Как уровень знания SEO среди управленцев связан с результатами продвижения

Мы попросили 250 маркетологов и управленцев оценить свой уровень знания SEO, а также спросили их о том, считают ли они знание SEO важным, как часто читают материалы по теме и т.д. Затем мы разделили респондентов по уровню знания, чтобы выяснить, как будет меняться доля тех, кто отметили рост посещаемости и продаж из поисковых систем. Делимся данными исследования в нашей публикации.

О чём мы спрашивали респондентов:

  • как они оценивают свой уровень знания и понимания SEO;
  • как часто они читают материалы о SEO (статьи, книги, посты);
  • считают ли они знание SEO важным для маркетолога;
  • повышают ли их сотрудники квалификацию в области SEO (конференции, митапы, курсы);
  • блок с вопросами об эффективности SEO (рост продаж и трафика из поиска, бюджетирование, частота проведения SEO-аудита, наличие SEO-специалиста в штате, стратегии т.д.).

В числе респондентов: маркетологи (от специалистов до директоров департаментов), управленцы (директора по развитию бизнеса, владельцы компаний и т.д.).

Цель исследования: выяснить, как уровень знаний SEO связан с результатами продвижения, частотой проведения SEO-аудитов, готовностью развивать направление и увеличивать бюджет. На наш взгляд, фундаментом успеха SEO-продвижения является уровень знаний и квалификация менеджмента, который в конечном итоге принимает решения: нанимает специалистов, формулирует KPI, гипотезы, приоретизирует финансирование, внедрение рекомендаций.

Опрос проводился в 2020-ом году.

Оценка собственных знаний

Начнем с того, что почти 90% опрошенных считают знание SEO важным для маркетолога.

89,24% опрошенных считают важным знания в SEO для маркетологов

Однако свой уровень знаний респонденты оценили по-разному. Результаты показали, что почти все опрошенные считают знание SEO важным, но глубоко разбираются в вопросе и следят за трендами только четверть респондентов.

Только 26,84% опрошенных обладают глубокими знаниями в SEO и следят за трендами

20% ответили, что хорошо знают тему, но за трендами не следят; 17% оценили знания как слабые; 35% – в среднем наибольшая доля респондентов – оценила свои знания как базовые.

Если смотреть в разрезе отраслей, то слабее всего уровень своих знаний оценили представители медицинского сегмента – 19,2% и финансового – 41,2%; лучше всего разбираются в SEO представители авторынка и e-commerce: 40% и 34,5% соответственно.

Как вы оцениваете уровень своих знаний в SEO?
Глубокие знания, слежу за трендами
Знаю основы
Хорошо разбираюсь в теме, но за трендами не слежу
Слабо разбираюсь
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Чтение литературы

Мы спросили у респондентов, читают ли они книги или статьи, связанные с продвижением сайта в поисковых системах.

Представители e-commerce и их сотрудники повышают уровень знаний в SEO активнее, чем представители других сегментов

Четверть участников ответили, что никогда не читают публикации о SEO. Больше половины респондентов (53%) делают это время от времени. Регулярно читают материалы о SEO только 22% опрошенных.

21,88% опрошенных регулярно улучшают свои знания в SEO, читая книги и статьи о продвижении бизнеса в Интернете

Если смотреть в разрезе отраслей, то меньше всего читают о SEO представители сегмента финансов – 29,4%; медицины – 28,2%; недвижимости – 27,5%. Для сравнения: доля нечитающих о SEO в e-commerce составила 17%!

Повышение квалификации

Около 50% участников опроса ответили, что их сотрудники регулярно повышают квалификацию в области SEO: посещают конференции, вебинары, митапы, обучения.

30% респондентов сообщили, что сотрудники не повышают квалификацию в области SEO, а оставшиеся 20% – не в курсе, делают это сотрудники или нет.

Применение знаний и корреляция с результатами

Владение знаниями в SEO и умение их вовремя применить – нанять специалистов, оценить их квалификацию, проконтролировать проведение SEO-аудита, бюджетирование, правильное целеполагание и т.д. – влияет на эффективность продвижения сайта в поисковых системах.

Именно те маркетологи, которые высоко оценивают свои знания в SEO, постоянно улучшают их, следят за трендами, чаще остальных отмечают рост посещаемости и продаж из канала поиска, а также планируют увеличиить бюджет на поисковый маркетинг, проведение аудитов и повышение квалификации сотрудников.

Можно предположить: если маркетолог или менеджер по развитию компетентен в SEO, то он уделяет направлению больше внимания, способен подобрать более качественных специалистов или агентство, правильно расставить приоритеты и получить более качественный результат

Управленцы и маркетологи, для которых SEO это слепая зона, в которой они проявляют меньше активности – не следят за трендами, реже проводят аудиты, реже готовы вкладываться в развитие SEO-направления – отмечают более слабые результаты с канала SEO.

Например, среди представителей e-commerce в группе, которая оценивает свои знания в SEO как глубокие, 59% участников отметили рост продаж и посещаемости из поиска.

В группе, которая «хорошо разбирается в SEO, но не следит за трендами», посещаемость и продажи из поиска выросли у 36%.

Среди представителей рынка недвижимости, оценивших собственные знания в SEO как глубокие, на 72% выше доля тех, кто отметил рост посещаемости и продаж из поиска и планирует увеличить бюджет на продвижение, чем среди тех, кто оценивает знания в SEO как базовые или слабые

Подобная корреляции заметна и в других отраслях, за которыми мы наблюдаем: финансовой, медицинской и авто.

Интересна также связь между оценкой собственных знаний и повышением квалификации у сотрудников. Например, 60% респондентов из недвижимости ответили, что их сотрудники повышают квалификацию в области SEO. Но среди тех, кто оценивает собственные знания SEO как глубокие – доля повыщающих свою квалификацию на 33% выше.

В e-commerce также соотношение меняется в зависимости от того, как респонденты оценивают собственные знания: если знания глубокие, доля сотрудников, повышающих квалификацию, увеличивается до 90%; среди тех, кто знает основы, этот показатель почти в два раза меньше и 48%.

Выводы

Резюмируя наше исследование, приведем две веских причины для маркетологов и управленцев в пользу изучения SEO и повышения своих знаний. Первая – это корреляция между знаниями в SEO и результатами их применения в маркетинге. Вторая – это тенденция на усложнение SEO и растущая взаимосвязь отдачи от SEO с продуктом и бизнесом компании.

Оба этих условия увеличивают нагрузку на менеджмент. Недостаточно просто полагаться на удачное решение SEO-специалиста или агентства. Необходимо обладать собственным высоким уровнем знаний, чтобы делать правильный выбор, формулировать цели и приоритеты, внедрять рекомендации на уровне бизнес-показателей.

Другое дело, что тут возникает проблема нехватки специалистов и агентств, способных развивать продукт с точки зрения SEO, но это уже тема для отдельного исследования.

0
18 комментариев
Написать комментарий...
Arnil Feran

Никак, т.к. в SEO не существует знаний?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Странные выводы.
Если хотите успешно развиваться в SEO - вам придётся, как минимум, изучить базу информационного поиска (рекомендую Маннинг К.Д., Рагхаван П., Шютце Х. "Введение в информационный поиск"), историю поисковых систем и алгоритмов, что-то объёмное по базовым понятиям и методам (хоть того же Ашманова, хоть "Сембук", хоть DrMax) - и много-много практиковаться.
Есть варианты похуже: набраться слухов ("Тайтл не больше 70 знаков", "Гугл любит ссылки", "2% вхождений главного ключа" и т.п.) и стать seo-шаманом. Но это так себе вариант.
SEO на сегодня - это про аналитику, информационный поиск и маркетинг. Нужны ли там конкретные знания? – Ну, подумайте.

Ответить
Развернуть ветку
Aleks Cloud

Да что вы на него внимание обращаете? Посмотрите в профиле комменты - короткие реплики, без каких либо выводов или рассуждений. Либо просто форумный тролль, либо бот. И в том и в другом случае, он просто делает вброс, не особо разбираясь в теме статьи. Думаю просто заминусовать его - самое верное решение)

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Но мысль-то озвучена довольно типичная.
Фактически же я наблюдаю выраженное падение информации по теории и практике SEO. Много вебмастеров, много блогеров, решивших заняться раскруткой своего бложика, много переводных статей от агентств, где пережёвывается одна и та же инфа. Примитивно и неинтересно.
Выводы напрашиваются сами собой.

Ответить
Развернуть ветку
Aleks Cloud

Но как практикующий специалист вы же знаете, что есть и знание и рабочие практики. Если я в электрике не разбираюсь, я же не пишу что "знаний по электрике не существует" или что "все электрики шарлатаны"...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Чайка О.

"заминусовать" - жёстко )

Ответить
Развернуть ветку
Aleks Cloud

Почему? ))) Жестко - это жалобу инспектору кидать на спам, на каждый его коммент. Что в принципе соответствует действительности. Человек просто пишет по одному короткому сообщению в надежде получить плюсы к комментам - очень похоже на "нагуливание" профиля.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

У человека есть своё мнение, возможно, даже обоснованное. Его право - комментировать в удобной для него форме (пока эта форма не нарушает принятых норм).
Не все умеют свои мысли выражать, это да.  
Рациональное зерно в его комментарии есть. Хотя, скорее всего, это был сарказм.
SEO - специфическая область, междисциплинарная, вариативная и практическая. Здесь есть множество способов достижения цели и вариантов развития событий. В таких условиях значение имеют не сами знания, а совокупность компетенций, в том числе универсальных. 

Ответить
Развернуть ветку
Aleks Cloud

Да, свое мнение (наверно даже обоснованное его воспитанием) и умение мыслить он показал: 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Arnil Feran

Спасибо за подробный ответ. Но я хочу успешно развиваться в области реальных знаний, а не вот это все. 

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Вариантов не так много: знание (в разных формах), незнание, вера. В SEO их соотношение изменяется "не по дням, а по часам".

Ответить
Развернуть ветку
Ашманов и партнеры
Автор

Arnill, спасибо за комментарий. Расскажите, пожалуйста, подробнее, почему вы так считаете?

Ответить
Развернуть ветку
Arnil Feran

Все очень просто - в такой профессии результаты труда максимально необъективны. Связи между работой и результатом нет. 

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Кто мешает фиксировать внедрение и отслеживать результаты? При желании связь установить можно. Иногда она очевидна сразу, иногда через период. 

Ответить
Развернуть ветку
Arnil Feran

А чаще - никогда. 

Ответить
Развернуть ветку
Максим Пряник

Результаты труда необъективны когда нет плана работ. А плана работ нет когда отсутствует понимание.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Мазуров

Постоянно штрудирую Google web developer и именно google search console (тоже самое для Яндекса). Смотрю вебмастерские, сижу на форумах, vc и Хабре только ради трендов. Не ходил и не хожу на тренинги считаю бессмысленным занятием, но читаю книжки хороша например "введение в информационный поиск" (мне ее посоветовал один из моих руководителей в начале карьеры), "прикладная компьютерная лингвистика" часто приходиться ее перечитывать ибо уровень образованности не велик. Но самая первая книга которую я прочитал в начале карьеры это "Оптимизация и продвижение сайтов в поисковых системах 3-е издание". Раньше вел конспекты, для себя чтобы разобраться. Ну и конечно знания web-а сильно помогают. Базовые навыки верстки, php, mysql, clickhouse. Но лучше всего прокачивать скилл это общаться с коллегами смежных отраслей: программисты, верстальщики, сисадмины это те люди, которые лучше понимаю как все это работает. С маркетологами почему то не налаживается разговор (до сих пор не понимаю почему, но.. такое тоже бывает). Могу добавить, что приятно работать с руководителем, который четко понимает что такое SEO и чего от него можно ждать.

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда