Как искать темы для статей, которые принесут трафик из поиска

«Лайфхакер» рассказывает об основных принципах подбора и тестирования идей, а ещё о сервисах, которые в этом помогут.

Когда речь заходит о темах, SEO-специалисты обычно составляют семантическое ядро, то есть полный перечень поисковых запросов, которые охватывают тематику сайта. Но если медиа пишет обо всём, ядро может насчитывать миллионы ключевых слов. Собирать его и группировать запросы долго и трудно, без помощи профессиональных сеошников тут не обойтись. Да и пользоваться таким массивом информации не очень удобно.

Если вы пока не готовы нанимать SEO-специалистов и хотите только поэкспериментировать с поиском, посмотреть, сколько трафика он может приносить, попробуйте подбирать темы вручную, точечно. Это даст свои плоды.

«Лайфхакер» начал использовать эту стратегию 5 лет назад. С тех пор мы написали 4 тысячи статей, которые приносят в месяц до 17 млн сеансов только из поиска. Мы много экспериментировали и, конечно, не всегда успешно. Да, какие-то материалы не выстрелили, а какие-то стали постоянными источниками трафика. Например, подборка рецептов домашнего майонеза привлекла с 2018 года около 3 млн посетителей из поиска, а советы о том, как понизить давление, — почти 4 млн.

Алина Машковцева, Шеф-редактор «Лайфхакера»

Какие темы надо искать

Если говорить точнее, наша задача — найти ключевые слова, которые люди чаще всего вводят в поисковую строку браузера. И важно помнить, какие варианты тут могут быть.

Самые разные

Если вы только начинаете реализовывать поисковый потенциал, нормально использовать очевидные запросы. Но рано или поздно они закончатся и придёт черёд самого интересного — исследования того, какие ещё темы могут приносить трафик из поиска.

Так вот, практически любые. Потому что люди ищут разное, в том числе очень неожиданное.

Например, первые шаги большинство из нас сделало в возрасте около года. Кажется, что ходьба-то простое и понятное занятие. Тем не менее вопрос, как правильно это делать, задают «Яндексу» 857 раз в месяц.

Поэтому экспериментировать во всём, что касается контента, в принципе хорошая привычка.

Довольно узкие

Чаще всего пользователи ищут что-то конкретное. Чтобы они нашли это именно на вашем сайте, нужно попытаться думать как они. Причём ещё на этапе подбора темы.

Например, вряд ли получится написать хороший текст под ключевое слово «фильмы». Ведь совсем непонятно, что должно быть внутри и как привести содержание в соответствие с запросом пользователя. Зато «фильмы о маньяках», или «фильмы, получившие „Оскар“», или «лучшие фильмы 2021 года» — это совсем другое дело. Начинка понятна и автору, и читателю.

Если вам кажется, что вы нащупали гениальную тему, не поленитесь сходить с ней в поисковик и просмотреть хотя бы первую страницу выдачи. Предложения там не обязательно соответствуют вашему ключу на 100%. Зато они показывают, что и как ищут ваши потенциальные читатели. Роботы хорошо угадывают потребности людей, потому что анализируют большой массив данных. И если вы хотите привлечь как можно больше посетителей, пренебрегать этими сведениями не стоит.

Информационные

Вообще, ключи можно разделить на три вида:

  • Информационные. В этих случаях пользователям нужны какие-то сведения, инструкции. Например, о том, как приготовить кабачки, избавиться от тараканов или выбрать лучшее облачное хранилище.
  • Коммерческие, или транзакционные. Люди хотят не слов, а конкретных предложений, где можно что-то купить, заказать, скачать и так далее. Эти глаголы, однокоренные слова, а также «цена» и указание на город, например «торты в Москве», — признаки того, что в выдачу со статьёй не пробиться.
  • Остальные. По этим ключам непонятно, что нужно пользователю. Например, человек вводит «кондиционер в машину». Но что он собирается с ним делать? Купить? Выбрать? Установить?

Информационные ключи — то, что нужно медиа. Транзакционные стоит оставить магазинам. Даже если ваша инструкция случайно и попадёт в коммерческую выдачу, вряд ли она заинтересует пользователя. Он не за этим пришёл в поисковик. А значит, трафика не будет.

Ещё можно рассмотреть ключи из группы «Остальные», потому что в выдаче обычно предложения компаний чередуются со статьями.

Естественно, мнения поисковых систем по поводу вида запроса могут отличаться от вашего. Поэтому проверяйте выдачу вручную или пользуйтесь специальными сервисами. Например, «Проверка ключевых слов на коммерциализацию» от Александра Арсёнкина бесплатно показывает, что думает «Яндекс».

Запрос «купить кондиционер» сервис счёл коммерческим с показателем в 100% (что было предсказуемо), а «выбрать кондиционер» — напротив, информационным. Соответственно, для медиа лучше подойдёт второй вариант.

Ещё один инструмент Арсёнкина подсказывает, сайтов каких типов больше в топ-10, топ-20, топ-30 по вашему запросу. Выдачу «Яндекса» сервис проверяет бесплатно, Google — по подписке.

Где искать идеи материалов для поиска

Имейте в виду: большая часть инструментов, о которых мы будем говорить дальше, показывает прошлое. Чтобы писать о трендах, нужно следить за инфополем и изучать Google Trends.

В голове

Это самый очевидный источник идей. Тексты, ориентированные на поисковики, отвечают на вопросы людей — таких же, как вы. Так что, если периодически притормаживать свой поток мыслей и вычленять из него ключевики, это уже может привести к появлению множества полезных статей.

Записывайте идеи, даже если они кажутся странными или наивными. Во-первых, людей интересует разное. Во-вторых, идею можно докрутить. Но об этом чуть ниже.

Начните с собственных мыслей в любом случае. Это облегчит использование многих сервисов.

В сервисе «Подбор слов» от «Яндекса»

Инструмент, также известный как «Яндекс.Вордстат», помогает одновременно искать идеи и оценивать их потенциал.

Если вписать в поле ввода сервиса слово или фразу, то в левой колонке он покажет все известные «Яндексу» запросы, содержащие этот ключ. В правой колонке — похожие на него варианты.

Если кликать по каждому из ключевиков, можно увидеть ещё больше запросов, связанных с каждым из них. Но имейте в виду: по числам рядом с запросами оценивать перспективность темы нельзя. Они обозначают сумму показов разных вариантов. Так, число рядом с фразой «фильмы про любовь» — это совокупность показов по всем запросам с этими словами: «русские фильмы про любовь», «смотреть фильмы про любовь» и так далее.

Иногда бывает, что идея текста очень масштабная и её хочется сузить. Но непонятно, в какую сторону копать. Например, вы планируете написать про лучшие настольные игры — но какие? В этом случае (и в любом другом, если хочется посмотреть многословные запросы) возьмите фразу в поле ввода в кавычки. А внутри них повторите существительное, глагол или вообще местоимение или предлог два, три и больше раз — столько, сколько слов вы хотите видеть в запросе.

Например, в ответ на запрос «лучшие настольные игры для для для» сервис покажет ключевики из шести слов, где три — «лучшие настольные игры», а остальные — подобранные «Вордстатом» для них как популярное добавление: «для компании взрослых», «для всей семьи» или «для 7 лет».

В «Планировщике ключевых слов» от Google

Чтобы пользоваться этим инструментом, нужно зарегистрироваться в Google Ads. При этом среднее число показов будет представлять собой вилку с довольно большим разбросом.

И всё же сервис может стать хорошим источником новых идей. Ведь он работает немного по другим алгоритмам, чем «Яндекс.Вордстат».

В Ubersuggest

Идеальный вариант для тех, кому не хочется регистрироваться в Google Ads, — сервис от известного онлайн-маркетолога Нила Пателя. Бесплатная версия Ubersuggest позволяет получить довольно много информации.

Введите в разделе Keyword Ideas идею, которую хотите проработать.

Во вкладке Related появятся ключи, содержащие ваше слово или интересующую фразу. В колонке Volume — количество запросов в течение месяца. Если кликнуть на стрелку, вы бесплатно получите выгрузку топ-10 выдачи Google по запросу.

В поисковых подсказках «Яндекса», Google и YouTube

Когда вы начинаете что-то вводить в поисковике, он пытается угадать, что вы ищете, и предлагает варианты. Алгоритм делает это на основании истории поиска, вашего региона и трендов. Последнее особенно интересно: благодаря подсказкам можно найти запрос, который набирает популярность, и прокатиться на гребне волны хайпа.

Если не хочется искать подсказки вручную, есть сервисы. Например, Serpstat. В бесплатной версии можно выбрать раздел «Поисковые подсказки» и проверить, какие слова соседствуют с началом ключевой фразы.

Среди фраз-ассоциаций поисковых систем

Алгоритмы пытаются не только предугадать, но и уточнить ваш запрос. Поэтому внизу поисковой страницы появляются ассоциативно связанные с изначальным ключевиком фразы. Не исключено, что именно там скрываются идеи для ваших будущих статей.

У конкурентов

После выхода книги Остина Клеона «Кради как художник» стало нестыдно признаваться, что можно подсматривать чужие идеи и трансформировать их во что-то более прекрасное. Чем и стоит заняться, если свежие мысли перестали приходить в голову.

Все прекрасно понимают, как это делать вручную: читайте чужие сайты и думайте, что хорошо бы смотрелось на вашем. Но можно использовать и специальные сервисы. Об этом поговорим подробнее.

Для начала стоит определиться с конкурентами. Чем более нишевыми будут сайты, тем проще будет с ними работать: почти не придётся отсеивать нерелевантные ключи. Из этого вытекает следующая рекомендация: если вы пишете на разные темы, ищите конкурентов в каждой нише в отдельности.

Определять подходящие варианты можно тремя способами:

  • Использовать специальные сервисы. Например, SimilarWeb позволяет вбить в поисковую строку адрес сайта и увидеть конкурентов на вкладке Competitors. Аналогично работает SE Ranking. Когда речь идёт о нишевом сайте, эти инструменты могут помочь. Но если говорить о «Лайфхакере», конкурентами оказываются такие же медиакомбайны.
  • Изучать рейтинги. Например, Liveinternet и Rambler. В них можно выбрать тематику и посмотреть наиболее популярные сайты по ней.
  • Вручную перебрать общие запросы, а потом обратиться к сервисам. Самый действенный способ, одновременно и самый сложный. Нужно придумать несколько запросов, связанных с конкретной тематикой, вбить их в Google или «Яндекс» и посмотреть, какие сайты находятся в выдаче. А потом уже их прогнать через сервисы, указанные в первом пункте.

Однако найти конкурентов — полдела, нужно выяснить, по каким запросам они получают трафик. Для этого подойдут, например, старая версия MegaIndex и «Букварикс». Вводите адрес сайта — получаете ключи.

Как проверить идею

Вы провели большую работу и составили длинный список тем. Теперь нужно понять, действительно ли они могут привести читателей из поиска. Это делается в несколько шагов.

Выясните, часто ли ищут ключевые слова

Введите ключевую фразу в «Яндекс.Вордстате» и возьмите её в кавычки. Сервис покажет, сколько раз конкретный ключевик без дополнительных слов, но в разных формах показывал «Яндекс» в прошлом месяце.

Кроме кавычек, фиксирующих количество слов, у «Вордстата» есть и другие операторы. Они будут нужны вам намного реже, но знать о них стоит:

  • + позволяет учесть служебные части речи (союзы, предлоги, частицы) и местоимения.
  • [ ] закрепляют порядок слов. При этом учитываются все словоформы, служебные части речи, местоимения.
  • ! фиксирует форму слова (число, падеж, время).

Операторы могут использоваться совместно. Считается, что кавычки и восклицательный знак позволяют получить так называемую точную частоту запроса, которую лучше использовать для прогнозирования трафика на сайт. Но в большинстве случаев вам хватит и кавычек.

Проверьте разные формулировки

Пробуйте использовать синонимы слов в ключевике, однокоренные слова. Результат может быть разным. Например, выдачу по запросу «как получить налоговый вычет» «Яндекс» показывал 2 402 раза в сентябре 2021 года.

А вот «как оформить налоговый вычет» — всего 711 раз.

Если в ключевике есть иноязычные слова, попробуйте написать их латиницей и кириллицей. Android и «андроид» в запросе могут дать разные результаты.

Учтите сезонность

«Яндекс.Вордстат» показывает количество запросов за прошлый месяц. Но некоторые темы сильно связаны с сезоном. Например, в январе мало кто ищет, что приготовить из кабачков. Зато в августе таких запросов даже больше, чем мемов, как все раздают друг другу кабачки, потому что не знают, что с ними делать.

Проверить сезонность можно, выбрав опцию «История запросов».

К сожалению, на вкладке «История» работает только оператор +. Поэтому вы сможете лишь приблизительно оценить потенциал запроса.

Убедитесь, что вы ещё не публиковали такой текст

Если у вас на сайте или в блоге уже есть материал, который высоко выдаётся по запросу, то второй писать на эту тему вряд ли стоит. Кажется, если два текста будут в топе, трафика станет в два раза больше. На самом же деле статьи могут начать конкурировать друг с другом и одна из них просто перестанет приводить читателей, потому что уйдёт ниже в выдаче.

О чём стоит помнить, чтобы получить от поисковиков максимум

  • Важно экспериментировать. Почти любая статья может приносить поисковый трафик. Так что стоит проверять каждую идею.
  • Ключевик должен точно соответствовать будущей статье. Поэтому всегда ставьте себя на место пользователя, вбивающего запрос в поисковую строку. Пробуйте думать как он, удовлетворять его ожидания. Если сомневаетесь, изучите поисковую выдачу по запросу.
  • Конкурировать с магазинами не стоит. Поэтому забудьте о ключевиках с «ценой», глаголами «купить», «скачать», «заказать» и прочими однокоренными словами, а также с указанием на населённый пункт.
  • Идеи можно искать везде, в том числе в собственной голове. Но стоит проверять их с помощью сервисов, чтобы убедиться, что тема интересует не только вас.
  • На работу с «Яндекс.Вордстатом» уходит не так много времени. Но она позволяет конкретизировать тему и получить больше трафика. Ну или понять, что тратить ресурс медиа на её отработку не стоит.
0
17 комментариев
Написать комментарий...
Andrey Tikhonov

Не знаю, зачем тут пиариться лайфхакеру, но если продолжите, то могли бы рассказать о более интересных вещах) например, как выглядит такой крупный сайт изнутри - процессы, расходы, доходы и т.д)

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Запевалова

Можете почитать про наши редакционные процессы: https://vc.ru/lifehacker/296280-kak-oblegchit-planirovanie-v-redakcii-opyt-layfhakera

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Помещенко

читая, понял что чувствуют журналисты в наши дни.
Теперь ясно кто и как превращает рунет в помойку. Думаю, реальные люди (не боты) уже давно нашли для себя приличные ресурсы - источники инфы или авторитетных экспертов по каждой теме.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Солозобов

И кто же превращает в помойку?
Невозможно найти ресурсы под все свои запросы. Сейчас есть вопрос по экселю, через 10 минут юридический вопрос, который не требует обязательной консультации юриста, через час вопрос про то, как лучше заварить чай, потом как выбрать кроссовки и так далее. И экспертов по каждой теме никогда не соберешь. Поэтому люди и пользуются поисковиками. А их условно всего два: Яндекс и Гугл. Вот все и бьются за место в выдаче.
Поэтому журналистам приходится или самим изучать хотя бы на базовом уровне SEO или обращаться к специалистам, чтобы их материалы тоже попадали в выдачу поисковиков и их могли прочитать реальные люди.
Сомневаюсь, что какой-нибудь журналист или эксперт будет наслаждаться тем, какой он умный и грамотный, но его материалы увидят в 50 раз меньше, чем могли бы.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Александрович

Но у лайфхакера нет журналистов. У них копирайтеры, которые готовы писать на любую генерящую трафик тему, в которой ничего не смыслят. Поэтому при большом трафике у них нулевая активность в комментариях: люди, конечно, попадают на статьи из поиска, но им не интересна портянка текста от очередного ноунейма без личного опыта и личного мнения.

На заре существования у них какие-то потуги иметь в числе авторов личностей со своим мнением и небанальными текстами еще были. Но все тогдашние авторы разбежались как только пошло вот это масштабирование и конвейер под написанию чисто сеошных статей с "фактчекингом" вместо экспертности.

Ответить
Развернуть ветку
Оксана Запевалова

Эх, очень жаль, что у вас такое мнение сложилось. Возможно, вы давно к нам не заглядывали) А между тем у нас есть:

— профессиональные авторы, которые экспертны в своих темах. Например, атлет Ия Зорина, которая составляет собственные комплексы тренировок с фото и видео:
https://lifehacker.ru/prokachka-31/
— авторской позиции — сколько угодно, например в проекте «Аутодафе»: https://lifehacker.ru/special/autodafe/ или в материалах Натальи Копыловой, вот один из тех, что я обожаю: https://lifehacker.ru/dvojnye-standarty/
— личных историй тоже немало, вот несколько примеров:
https://lifehacker.ru/zhizn-vo-vremya-pandemii/
https://lifehacker.ru/palliativnyj-rebyonok-gde-najti-sily/
— много познавательного, в том числе интервью с учёными и их колонки:
https://lifehacker.ru/biolog-irina-yakutenko-o-soblaznax/
https://lifehacker.ru/rabochie-mesta-sergey-kiselev/

Приятного чтения!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Солозобов

Чтобы поднять активность в комментариях потребуются огромные усилия и дополнительные активности. Вообще не так уж и много сайтов с большой активностью в комментариях.
По поводу написания статей встречал запросы от журналистов-лайфкахеров. Вот примеры статей с привлечением экспертных мнений https://lifehacker.ru/pochemu-cherneyut-zuby/
https://lifehacker.ru/nlp/
Так себе, конечно, но этого видимо достаточно для результата.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Помещенко

ваша позиция зрелая.
моя: на 80% вопросов уже есть грамотные ответы специалистов, но они где-то под слоями мусора лежат.
ну а 20% вопросов ещё не заданы)))

лично я все ответы ищу в англоязычном гугл. в нашем только рецепты блинов))

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Lander

Полезный материал. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Любые подходы хороши, если они решают поставленные задачи.
*
"забудьте о ключевиках с «ценой», глаголами «купить», «скачать», «заказать» и прочими однокоренными словами" - не забудьте. По крайней мере, посмотрите выдачу по ним. Кластеризация частенько показывает чудеса там, где не ждёшь.
Например, "разработка ПО цена" - в Гугле скорее информационный, в Яндексе (Мск) смешанный (3 страницы из ТОП-10 - инфо, 1 - гибридная с уклоном в статью).
Интересны также сочетания в запросе модификаторов типа "где" и "купить".
В некоторых нишах почти вся семантика смешанная, коммерческие страницы (услуги) - считай, статьи, а на коммерческость намекает разве что цена. Но цены указывают также в статьях-обзорах товаров и услуг.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Вывод какой из этого?

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Быть осторожнее со стоп-словами/модификаторами.
По узкой теме собрать полную семантику, кластеризовать и исключать кластерами.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Солозобов

Поддерживаю. Запустили блог в интернет-магазине мебели и пишем качественные обзоры товаров.
Статьи попадают на первую страницу Яндекса, где вся выдача забита рекламой и агрегаторами. И изначально у запросов высокий показатель коммерческости.
Для такого результата как раз и используется сбор полной семантики по ключевому запросу.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

щас вообще просто искать: коронавирус, вакцинация, искуственная еда, мировой заговор, вторжение мигрантов, полицейский беспредел, религиозный маразм - выбирайте, не ошибетесь с темой)))

Ответить
Развернуть ветку
Жаналинов Ильяс

Бог мой - мутагену уже сколько лет и он убирает 95% рутины из этой статьи

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр. Таргет и аналитика.

Хотелось бы ещё пруфов, коль вы написали тысячи статей. Интересно, спасибо за статью! (но ждём продолжениия)

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Tobody

Лайфхакер добрался и в этот раздел🙈

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда