Как правильно читать SEO-кейсы или что пытаются скрыть их авторы

В последнее время в рунете всё чаще можно встретить кейсы по поисковому продвижению, в которых авторы сквозь тернии пробиваются в топы и достигают результативных результатов.

Да, именно результативных результатов — по-другому это не назовёшь.

Являются ли эти материалы не то чтобы хорошими кейсами, а кейсами вообще, и что в них скрывают авторы от своих читателей, — предлагаю разобраться в этом материале.

Но для начала предлагаю уделить пару минут вопросу, что же такое кейс. Решил ничего не выдумывать, а поискать определение данного термина в интернете.

Наиболее полным и понятным мне показалось следующее.

Слово кейс (от англ. case) означает случай, дело. В деловой лексике к понятию «кейс» принято относить описание конкретной ситуации и способа её разрешения, включая описание исходной ситуации, решения и пути выбранные участниками, их действия, материалы, относящиеся к делу, ну и конечно, полученный результат.

Из публикации на Хабре

Если сжать это определение и выделить основную мысль, то кейс — это процесс, который приводит к определённому результату. Рекомендую запомнить эту мысль, так как в дальнейшем мы к ней ещё вернёмся.

Отмечу, что информация в материале хоть и относится к SEO-кейсам, но большая её часть актуальна и для других направлений маркетинга.

А кейс ли это

Перед написанием статьи планировал разделить её на две основные части. В первой части предполагал поделиться признаками плохого кейса, во второй — хорошего. Но в процессе написания явно выделяется один момент, указывающий на то, что материал вообще не является кейсом.

Что же это за материалы? Ответ достаточно прост: отсутствие в нем каких-либо метрик за исключением роста позиций ключевых фраз. То есть если в кейсе не указаны показатели трафика, транзакций, конверсий, то как угодно можно назвать этот материал: мануалом, инструкцией, пятничным чтивом, но никак не кейсом.

Почему? Да потому что по любому проекту в любой момент можно выделить несколько десятков ключевых фраз, которые показывают существенный рост. Таких кейсов можно плодить нереальное количество. И большинство недобропорядочных специалистов этим пользуются и таким образом вводят в заблуждение своих читателей.

Но самое главное, на чём я хочу акцентировать внимание — это то, что рост позиций ни о чём не говорит. Хорошие позиции ключевых фраз не дают гарантий роста целевого трафика.

«Почему?» — спросите вы. Да потому что в поисковой выдаче ещё есть:

  • контекст, который забирает львиную долю трафика;
  • дополнительные блоки (блок с ответами в поиске Google, блок локальной карты с компаниями, блок картинок, видео и другие);
  • также сниппеты конкурентов могут быть расширенными и приводить к большему количеству кликов, даже находясь на позициях ниже;
  • не стоит забывать о персонализированной выдаче, которая формируется с учётом интересов конкретных пользователей и их историей взаимодействия с сайтами и поисковой выдачей;
  • и другие факторы.

Давайте посмотрим выдачу по запросу «цветы Астана» в поисковой системе google.kz.

Результат первого экрана
Результат второго экрана

Первая позиция поиска появляется только в конце второго экрана размером 15,6" с full HD-разрешением.

Аналогичная ситуация наблюдается и в выдаче «Яндекса». По запросу «Ноутбуки Москва» первый результат поиска не виден на первом экране, так как выше находится контекстная реклама и «Яндекс.Маркет».

Поисковая выдача в «Яндексе»

Ещё раз: высокие позиции ключевых фраз не могут гарантировать хорошие показатели трафика и конверсий.

Я не буду в этой публикации указывать ссылки на кейсы SEO-агентств и фрилансеров, думаю вы сами сможете их найти. Есть пример своего материала, который явно не является кейсом.

Вот большинству специалистов первого скриншота хватило бы для формирования кейса.

Кому лень переходить по ссылке, продублирую данный скриншот.

Рост позиций ключевых фраз

А вот другой скриншот за аналогичный период этого же проекта.

Падение позиций ключевых фраз

Разница двух скриншотов просто колоссальная. И наверняка вам покажут первый скриншот, а не второй, правда?

Учитывая вышеприведённую информацию, можно смело утверждать, что рост небольшого количества ключевых фраз не является показателем результата. Поэтому ориентироваться исключительно на позиции нескольких фраз неправильно. И мы же помним определение кейса? Нет результата — значит никакой речи о кейсе идти не может.

Добавлю, что у этого вида псевдо-кейсов есть ещё более «трешовая» разновидность. Когда указывается совсем небольшое количество низкочастотных фраз, да ещё и в низкоконкурентных нишах.

Эти кейсы не вызывают никаких эмоций, кроме «Это фиаско, братан».

Вывод: надеюсь, я вас убедил, что в кейсе обязательно должны быть данные по росту трафика, транзакций, достижению целей. Сведения позиций ключевых фраз могут служить лишь как дополнения к вышеуказанным показателям, а не основным критерием результата.

Кейс, и на том спасибо

Давайте теперь определимся с признаками плохого, но все-таки кейса:

Первый признак

Самое первое, на что я обращаю внимание при чтении кейса — это соответствие даты публикации кейса и последних указываемых дат с данными в нём.

Довольно часто эти даты могут отличаться несколькими месяцами, а в некоторых случаях и годами. Фактически читателям предлагаются несвежие данные. Почему это может происходить?

Я вижу две основные причины:

  • трафик перестал расти или, ещё хуже, начал падать. И автор показывает те данные, где виден рост;
  • с новыми проектами ничего не получается, значит, можно запостить кейс того, что получалось раньше.

Особо печалят кейсы с данными годичной или двухгодичной давности. К сожалению, к этим уловкам прибегают достаточно крупные и авторитетные агентства. Если вы видите такую картину — смело закидывайте автора дизлайками.

Размещая кейсы на сторонних ресурсах, я понял, что достаточно месяца, а для размещения на своих ресурсах — двух недель, включая время на написание самого кейса. Соответственно, максимальная разница между публикацией кейса и последними отслеживаемыми данными должна составлять не более:

  • трёх недель, если кейс выкладывается на ресурсах, связанных с автором;
  • полутора месяцев, если кейс выкладывается на внешних ресурсах.

Опять же — это максимум, и нужно анализировать площадки, на которых они выкладываются.

Ведь порой даже несколько недель кардинально меняют общую картину.

Второй признак

В плохом кейсе не учитываются тренды, сравниваются показатели разных периодов или не указана тематика проекта.

Тут всё просто: если в кейсе показан многократный рост трафика в декабре по сравнению с июлем в тематике «Детские игрушки», то это не заслуга оптимизатора, а влияние спроса (тренды):

Статистика запроса «Детские игрушки» в «Яндексе», регион Россия
Статистика запроса «Детские игрушки» в Google, регион Россия

Третий признак

В плохом кейсе отсутствует информация о трафике, транзакциях проекта до начала сотрудничества.

Очень часто проект по определённым причинам может потерять трафик: это и переезд на https, и смена домена, движка, дизайна, и другие причины. Именно за этот период часто хватаются специалисты, чтобы показать рост трафика или других значений. А на самом деле просто возвращают то, что было потеряно ранее.

Знайте, если в кейсе указаны показатели с момента начала сотрудничества — значит, есть, что скрывать.

Четвёртый признак

Замазанные скриншоты, особенно если это касается количественных показателей трафика, транзакций и достижения целей. При этом упор делается на процентные показатели.

Приведу несколько скриншотов сравнения между собой значений поискового бесплатного трафика за апрель одного и того же проекта в разные годы.

Сравнение 2015 и 2016 годов: относительный процентный показатель роста посещений — 6503%.

Сравнение 2016 и 2017 годов: относительный процентный показатель роста посещений — 656%.

Сравнение 2017 и 2018 годов: относительный процентный показатель роста посещений — почти 143%.

На основе трёх показателей кажется, что дела с проектом обстоят из года в год всё хуже и хуже. А что же происходит на самом деле.

В первый год трафик вырос незначительно, но с учётом того, что сравнивались значения 199 и 13140, то получился большой относительный процент роста. Хотя сами по себе количественные показатели небольшие.

А дальше рост трафика начал увеличиваться более ощутимо в количественных значениях (до 240 576 посещений в апреле 2018 года), но в процентных он становился всё меньше и меньше.

Если же сравнивать апрель 2015 года с апрелем 2018 года, то SEO-трафик вырос на 121 064,32%. Красивое число.

Вывод: иногда рост на 30% лучше, чем на 10000%. И если вам предлагают кейс с колоссальным процентом роста каких-либо значений и при этом без указания количественных данных — подумайте, стоит ли ему доверять.

Пятый признак

На скриншотах меняются даты анализируемых данных. Например, трафик указан за один период, транзакции за другой, достижение целей за ещё какой-то.

Подробно останавливаться на этом моменте не будем, тут и так все понятно: автор явно выводит самые красивые графики.

Шестой признак

И, наверное, самый важный признак плохого кейса: не несёт никакой ценности, кроме хвалебных отзывов о себе.

Кейс должен нести какую-то пользу. После его прочтения большинство читателей должны почерпнуть что-то интересное и полезное.

Хороший кейс

Первый признак

Указан проект.

Думаю, тут всё и так понятно: если указан проект, значит, автору кейса не стыдно его показать, а все желающие могут удостовериться в правдивости информации, указанной в нём.

Но не всё так просто. Есть ряд достаточно важных моментов, почему сайты не указываются в кейсах:

  • NDA — соглашение о неразглашении коммерческой информации с клиентом;
  • боязнь автора негативных действий со стороны конкурентов (благо методов достаточно, от накруток поведенческих до спама внешними ссылками);
  • другие причины.

Поэтому этот пункт и не был отнесён к группе критериев плохих кейсов.

Второй признак

В хорошем кейсе участвует клиент — делится своим видением развития проекта.

Я считаю это очень ценной информацией, так как посмотреть на процесс развития проекта глазами заказчика важно и интересно.

Вот пример:

Третий признак

Новый кейс проекта, на который уже был ранее написан кейс.

Встречаются крайне редко. Ценность этих кейсов в том, что, достигнув значительных успехов, порой приходится очень сильно работать, чтобы удержать уже полученные результаты. Если же удаётся и дальше показывать хороший рост — в таком случае и пишутся новые кейсы, которые и вызывают ещё больше доверия.

Четвёртый признак

Рассчитана экономическая составляющая.

Это уже высшая лига, когда просчитывается чистая прибыль или, как вариант, ROI (показатель возврата вложений).

Почему это не делается в большинстве случаев? Давайте разберём.

1. Особенность канала SEO. Результаты качественной оптимизации сайта могут продолжаться в течение нескольких лет, даже после завершения всех работ. То есть если прекратить работы по продвижению сейчас, то доход, а соответственно и прибыль с этого канала будут увеличиваться ещё длительное время. Но при этом данный канал требует больших вложений в начальных этапах. То есть при правильном продвижении со временем прибыль будет постоянно увеличиваться.

2. Сложностью отслеживания. Невозможно или очень дорого вести полную отчётность каждого канала.

Важно понимать, что пользователь редко приходит с одного источника и сразу совершает покупку или заказывает услуги, предоставляемые сайтом. Обычно для совершения целевого действия пользователь совершает несколько контактов с сайтом.

Например, перейдя на сайт с поиска, кликнув по рекламе, пользователь познакомился с сайтом и подписался на рассылку. В рассылке спустя время пришла акция на интересующий пользователя товар. Оставив закладку на этот товар, спустя время, когда получил зарплату, пользователь перешёл по ней и совершил покупку.

Вот и получается, что несколько каналов участвовали в совершении транзакции. И как бы не выставлять ценность каждого из них, в любом случае невозможно определить наверняка, какой канал сколько принёс денег. Но отсутствие одного из этих каналов могло вообще привести к потере клиента.

Рекомендую ознакомиться со справочной информацией Google о том, что такое многоканальная последовательность.

Ещё пример: пользователь нашёл в интернете нужный товар через бесплатный поисковый трафик и решил пойти в магазин пощупать его руками, после чего совершил покупку. Повлиял ли organic на данную транзакцию — однозначно да. Пойдёт ли это в какие-то отчёты? Думаю, нет.

3. И самая главная причина: не каждый бизнес готов делиться данной информацией.

Также отмечу, что большинство кейсов если и содержат информацию о прибыли или ROI, то оценивают их по последнему месяцу и в большинстве случаев не учитывают прибыль, получаемую проектом с этого источника до начала сотрудничества. А это очень сильно искажает реальные результаты.

4. Наличие факапов.

Круто, когда в кейсах делятся информацией о том, что не привело к положительным результатам, а иногда, наоборот, навредило проекту. Порой данные сведения ценнее, чем те, что позволили достичь роста.

Ну и бонусом хочу подкинуть мысль для размышления: сравнивайте количество опубликованных кейсов агентства с количеством проектов, которое указано в портфолио. Заметите очень интересную картину.

Вывод: анализируйте полученную информацию, не ведитесь на красивые картинки и большие числа.

Если понравился материал, ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал в Telegram и берегите ваши проекты.

0
56 комментариев
Написать комментарий...
Алексей Чистяков

Т.е. все SEO кейсы плохие, кроме хороших, которые лучше плохих именно тем, что хороши. Подписывайтесь на наш телеграм канал (
Это если лень читать весь материал.

Если предметно, имхо, начиная с определений вы делаете слишком много допущений и оценочных суждений, которые, видимо, оправданы вашей экспертной позицией.

Если сжать это определение и выделить основную мысль, то кейс — это процесс, который приводит к определённому результату

Любая движуха может быть определена таким образом. Нет, наличие результата не основная характеристика кейса, потому что результаты в нашей сфере по определению промежуточные.

Ну а публиковать кейс по каждому клиенту, даже не знаю. Если у вас их 10-20, может быть.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Скрып
Автор

Готовы предоставить ваш лучший кейс на детальный разбор?

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Anton Jironkin

Для тех кому лень читать все - краткий пересказ

Я щас вас научу как писать кейсы, но сам я так не пишу - вот вам ссылка на мой кейс, который не кейс.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Скрып
Автор

Где вы нашли информацию о том, что я пытаюсь кого-то научить писать кейсы?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Олег Скрып
Автор

Опять комментарий в стиле: я всех умнее.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Олег Скрып
Автор

Напишите не Г статью. Да и что вы знаете о накрутке?)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Дмитрий

Как по мне, так SEO связано с программированием и веб-дизайном. Сайт с херовым дизайном будет иметь низкие поведенческие факторы и соответственно будет понижен в выдаче. Херово свёрстанный сайт без мобильной версии в 2к18 вряд ли обгонит сильных конкурентов.

Семантическое ядро и внутренняя оптимизация важны, но они не гарантируют успеха, если сайт в целом говнище.
Внешние ссылки - боже, что за горесеошники их ещё покупают? Чисто, чтобы создать видимость работы?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Юн

А есть статья, что делают не "горесеошники" в 2018 с расчетом на 2019? Почитать для развития так сказать. А то все одно говорят "контент", "для людей", а выдаче имеющийся в наличии "контент для людей" обходит всякий "шлак". Абидна.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Владислав Иващенко

Как и эк0н0мисты, юристы, в0дит3ли, раб0тники зав0д0в

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Иннокентий Фефилов

Почему не нужен? На поиск по прежнему можно влиять.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
ivan krapivin

Они не на дворе, они в хате нужны

Ответить
Развернуть ветку
Рамис Тимергазин

Хорошая статья! Но если бы я был непросвещенным заказчиком рекламы, после прочтения статьи, допустил бы много ошибок в выборе подрядчика. Например из-за бонуса автора! Очевидно ни у одного агенства не получиться выкладывать все проекты в виде кейсов, по многим причинам, а мысль наклевывается что если проектов 200 а кейсов 20 то остальные не удачные. Но это не так, я думаю.

Как считаете что бы выбрать агенство имеет ли смысл опираться на рейтинги рунета, или на какие показатели кто опирается?

Ответить
Развернуть ветку
Олег Скрып
Автор

Как считаете что бы выбрать агенство имеет ли смысл опираться на рейтинги рунета, или на какие показатели кто опирается?

// Я бы опирался в первую очередь на кейсы и отзывы.

Очевидно ни у одного агенства не получиться выкладывать все проекты в виде кейсов, по многим причинам"

// А можно попросить указать эти причины, так как в рунете появляется огромное количество кейсов, а качественных среди них единицы.

Если проектов 200 а кейсов 20 то остальные не удачные. Но это не так, я думаю.

// Лично мое мнение, что если браться за проект, то он должен становиться материалом для кейса. Да, не сразу все получается, но если проводить работы качественно, то проект однозначно позволит сформировать кейс.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Роман Терентьев

Мне вот интересно, когда из SEO перестанут делать "муж на час", смысле "мастера на все руки" - ROI, шмои и т.п. Еще напишите, как вы полы в офисе подметали. Это все круто - но нахрен вообще не SEO задачи, а головняк директора по Маркетингу и отдела продаж.

Почему то принято считать, что сейчас придет SEO специалист и увеличит вам продажи в 100500 раз, просто потому что. Если бы так было - такому специалисту заказчик нахрен не нужен будет - сам продавать научится.

В этой цепочке 100500 звеньев, от колцентра до конкурентоспособности продукта заказчика. Задача SEO - привести трафик на сайт. Все. И этот трафик в 99% даже не способен быть "НЕ целевым" как бы SEO не старался его испортить, так как привести трафик НЕ по контенту заказчика - практически невозможно. А как уже заказчик его конвертит - это чисто его геморрой и его бизнес-скил.

Хороший кейс по SEO делает за 2 минуты. Дата начала работы над проектом - дата конца. Берешь за эти даты данные по SEO трафу на одном графике. Все.

Даже нет смысла писать, что ты делал над сайтом. Потому как все проекты индивидуальны и болячки от у всех разные. Похожесть болячек - 1 к 100. Нахрен эта инфа заказчику?

Ответить
Развернуть ветку
Олег Скрып
Автор

"Хороший кейс по SEO делает за 2 минуты. Дата начала работы над проектом - дата конца. Берешь за эти даты данные по SEO трафу на одном графике. Все. "

1. Разве при этом не важны бюджеты на продвижение. Одно дело когда вливаются огромные суммы в продвижение, другой момент, когда все достаточно скромно.

2. Если не описывать, что делалось по проекту, то возможно рост вовсе не из-за работ по SEO. Как вариант, рост брендового трафика, расширение ассортимента и т.д. И одно дело привлекать трафик, который хорошо конвертится, а другое дело - развлекательный трафик.

3. "как бы SEO не старался его испортить, так как привести трафик НЕ по контенту заказчика - практически невозможно."

// Тут больше описание какого-то дуера а не специалиста. Специалист и нужен чтобы не только работать с контентом клиента, а и формировать точки роста проекта.

4. В этой цепочке 100500 звеньев, от колцентра до конкурентоспособности продукта заказчика. Задача SEO - привести трафик на сайт. Все.

// Да, но нет. Толку от трафика если он не конвертится, а если это происходит то нужно анализировать почему. Возможно какие-то технические проблемы, возможно причина в качестве продукта, цене и т.д. И если специалист реально дорожит сотрудничеством с проектом, он должен разобраться. А не гнать траф и как слепой котенок ждать чуда.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Петров

А что сеошники теперь занимаются развитием бизнеса? Вот у нас работает пару штатных сеошников, занимаются внешним и внутренней оптимизацией. Для внешней закупка ссылка, поиск хороших доноров, аутрич, крауд-ссылки и т.п. Обычная рутина, ничего нового. Есть вполне успешные кейзы. Результат - движение позиций, которые хотел двигать заказчик. Чем не кейз? Если заказчик занимается строительством, а позиции ему пытаются двигать по нерелевантным запросам, то наверное это совсем какая-та дичь.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Скрып
Автор

А что сеошники теперь занимаются развитием бизнеса?

// Адекватный специалист, должен анализировать конкурентов, тренды и предлагать пути развития проекта.

Результат - движение позиций, которые хотел двигать заказчик. Чем не кейз?

// Тем, что надо ориентироваться не на позиции, а на прибыль в первую очередь. А прибыль можно достигнуть путем привлечения целевого трафика. Вот от этих показателей и нужно отталкиваться. Позиции ключевых фраз могут служить лишь дополнением к результату, так как ничего гарантировать не могут.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Костя Савельев

Мне кажется, что на скриншотах в вашем кейсе в начале статьи ошибки с частотностью фраз. Или вы позиции разных фраз сравнивали?

Ответить
Развернуть ветку
Олег Скрып
Автор

Ошибок нет, сравнивались позиции разных ключевых фраз.

Я к тому, что в любом проекте можно выципить как растущие фразы, так и падающие. И в данном примере растущих фраз больше и они более частотные, но все равно есть те фразы которые значительно просели и конечно вам их никто не покажет в кейсах.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Поповъ

По делу - наконец-то! Благодарю

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Звонов

Если в вашей выдаче вы не видите поисковую выдачу это не значит что ее не видят другие: это означает что выдача индивидуальная, а еще зависит от разрешения монитора, например я вижу 3 первых места поисковой выдачи с экраном HD! Дальше даже читать не стал...

Ответить
Развернуть ветку
Олег Скрып
Автор

это означает что выдача индивидуальная, а еще зависит от разрешения монитора

// Об этом я как раз и упоминал в материале.

Доводите дела до конца.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Ломаев

SEO и SMM - это варианты маркетинга, они продают. Но "агентства интернет-рекламы" любят обращатся к числам, которые не говорят об эффективности маркетинга. Помогают в работе - да, но не работают сами! Пример. Я хочу купить Хромобук. Гугл выдает мне 3-й строчкой связной (1 и 2 - али и гугл). Все супер у Связного? Да нет. На сайте нельзя выбрать ноутбуки с ChromeOS. А значит, я напишу Связному в отзывы что-то плохое и пойду к кому-то со второй страницы выдачи.
Маркетолог - сравни дизайнеру или программисту - нужны и кропотливая работа, и озарения, и отработанные приемы, и теория, и постоянное освоение новых инструментов. А главное - нужна 100% вовлеченность в процесс, в продукт, в продажу. Чего не даст ни одно "агентство". Агентство - это посредник типа брокера, у агентства нет и не будет видения Вашего бизнеса и Ваших продаж.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Скрып
Автор

Статья немного о другом)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Иван Ломаев

правда круто. в конце концов "дать яндексу денег" - это тоже seo.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
53 комментария
Раскрывать всегда