{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Кейс: продажа недвижимости в Испании на €4,2 млн в год с сайта, сделанного на Tilda Статьи редакции

Коммерческий директор проекта Estate Spain Ольга Ломко об эффективном SEO-продвижении при относительно небольшом вложении времени и денег.

Идея создать собственный сайт по продаже испанской недвижимости для россиян — не новая и не уникальная. Мы задумались об этом еще несколько лет назад, когда сами переезжали на ПМЖ в Испанию.

Поиск, выбор и покупка жилья за рубежом — не самый простой процесс. Кроме нюансов оформления и документального проведения сделки, до которых еще нужно дойти, есть самая главная проблема — проблема выбора.

Если клиенты выбирают недвижимость за рубежом только для сезонного отдыха, то здесь проще: ограничиваете себя бюджетом, страной — и вариантов остаётся не так много. Но если вы хотите переехать на ПМЖ, то всё куда сложнее: желательно заранее самостоятельно проверить те места, где планируете обосноваться, и собрать как можно больше информации о них от тех, кто там проживает.

К этому еще добавляются репутационные риски и проблемы. Общий объем продаж недвижимости в Испании не испанцам составил €802 млн, и россияне заняли не самые последние строчки в числе покупателей. Тема достаточно актуальная, поэтому помочь «по-дружески» россиянами потратить деньги в Испании стремится каждый, кто хоть сколько-то прожил в этой стране.

Кстати, в Испании комиссию платит не покупатель, а продавец недвижимости или застройщик. Средняя ставка по стране — 5% (варьируется от 2% до 10% в зависимости от чека и типа недвижимости). Покупатель не платит ничего, кроме официальных государственных налогов и пошлин.

Продажа недвижимости в Испании иностранцам имеет давнюю историю: англичане начали покупать «дачи у моря» ещё в начале девяностых, следом за ними поехали и другие европейцы — немцы, французы, голландцы и бельгийцы, скандинавы (особенно шведы и норвежцы).

Выходцы из бывшего СССР тоже внесли свой посильный вклад в развитие экономики Испании. Самое большое число «золотых виз инвестора» (выдаются при покупке жилой недвижимости на сумму от €500 тысяч и коммерческой — от €2 млн) приходится на россиян и китайцев. Согласно официальной статистике, русская диаспора в Испании насчитывает 72 тысячи человек.

Важно и то, что при покупке жилья за рубежом люди предпочитают обращаться в агентство, которое говорит на их родном языке либо имеет хотя бы одного «родного» агента в штате. Помимо «трудностей перевода» и понимания локальной специфики оформления сделок с недвижимостью, важно знание менталитета покупателя — англичане покупают совсем не так, как русские или шведы.

Например, европейцы не обращают никакого внимания на размер спален (в Испании они традиционно небольшие и используются только для того, чтобы в них спать), россияне же пытаются смириться с этим фактом, но всегда выражают по этому поводу недовольство.

Также европейцы предпочитают селиться только рядом со «своими». Чтобы понять, кто проживает в районе, достаточно глянуть на продуктовые магазины и бары в округе — вы всегда найдете какую-то специфику вроде немецкого супермаркета или обилия английских пабов.

Базовые вопросы, которые волнуют покупателя зарубежной недвижимости:

  • Получение достоверной информации об объекте и его наличии (это главная проблема всех сайтов, продающих недвижимость по всему миру).
  • Быстрый и удобный поиск вариантов по нужным параметрам, в том числе и с мобильных устройств.
  • Получение информации не только об объектах, но и об инфраструктуре.
  • Отзывы и рейтинги города или района по оценке местных жителей, «не туристов».
  • Адекватная профессиональная работа риелторов на местах: от организации показов до подготовки документов для сделки.

Изучая эту тему, мы отметили очень четкую специализацию: компании либо очень хорошо делали онлайн-решения и лидогенерацию, либо безупречно организовывали бизнес на местах, занимая лучшие площадки под офисы продаж (при этом сайты этих компаний выглядели как 10-15 лет назад и словно застыли в том времени).

Наиболее профессионально выглядели именно сайты-сборщики зарубежной недвижимости (например, испанские idealista.com, fotocasa.es, английский rightmove.co.uk). Детально проработанная семантика, внушительные каталоги объектов, работающие фильтры и сортировки, адекватные карточки объектов с подробными коммерческими факторами, формы обратной связи и очень много информационного контента.

Также достойно выглядят сайты сети франшиз, например, Engel&Volkers, Sotheby’s International Realty и других известных мировых брендов в сфере недвижимости.

Как выглядел поисковый спрос на покупку испанской недвижимости в русскоязычном сегменте? Для полноценного анализа мы обратились к нашим давним подрядчикам — команде Rush Agency. Ребята составили подробную семантику по сегменту, и оказалось, что спрос на русском языке достаточно внушительный и по объему, и по его детализации и зрелости. Россияне хорошо знакомы с географией Испании и обычно ищут вполне конкретные варианты недвижимости.

Примерно с весны 2016 года число запросов стало расти (почти на 30% по отношению к показателям 2015 года).

Есть спрос — есть и предложение. В рунете выдача по таким запросам распределилась следующим образом:

  • Первые места в «Яндексе» и Google занимали сайты-агрегаторы зарубежной недвижимости (Prian, Homeoverseas, Tranio).

  • Между ними в топ-10 находились сайты прямых испанских агентств, которые работают с русскими клиентами. Как правило, специализировались они на каком-то определенном регионе Испании.

Оценив все возможности и перспективы (удачные и не очень), мы решили попробовать свои силы в этой сфере. Несмотря на то, что у нашей команды (а мы именно ИТ-команда) уже был успешный опыт запуска больших и очень больших ecommerce-проектов на собственной платформе, мы решили пойти по пути стартапа и запустить сайт с минимальной функциональностью за минимально возможную сумму и проверить работу «в поле» как можно скорее.

В показателях это выглядело так: срок на запуск и оценку результатов — не более четырёх месяцев, общая сумма затрат — не более €20 тысяч. Задачи-минимум: проверка фактического поискового спроса, получение первых данных по конверсиям (лид, заявка, проведение показов в Испании, подписание договора) и оценка юнит-экономики проекта.

Что касается офлайн-части (то есть организации работы непосредственно в Испании), то здесь мы также пошли по максимально быстрому пути, подписав партнерские контракты с ведущими испанскими агентствами (предварительные договоренности на этот счет у нас уже были).

На самом деле, работа с клиентами и организация показов на местах — очень трудный и длительный процесс, пожалуй, даже более сложный, чем запуск сайта для лидогенерации. Но это тема для отдельной большой статьи.

Как запускались (четыре месяца, €20 тысяч)

В апреле 2016 года мы стали работать над первой минимальной версией сайта на Tilda. Очень спорный шаг, так как Tilda — это решение для лендингов, сайтов-одностраничников, которое совсем не подходит для многостраничных сайтов с распределённым каталогом.

На момент старта мы сразу видели все ограничения, с которыми нам придется столкнуться в будущем. Но с учетом того, что «будущее» для этого проекта могло вообще не наступить, мы пошли на этот шаг сознательно. Потому что:

  • В одном проекте можно было создать до 500 страниц, а в аккаунте — пять проектов (итого 2500 страниц).
  • Решение позволяло создать красивые и удобные для пользователя карточки объектов недвижимости.
  • Вариативность в создании шаблонов страниц, удобные блоки для редактирования контента.
  • SEO-дружелюбность. Все нужные блоки для работы с поисковой оптимизацией поддерживались.
  • Адаптивность. Сайт неплохо отображался на всех мобильных устройствах.
  • И главное — всё можно было сделать очень быстро своими руками и без привлечения программистов.

Главный минус для нашего проекта — это невозможность создать каталог с четкой структурой и, как следствие, реализовать поиск объектов недвижимости по фильтрам. Лендинг-платформы для этого и не предназначены.

Тем не менее, было решено попробовать именно такой вариант. Команда для запуска собралась минимальная: основатели проекта, менеджер по продажам и ещё несколько сотрудников, которых мы привлекали на выполнение определенных задач. Несмотря на то, что мы ИТ-компания, сознательно не стали привлекать к проекту ни одного программиста.

Для запуска мы выбрали один регион Испании — лидер поискового спроса — побережье Коста-Бланка. Прототип сайта начали собирать в середине апреля 2016 года, к началу мая основная функциональность уже была готова. Мы добавили примерно 150 самых популярных объектов недвижимости (которые предоставили нам испанские партнеры), настроили формы обратной связи, приём звонков, общение в онлайн-чате.

Что касается лидогенерации, то для старта мы выбрали два основных канала: контекстную рекламу (кампанию готовили и запускали наши подрядчики) и поисковую оптимизацию. Дополнительно настроили шаблоны писем для email-кампании и запустили проект в конце мая 2016 года. Большая часть выделенных на MVP средств ушла именно на маркетинг и продвижение.

Каналы рекламы и их эффективность

Продвижение мы начали с CPC (cost per click, цена за клик), узко настроив кампании именно на наши города и регионы. Обратную связь от клиентов стали получать в первые же дни. К слову, обработка заявок и доведение лида до такого состояния, когда его можно поместить в классическую воронку продаж, — это отдельная большая задача, ещё более сложная, чем запуск всего проекта.

Еще до запуска нам предсказывали примерную оценочную стоимость обращения клиента для нашего сегмента от 5 до 7 тысяч рублей. Мы заложили в бюджет максимум.

Показатели рекламной кампании за первый месяц работы

В график не попали звонки. За указанный период их было девять, то есть фактическая стоимость лида с рекламных каналов — 4800 рублей. В будущем этот показатель удалось дотянуть до 3980 рублей за обращение клиента.

Как выглядела воронка в первый месяц:

  • Всего было получено 54 уникальных обращения.
  • 38 обращений были квалифицированы как лид и отправлены в воронку продаж.
  • Четыре человека запланировали поездку в Испанию и просмотры уже на лето 2016 года (то есть в течение одного-двух месяцев с даты обращения).
  • 13 человек планировали просмотры до конца 2016 года.
  • 21 — планировали просмотры на будущий 2017 год либо не определились с датой.

В целом показатели на запуске оказались приемлемыми. Началась работа с клиентами «в полях»: отправка и согласование вариантов, помощь в подготовке документов, планирование показов и их организация в Испании (первый показ состоялся в конце июля 2016 года, то есть почти через два месяца после запуска). Процесс пошел, но работы предстояло немало.

Ещё до запуска проекта мы заранее планировали подготовку сайта к поисковой оптимизации. Максимальное количество посещений приходилось на сайты-агрегаторы зарубежной недвижимости. При этом у лидера (по данным Semrush) их было чуть более 700 тысяч в месяц, у других сайтов — от 200 до 300 тысяч.

Лидер среди коммерческих сайтов со специализацией именно по Испании собирал примерно 60 тысяч посещений в месяц, остальные — от 5 до 10 тысяч.

Примерный профиль по источникам привлечения:

  • Прямые заходы — от 15% до 22%.
  • Органика — от 47% до 73%.
  • Реферальный трафик — от 10% до 15%.
  • Соцсети — около 5%.
  • Реклама — от 10% до 20%.

Ситуация вполне рабочая. Мы понимали, что будет тяжело, так как сектор недвижимости, даже такой нишевый, всегда конкурентен и войти в него быстро не получится. Но мы решили побороться за топовые позиции в поисковой выдаче. Даже несмотря на то, что у сайта не было каталога и он представлял собой набор страниц, связанных друг с другом по смыслу.

Начался этап интенсивной работы по SEO: сбор семантики и проработка структуры каталога, подготовка заданий на создание страниц, написание контента, исправление технических багов текущей версии сайта. Внедрение, проверка, исправление, внедрение — и далее по кругу.

Первые результаты мы увидели в ноябре 2016 года, когда число органических переходов из «Яндекса» с нуля увеличилось сразу до 150 в день. Следующий скачок произошел в начале января 2017 года, когда этот показатель увеличился до 300. Впоследствии трафик из «Яндекса» увеличивался плавно и в итоге достиг среднего показателя в 600 посещений в день.

По всем целевым и высокочастотным для нашего сегмента запросам в «Яндексе» сайт находится в выдаче топ-3 (более 1700 запросов), топ-5 (более 2300 запросов) и топ-10 (более 2800 запросов).

Данные Rush Analytics

C Google всё оказалось сложнее и дольше — больше 50 посещений в день нам собрать не удавалось. В топ-3 вошло около 200 запросов, в топ-5 — 604, в топ-10 — 1500, в «мертвые» топ-30 и топ-100 — около 6 тысяч запросов.

Данные Rush Analytics

Но в последние месяцы наш подрядчик по SEO-продвижению помог попасть в выдачу Google Knowledge Graph, после чего трафик вырос.

Качество лидов с органики (данные за 12 месяцев с момента запуска):

  • Google: конверсия в заявку — 0,63%.
  • «Яндекс»: конверсия в заявку — 0,39%.

Забегая вперед, отметим, что к сентябрю 2017 года эти показатели выросли до 0,71% для «Яндекса» и до 1,6% для Google.

Стоимость привлечения одной заявки из органики (с учетом всего бюджета на SEO-продвижение, включая подготовку контента) — 3100 рублей. SEO оказалось самым выгодным каналом продаж — лиды были абсолютного такого же качества, что и с контекстной рекламы.

В целом все полученные нами заявки распределились по воронке продаж следующим образом:

  • ​«Не клиенты» — 11%. Покупать не готовы, но темой интересуются (по разным причинам). Не попадают в воронку продаж.
  • «Присматриваются» — 31%. Минимальный уровень готовности к покупке, общаются с риелторами, задают уточняющие вопросы, подписываются на рассылку, мониторят объекты на сайте. Покупка зарубежной недвижимости для них пока больше мечта, чем реальность.
  • «Медленные клиенты» — около 30%. Собираются покупать недвижимость в Испании, но примерно через 6-12 месяцев после даты обращения. Такие клиенты активно общаются, смотрят предлагаемые варианты и даже готовят документы для сделки.
  • «Теплые клиенты» — 23%. Как правило, готовы к просмотрам вариантов в течение полугода с даты обращения. Многие из них уже не раз бывали в Испании, что-то видели, имеют хорошее представление о регионе и уровне цен.
  • «Моментальные клиенты» — не более 5%. Приезжают в течение двух недель с даты обращения или уже находятся на территории Испании. Вероятность покупки высокая. Кстати, первый контракт мы подписали именно с таким клиентом.

Продажа недвижимости, а особенно зарубежной, — процесс непростой. Даже если вы продаете недвижимость в своем городе, то и в этом случае показы нередко срываются. А в нашем это очень распространенное явление.

Потенциальные покупатели зарубежной недвижимости часто теряются в пути: не выходят на связь, не приезжают на просмотры. За первые месяцы нашей работы этот показатель составил около 12%. Причины разные: например, кому-то не дают визу или клиент забывает, зачем приехал в Испанию, — уж слишком хорошо здесь отдыхается.

Встречаются и более оригинальные варианты. Особенно портят жизнь риелтору в Испании два из них: это друзья, которые «всё знают», и так называемые знаки судьбы.

Пример: самолет клиента, летевшего в Испанию на просмотр, развернули из-за того, что один из пассажиров дебоширил на борту. Наш клиент решил, что это плохой знак, и совсем отказался от покупки жилья в Испании. Ещё одна клиентка передумала приезжать, потому что её астролог сказал, что в этом году недвижимость лучше не покупать. Бывает всякое.

Сколько нам удалось заработать за год

Первую продажу мы оформили 12 октября 2016 года — то есть через четыре месяца после запуска проекта. На тот момент мы потратили чуть более €20 тысяч, которые и заложили на наш стартап. За год мы собрали 840 заявок и базу подписчиков на рассылку из 1322 контактов.

Итого:

  • Привлекли на просмотры 86 человек.
  • Десять из них «не доехали».
  • Провели 76 показов.
  • Продали 29 объектов недвижимости.
  • Конверсия просмотра в покупку составила 38%.

Из тех, кому мы не смогли продать недвижимость ( всего 47 человек):

  • 19 клиентов отложили покупку и опять вернулись в воронку продаж (не приняли решение при первом посещении, собираются приехать ещё).​
  • 11 клиентов отказались от покупки недвижимости в Испании (по разным причинам).
  • 14 клиентов купили объекты, но не через наше агентство.
  • Три клиента подписали резервы, внесли предоплату, но не завершили сделки.

Продажи:

  • Продано 29 объектов недвижимости на общую сумму €4,2 млн.​
  • Средняя стоимость одного проданного объекта — €145 тысяч.
  • Стоимость самого дорогого объекта — €1,25 млн (вилла, новое строительство).
  • Стоимость самого дешевого — €91 500 (квартира из вторичного фонда).
  • Валовая выручка от продаж (наши комиссионные) составила €174 тысячи.
  • В проект вложено €149 тысяч.
  • Прибыль составила €25 тысяч.

На точку безубыточности мы вышли ровно через 12 месяцев после запуска проекта, оформив приличный объем сделок в мае и июне 2017 года (сезонный фактор в недвижимости прослеживается очень хорошо).

На конец июня 2017 года на нашем сайте, сделанном на лендинговой платформе, было почти 2300 страниц. Решение о том, что нужно переводить проект на другую платформу, мы приняли давно и к реализации приступили в мае 2017 года. 14 августа запустили новую версию сайта (на собственной платформе) с полноценным каталогом и поиском объектов. Примерно после второго обновления видимость сайта немного улучшилась, особенно в Google.

Несколько наблюдений, которые мы проверили на себе:

  • Даже если вы работаете на рынке с «длинными» сделками, всегда сначала пробуйте сделать минимально работоспособный продукт. Не обманывайте себя: если клиенты не контактируют с вами в первые месяцы, скорее всего, они не станут этого делать и в будущем.
  • Сохраняйте фокус только на самом важном и не пытайтесь делать всё сразу. Когда мы запускали проект, то выбрали именно такую модель: только продажа недвижимости в Испании русскоязычному сегменту покупателей. Мы сознательно не стали заниматься арендой и продажей дополнительных услуг или ориентироваться на другие страны и языки.
  • Старайтесь держаться в бюджете, проверяйте, сходится ли экономика. Даже в нашем случае, когда одна большая сделка могла кардинально повлиять на все показатели, мы концентрировались на среднем чеке и старались не выходить за пределы стоимости его привлечения.
  • Концентрируйтесь только на том, что лично вы умеете лучше всего, а остальное отдавайте партнёрам и подрядчикам. Выбирайте профессионалов, но не забывайте их проверять.
  • Всегда собирайте обратную связь от клиентов. Не бойтесь спрашивать, почему они выбрали не вас. Варианты ответов могут быть самыми неожиданными. Особенно в сфере недвижимости, когда продажа объекта проводится при личной встрече.
0
80 комментариев
Написать комментарий...
Денис Смирнов

Интересно. Конверсия просмотр/покупка высокая очень.
Особенно раздел контакты - правильно же понимаю, что все представительства, это ваши партнеры и если клиент туда приходит, то он для вас потерян.
Особенно интересно как здесь в Москве вы продаете, а там уже продают другие "партнеры"..

Ответить
Развернуть ветку
Olga Lomko

в целом правильно, но есть детали ) в них кроется дьявол ) В Москве (как таковой) мы не продаем, мы общаемся с клиентов онлайн до его физического визита в Испанию.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Olga Lomko

заработок - на комисионных, их выплачивает либо продавец недвижимости, либо застройщик. Все сделки юридически оформляются нашими партнерами, которые закрыли сделку, если нужна ипотека - также помогаем с ее получением в банках Испании.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexey Shulga

Я тоже пытался понять, в каком юридическом статусе работают кейсмонгеры, но, судя по всему, просто "прокси" для тех, кто не может связать двух слов на испанском или английском, поэтому они не "иммо", но за ручку туда отведут, когда надо будет.

Ответить
Развернуть ветку
77 комментариев
Раскрывать всегда