Что нужно было знать о SEO, прежде чем запускать стартап

Создавая сервис хранения багажа Qeepl, мы не осознавали, что SEO-продвижение станет для нас основным каналом привлечения клиентов. Поэтому нам пришлось трижды переделывать сайт и погружаться в азы поисковой оптимизации с нуля. В статье я расскажу наш путь в SEO — от первого осознания его необходимости, до попадания в топ «Яндекса» и Google.

Коротко о Qeepl

Qeepl объединяет бизнес и туристов. Камеры хранения располагаются в отелях, барах, магазинах и пунктах выдачи товаров в туристических местах. Пользователи нашего сервиса могут оставить личные вещи на временное хранение, при этом не тратить время на дорогу до вокзала или гостиницы.

Для туристов процесс поиска и бронирования камеры хранения схож с бронированием на Booking и AirBnb. Пользователь находит удобную ему локацию, указывает дату и количество предметов багажа. Затем оплачивает и получает инструкцию с точным адресом камеры хранения и названием заведения. Багаж бесплатно страхуется от повреждений и кражи на сумму 50,000 ₽ и опечатывается специальной биркой при приёме.

Запуск сайта и локдаун

Февраль 2020

Наш первый сайт с доменом walkit.ru мы, два Романа (Саулин и Николаев), запустили в начале февраля 2020 года, за пару месяцев до начала локдауна.

У сайта был максимально простой интерфейс — главная страница, карта и модуль бронирования и незамысловатый, «мультяшный» дизайн.

Опыта в маркетинге у меня не было, поэтому когда запустили таргетированную рекламу, ожидали большого потока клиентов. В итоге мало того, что за месяц к нам обратилось около 20-30 человек, так ещё мы потеряли около 100 000 рублей на рекламу. А средний чек с 1 клиента составлял 463 рубля, из которых наша только половина, а половина уходит партнерам. Но несмотря на это, нас порадовало, что заказы всё-таки были.

Март 2020

Примерно через месяц такой работы, осознали основные проблемы:

— сайт так и не появился в выдаче поисковиков, даже в ТОП-100 по любому запросу, связанному с камерами хранений багажа;

— как следствие, нас никто не видит в поисковиках;

— наш сайт слишком сырой, на нём не хватает информации, он не вызывает доверия.

На этом моменте на нас обрушилась пандемия, а вместе с ней отмена перелётов и полная остановка внутреннего и внешнего туризма. Мы решили потратить это время на обучение, устранение недочётов сайта и перезапуск продукта.

Вторая попытка и выход в ТОП по запросам в поисковиках

В марте в Москве (начинали мы именно с Москвы) начался локдаун и продолжался до июля 2020. У нас было достаточно времени, чтобы подтюнить сайт.

Первые шаги в SEO

Я сразу начал изучать принципы SEO-продвижения. Самыми полезными оказались инструкции от Google и Яндекса, в них детально расписано, что нужно сделать, чтобы выйти в ТОП. Особенно полезен Google.

Дизайн и быстрые правки

Получив небольшие вводные из книг, начали менять дизайна сайта и оптимизировать скорости его загрузки. Подсмотрели Material Design от Google и оперативно сделали новый интерфейс и внесли быстрые правки:

  • вставили ссылки в кнопки
  • alt в картинки
  • выделили место под элементы, чтобы они не двигались при загрузке
  • добавили Title и Description на все страницы
  • Добавили sitemap.xml и rotots.txt

Сайт стал выглядеть так👇

Обновленная главная walkit.ru

Подключили стандартные инструменты

Подключили Google Search Console и Яндекс.Вебмастер, чтобы смотреть статистику, мониторить важные запросы, анализировать индексирование страниц и т.д.

Добавили Яндекс.Метрику и Google.Аналитику, чтоб отслеживать цели, откуда к нам приходят, какие страницы самые посещаемые.

Это помогло увидеть следующую проблему – наш сайт Google видит не так, как пользователь.

Google не видит сайт

В Google Search Console есть удобный инструмент проверки отдельной страницы — можно посмотреть исходный код, который и видит Google. Дальше мы поняли как это сделать через f4 на windows (command+option+I на маке), но изначально об этом не знали.

Просмотр кода страницы в режиме разработчика

В чём была проблема?

Сайт написан на Vue.js, в котором изначально нет плагинов для работы с SЕО и вместо html боты яндекса видели только скрипт, но не могли запустить (хотя было написано что Google дружит с Vue.js). Для решения проблемы мы научились пререндерить страницы и выдавать их код Google и Яндексу в виде HTML. Это сработало, и мы начали появляться в ТОП-100 выдачи. Через месяц увидели, что наша главная страница попала в ТОП-3 Яндекса по низкочастотному запросу. Google пока делал вид, что нас не существует.

Отмечу, что если ты запускаешь новый сайт, то поисковикам нужно довольно много времени, чтобы его принять. Может пройти не один месяц, чтобы начали появляться хоть какие-то данные в выдаче.

Google Search Console

Блог

После рекламной кампании у нас сложилось общее понимание, по каким запросам люди к нам заходят. Ядро составляют такие запросы, как «камеры хранения в таком-то городе», «где оставить вещи в такой-то локации», «сколько стоит оставить вещи в камере хранения».

Мы решили выйти в ТОП по более точечным и менее дорогим запросам: камеры хранения + конкретная локация + город. Например: «Камера хранения в центре Москвы», «Камера хранения Киевский вокзал» и др. Для этого мы сделали дополнительные страницы по каждому городу и начали писать статьи в блог.

Изначально писали статьи самостоятельно, так как считаем, что сначала надо понять область, чтобы потом нанимать людей.

Моя шпаргалка по написанию статей:

1) Ключевые слова для блога искал в Яндекс Вордстат. Целился на заголовки, где было 500-3000 запросов

2) Проверял на https://mutagen.ru/ — конкуренцию. Должна быть не более 5

3) Далее пишу статью объёмом от 400 слов до 1000 слов (конечно, же это было всегда 400)

4) После написания статьи проверяел в tеxt.ru (водянистость, заспамленность)

5) Проверял статью на https://glvrd.ru. Делал так, чтобы было не менее 8 баллов по шкале Главреда.

Яндекс Вордстат

Так как при создании сайта мы не предполагали, что будем использовать SEO-продвижение, то добавлять статьи приходилось через код и это занимало больше времени, чем написать статьи. Но результат того стоил. Статьи стали хорошо индексироваться в поисковых системах.

Работа со ссылками

СМИ

Один из ключевых факторов в Google — это то, насколько тебе доверяют другие сайты и как часто на тебя ссылаются. Стали пробовать выходить на СМИ — создали блог на vc.ru и написали о себе, к тому же о нас вышли статьи на небольших московских порталах и в бизнес-издании Петербурга.

Эффект мы заметили сразу. Через месяц после публикаций сайт начал появляться в Google (Ура!). Кроме того, информация о публикациях в СМИ на сайте увеличила конверсию. Когда клиенты видят, что о нас пишут, повышается доверие к сервису.

Внешние сайты и справочники

Начали собирать отзывы. Для этого подключились к сайту с отзывами ru.trustpilot.com. Почему он? Он вызывает больше доверия, так как там нельзя удалить отзывы, к тому же у него очень приятный интерфейс.

Разместились в Яндекс.Бизнесе (ex Яндекс.Справочник), в 2гис.Бизнесе. Очень хорошие и бесплатные каналы привлечения клиентов и дополнительные ссылки. Кто-то даже говорит, что это нравится Яндексу и он может выше тебя поднять. Возможно это и так...

Внутренние ссылки

Также важны внутренние ссылки с одной страницы на другую внутри своего же сайта. Ссылки помогают поисковикам понять эту связь между страницами. Изначально мы это не предусмотрели, так как фактически на нашем сайте можно было просто переходить из страницы на страницу, как в приложении, не открывая адрес.

В итоге

Июль 2020

Эти изменения мы произвели во время локдауна. Обновив сайт и оптимизировав его под поисковики, мы повторно запустились лишь в июле 2020-го. Расшили количество партнёров в Москве, а также вышли в Питер (всего партнёров стало 8).

Август 2020

Примерно через месяц после запуска обновлённого сайта и настройки рекламной кампании количество совокупных заказов на два города выросло до 15 в день.

Сентябрь 2020 - Апрель 2021

В это время мы были сконцентрированы на развитии фичей сайта и поиске новых партнёров.

Третья версия сайта и смена домена

Май 2021

Главная страница сайта

Весной 2021 года оборот проекта превысил 500 000 ₽ в месяц, что позволило нам нанимать сотрудников. В первую очередь, собрали команду из 5 копирайтеров, чтобы усилиться в SEO.

Копирайтеры

Копирайтеров искали на ресурсах text.ru и на upwork.com. Сначала тестировали несколько человек, давали похожие задания и смотрели на результат. В итоге продолжили работу с 5 копирайтерами из 15.

Август 2021

Смена домена

Так как планируем заходить в другие страны, провели ребрендинг, летом перешли с домена walkit.ru на международный домен qeepl.com.

При смене домена использовали Redirect 301 — способ перенаправления поисковых систем и посетителей сайта со старого URL на новый адрес. Чтобы переход прошёл быстро и без потерь траффика, нужно переносить сайт без изменений. Мы этим условием пренебрегли, так как решили улучшить сайт, полностью изменили его структуру и частично поменяли наполнение.

Далее в Google Search Console мы указали старый и новый сайт, и переход начался. Сейчас, спустя месяц, переход еще продолжается. Google также предупредил нас, что мы можем упасть в выдаче, но спустя время показатели должны вернуться. Пока мы просели в 1,5 раза, возможно, из-за сентября и спада туристической активности.

Яндекс же и вовсе отказал нам в переезде через Яндекс.Вебмастер из-за слишком сильного изменения наполнения и контента. Но мы пошли на это осознанно, с целью усовершенствовать продукт.

Добавили мету

При добавлении английского языка использовали тег alternate , чтобы поисковики могли определить языковые варианты одной и той же страницы сайта. Сейчас у нас две версии сайта: английская и русская. В будущем планируем добавить японский, китайский, испанский, итальянский и французский языки.

Также добавили несколько типов разметок из schema.org. Теперь Google отображает рейтинг и цену камеры хранения прям в выдаче, что позволяет выделяться среди конкурентов. Валидировать микроразметку можно в Google search console или на самом сайте schema.org. Также добавили тэги twitter, open graph.

Google поиск по запросу "камера хранения Москва"

Финальные доработки

— Учли все недостатки предыдущей версии, в первую очередь, изменили механику добавления контента на сайт. Теперь добавлять и редактировать страницы можно за несколько минут и без помощи разработки. Статьи упаковываются в md и добавляются через админку сайта.

— Добавили страницы под каждый город. В каждом городе выделили основные достопримечательности и сделали страницы под них тоже.

— Разместили более 100 статей в блоге — на русском и английском языках.

— Поменяли title, description.

— Добавили мету, микроразметку и хлебные крошки

— Оптимизировали скорость загрузки. Особенно под мобильные устройства, так как 85% траффика идет с них. Для этого мы начали использовать SSR (server side rendering).

Промежуточные итоги

Сентябрь 2021

Мы находимся в ТОП-5 поисковых запросов по нашим ключевым словам, связанным с хранением багажа.

Скрин из sitechecker.pro от 23.09.2021. Рейтинг представлен относительно Google mobile Россия

Наша ближайшая цель — выйти в еще более топовые позиции в российских поисковиках, и начать проявляться в выдаче Google США, куда скоро планируем выходить и начинать поиск партнеров.

Доход стартапа на данный момент превышает 700,000 ₽ в месяц. В настоящий момент количество партнеров в Qeepl достигло 80-ти, наши камеры хранения находятся в 10 городах России: Санкт-Петербург, Москва, Сочи, Казань, Краснодар, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Самара, Уфа. Омск. Ежемесячно услугами компании пользуется 2,000 человек.

PS

Мы знаем, что у нас ещё не все оптимизировано на 100%. Например мы накосячили с favicon и ждём когда Google примет новую, часть картинок у нас добавлена некорректно, страницу с картой и страницы партнёров мы вообще пока скрыли в robots.txt, скорость работы может быть тоже улучшена.

И если вы эксперт в области SEO или вам просто интересен наш проект, то мы всегда рады новым знакомствам 🙋🏻‍♂

0
41 комментарий
Написать комментарий...
Павел Seoremica

Это хорошая поучительная история для стартапов. Сначала нужно взять консультацию у всех специалистов, а после разрабатывать стратегию продвижения, чтобы не начать с хвоста. 

Читается статья очень легко, должен отметить. Не знаю, сами писали или с помощью контент-агентства, но получилось круто. 

Будем знакомы. 

Ответить
Развернуть ветку
Qeepl
Автор

Павел, спасибо! Статью писал сам. Мы ведем changelog и по нему было не сложно восстановить картину того, что было сделано

Рома

Ответить
Развернуть ветку
Павел Seoremica

Вдвойне классно. Желаю роста и масштабирования. 

Вы только в Москве сейчас? В Питер есть планы зайти? Не хватает часто такого сервиса здесь. 

Ответить
Развернуть ветку
Qeepl
Автор

Мы в Москве, Питере, Казани, Сочи и других городах РФ. Так что будет ждать вас!

Ответить
Развернуть ветку
Павел Seoremica

Почему-то именно эту часть текста будто не заметил. Нашёл ответ на свой вопрос и в статье уже. 

Маркетинг сработал, стало интересно посмотреть функционал. 

Ответить
Развернуть ветку
tag tagi

Гугл еще советует поднимать метрики Web Vitals как можно выше. И это будет обеспечивать ранжирование в поиске тоже выше. 
А за динамикой изменений таких метрик можно следить вот здесь, например.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Советовать-то он советует, это дело нехитрое. А по факту в бурже тестировали уже влияние WV на ранжирование - и оказалось, что это пшик, несмотря на все апдейты.

Ответить
Развернуть ветку
Zoibana

Плюс эти показатели - условные. Если даже дотянуть их до 100, это не поможет вылезти в топ.

Возьмите топ 5-10 из поиска сайтов в своей нише и прогоните через оценку. Почти все они будут иметь очень низкую оценку - от 15 до 50 максимум. И все равно они в топе и никакие вылизанные сайты с 100 очками оценки не стоят даже рядом

Ответить
Развернуть ветку
tag tagi

Эти метрики помогут стартапу быстрее попасть в топ. Сравнивать с теми кто давно на рынке и нагнал себе кучу траффика нет смысла. 

Ответить
Развернуть ветку
Zoibana

Динамика этих показателей есть на самом сайте от гугла web.dev

Ответить
Развернуть ветку
tag tagi

Можно ссылку?

Ответить
Развернуть ветку
Zoibana

https://web.dev/measure/

нужно войти и он будет показывать динамику

Ответить
Развернуть ветку
tag tagi

Авторизировался. Прогнал аудит. Мне выпал стандартный лайтхауз репорт за сегодня. А как посмотреть за месяц назад или за полгода? Да и CrUX данных нет вообще.

Ответить
Развернуть ветку
Zoibana

ну там только по проверка, которые ты сам делаешь, начиная с первой своей оценки и за те даты, в которые оценивал.

Для каждой из четырех цифр есть под ней график из прошлых твоих оценок за прошлые даты.

В гугл-консоли есть графики по всему сайту в разделе  в разделе "основные интернет-показатели" - правда там не оценки, а график по количеству страниц на сайте в разных диапазонах оценки - плохая, средняя, хорошая.

Ответить
Развернуть ветку
tag tagi

Вот именно что там только разовая проверка, которая потом добавиться в историю. К тому же график как я понял, там только для общего счетчика, а не по каждой метрике конкретно. 
То есть узнать, что именно вот эта фича нам порезала CLS - нельзя.

Это совсем не то что я написал в самом начале.

Ответить
Развернуть ветку
Zoibana

Cls наиболее простая метрика. Сдвиг контента при загрузке. Не нужно быть спецом или гением чтобы увидеть его

Ответить
Развернуть ветку
tag tagi

Ага, был общий рейтинг 90, стал 80. Вот и все данные которые будут через то что ты посоветовал. Поэтому сначала придется узнать что это был скажем именно CLS, а потом еще какой именно код внес эти изменения. Ну всего то.

Ответить
Развернуть ветку
Zoibana

.

Ответить
Развернуть ветку
Qeepl
Автор

Да, спасибо за уточнение, не упоминал про LCP, FID, CLS и прочее. Но их мы тоже тюнили

Ответить
Развернуть ветку
Olga K.

расскажите, пожалуйста, для англоязычных статей в блог какие сервисы для проверки используете? подобные mutagen и glvrd, но не ru. Спасибо:)

Ответить
Развернуть ветку
Radu Aftinescu

Аналог главреда https://hemingwayapp.com

Ответить
Развернуть ветку
Qeepl
Автор

Ольга, здравствуйте!

Мой топ:
- copywritely.com
- marketmuse.com
- grammarly.com

Ответить
Развернуть ветку
Olga K.

Спасибо!  grammarly использую, но для уверенности ещё отправляю тексты на пруфридинг нейтив-спикерам.

Ответить
Развернуть ветку
Qeepl
Автор

Мы у native speaker- ов заказываем через upwork

Ответить
Развернуть ветку
Khmiadashvili Nikolay

Нравится то что вы делаете!
Давайте я сделаю для вашего сервиса мобильное приложение! Это не потребует расходов от вас. Возможно договоримся. Предлагаю обсудить - мой телеграм @Jantours

Ответить
Развернуть ветку
Qeepl
Автор

Николай, спасибо за предложение! Мы сейчас заканчиваем разработку мобильных приложений. Андройд даже уже можно потестить. Дев аккаунты куплены. Думаю пару месяцев и можно будет скачать. Но я все равно свяжусь с вами👌

Ответить
Развернуть ветку
Олег Гончар

Николай, как можно с вами связаться в телеграм? Мой olegonchar

Ответить
Развернуть ветку
Аркадий Иванов

Работы над финальной версией сайта выглядят как SEO здорового человека. Здорово!)
Ну и сама история получилась интересная - пробы, ошибки, исправление, результат. Круто, продолжайте!

Ответить
Развернуть ветку
Qeepl
Автор

Уже с опытом подошли к третьей версии 💪

Ответить
Развернуть ветку
Роман Кадралиева

Интересно как вы ведёте внутренний анализ партнеров, поскольку в ближайшем будущем вы столкнётесь с тем, что кол-во партнеров будет ограничено в заданной локации, вам необходимо определить идеальную модель партнера, которая нравиться вашему клиенту и который генерит большую выручку. Эту модель заложить в поиск новых, таким образом вы сразу убьете 2 задачи: дадите клиентам партнёра, который им сразу понравиться, 2е, сэкономите своё время на поиск. Надеюсь удалось донести суть. История отличная, вы молодцы!

Ответить
Развернуть ветку
Qeepl
Автор

Роман, да я вас понял👍Интересная идея. У нас сейчас есть понимание локаций, где будет спрос а где нет, но это исключительно основываясь на наших же данных. Пока есть прямая корреляция между расстоянием от вокзала/центра города и количеством бронирований

Круто будет синкнуться с базой Airbnb и найти их зоны наибольшей популярности, но это я так, на подумать больше)💡

Ответить
Развернуть ветку
Роман Кадралиева

Проведите опрос своих пользователей, пусть они определят и расскажут какие критерии важны, в идеале дайте им 3 различных партнёра, и проведите тест, по предпочтению. Это позволит вам лучше понять клиентскую логику и после уже подключаться к базам, но можно и просто выйти с предложением готового сервиса на тот же Airbnb. По сути вы сейчас готовите доп.сервис для большой компании. Подумайте в этом направлении.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Палий

Крутой кейс, спасибо! Вы говорите, что из-за миграции сайта пока упали в полтора раза, но не знаете из-за спада туристической активности или переезда сайта. Простой способ понять причины, смотреть как менялось количество ключевых слов в топе в разные недели и месяцы. 

1. Если трафик упал и количество слов в топе тоже, то вероятнее всего проблема в переезде.
2. Если трафик упал, а количество слов в топе нет, то проблема либо в падении спроса, либо в ведении новых SERP features от Google, которые снижают CTR первых позици.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Karpenko

Прям молодцы, интересно!

Ответить
Развернуть ветку
Zoibana
Изначально мы это не предусмотрели, так как фактически на нашем сайте можно было просто переходить из страницы на страницу, как в приложении, не открывая адрес.

Вот это не понял вообще ни разу.
Если это сайт, то у вас все страницы открывались по одному урлу что ли?

Ответить
Развернуть ветку
Qeepl
Автор

Добрый день!

Объясню на примере.

У нас есть главная страница и на ней в хедере и вдоль всей этой страницы есть кнопки: Блог, Забронировать, Партнерам (и др). Если нажать на них, то страницы откроются и для пользователя все переходы работают корректно (так как сайт самописный и мы настроили эту логику). Но в самих кнопках конечные ссылки не были прописаны (это я про a href). И как следствие поисковикам не было видно, что с главной есть ссылка на другие страницы.

Ответить
Развернуть ветку
Zoibana

То есть ссылки работали через скрипты, а не были прописаны стандартные теги  <a href="...">

Понял. Удивительно, что эти базовые вещи до сих пор вызывают затруднения.

Ответить
Развернуть ветку
Qeepl
Автор

Да, всё так.

И я смотрел много сайтов, мы не одни такие были.

Ответить
Развернуть ветку
Тцин Тцитли

Почему сразу не взяли NuxtJs? 
Какой фреймворк на backend?

Ответить
Развернуть ветку
Qeepl
Автор

Передал вопрос, ожидаю ответа. Как только получу, размещу ниже👇🏼

Ответить
Развернуть ветку
Qeepl
Автор

Не взяли потому что не было опыта и были ограничения по времени и хотели запуститься побыстрее. А ещё не хотели вкладывать много личных средств на поддержку серверов.

Сейчас же ситуация изменилась. На ssr бэке у нас quasar, на другом spring.

Ответить
Развернуть ветку
38 комментариев
Раскрывать всегда