SEO-отчет: как с помощью Data Studio мы автоматизировали отчетность

В этой статье мы расскажем с примерами, как автоматизировали отчеты по SEO с помощью Google Data Studio, почему отказались от сервисов генерации отчетов и как это помогает более эффективно продвигать клиентские проекты.

Всем привет! Это наша дебютная статья на площадке, надеемся, информация, которую мы расскажем, будет полезна 🙂

Мы — Веб-студия Oxem, с 2014 года помогаем клиентам стать лидерами через SEO и безупречный дизайн. Основная философия нашей компании — максимальная отдача, честность и прозрачность во всем: трудозатратах по задачам, стратегии, прогнозах и конечно же — отчетности.

Каждый месяц мы высылаем своим клиентам на SEO-продвижении отчеты о достигнутых результатах, выполненных и планируемых работах. Для нас важно, чтобы в отчете были представлены не просто скриншоты из систем аналитики и снимки позиций, а полезные комбинированные дашборды по всем параметрам, на которые влияет SEO. Нужен честный отчет, как с успешными, так и неудачными результатами – на основе этого мы сможем делать выводы и продвигать сайт более эффективно. Причем желательно выделять на ежемесячное заполнение отчета не более 30 минут.

За время работы мы опробовали разные форматы отчетности: Google Документы, сервисы для автоматической генерации отчетов, SEO-инструменты со встроенной аналитикой, — но ни один не казался удобным и полезным для нас. Варианты ограничены по функционалу и не позволяют увидеть специфические для SEO показатели в различных срезах. Перевести отчет в Google Data Studio оказалось наиболее предпочтительным вариантом как для SEO-специалистов, так и для наших клиентов. Хотим поделиться, почему приняли такое решение, как реализовали отчет, какие показатели в нем сагрегировали и как он помогает продвигать проекты.

Почему Data Studio

Раньше мы составляли отчеты вручную силами SEO-специалистов в Google Документах. Ключевой недостаток подобного подхода — трудоемкость. На один отчет у SEO-специалиста уходило 2-3 часа в месяц, которые можно было бы выделить на работу с проектом. Также документ был довольно примитивным, содержал минимум информации и выполнял только одну функцию — отчитаться перед клиентом.

Сервисы для автоматической генерации отчетов содержат список стандартных графиков, которые можно включить в свой отчет. Пример — SEO-reports или ReportKey. В инструментах нам не хватило гибкости — предлагаются готовые дашборды, которые можно самостоятельно построить в Яндекс.Метрике или Google Аналитике, поэтому никакой дополнительной ценности они не несут. К тому же многие агентства используют подобные сервисы — это минус в вопросе индивидуальности.

В итоге у нас сложились собственные критерии для идеального отчета:

  • возможность создавать нестандартные таблицы и графики,
  • приятный уникальный дизайн,
  • менее 30-ти минут на заполнение в месяц,
  • ежедневно обновляемые данные,
  • польза не только клиенту, но и SEO-специалисту.

Нами было принято решение сделать динамический отчет, который будет обновлять показатели в режиме реального времени, а также будет максимально полным, но не перегруженным информацией. В качестве инструмента подошел Google Data Studio.

В чем плюсы отчета на базе Data Studio:

  • Дашборд содержит все ключевые графики, необходимые для понимания полной картины по проекту, при этом в зависимости от специфики конкретного проекта структура может корректироваться. Данные подтягиваются с разных источников, используются различные срезы и комбинации пересечения данных. SEO-специалистам не нужно думать, какой график лучше добавить и как его оформить, это делает SEO-аналитик.
  • Данные обновляются при каждом посещении отчета, за исключением таблиц с выполненными и планируемыми работами, которые пока заполняются вручную в конце месяца.
  • Помимо основной функции — отчетности перед клиентом, отчет помогает SEO-специалистам мониторить результаты, находить точки роста, корректировать стратегию.
  • Вся история продвижения доступна по одной ссылке: можно выбрать любой период продвижения, изучить трафик, работы, которые были выполнены и т. д.
  • Дашборд интерактивный, с ним можно взаимодействовать, детализировать, настраивать графики и таблицы, выбирать разные периоды для анализа.
  • В целом, отчет помог нам оптимизировать рабочие процессы.

Но, конечно же, нашлось и несколько минусов, которые могут быть кому-то важны:

  • Если сайт новый или на нем ранее не были установлены счетчики аналитики, то на время придется отказаться от нескольких дашбордов из-за отсутствия данных.
  • Отсутствуют официальные коннекторы Data Studio для Яндекс.Метрики, Topvisor и других SEO-источников. Коннекторы необходимо разрабатывать самостоятельно или пользоваться платными сервисами, которые предоставляют готовые решения (мы разработали самостоятельно).
  • Редко, но могут возникать разные ошибки с источниками данных, коннекторами, или отчет может устаревать, например, если у проекта изменились цели. Необходимо закладывать время на поддержку и развитие отчета.

Об отчете

В статье будут приведены скриншоты из разработанного отчета для проекта, который находится на SEO-продвижении в Oxem. Название компании и тематику, к сожалению, озвучить не можем, так как проект находится под NDA.

Титульный лист новой версии SEO-отчета

Структура

Стандартный отчет содержит информацию о трафике и конверсии в сегменте поисковых систем, позициях, внешних ссылках, выполненных и планируемых работах. Этот отчет корректируется для каждого проекта, меняются и добавляются новые KPI, графики, таблицы.

Структура стандартного отчета:

Слева находится фиксированное меню, которое позволяет быстро перейти к нужному отчету.

Источники данных

Отчет автоматически подтягивает данные с разных источников с разной периодичностью. В некоторые источники данные поступают самостоятельно (Я.Метрика, GA и др.), некоторые требуют ручного заполнения (Google Таблицы).

  • Google Аналитика (каждые 12 часов) — официальный коннектор Data Studio. Это основной источник для построения графиков по трафику, аудитории, страницам.
  • Яндекс.Метрика (ежедневно) — коннектор от разработчиков All-connect. Коннектор помог получить информацию о поисковых запросах из Яндекс, которые скрывает Google Аналитика. В планах есть задача по разработке собственного коннектора из-за периодических сбоев текущего решения.
  • Google Search Console (каждые 12 часов) — официальный коннектор Data Studio. Используем в отчете для вывода статистики по поисковым фразам из Google.
  • Topvisor (по мере автоматической проверки позиций — в среднем мы проводим ее раз в неделю, у некоторых проектов ежедневно) — разработанный нами коннектор через API. Передает информацию о видимости, средней позиции, количестве запросов в ТОПе, ключевых словах и позициях по ним.
  • Google Таблицы (ежемесячно) — используется для создания отчетов по выполненным и планируемым работам. Здесь же хранятся данные о сезонности и внешних ссылках. Файл заполняется вручную в конце месяца. У нас в планах есть задача по автоматизации и этого направления. Разработка коннектора с таск-менеджером (все наши проекты ведутся в системе ClickUp) позволит обновлять информацию о выполненных работах по мере обновления статуса у задач.

Содержание отчета

1. Трафик. Сводка

Первый дашборд — краткая сводка по изменению трафика из поисковых систем, конверсии, CPC и CPL в сравнении с предыдущим периодом. По умолчанию статистика по основным метрикам выводится за последние 30 дней. Для оценки результатов за месяц продвижения можно выбрать соответствующий период.

2. Трафик. Сравнение с периодами

Здесь можно наблюдать, как меняется SEO-трафик. Отчеты помогают отвечать на вопросы:

  • Вырос ли трафик в текущем месяце в сравнении с предыдущим годом?
  • Повлияла ли сезонность на динамику трафика?
  • Как изменился трафик по дням в сравнении с прошлым месяцем?
  • Как изменился трафик по дням в сравнении с прошлым годом?

Для проектов со всплесками трафика в конкретные дни недели (например в ресторане обычно больше посетителей в пт-вс, меньше всего в пн) полезно добавлять графики со сравнением дней недели в рамках текущей недели / месяца / года и предыдущих периодов.

3. Небрендовый трафик

На листе выводятся данные по трафику, исключая брендовые запросы, так как на их рост влияет не только SEO, а также реклама, PR и др. А вот если есть рост количества посетителей по небрендовым запросам — значит мы видим результат SEO-продвижения. На странице можно посмотреть, какие именно запросы популярны и приносят больше трафика.

Стоит сказать, что часть запросов не передается в Яндекс.Метрику, а Google Аналитика в принципе не собирает данные о поисковых запросах (данные подтягиваем с Google Search Console). Поэтому графики дают понимание о динамике пользователей, которые пришли на сайт по небрендовым фразам, но не о их точном количестве.

4. Страницы входа

Для анализа результатов SEO-продвижения и корректировки стратегии полезно отслеживать, какие именно категории растут или падают по количеству пользователей на сайте. В этом отчете можно отследить, как развивались отдельные разделы сайта в течение периода продвижения, оценить, какой процент трафика от всего трафика приходится на раздел.

5. Эффективность страниц

Чтобы понять, какой тип страницы наиболее эффективно привлекает трафик из поисковых систем, а над какими разделами следует работать, мы определяем трафик, который приходится на категорию, общее количество страниц и рассчитываем эффективность соотношением этих двух показателей.

На данном проекте мы вкладывали силы в продвижение ГЕО-запросов, при этом видно, что большую отдачу дает блог — повод поразмыслить над приоритетами.

На листе также можно проанализировать отдельные URL страниц. Для себя видим полезным показатель отказов и его изменение по отношению к прошлому периоду, и процент трафика на страницу от всего поискового трафика. Это помогает приоритизировать проработку страниц: в первую очередь — страницы с высоким трафиком и показателем отказа.

Стоит отметить, что процент отказов в Google Аналитике по умолчанию равняется 100%, если пользователь просмотрел одну страницу и покинул сайт. При необходимости можно настроить этот показатель в зависимости от целей проекта, чтобы в дальнейшем принимать правильные решения.

6. Параметры посетителей

В проектах, которые продвигаются по нескольким регионам, полезно отслеживать географию поискового трафика. Здесь же выводится статистика по устройствам посетителя. С помощью отчета можно корректировать стратегию в пользу приоритетных или слабо развитых направлений.

7. Конверсия

Основная цель SEO — не просто привлечь посетителя на сайт, а сделать его клиентом. Поэтому на наших проектах мы отслеживаем также конверсию и количество заявок с источника SEO.

Это самый простой вариант отчета. Его можно дополнять показателями CPO, ROMI (если клиент предоставляет данные о продажах), пробовать разные атрибуции.

8. Внешние ссылки

Информация не самая интересная для клиента (потому что нет прямой связи с продажами), но полезная SEO-специалисту для мониторинга, выявления аномалий и поддержания роста ссылочной массы.

9. Видимость

На странице отображаются результаты проверок по семантическому ядру. Мы видим, как изменились видимость и средняя позиция сайта в сравнении с прошлым месяцем и конкурентами. Как изменилось количество запросов в ТОП-3, ТОП-10 и т. д.

Важное дополнение по графику «Количество запросов в ТОПе»: ядро регулярно актуализируется и пополняется новыми ключевыми словами — это может влиять на их количество в ТОП-3, ТОП-10 и т. д. Например, когда в ядро был добавлен запрос, который уже находится в ТОП-10, или была удалена группа запросов, которая находилась в ТОП-3. Чтобы учитывать этот фактор, на графике «Количество запросов в ТОПе» дополнительно выводится общее число проверяемых запросов. Если количество запросов в ТОП 1-3, 1-10 и др. растет / падает при этом общее число запросов увеличилось / сократилось, то причина в актуализации ядра. Если число запросов не изменилось, а ТОП растет – это результат SEO-продвижения.

10. Позиции

На листе выведены графики для отслеживания средней позиции по приоритетным группам запросов. Также позиции ключевых фраз в поисковых системах Яндекс и Google в сравнении с прошлым месяцем и началом продвижения. Для удобства добавлены фильтры по позиции и ключевому слову.

11. Выполненные работы

Разворачиваемый отчет о выполненных работах и трудозатратах по месяцам.

12. Планируемые работы

Список планируемых работ и ожидаемых результатов на следующий месяц.

13. Как пользоваться отчетом

В конце — небольшая инструкция, которая помогает клиентам быстрее вникнуть в новый формат отчетности.

Подводим итоги

Выше была продемонстрирована наша минимальная версия стандартного отчета по SEO-продвижению. В нем мы вывели тот самый базовый, при этом действительно полезный набор данных для работы с проектом и формирования полной картины по его текущему состоянию.

В зависимости от типа проекта (интернет-магазин, корпоративный сайт, СМИ и т. д.) и поставленных целей в SEO отчет можно расширять новыми графиками. К примеру, если клиент готов предоставить данные по продажам, можно включить в отчет финансовые показатели. Или при прогнозировании и установке KPI по трафику, видимости, заявкам в начале продвижения можно отслеживать их динамику и сопоставлять с фактическими данными.

Спустя полгода использования новой версии отчета мы посчитали, сколько времени сэкономили с помощью автоматизации отчетности на данном проекте — 15 часов. Если пересчитать на 5 проектов, то SEO-специалист экономит два рабочих дня в месяц. Теперь это время мы выделяем на работу с сайтом, а не рутину.

А еще мы собрали фидбек всех причастных сторон и убедились, что SEO-отчетность на базе Data Studio помогает как оптимизаторам, так и клиентам:

Все графики понятны. Обычно смотрю трафик, сравнение периодов, выполнение работ и планы, видимость, позиции… в принципе, все интересно. В таком формате нравится прозрачность работ подрядчика, контроль за происходящим и возможность быстро дать справку по SEO-направлению руководству.

Клиент, Директор по маркетингу

Пролистав отчет, можно быстро погрузиться в проект, изучить выполненные работы и их результат, найти точки роста и дать рекомендации по дальнейшему плану развития SEO-специалисту.

Анастасия, руководитель SEO-отдела, Руководитель SEO-отдела в Oxem

Я регулярно обращаюсь к отчету, чтобы быстро получить краткую сводку по промежуточным результатам SEO-работ. Удобно, что данные из 5 разных источников представлены в одном месте. Чаще всего просматриваю динамику посещаемости из Яндекс и Google. Оцениваю, могла ли повлиять сезонность на рост трафика и за счет каких разделов сайта виден рост.

Также оцениваю, как меняется видимость и средняя позиция по приоритетным группам запросов.

Иван, SEO-специалист, SEO-специалист в Oxem

Планы

В планах — развивать и совершенствовать отчет, пробовать новые срезы, подключать новые источники данных, разработать собственные коннекторы для Яндекс.Метрики и ClickUp и еще больше снизить трудозатраты на отчетность.

На этом все. Готовы ответить на вопросы в комментариях и в будущем будем делиться и другими нашими процессами!

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Igor

А где линк на отчет?

Ответить
Развернуть ветку
Alex Tun

- Вы ссылку на отчёт даёте?
- Нет, только показываем!
- Красивое

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Рыбин

Мы постарались подробно рассказать в статье, какие данные можно вывести в этом отчете, какие источники подключили, чтобы не составило труда самостоятельно повторить этот отчет. При этом дать ссылку на отчет, к сожалению, не можем, в нем используются реальные данные клиента.
Если будут какие-то вопросы по реализации отчета, можете писать, постараемся помочь.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей М

Отличная работа! Подскажите - можно ли создать свой отчет на основе вашего шаблона?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Рыбин

Спасибо! К сожалению, ссылкой поделиться не можем, так как это внутренний документ компании, но вы можете создать такой же отчет по аналогии, в статье постарались подробно расписать, где какие графики и для чего они нужны, думаю, сложностей не должно возникнуть ;)

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Приятно видеть в комментах новые лица.
Жаль, что они набегают только по случаю.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Козлов

Очень круто!

Ответить
Развернуть ветку
Владлен Гавриченков

Работал с ребятами, топ, а не подрядчики!

Ответить
Развернуть ветку
Студия Oxem
Автор

💪

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Игоревич

Делал такую же задачу, многое реализовал схожим образом, и, видимо, как и вы, тоже настрадался с Яндекс Вебмастером и в итоге не включил его в отчет коннектором

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Рыбин

Тоже не стали выводить данные из Яндекс.Вебмастера в этот отчет, по причине, что фокусировались больше на полезных данных для клиента. Но сейчас в процессе реализации внутреннего отчета для команды, в котором будем использовать в том числе и данные из Яндекс.Вебмастера с помощью собственного коннектора.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Гречко

мне кажется нужен мини отчет на этот отчёт

Ответить
Развернуть ветку
Timur Kazantsev

Привет, отличная работа ! Но фактически такой отчет не будет нести никакой информации для клиента ))
У любого клиента своя цель, трафик, продажи, конверсии. Также свои согласованные по договору работы, накрутка ПФ, покупка ссылок, разворачивание PBN.
Следовательно и отчет отражать результаты по тем целям которые ставились.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Рыбин

В статье как раз и пытались донести, что это базовый отчет, при этом под каждый конкретный проект он может корректироваться, дополняться новым графиками и данными в зависимости от особенностей проекта и его целей.
Но даже в базовом виде отчет помогает клиенту:
— понять основные метрики по органике, увидеть динамику;
— посмотреть на проект в разных срезах, чтобы понимать, за счет чего идет рост или падение трафика;
— систематизировать всю информацию о проекте в одном месте: все отчеты о выполненных работах, все планируемые работы, достижение ключевых показателей с течением времени.
Главное — мы показываем клиенту открыто все данные, в том числе неочевидные вещи, даже если там наблюдается спад, что позволяет сделать нашу работу максимально прозрачной для клиента, а на наш взгляд именно это и есть главная цель отчетности перед клиентом.

Ответить
Развернуть ветку
Leha Shum

Это круто
Дайте пример отчета, ну

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Рыбин

Спасибо! Выше написали, почему не прикрепили ссылку на отчет, но будем рады помочь с реализацией, если будут возникать вопросы)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кочубей

Здравствуйте, сколько будет стоить запилить такой-же отчёт для моих нужд?)

Ответить
Развернуть ветку
Студия Oxem
Автор

Добрый день. Напишите нам в телеграм (ссылка есть на сайте), обсудим

Ответить
Развернуть ветку
Rusakov

Если интересно. то вот тут наш отчёт по SEO, можно брать шаблон себе. https://vc.ru/marketing/551031-kak-my-avtomatizirovali-seo-otchety-i-sberegli-3-dnya-v-mesyac-zhizni-seo-specialista-besplatno-i-bez-sms

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Helen Kapatsa

Пожалуйста, поделитесь ссылкой на рабочий мануал экспорта данных из Google Search Console. То, что предлагает официальная документация Google, содержит бессмысленные шаги по верификации веб-приложения на Flask. Попробовала тройку репозиториев на GitHub, там методы авторизации или устаревшие, или процедура настройки на Google Cloud описана не до конца.

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда