SEO-аудит: бесплатно и без SEO-шника

Можно ли проверить сайт самостоятельно и без хороших платных инструментов? Так чтобы после анализа обнаружить основные SEO-ошибки и понять, как их исправить? Можно. Сейчас будут подробности и примеры.

Когда делать SEO-аудит?

Ответ на этот вопрос достаточно простой: когда сайт не приносит желаемых результатов.

Такое случается, когда, например…

  • Вы наняли SEO-специалиста, платите ему деньги 3-4-5 месяцев, но не видите вообще никаких изменений (хотя изменения вам обещали).
  • Упали продажи с сайта. Причем падение началось не день и не 2 дня назад, а как минимум продолжается несколько месяцев.
  • Вы знаете, что у конкурента с примерно таким же сайтом дела обстоят намного лучше.
  • Сайт только запустился. SEO-аудит в этом случае будет неполным, но ошибки, которые вы найдете, избавят вас от многих месяцев неэффективного или недостаточно эффективного продвижения. Я настоятельно рекомендую проводить SEO-аудит совсем молодого сайта.
  • Вы можете и хотите получить от сайта больше. Все и так неплохо, но товара достаточно, ваши продавцы могут продать больше, ваш отдел доставки загружен не полностью. Да и вы просто хотите, а главное, можете увеличить обороты, а значит и заработок.

Ни в коем случае не стоит делать аудит, искать нового SEO-специалиста/угрожать физической расправой старому SEO-шнику, если, например…

  • Какой-то умник в Facebook’е «крикнул» в комментариях, что у вашего сайта слишком низкая скорость загрузки (может даже и скриншотик с PageSpeed Insights прикрепил в доказательство). Запомните: только в идеальном мире контент-маркетинга все гонятся за высокими оценками от PageSpeed Insights, Главреда и, упаси господи, W3C (валидатора HTML-кода). В реальном мире бизнеса смотрят на продажи и окупаемость сайта. Вы можете получать достаточно клиентов из поиска и при относительно низких показателях PageSpeed Insights, при этом увеличение этого параметра может ни на что не повлиять.
  • Вы прочитали суперкрутой кейс на VC, где рассказано, как SEO-студия просто взяла и продвинула сайт из вашей ниши. Да так продвинула, что все взлетело на 589452ввпа45%. Сказочные кейсы со сказочными результатами в SEO возможны. Но это огромная редкость. Сложно сказать, когда такое происходит, но вряд ли чаще, чем один раз на тысячу попыток.

  • Яндекс или Google анонсировал, что вводит новый алгоритм, который 100% уничтожит ваш сайт, ведь он не подходит ни под одно из его требований. Еще раз: если ваш сайт, несмотря на невероятно страшный новый апдейт, как-то находят люди и покупают на нем столько же, сколько и до апдейта, не нужно паниковать, искать ошибки и пытаться что-то менять.

Самые простые способы начать SEO-аудит

Проверить трафик из Яндекса и Гугла в ЯндексМетрике

Возьму для примера один отчет с Яндекс.Метрик. Трафик можно проверить вот таким способом (Слева в меню Метрики выбираем «Отчеты», потом «Стандартные отчеты», потом «Источники» и в конце «Поисковые системы»):

Хорошо, если отчет будет выглядеть примерно вот так:

Рост плавный, относительно медленный, с постоянными взлетами и падениями.

Плохо, когда в этом же отчете мы заходим в «Метрики», выбираем отображение такого параметра, как «Роботность» и видим там не 2,14%, как на скриншоте, а гораздо внушительную цифру:

Когда Роботность выше 30, да даже 20% – появляется серьезная причина задать пару неудобных вопросов вашему SEO-специалисту. Особенно, если главные результаты, которые он демонстрирует – рост трафика.

Важно! Отчет «Поисковые системы» – огромный источник данных. Его можно изучать разными способами (например, смотреть какие события привели к всплеску посещаемости, стараться повторить эти события). В этой статье я даю самую-самую основу для тех, кто только начинает изучать SEO.

Проверить сайт через Букварикс

Сервис Букварикс очень простой и предлагает немало полезных данных абсолютно бесплатно.

Нужно просто ввести в поле домен своего сайта, а справа выбрать регион и поисковую систему.

Можно «пробить» свой сайт через Букварикс в начале продвижения и потом через несколько месяцев.

Можно проверить с помощью сервиса сайты конкурентов и понять, на какие примерно показатели можно рассчитывать.

Букварикс может дать идеи для постов, если вы решили продвигать свой ресурс с помощью контент-маркетинга, и позволяет проверить потенциальных SEO-специалистов для вашего проекта.

Для примера возьмем сайт v-zdor.com и вобьем его в Букварикс, если вбить его в Букварикс, выбрав поисковую систему Яндекс и регион «Москва»:

Есть ребята, которые утверждают, что разбираются в SEO, но почему-то привлекают клиентов из платной рекламы, а если их сайт проверить через Букварикс…

Допускаю, что все из многих-многих сотен их клиентов сейчас в ТОПе, и только сайт студии почему-то немного в другом месте. Но лично я бы с такими специалистами не работал. И вам не советую.

Проверить все способы связи на сайте

Я знаю: совет кажется элементарным.

К сожалению, опыт говорит, что проверка всех вариантов связи на сайте – необходимая составляющая SEO-аудита практически любого сайта.

Что можно и нужно проверить?

  • Номер телефона. Есть ли он на видном месте (в идеале справа вверху, хотя не обязательно), можно ли позвонить, всего лишь нажав на него (не нужно ничего никуда копировать, просто нажать на номер на сайте).

  • E-mail. Пишем письмо на указанный на сайте e-mail (желательно, чтобы электронный адрес, как и номер телефона, был кликабельным). Ждем ответа. Если ответа нет долгое время, смотрим папку «Спам». Если письмо менеджера вашей компании в спаме, обязательно принимаем меры, вплоть до изменения адреса. Желательно проверить рабочий email с помощью почтовых ящиков на разных сервисах: mail.ru, yandex.ru, gmail. У каждого почтового сервиса свои способы борьбы со спамом. Если хоть один крупный сервис определил e-mail на вашем сайте как спам, надо вносить изменения в общение с клиентами через электронную почту.

  • Форму обратной связи. Проверяем все формы (нередко их несколько на сайте). Тут, как и с e-mail – ждем ответа, потом проверяем папку «Спам». Обязательно для проверки используем разные почтовые сервисы.

Продолжаем SEO-аудит с помощью Яндекс.Вебмастера

Яндекс.Вебмастер – мощнейший бесплатный инструмент для анализа и оптимизации сайта. Если хотите разобраться с ним более детально, рекомендую эту статью.

Здесь я расскажу только о нескольких важных его возможностях.

Страницы в поиске

Выбираем раздел «Индексирование», потом подраздел «Страницы в поиске».

Здесь нас в первую очередь интересует вкладка «Исключенные страницы».

Обычно детальное изучение информации этого блока позволяет обнаружить бОльшую часть SEO-ошибок по мнению Яндекса.

Малоценные или маловостребованные страницы есть практически у всех крупных интернет-магазинов с похожими товарами. Если количество таких страниц относительно небольшое, не стоит переживать. Когда малоценных (по мнению Яндекса) страниц много, нужно менять их структуру и тексты.

Заголовки и описания

Относительно недавно Яндекс добавил невероятно простой способ найти дубли на вашем сайте. В разделе «Индексирование», подразделе «Заголовки и описания» Яндекс показывает, у каких URL повторяются мета-теги Title и Description. Эти и другие данные из Яндекс.Вебмастера можно выгрузить в таблицу в формате Excel и передать контент-маркетологу или другому специалисту, который занимается мета-тегами на вашем сайте.

Проверить статус URL

Если на сайте появились важные страницы, или может над какими-то страницами была проведена серьезная работа, проверьте, добавил ли их Яндекс в индекс с помощью инструмента «Проверить статус URL».

Со страницей все в порядке, если Яндекс.Вебмастер выдал ответ «Страница обходится роботом и находится в поиске».

SEO-аудит текстов на сайте

Сегодня немало сервисов пытаются подсказать/объяснить/навязать рекомендации по созданию правильных SEO-текстов.

К большинству таких инструментов я отношусь скептически.

Как минимум потому, что сервисы создавались много лет назад и практически не менялись. А алгоритмы у Яндекса и Гугла меняются раз в полгода или чаще.

Как тогда я советую проводить SEO-аудит текстов?

Вспоминаем, что эта статья в первую очередь для тех людей, которые не хотят разбираться в сложных платных инструментах.

Им я рекомендую пользоваться бесплатными возможностями SerpStat.

Слева мы выбираем раздел «Анализ сайта», потом «Анализ страниц», потом «SEO-анализ», затем «Ключевые слова». В поле для адреса мы вбиваем URL страницы с текстом, который мы хотим проверить. Рядом с полем с левой стороны мы выбираем «Точный URL». С правом стороны от поля с URL мы выбираем поисковую систему и регион. В данном случае это Яндекс и Москва.

Как мы видим, сейчас страница находится в ТОПе по Москве по нескольким десяткам (а именно по 63-м) нужных запросов.

Что это значит?

Это значит, что текст тут можно не трогать. Не важно, сколько баллов у текста, насколько он читабельный и заспамленный. Если он отображается в ТОПе по запросам, которые могут привести потенциальных клиентов, все в порядке.

Это не идеальный подход, но он позволят быстро, просто и бесплатно проверить самые важные страницы сайта. Отмечу, что проверять нужно оптимизированные страницы: с текстами, в которые вписаны ключи, с исходящими и входящими ссылками, правильно оформленные и открытие для индексации. Проверять нужно минимум через месяц после публикации, когда страница, так сказать «настоится».

Что делать, если Серпстат не показывают ни одного запроса?

Есть несколько вариантов:

1. Поставить несколько ссылок на страницу.

2. Поменять часть текста.

3. Полностью поменять текст.

4. Подождать еще месяц.

Опыт говорит, что если через месяц после публикации страница «нулевая» с точки зрения SerpStat, не стоит ждать каких-то чудес, надо полностью переписывать текст. Понимаю, что иногда контент стоит немаленьких денег, поэтому и не утверждаю, что полная замена текста – единственный вариант.

Бесплатный и простой SEO-аудит: выводы

Это маленькое руководство не покрыло и десятой доли того, что можно проверить в рамках комплексного SEO-аудита. Можно, но не всегда нужно. Есть большая вероятность, что проверка важных и в то же время простых моментов, о которых рассказано в статье – именно то, чего не хватает вашему сайту и то, что позволит хотя бы некоторое время обходится без SEO-специалиста или же выбрать более компетентного подрядчика.

0
59 комментариев
Написать комментарий...
Alina Holovko

Вообще в сети очень много разных инструкций по бесплатным сео-аудитам. Прям очень много. Но почему никто не пишет, что дальше делать с результатами этого аудита? Мне всегда казалось, что именно в этом и есть ценность сделать аудит. Не просто увидеть, что да, по паре сотен (тысяч?) ключей сайт в топе, но и понять, а что сделать, чтобы в топ поднялись позиции по остальным ключам? Как интерпретировать результаты всех этих аудитов?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Алина, бесплатных аудитов не бывает. Чтобы подготовить толковый экспресс-аудит, специалисту нужно от часа от суток в среднем. И бесплатно он его будет делать только потому, что а) ему это нравится б) у него масса лишнего времени в) это база для подготовки КП для потенциального клиента.
Самостоятельно же на абсолютно любом сервисе аудитов ничего полезного для себя вы не найдёте и не поймёте.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Чайка О.

На мой взгляд, цель аудита от стороннего специалиста - демонстрация ключевых проблем сайта и экспертности специалиста. Насколько реально выявить такие проблемы при быстром аудите - вопрос. Это зависит от имеющихся инструментов (а без них "бесплатный" аудит - ха-ха), опыта и компетентности. То есть в любом случае аудит не бесплатен для исполнителя и делается из расчёта на оплату дальнейшей работы. Вот она и состоит в а) рекомендациях как исправить; б) исправлении того, что может сделать аудитор своими силами.
Интерпретация результатов - часть компетенций аудитора, которые нужно развивать. Если у вас нет знаний и опыта в SEO, но вы самостоятельно аудируете сайт, то вам неизбежно придётся осваивать SEO :) Как? Да хотя бы гуглением по каждому пункту аудита. Но и в таком случае, для качественного анализа скорее всего потребуются платные инструменты.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Seoremica

Для этого нужно быть практикующим SEO-специалистом и уметь в стратегию. На практике ошибки обнаруженные в ходе аудита приходится править в два-три круга (одно и тоже, но по-другому), потому что работаешь в живой среде, где все меняется.

Да и аудит без анализа конкурентов - бессмысленное занятие, как по мне.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Виктор Петров

И далеко ли вы уедете с таким "аудитом"?
Возьмём хоть ПФ. На вашем сайте могут нагуливать профили в соответствии с аффинити индексом совершенно неизвестные вам бизнесы из других тематик. Роботность? У хорошего ботовода она околонулевая, и тут не надо задавать "неудобные вопросы" сеошнику. Если он и крутит, то едва ли траф с высокой роботностью - его.
Тексты? У вас на скринах - сплошь информационные запросы. Что там анализировать на страницах интернет-магазина?
В общем, пост рекламный, однозначно в закладки, ещё раз спасибо.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
4 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Сергей Добрицкий

Все такие профессионалы, прям закидали автора, и сайт у него на вордпрессе, и аудита нет.
Автор не обещал одной статьей закрыть все вопросы по сео.
Он лишь показал примеры, которыми можно воспользоваться.
Не у всех есть бюджет на зарплату сео специалиста, или наём конторы Ашманова по продвижению.
Понятно что если всё делать по уму, то надо и сео специалиста, и массу работ, и аудит ого какой проводить.
Но если посмотреть на рынок, то он разношёрстный - кто-то фавиконки на сайте не имеет, не говоря про https, а кто-то на пути к http версии 3.

Если человек имеет минимальный набор знаний по сео, то сможет извлечь пользу и даже из такого аудита который описан в статье. Либо желание.

Это всё равно что в физ тренировках, говорить что только с тренером уровня олимпийской сборной качать бицепс и не ниже и только в торговом спортзале, ибо покупка гантель и занятия дома не капли не даст.

Автор, спасибо, есть над чем подумать.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

"Хирургическая операция: бесплатно и без хирурга". В тексте рассказывается, как самостоятельно в домашних условиях вырезать себе гланды автогеном, ректально.
К слову: автор позиционирует себя как копирайтер, но пишет, как делать SEO-аудиты.
Ничего святого у людей, последние времена.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anna Maryasova

Тут и аудита-то, собственно, нет.)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

В своей нише ТС держит топы уверенно. Какие претензии к WP и коду?
Вы сильно преувеличиваете значение таких технических характеристик. Сайт должен хорошо сканироваться и не вылетать за рамки средненьких показателей по быстродействию - этого достаточно.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Павел Seoremica

Каким образом это c SEO и позициями связано? 
Позиций вообще нет у сайта автора? Есть же.

Методология вопросы вызывает, но ваш "аудит" тоже не убедил )

Пользуясь случаем, вопрос вам, как эксперту, на чем делать блог, если не на WordPress?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Исаев

Ну наконец-то норм статья! Автору респект. Однозначно в закладки. Пойду почекаю свой сайт. Еще раз спасибо!!!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alex Lowen

А потом, на другом ресурсе можно написать кейс о том, как получить хорошую ссылку на свой манисайт, написав статью о  бесплатном SEO аудите. Рассказать о том, что под такой статьей будет дискуссия, что хорошо воспринимается (по слухам) поисковиками. Ну и во второй статье, тоже не забыть поставить сылку на свой сайт. Итого: 2 ссылки! Да здравствует SEO! ))

Ответить
Развернуть ветку
Павел Seoremica

Как можно SEO-аудит без спайдера выполнить? 90% информации о сайте мимо улетает. 

При SEO-аудите важно найти реальные проблемы сайта. Дубли тегов, заголовков страниц, повторяющийся контент, проблемные ссылки исходящие с сайта, да те же орфографические ошибки, битые ссылки. 

То есть то, с чем реально можно работать. 

Чтобы перейти к анализу запросов, нужно убедиться сначала, что на базовом уровне все хоккей. 

Не вижу необходимости по крупицам выуживать инфо, использовать несколько разных сервисов, если все одним софтом закрывается. 

Зачем самому что-то искать, если все равно в SEO не разбираешься и как дальше с этой информацией работать — это отдельный вопрос. Но раз запрос на самостоятельные аудиты есть, значит имеет место быть. 

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Кагарманов

Букварикс для поиска тем?))) серьезно?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Толстенко

Не один бесплатный аудит, не сможет заменить аудит нормального сеошника. Я щас говорю не про аудиты за 8-15к на фрилансе) У топовых компаний они стоят от 50-70к минимум. Все бесплатные аудиты делают только для того, чтобы клиентам впарить услуги, а потом уже делать в процессе продвижения нормальный.
Если нужен бесплатный аудит, погуглите в интернете инструкцию: как сделать аудит Screaming Frog SEO, пользы от него больше будет, чем от бесплатных сервисов.

Ответить
Развернуть ветку
Раися Вперде

У ahrefs есть бесплатный webmaster tools: https://ahrefs.com/webmaster-tools который каждую неделю автоматически делает аудит с отчетами, и ссылки показывает.
Только нужно подвязать сайт через консоль гугла для верификации

Ответить
Развернуть ветку
boj Ko

Поймите это как с девушками... 
Если у Вас нет не одного -  СЕОШНИКА значит у кого-то их Два....
Многие думают что  экстраполирование данных в "сервисах свозняков", как то способно заменить,  возможности ручек и изберательного A-B тестирования ЦА, а также   роста  позиции запроса, но и способы борьбы со скликиванием  и парсингом я уже молчу про враждебный СPC, link-builders  scam sider, и еще штук 100 всякого разного.  Как доп инструмент да но чтоб заменить Seo специалиста это утопия )))) 

Ответить
Развернуть ветку
Женя Голубева

Какя-то странная реклама своих услуг без ссылки на Телеграм-канал... Ссылка не Телегу где? Я только ради этого в последнее время на VC вишу

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Не Телеграмом единым... 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Михаил ПЕТров

А ведь про роботность я не знал. Ну, может где-то мелькало, но везде это было описано с позиции "ну роботность, ну вы знаете". Тут человек не поленился добавить скриншот, чтобы показать, как именно ее посмотреть. Проверил сайт – и правда есть вопросы к сеошнику

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

И что вам это даёт? Вы же не понимаете, о чём речь в принципе.

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Кагарманов

или к конкурентам есть вопросы

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Садовничий

Нужно уметь анализировать и истолковывать полученные данные. Для этого и нужны специалисты. Толку от такой "самостоятельной диагностики и аудирования" если ХЗ что с ним потом делать?
Если сайт не растет от слова совсем, или стагнирует и падает трафик - это первый звоночек обратиться к профессионалам за комплексным аудитом. Что бы не только кучу данных вам предоставили, а предоставили экспертную оценку проекту, дали рекомендации, составили персональную стратегию как и что нужно сделать и первостепенный план действий. Также чтобы смогли данную стратегию потом реализовать.
К примеру, в наш комплексный аудит входит (технический и поисковый аудит, аудит коммерческих факторов если это коммерция, ссылочный аудит и "юзабилити" аудит) с последующей реализацией продуманной стратегии. От такого подхода есть толк. Да это не дешево, но лучше найти хороших спецов и заплатить чем профукать проект.  От того, что заказчик сможет снять какие данные без должной экспертной аналитики - толку 0. Единственный толк "самостоятельного аудита" если нет денег на нормальное продвижение - самому чего-то там накопать, потом пойти на фриланс и сказать что есть аудит и нужно реализовать то и другое за копейки. Я думаю мы все понимаем какой результат за этим кроется.

Ответить
Развернуть ветку
56 комментариев
Раскрывать всегда