{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

«Королёв»: что изменится с внедрением нового алгоритма ранжирования «Яндекса» Статьи редакции

Управляющий партнёр digital-агентства Snow Media Анастасия Войнолович об эволюции поисковых алгоритмов «Яндекса».

Анастасия Войнолович

В конце августа «Яндекс» запустил новую версию поиска. В её основе — алгоритм «Королёв», использующий алгоритмы машинного обучения и нейронные сети. Разработчики говорят, что алгоритм позволяет «Яндексу» искать не по словам из запроса, а по их смыслу.

Давайте разберёмся, насколько сильно изменилась поисковая система, что теперь будет с выдачей и как всё это повлияет на оптимизацию сайтов.

История вопроса

«Яндекс» начал использовать машинное обучение ещё в 2009 году. Тогда был запущен поисковый алгоритм «Снежинск», в котором применялся метод машинного обучения «Матрикснет».

В основе «Матрикснета» лежал механизм градиентного бустинга — последовательного построения новых алгоритмов. Каждый из этих алгоритмов становился лучше предыдущих за счёт того, что постоянно получал новые данные и наращивал дополнительные факторы. Такой механизм отлично справлялся с работой с разнородной информацией. Однако во времена «Снежинска» поиск опирался на слова, а качество выдачи улучшалось благодаря оценкам асессоров.

Осенью 2016 года «Яндекс» запустил алгоритм «Палех» начал двигаться в сторону поиска по смыслу запросов. В «Палехе» одним из методов обучения была нейронная сеть, требующая огромного массива однородной информации.

Нейросеть переводила тексты запросов и заголовки веб-страниц в числовую форму, а затем сравнивала полученные данные между собой. Такой подход к обработке запросов в «Яндексе» назвали семантическим вектором. Поисковая система научилась отфильтровывать документы, у которых смысл заголовка был близок смыслу запроса.

С помощью «Палеха» «Яндекс» улучшил выдачу для «длинного хвоста» из многословных запросов. Однако алгоритм применялся только на последнем этапе ранжирования — в тот момент, когда оставалось около 150 страниц. При таком подходе поисковик «терял» часть хороших документов на ранних этапах сортировки. Между тем доля сложных низкочастотных запросов увеличивается из-за развития голосового поиска.

Что меняется с запуском «Королёва»

Новый алгоритм использует нейронную сеть, которая не ограничивается заголовком веб-страницы, а обрабатывает её целиком. Семантический вектор теперь определяется не в момент обработки запроса, а вычисляется заранее и сохраняется в поисковой базе. Это позволяет применять алгоритм к большому массиву документов. Для каждого запроса «Королёв» анализирует 200 тысяч веб-страниц.

Кроме того, любой человек, задающий запрос в поисковой строке, вносит свой вклад в обучение системы. А качество результатов поиска теперь оценивают не только асессоры, но и пользователи сервиса «Яндекс.Толока».

Что происходит с выдачей

В первую очередь «Королёв» затронет низкочастотные многословные запросы. «Яндекс» стремится определять, при каких обстоятельствах был задан запрос, чтобы лучше решить проблему пользователя. При этом ответ на запрос не обязательно будет содержать ключевые слова, ведь при ранжировании учитывается семантический вектор. Теперь важно, чтобы вся семантика страницы (термины, ассоциативные фразы и так далее) была связана со смыслом запроса.

Посмотрим на текущую ситуацию в выдаче. Сейчас у сайтов наших клиентов колебания позиций в пределах нормы. По многим проектам динамика преимущественно положительная.

В ближайшее время мы ожидаем обновлений от «Яндекса» с докрутками алгоритмов. Дело в том, что выдачу часто «штормит» после обновления алгоритма (обычно это продолжается не больше месяца). Кроме того, на обучение нейросети требуется время. Чем дольше будет работать «Королёв», тем лучше будет справляться с ранжированием.

Как «Королёв» повлияет на SEO

«Яндекс» стремится улучшать результаты поиска, ответственные оптимизаторы — сайты своих клиентов. Обе стороны действуют в интересах конечных потребителей контента, то есть пользователей. Если продвижение вашего сайта основано на этом принципе, глобальных изменений в стратегии не потребуется.

Однако с появлением «Королёва» становится ещё более важной работа с пользовательским интентом, то есть намерениями и желаниями, стоящими за поисковыми запросами. Чтобы оптимизировать сайт под интент, нужно включить в перечень работ по продвижению следующие задачи:

  • анализ семантики и определение пользовательского интента;
  • оптимизация функциональной релевантности страниц;
  • создание дополнительных страниц под альтернативный интент.

Подведём итоги

«Королёва» можно не бояться, если выполняются два условия. Первое: вы оптимизируете сайт под пользовательский интент, то есть внимательно прорабатываете семантику, оценивая цели запросов, и стараетесь решать проблемы, которые могут скрываться за поисковой фразой. Второе: ваше SEO в принципе нацелено на улучшение сайта.

При этом я бы рекомендовала внимательно следить за обновлениями «Яндекса» и за тем, что компания о них рассказывает. Многие довольствуются информацией из справки поисковика. Между тем сотрудники «Яндекса» отвечают на вопросы о продвижении в официальных блогах и сообществах, на конференциях, в интервью. В их комментариях можно встретить подробности и детали, которые серьёзно помогут в работе с сайтом.

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Эрнест Козырев

Ощущение, что статья ради ссылки на сайт. Не надо так.

Факты? Цифры? Статистика? Как изменилась выдача у ваших клиентов? Дали бы 5 примеров...

Воды и так уже 100500 экспертов налили на следующий же день, а через 2 недели писать тоже самое... даже не знаю как назвать...

Достаточно посмотреть презентцию Яндекса, чтобы понять, что алгоритм «Королев» никак не затронет коммерческие запросы. Яндексу и так понятно намерение пользователя в запросах типа «купить пластиковые окна в Москве». А запросы, с которыми работает ИИ — с длинным хвостом и неясным намерением бизнесу не интересны.

Ответить
Развернуть ветку
Anastasiya Voynolovich

Спасибо. Кейсами и статистикой обязательно поделимся в следующих публикациях ;)

Продвижение с задействованием информационного раздела на коммерческих проектах уже давно стало классикой. Поэтому не могу с вами согласиться. Бизнесу должны быть интересны все типы запросов. Их необходимо сегментировать по интенту и удовлетворять каждое намерение в порядке приоритетности для компании.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Гаврюшин

Следует разделить новую механику работы поиска на две части, первая часть заключается в том, что на те запросы которые раньше яндекс воспринимал не верно, он впринципе не давал релевантый ответ. И тут сеошники бессильны, либо он показывает магазины по запросу "где взять шляпу того мужика из фильма про крокодилов", либо показывает информационные сайты про кино. Вторая часть механики касается уже ранжирования магазинов в выдаче после палеха, когда яндекс начал понимать что запрос коммерческий и касается именно шляпы крокодила данди.
Вы сейчас во всеуслышание заявляете, что уже знаете как будет работать новый алгоритм яндекса на практике, как именно подать "интент" что бы по микрочастотным запросам сайт был выше в выдаче, и более того, уже готовы дать решение по улучшению показателей сайтов ваших клиентов с учетом изменений которые принес этот алгоритм. Но ведь, как вы правильно сказали, он еще учится. Откуда вы можете знать, когда совершенно точно даже не успели опробовать это на практике?

Ответить
Развернуть ветку
Anastasiya Voynolovich

Предлагаемые решения по анализу и оптимизации сайта под интент мы ввели в цикл работ еще до появления Королёва. Но теперь Яндекс сообщил, что учится понимать, при каких обстоятельствах был задан запрос. Поэтому я считаю, что инструмент становится еще актуальнее, это уже тренд.

Об аналогичном подходе рассказывали ребята на какой-то из YaC/m прошлых лет: в строительной тематике создавался информационный контент (включая видео, насколько я помню) по этапам решения проблем при ремонте. Конечно, разработка дополнительного функционала и формирование соответствующего контента подразумевает определенные затраты. Но это даёт выхлоп не только в позициях по запросам, но и в конверсии, и в репутации компании. «Инвестиции в себя» – это всегда рентабельно.

Анализ интента включает выделение НЧ запросов из вордстата и из истории запросов, по которым пользователи переходили на сайт. Далее мы осуществляем группировку по семантике и анализ выдачи по каждой интересующей группе. По тому, что поиск считает релевантным, мы понимаем какой наиболее вероятный интент у запроса. Затем реализуем соответствующее решение на сайте либо в рамках существующей страницы основного запроса, либо создаем дополнительные. Руководствуемся человеческой логикой и приоритетами бизнеса.

Мы не утверждаем, что это универсальная формула успеха. Но одна из его весомых составляющих. При этом внимательно следим за официальными заявлениями во всех их проявлениях и за изменениями поисковой выдачи.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Гаврюшин

Пример асоциативных продаж строительной фирмы который вы привели, применялся и до палеха, и до королева. Ничего нового тут нет, и к последним изменениям алгоритма это не имеет отношения. Это такие тонкие для 99% нашего рынка материи, что строить на этом свои кейсы, все равно что ссать с дерева в дырку солонки.
"..в строительной тематике.." - пожалуй только там это может быть хоть как то (возможно, может быть, а скорее всего нет, но надо проверять) применимо, для остальных сегментов это как... ну я уже написал выше как.
" Но это даёт выхлоп не только в позициях по запросам, но и в конверсии, и в репутации компании." - будьте добры конкретные цифры исследований, какой выхлоп.
"«Инвестиции в себя» – это всегда рентабельно." - оставим эту воду для и6фобизнеса.
По техническому алгоритму который вы описали:
Как вы относитесь к тому что вордстат не показывает практически все те самые микрочастотные хвосты о которых идет речь? Как вы это анализируете? Как вы опираетесь на ключи по которым были переходы на сайт если допустим переходов нет в силу других факторов, либо если таких ключей десятки и сотни тысяч и там полно мусора? Вы кластеризуете и чистите их вручную? Вы что, Иисус? Вы определяете интент исходя из выдачи? По запросу "где взять шляпу того мужика из фильма про крокодилов" яндекс выдает 9 инфо сайтов и лишь один коммерческий (попробуйте, только что вводил), какой интент тут, и какие изменения на странице нужно внести? опираясь только, на еще не сформированную, учитывающую многие алгоритмы помимо палеха и королева, выдачу, какого рода рекомендации вообще можно дать? То, что вы описываете, если бы и существовало в реальности, а не в вакууме - это колоссальная, многомесячная, бессмысленная работа, рентабельность которой стремится к нулю. Тренды формы написания ключей и того чаще меняются.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Гаврюшин

Очевидно, что алгоритм затрагивает только микрочастотные запросы, частота запросов в месяц которых колеблется от нуля до единицы. Причем далеко не факт, что такие инфо запросы будут вести к продаже. Рентабельно ли делать анализ "интента", и уж тем более создавать новые страницы под "альтернативный интент", вот главный вопрос который стоит задать прежде всего. Не будет ли тот список работ, который вы добавили, лишь утяжелять рекламный бюджет. И в чем вообще конкретно они заключаются эти работы?

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Чусовлякина
Ощущение, что статья ради ссылки на сайт

а были те, кто тут писал по другой причине?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Виктор Дарлайк

Со второго абзаца прочтения возникло ощущение, что это всё я уже читал здесь пару недель назад, прям один в один.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Stavsky

Из презентации Яндекса я услышал что Королев это просто апгрейд Палех'а. А Палех никак не затронул seo тусовку, пострадавших нет. Я так понимаю что если у Яндекса в индексе нет документов с вхождениями запроса, то надо же все равно что то пользователю показать, а что? Вот давайте показывать документы у которых вектор тематики близок к вектору запроса, а самого запроса в тексте может и не быть. То есть Яндекс занимается угадыванием, и потом учится на основе выбранных пользователем документов.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Слон Петрович

"Обе стороны действуют в интересах конечных потребителей контента, то есть пользователей."
Святые оптимизаторы! А нерелевантная коммерческая чушь, которой забиты результаты поиска, конечно же появляется из-за злых инопланетян

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Федосеев
Ответить
Развернуть ветку
Илья Максимов
Ответить
Развернуть ветку
Ilya Karbyshev

Нет ничего плохого, чтобы хайпануть на теме "Королева". Но зачем нагнетать и плести что-то про то как они изменят свои стратегии продвижения? Я представляю как они скачок по позициям объясняют своим клиентам: да вот, Королев жеж, дескать, потому ваши металлоконструкции и не лезут в топ. Выше Никита все верно объяснил - коммерческим тематикам Королев до фени. Вся статья собсно написана ради одной фразы "Сейчас у сайтов наших клиентов колебания позиций в пределах нормы. По многим проектам динамика преимущественно положительная." Ради бога, пусть хоть у всех на 1000% трафик вырос, но Королев тут не при чем.

Ответить
Развернуть ветку
Anastasiya Voynolovich

Коллеги, а вас клиенты не спрашивают, что теперь будет? Мы постарались рассказать, что происходит и чего, по нашему мнению, стоит ожидать. Так вот, ключевая фраза здесь: "Давайте решать проблемы ваших потребителей", так как это то, к чему стремится поиск. Тогда стратегии менять не придется.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Софиенко

Очередная головная боль для SEO-оптимизаторов. Никто не знает, как с внедрением данного алгоритма изменяться правила семантики.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алексей Бурнатный

что за тренд? интеллект не должен быть server-sided, нужно идеально четко запрограммированный машинный алгоритм поиска, которым интеллект на стороне пользователя будет учиться пользоваться. вот ищу я что-то редкое, что лежало на ГитХабе и я знаю точное название, но умный алгоритм исходя из схожести запросов выдаст мне тупую х*йню для хипстоватой школоты. Рынок должен строиться на гиках, а не на масс маркте с рассчетом, что у юзера развитие интеллекта 5-летней девочки.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бурнатный

так что нах*й такой Яндекс или любую другую компанию, где имеет место подмена концепции, где дрочат не на самую лучшую реализацию концепции, а на квартальные показатели и трендовость. такое рано или поздно умирает

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Федосеев

концепции-хуепции

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kiyashko

Прекратите обижать невинную девушку! :)) Анастасия, в целом полезная информация, только половина из нее взято с Блога Яндекса для Вебмастеров. Кейсы конечно же интересно взглянуть и посмотреть аналитику по тематикам, хотя бы без указания сайта. Мое мнение следующее, seo в чистом виде померло давно. Грядет эпоха нейросетей, роботов, киборгов и все это мутно, как для оптимизаторов, так и для клиентов!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
16 комментариев
Раскрывать всегда