{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

SEO-аудит: бесплатно и без SEO-шника

Можно ли проверить сайт самостоятельно и без хороших платных инструментов? Так чтобы после анализа обнаружить основные SEO-ошибки и понять, как их исправить? Можно. Сейчас будут подробности и примеры.

Когда делать SEO-аудит?

Ответ на этот вопрос достаточно простой: когда сайт не приносит желаемых результатов.

Такое случается, когда, например…

  • Вы наняли SEO-специалиста, платите ему деньги 3-4-5 месяцев, но не видите вообще никаких изменений (хотя изменения вам обещали).
  • Упали продажи с сайта. Причем падение началось не день и не 2 дня назад, а как минимум продолжается несколько месяцев.
  • Вы знаете, что у конкурента с примерно таким же сайтом дела обстоят намного лучше.
  • Сайт только запустился. SEO-аудит в этом случае будет неполным, но ошибки, которые вы найдете, избавят вас от многих месяцев неэффективного или недостаточно эффективного продвижения. Я настоятельно рекомендую проводить SEO-аудит совсем молодого сайта.
  • Вы можете и хотите получить от сайта больше. Все и так неплохо, но товара достаточно, ваши продавцы могут продать больше, ваш отдел доставки загружен не полностью. Да и вы просто хотите, а главное, можете увеличить обороты, а значит и заработок.

Ни в коем случае не стоит делать аудит, искать нового SEO-специалиста/угрожать физической расправой старому SEO-шнику, если, например…

  • Какой-то умник в Facebook’е «крикнул» в комментариях, что у вашего сайта слишком низкая скорость загрузки (может даже и скриншотик с PageSpeed Insights прикрепил в доказательство). Запомните: только в идеальном мире контент-маркетинга все гонятся за высокими оценками от PageSpeed Insights, Главреда и, упаси господи, W3C (валидатора HTML-кода). В реальном мире бизнеса смотрят на продажи и окупаемость сайта. Вы можете получать достаточно клиентов из поиска и при относительно низких показателях PageSpeed Insights, при этом увеличение этого параметра может ни на что не повлиять.
  • Вы прочитали суперкрутой кейс на VC, где рассказано, как SEO-студия просто взяла и продвинула сайт из вашей ниши. Да так продвинула, что все взлетело на 589452ввпа45%. Сказочные кейсы со сказочными результатами в SEO возможны. Но это огромная редкость. Сложно сказать, когда такое происходит, но вряд ли чаще, чем один раз на тысячу попыток.

  • Яндекс или Google анонсировал, что вводит новый алгоритм, который 100% уничтожит ваш сайт, ведь он не подходит ни под одно из его требований. Еще раз: если ваш сайт, несмотря на невероятно страшный новый апдейт, как-то находят люди и покупают на нем столько же, сколько и до апдейта, не нужно паниковать, искать ошибки и пытаться что-то менять.

Самые простые способы начать SEO-аудит

Проверить трафик из Яндекса и Гугла в ЯндексМетрике

Возьму для примера один отчет с Яндекс.Метрик. Трафик можно проверить вот таким способом (Слева в меню Метрики выбираем «Отчеты», потом «Стандартные отчеты», потом «Источники» и в конце «Поисковые системы»):

Хорошо, если отчет будет выглядеть примерно вот так:

Рост плавный, относительно медленный, с постоянными взлетами и падениями.

Плохо, когда в этом же отчете мы заходим в «Метрики», выбираем отображение такого параметра, как «Роботность» и видим там не 2,14%, как на скриншоте, а гораздо внушительную цифру:

Когда Роботность выше 30, да даже 20% – появляется серьезная причина задать пару неудобных вопросов вашему SEO-специалисту. Особенно, если главные результаты, которые он демонстрирует – рост трафика.

Важно! Отчет «Поисковые системы» – огромный источник данных. Его можно изучать разными способами (например, смотреть какие события привели к всплеску посещаемости, стараться повторить эти события). В этой статье я даю самую-самую основу для тех, кто только начинает изучать SEO.

Проверить сайт через Букварикс

Сервис Букварикс очень простой и предлагает немало полезных данных абсолютно бесплатно.

Нужно просто ввести в поле домен своего сайта, а справа выбрать регион и поисковую систему.

Можно «пробить» свой сайт через Букварикс в начале продвижения и потом через несколько месяцев.

Можно проверить с помощью сервиса сайты конкурентов и понять, на какие примерно показатели можно рассчитывать.

Букварикс может дать идеи для постов, если вы решили продвигать свой ресурс с помощью контент-маркетинга, и позволяет проверить потенциальных SEO-специалистов для вашего проекта.

Для примера возьмем сайт v-zdor.com и вобьем его в Букварикс, если вбить его в Букварикс, выбрав поисковую систему Яндекс и регион «Москва»:

Есть ребята, которые утверждают, что разбираются в SEO, но почему-то привлекают клиентов из платной рекламы, а если их сайт проверить через Букварикс…

Допускаю, что все из многих-многих сотен их клиентов сейчас в ТОПе, и только сайт студии почему-то немного в другом месте. Но лично я бы с такими специалистами не работал. И вам не советую.

Проверить все способы связи на сайте

Я знаю: совет кажется элементарным.

К сожалению, опыт говорит, что проверка всех вариантов связи на сайте – необходимая составляющая SEO-аудита практически любого сайта.

Что можно и нужно проверить?

  • Номер телефона. Есть ли он на видном месте (в идеале справа вверху, хотя не обязательно), можно ли позвонить, всего лишь нажав на него (не нужно ничего никуда копировать, просто нажать на номер на сайте).

  • E-mail. Пишем письмо на указанный на сайте e-mail (желательно, чтобы электронный адрес, как и номер телефона, был кликабельным). Ждем ответа. Если ответа нет долгое время, смотрим папку «Спам». Если письмо менеджера вашей компании в спаме, обязательно принимаем меры, вплоть до изменения адреса. Желательно проверить рабочий email с помощью почтовых ящиков на разных сервисах: mail.ru, yandex.ru, gmail. У каждого почтового сервиса свои способы борьбы со спамом. Если хоть один крупный сервис определил e-mail на вашем сайте как спам, надо вносить изменения в общение с клиентами через электронную почту.

  • Форму обратной связи. Проверяем все формы (нередко их несколько на сайте). Тут, как и с e-mail – ждем ответа, потом проверяем папку «Спам». Обязательно для проверки используем разные почтовые сервисы.

Продолжаем SEO-аудит с помощью Яндекс.Вебмастера

Яндекс.Вебмастер – мощнейший бесплатный инструмент для анализа и оптимизации сайта. Если хотите разобраться с ним более детально, рекомендую эту статью.

Здесь я расскажу только о нескольких важных его возможностях.

Страницы в поиске

Выбираем раздел «Индексирование», потом подраздел «Страницы в поиске».

Здесь нас в первую очередь интересует вкладка «Исключенные страницы».

Обычно детальное изучение информации этого блока позволяет обнаружить бОльшую часть SEO-ошибок по мнению Яндекса.

Малоценные или маловостребованные страницы есть практически у всех крупных интернет-магазинов с похожими товарами. Если количество таких страниц относительно небольшое, не стоит переживать. Когда малоценных (по мнению Яндекса) страниц много, нужно менять их структуру и тексты.

Заголовки и описания

Относительно недавно Яндекс добавил невероятно простой способ найти дубли на вашем сайте. В разделе «Индексирование», подразделе «Заголовки и описания» Яндекс показывает, у каких URL повторяются мета-теги Title и Description. Эти и другие данные из Яндекс.Вебмастера можно выгрузить в таблицу в формате Excel и передать контент-маркетологу или другому специалисту, который занимается мета-тегами на вашем сайте.

Проверить статус URL

Если на сайте появились важные страницы, или может над какими-то страницами была проведена серьезная работа, проверьте, добавил ли их Яндекс в индекс с помощью инструмента «Проверить статус URL».

Со страницей все в порядке, если Яндекс.Вебмастер выдал ответ «Страница обходится роботом и находится в поиске».

SEO-аудит текстов на сайте

Сегодня немало сервисов пытаются подсказать/объяснить/навязать рекомендации по созданию правильных SEO-текстов.

К большинству таких инструментов я отношусь скептически.

Как минимум потому, что сервисы создавались много лет назад и практически не менялись. А алгоритмы у Яндекса и Гугла меняются раз в полгода или чаще.

Как тогда я советую проводить SEO-аудит текстов?

Вспоминаем, что эта статья в первую очередь для тех людей, которые не хотят разбираться в сложных платных инструментах.

Им я рекомендую пользоваться бесплатными возможностями SerpStat.

Слева мы выбираем раздел «Анализ сайта», потом «Анализ страниц», потом «SEO-анализ», затем «Ключевые слова». В поле для адреса мы вбиваем URL страницы с текстом, который мы хотим проверить. Рядом с полем с левой стороны мы выбираем «Точный URL». С правом стороны от поля с URL мы выбираем поисковую систему и регион. В данном случае это Яндекс и Москва.

Как мы видим, сейчас страница находится в ТОПе по Москве по нескольким десяткам (а именно по 63-м) нужных запросов.

Что это значит?

Это значит, что текст тут можно не трогать. Не важно, сколько баллов у текста, насколько он читабельный и заспамленный. Если он отображается в ТОПе по запросам, которые могут привести потенциальных клиентов, все в порядке.

Это не идеальный подход, но он позволят быстро, просто и бесплатно проверить самые важные страницы сайта. Отмечу, что проверять нужно оптимизированные страницы: с текстами, в которые вписаны ключи, с исходящими и входящими ссылками, правильно оформленные и открытие для индексации. Проверять нужно минимум через месяц после публикации, когда страница, так сказать «настоится».

Что делать, если Серпстат не показывают ни одного запроса?

Есть несколько вариантов:

1. Поставить несколько ссылок на страницу.

2. Поменять часть текста.

3. Полностью поменять текст.

4. Подождать еще месяц.

Опыт говорит, что если через месяц после публикации страница «нулевая» с точки зрения SerpStat, не стоит ждать каких-то чудес, надо полностью переписывать текст. Понимаю, что иногда контент стоит немаленьких денег, поэтому и не утверждаю, что полная замена текста – единственный вариант.

Бесплатный и простой SEO-аудит: выводы

Это маленькое руководство не покрыло и десятой доли того, что можно проверить в рамках комплексного SEO-аудита. Можно, но не всегда нужно. Есть большая вероятность, что проверка важных и в то же время простых моментов, о которых рассказано в статье – именно то, чего не хватает вашему сайту и то, что позволит хотя бы некоторое время обходится без SEO-специалиста или же выбрать более компетентного подрядчика.

0
59 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

В своей нише ТС держит топы уверенно. Какие претензии к WP и коду?
Вы сильно преувеличиваете значение таких технических характеристик. Сайт должен хорошо сканироваться и не вылетать за рамки средненьких показателей по быстродействию - этого достаточно.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Ну во-первых, НЧ - это конверсии. Во-вторых, у него ключи - информационные, там по лонгтейлу траф. Вы нишу-то посмотрите, там есть на что.
Но речь о WP. Откуда такое высокомерие? WP - рабочая лошадь интернет-маркетинга, и свою долю рынка держит уверенно и заслуженно.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Я сужу со своей колокольни. Ко мне приходят на самых разных CMS разной степени корявости. Когда приходят с WP - проблем с продвижением в разы меньше, чем с тем же modx, например, хотя бы потому что текучку можно за три копейки или и вовсе бесплатно разрулить на плагинах. Да, грязный код - но чаще всего важнее возможности и время.
Ну и если уж подняли тему интернет-магазинов - то WP до ума довести много проще, чем все эти бесконечные престашопы, вебасисты и им подобные чуды природы с архитектурой из прошлого десятилетия.
Исключения бывают, но на сегодняшний день WP - далеко не самый худший выбор даже без бюджетов на разрабов и кастомные доработки.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Я говорю о продвижении. На WP получить годную структуру намного проще. Беда вебасиста и других подобных скриптов в том, что они не учитывают и не подразумевают никак те функциональные возможности, без которых сайт не поедет.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Что там в коробке? Я говорю, что у этих тачек колёса не крутятся, и мне наплевать, какие-там лампочки в салоне. Это раздел SEO, а не электронной коммерции, при чём тут yml?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Шаблонизация мета в WP - на любом бесплатном плагине, хоть тот же Rank Math (для конкретики). Микроразметка - то ж самое.
А вот попробуй нормально реализовать тегирование, генерацию посадок из фильтратора и сортировок, вывод контента по заданному шаблону, вменяемую шаблонизацию сквозных блоков, шаблонизацию заданных полей в зависимости от страницы вывода - и всё это без того, чтобы плодить дубли и не переписывать CMS с нуля.
Да банально: даже товары в этих CMS чаще всего жёстко привязаны к конкретной категории, а мне надо один товар выводить в нескольких, не дублируя - даже такое редко где можно сделать без бубнов.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

На продвижение приходят уже готовые, битые жизнью сайты. Это раз.
Понятно, что на плагинах многое решаемо. Но этот функционал для интернет-магазина должен быть из коробки - и его нет, фактически ни у кого. На практике по проектам приходится тратить на доработки даже не месяцы - годы, и дай бог, чтобы у клиента были бюджеты на доработки и желание что-то менять и интегрировать.

Ответить
Развернуть ветку
56 комментариев
Раскрывать всегда