небольшие компании такие же региональные, либо фрилансеры, либо самим осваивать. Опять же, если клиент ГЕО не ширит на несколько регионов или же клиент не занимается продажей чего-то дорогого, когда одна продажа окупает все затраты на канал (не важно SEO это, контекст, SMM)

Ну согласны же?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Антонов

То есть мы пришли к выводу, что просто услуги SEO от Скобеев и Партнёры слишком дорогие и являются нерентабельными для региональных клиентов? 

Ответить
Развернуть ветку
Ангелина Юргутите

Как и любого другого федерального агентства, можно пробежаться по ценам на сайтах, посмотреть вилки от...

Но и посыл статьи таков - считайте окупаемость, прежде чем вкладываться. Любой канал может быть прибыльным.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Антонов

Ну, значит дело всё-таки в первую очередь в итоговых ценах. Потому что бизнес-процессы в федеральных агентствах другие, и заточены они под больших клиентов.

Но есть много агентств и фрилансеров, чьи услуги будут окупаться для региональных клиентов. 

Ответить
Развернуть ветку
Ангелина Юргутите

Ну да. Считать нужно...

Ответить
Развернуть ветку
127 комментариев
Раскрывать всегда