«В ASO мой фиксированный оклад вырос на 110%», — почему SEO-специалисты уходят в ASO
Поисковые алгоритмы становятся сложнее, конкуренция на рынке труда усиливается, а зарплаты не растут. С этими проблемами сталкиваются SEO-специалисты, поэтому часто уходят работать в поисковую оптимизацию приложений (ASO).
В статье мы сравнили сферы SEO и ASO, проанализировали ситуацию на рынке труда, а также узнали мнения специалистов о проблемах в SEO.
Cодежание
- Что такое ASO и SEO и чем они отличаются
- Сложность алгоритмов, недоверие заказчиков, монополия поисковиков — серьёзные проблемы SEO
- При переходе из SEO в ASO зарплата может увеличиться
- На одну вакансию в SEO претендует около трёх специалистов
- В задачах ASO-специалиста больше экспериментов
- Знания из SEO помогают в ASO
Что такое ASO и SEO и чем они отличаются
SEO (Search Engine Optimization, поисковая оптимизация) — это комплекс действий, направленный на рост позиций сайта в выдаче поисковых систем: Google, Yandex, Bing и других.
Чтобы добиться роста позиций в поиске, SEO-специалист наращивает ссылочную массу, работает над удобством сайта, оптимизирует контент.
ASO (App Store Optimization, поисковая оптимизация приложений) — процесс улучшения видимости и оптимизации конверсии из просмотра в установку в магазинах приложений: App Store, Google Play, AppGallery и других.
Чтобы приложение получало более высокие позиции, важно работать над его текстовыми метаданными: названием, подзаголовком, ключевыми словами, описанием. Для увеличения конверсий нужно также оптимизировать визуальные метаданные: иконку, скриншоты и видеопревью.
ASO часто называют «SEO для приложения», но на самом деле, эти понятия различаются.
Рассмотрим главные отличия SEO и ASO:
1. Цель оптимизации
В SEO главная цель специалиста — улучшить ранжирование сайта в поиске и вывести его в топ по ключевым словам.
Тогда как ASO-специалист должен не только влиять на позиции приложения, но и повышать конверсию из просмотра в установку.
2. Факторы ранжирования
На ранжирование сайта в поисковых системах влияет огромное количество параметров. По данным Backlinko, таких факторов около 200.
Перечислим некоторые из внутренних (on-page) и внешних (off-page) факторов.
На ранжирование приложения влияют метаданные, а также некоторые внешние факторы.
3. Поле работы
SEO-специалисту приходится работать со всем сайтом: его внешней и внутренней оптимизацией. Он выполняет технический аудит, работает над юзабилити, собирает семантическое ядро, ставит ТЗ копирайтерам и дизайнерам.
ASO-специалист не занимается улучшением самого приложения, а направляет все силы на оптимизацию метаданных.
Однако важно помнить, что из-за багов в приложении может увеличиться количество удалений и упасть рейтинг. Это приведёт к падению позиций и снижению конверсии. Поэтому ASO будет работать слабее, если в приложении много проблем. Подробнее о том, какие ещё факторы влияют на эффективность оптимизации, читайте в статье.
Специалисты, которые имеют опыт работы как в SEO, так и в ASO, дали комментарии о различиях этих сфер.
Сложность алгоритмов, недоверие заказчиков, монополия поисковиков — серьёзные проблемы SEO
Сейчас приоритетные позиции в выдаче отдаются крупным сайтам и порталам, и небольшим компаниям трудно пробиться в топ поисковиков. Проблема SEO заключается в сложности алгоритмов, которые за последние годы изменились ещё больше. На рынке также много неквалифированных кадров, а многие заказчики не доверяют SEO-специалистам и не выполняют рекомендации. Об этих и других проблемах нам рассказали эксперты.
При переходе из SEO в ASO зарплата может увеличиться
По статистике сайта russia.trud.com сейчас средняя зарплата SEO-специалиста — около 36 000 руб. в месяц.
По данным trud.ru, уровень зарплат SEO-специалиста падает. За год он снизился на 37%: с 54 548 руб. в январе 2020-го до 34 162 руб. в феврале 2021-го.
На российском рынке нет официальной статистики по зарплатам ASO-специалиста, поскольку направление только начинает развиваться. Мы проанализировали около 30 вакансий ASO-специалиста и узнали, что средняя зарплата — 80 000 рублей.
Однако зарплата сильно зависит от навыков и опыта работы. Так, опытный ASO-специалиста может зарабатывать до 200 000 руб.
Выпускники Asodesk Academy отмечают, что после начала работы в ASO их зарплата увеличилась.
Разница в оплате видна и на международном рынке фриланса. Мы проанализировали 100 резюме фрилансеров на сайте upwork.com и выяснили, что в среднем услуги ASO-специалиста стоят около $50 в час.
Тогда как услуги SEO-специалиста — около $40.
На одну вакансию претендует около трёх SEO-специалистов
Согласно исследованию HeadHunter, с января по апрель 2021 года hh.индекс вакансии SEO-специалиста составлял 3,2. Это значит, что на одну вакансию SEO-специалиста в среднем по России претендует 3,2 человека.
Во многих регионах этот показатель выше, например, в Рязанской области он достигал 12,5 человек на место.
Конкуренция в сфере SEO продолжает расти. В 2014 году средний hh.индекс был 2,7, а в 2018 — 2,8. Когда мы готовили статью, на hh.ru было открыто 459 резюме SEO-специалиста.
На рынке ASO наоборот не хватает кадров. Руководители отделов ASO в Mail.ru Group, Belka Games, SplitMetrics, ZiMAD отмечают, что поиск квалифицированного человека может длиться до года.
При этом руководители отдела ASO в Belka Games и BP Mobile отметили, что готовы брать специалиста без опыта, если они окончили обучение, имеют хорошую теоретическую базу и практические навыки.
Выпускники курса Asodesk Academy рассказали, что после обучения их пригласили на работу партнёры курса по трудоустройству, которые заинтересованы в кадрах.
Компании часто ищут специалистов, которые имеют навыки и SEO, и ASO.
В задачах ASO-специалиста больше экспериментов
Мы сравнили задачи SEO и ASO-специалистов, чтобы понять основные различия.
В перечень задач по SEO входит:
- технический аудит сайта;
- анализ конкурентов;
- разработка плана поисковой оптимизации;
- создание семантического ядра и кластеризация запросов;
- внутреняя оптимизация сайта и улучшение юзабилити;
- составление рекомендаций разработчикам по технической оптимизации сайта;
- анализ результатов SEO;
- мониторинг поисковых аглоритмов.
На показатели SEO в большей степени влияют технические данные. Поэтому специалисту нужно проводить технический аудит сайта, улучшать юзабилити, создавать качественный ссылочный профиль.
Рассмотрим задачи ASO-специалиста. К ним относится:
- сбор семантического ядра;
- регулярное проведение оптимизации;
- измерение эффективности поисковой оптимизации;
- локализация страницы приложения на новые языки;
- подготовка метаданных;
- мониторинг поисковых запросов.
- анализ ASO-стратегии конкурентов;
- анализ эффективность продвижения и подготовка отчётов.
ASO-специалисты активно используют A/B-тестирование, чтобы найти наиболее эффективные варианты метаданных. Часто даже небольшие изменения в текстовой и визуальной оптимизации помогают значительно увеличить установки и конверсию страницы приложения.
Например, изменение английской надписи на португальскую для иконки приложения в Бразилии помогло увеличить количество установок в 2 раза.
В отличие от ASO, в SEO сложнее проводить A/B-тестирование. На результаты SEO может повлиять множество внешних факторов, которые не зависят от специалиста. Поэтому если для вас важно наглядно видеть эффективность работы, советуем присмотреться к сфере ASO.
Знания из SEO помогают в ASO
Специалисты отмечают, что знания из SEO пригодились для сбора семантического ядра и подготовки метаданных.
Если вы устали от SEO, советуем присмотреться к ASO и расширить свою сферу деятельности. С помощью навыков поисковой оптимизации приложений вы сможете увеличить свою зарплату, стать более востребованным на рынке и начать работу с международными проектами.
Узнать больше о профессии ASO-специалиста поможет бесплатная онлайн-лекция курса Asodesk Academy. 14 сентября мы разберём базовые принципы ASO, расскажем, каким приложениям нужна поисковая оптимизация. Во время лекции вы поймёте, подойдёт ли вам профессия ASO-специалиста.
"Например, изменение английской надписи на португальскую для иконки приложения в Бразилии помогло увеличить количество установок в 2 раза"
Я вас, наверное, удивлю, но если на русскоязычном сайте все названия будут на китайском, а потом их поменять на русский - то трафик тоже внезапно увеличится. Магия!
Но вас ведь не смущают англоязычные названия вроде Apple, Pizza Hut, Burger King. У них на логотипах во всем мире такие названия. Английский всё же международный язык.
"Изменение английской надписи на бразильскую..". Бразильский язык он такой, да.
Очередная инфоцыганщина.
Вы правы)
Мда.. Похоже пора менять сферу деятельности
"Сейчас найти свободную нишу или пробиться на какие-то позиции молодому сайту практически невозможно, даже с крупным бюджетом."
Как это мне только удаётся делать сайты без огромного бюджета (платя только за хостинг и домен) имея только базовые знания по СЕО на которых есть нормальная посещалка понятия не имею, вы точно специалисты по СЕО, что даже огромные бюджеты не помогают?))
я правильно понимаю что после разового внедрения стандартных практик aso превращается в бесконечный рерайтинг одного и того же текста?
Здравствуйте! Нужно минимум 6-8 итераций, чтобы вывести приложение в топ App Store и Google Play. Поэтому вам много раз придётся подбирать собирать семантическое ядро и искать новые запросы. Просто чтобы найти запросы, которые дают хорошие позиции, нужно 2-3 итерации. Мы рассказали подробнее про итерации в статье: https://ru.asodesk.com/blog/how-can-iterations-help-specialist-in-app-store-optimization/
Также нужно регулярно строить гипотезы и проводить A/B-тестирование, искать лучшие варианты названия, описания, иконки и скриншотов. Иногда даже небольшие изменения могут значительно повлиять на конверсию и количество установок. Подробнее о поиске гипотез в ASO можно узнать в статье: https://ru.asodesk.com/blog/checklist-for-finding-app-growth-hypotheses/
Так что скучать точно не придётся, работа не превратится в рутину и бесконечный рерайтинг. Хороший ASO-специалист найдёт новые гипотезы для развития приложения)
лучше расскажите, как надо мотив лить)
неужели одним переписыванием меты и описания можно вывести приложение в топ?))
Если помимо ASO использовать другие методы продвижения, то можно вывести приложение в топ быстрее) У нас был вебинар по мотивированному трафику, можно посмотреть тут: https://www.youtube.com/watch?v=xnR-uCX486s
Напомнило сцену из Крестного отца, где главы семей обсуждают можно ли мафиози торговать наркотиками. Долго спорили и в итоге решили, что раз там можно заработать денег, то нужно участвовать, но продавать будут только и только в бедных кварталах, только цветным и нельзя продавать детям.
Очень забавное сравнение😂
Но в отличии от наркотиков, мотив не причиняет вред другим людям)
Как правило, работа даже с одним приложением предполагает выход на новые рынки, соответственно локализацию страниц приложений. Под каждую локаль создаются отдельные метаданные текстовые и визуальные. Тут помимо того, что нужно оптимальные ключи подобрать, ещё и учесть особенности культур. Ну и как написали выше, это постоянный анализ-гипотезы-тестирование-корректировки. Поэтому вы очень всё упростили с рерайтом одного текста, они всё время меняются))
Короче, как я понял, ASO - это SEO на минималках. Хехе.
ASO это не только поднять в топ и дать норм скачать.
Оптимизация страниц в сторах занимает пару дней. Есть хаки, но о них могу рассказать платно.
Два дня работы и в топе:
А через что собирают семантику в ASO, парсят подсказки или еще какие то варианты есть?
Семантическое ядро собирают через ASO-сервисы. Например, в Asodesk есть лента бесконечная лента, которая предлагает разные варианты ключевых слов.
Вы также можете проанализировать запросы, по которым ранжируются ваши конкуренты и увидеть примерное количество установок по каждому из запросов (Organic Report).
Есть также автоматические подсказки (Keyword Auto-Suggestions), они показывают:
- наиболее популярные запросы, которые подходят для вашего приложения;
- ключевые слова, которые дают установки вашим конкурентам;
- long-tail запросы;
- ключевые слова, по которым меньше всего конкуренции;
- ключевые слова, подходящие для продвижения в топ с помощью мотива;
- ключевые слова, которые должны стать трендовыми и попасть на главный экран поиска.
Подробнее о том, как собирать семантическое ядро в ASO, можно узнать в статье: https://ru.asodesk.com/blog/step-by-step-guide-of-building-semantic-core/
Я SEO и меня заинтересовала эта статья, т.к. никогда не слышал об ASO. Посмотрел в LinkedIn - почти никаких вакансий. Как это понимать?
Наверное, ASO просто одна из задач SEO (вроде оптимизации Landing Page) и никому в голову не приходит называть ASO отдельной профессией?..
Нет, ASO (App store optimization) - это отдельная тема. В узком смысле речь идёт об увеличении видимости приложения или игры в магазине приложений. В широком - о комплексе мероприятий, включающем разные каналы.
Так почему на LinkedIn нет спроса на эту "специальность"?
значит вы плохо искали)
Не бываю на LinkedIn и не могу за него ничего сказать. Но рискну предположить, что по следующей причине: ASO - всего лишь часть маркетинга мобильных приложений и одна из функций "мобильного" маркетолога.
Если смотреть в LinkedIn, то много вакансий по ASO есть в Германии. Ещё если рассматривать работу зарубежом, то недавно появился такой ресурс: https://asojobs.com/
Если речь об СНГ, то на канале Asodesk раз в неделю выходит дайджест вакансий по ASO: https://t.me/ASO_RU
И ещё есть канал «ASO работа»: https://t.me/asorabota
Seo, это зашквар
Комментарий недоступен
Зашквар это когда ты это не понимаешь. А если ты знаешь способы и возможности это идеальный вариант стоить бизнес на 2-3 года в перед.
всё познается в сравнении. а что не зашквар? контекстная реклама? таргет? зашквар для любых тематик?
Все не зашквар, а seo зашквар. Сеошники, все как один — отморозки
хм... а вы простите, сами чем занимаетесь?
Честно говоря не совсем понимаю как можно работать ASO-специалистом весь день и на полную ставку. частенько вижу что ASO-специалист совмещает работу по другой специальности. И складывается впечатление что ASO находится на том же пути, на котором был SEO лет 20-25 назад. Факторов влияющих на ASO гораздо меньше чем на SEO. В SEO одних ключей мало. А поводу перевода в ASO вызывает смех, как будто можно было поступить иначе.