{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Как правильно читать SEO-кейсы или что пытаются скрыть их авторы

В последнее время в рунете всё чаще можно встретить кейсы по поисковому продвижению, в которых авторы сквозь тернии пробиваются в топы и достигают результативных результатов.

Да, именно результативных результатов — по-другому это не назовёшь.

Являются ли эти материалы не то чтобы хорошими кейсами, а кейсами вообще, и что в них скрывают авторы от своих читателей, — предлагаю разобраться в этом материале.

Но для начала предлагаю уделить пару минут вопросу, что же такое кейс. Решил ничего не выдумывать, а поискать определение данного термина в интернете.

Наиболее полным и понятным мне показалось следующее.

Слово кейс (от англ. case) означает случай, дело. В деловой лексике к понятию «кейс» принято относить описание конкретной ситуации и способа её разрешения, включая описание исходной ситуации, решения и пути выбранные участниками, их действия, материалы, относящиеся к делу, ну и конечно, полученный результат.

Из публикации на Хабре

Если сжать это определение и выделить основную мысль, то кейс — это процесс, который приводит к определённому результату. Рекомендую запомнить эту мысль, так как в дальнейшем мы к ней ещё вернёмся.

Отмечу, что информация в материале хоть и относится к SEO-кейсам, но большая её часть актуальна и для других направлений маркетинга.

А кейс ли это

Перед написанием статьи планировал разделить её на две основные части. В первой части предполагал поделиться признаками плохого кейса, во второй — хорошего. Но в процессе написания явно выделяется один момент, указывающий на то, что материал вообще не является кейсом.

Что же это за материалы? Ответ достаточно прост: отсутствие в нем каких-либо метрик за исключением роста позиций ключевых фраз. То есть если в кейсе не указаны показатели трафика, транзакций, конверсий, то как угодно можно назвать этот материал: мануалом, инструкцией, пятничным чтивом, но никак не кейсом.

Почему? Да потому что по любому проекту в любой момент можно выделить несколько десятков ключевых фраз, которые показывают существенный рост. Таких кейсов можно плодить нереальное количество. И большинство недобропорядочных специалистов этим пользуются и таким образом вводят в заблуждение своих читателей.

Но самое главное, на чём я хочу акцентировать внимание — это то, что рост позиций ни о чём не говорит. Хорошие позиции ключевых фраз не дают гарантий роста целевого трафика.

«Почему?» — спросите вы. Да потому что в поисковой выдаче ещё есть:

  • контекст, который забирает львиную долю трафика;
  • дополнительные блоки (блок с ответами в поиске Google, блок локальной карты с компаниями, блок картинок, видео и другие);
  • также сниппеты конкурентов могут быть расширенными и приводить к большему количеству кликов, даже находясь на позициях ниже;
  • не стоит забывать о персонализированной выдаче, которая формируется с учётом интересов конкретных пользователей и их историей взаимодействия с сайтами и поисковой выдачей;
  • и другие факторы.

Давайте посмотрим выдачу по запросу «цветы Астана» в поисковой системе google.kz.

Результат первого экрана
Результат второго экрана

Первая позиция поиска появляется только в конце второго экрана размером 15,6" с full HD-разрешением.

Аналогичная ситуация наблюдается и в выдаче «Яндекса». По запросу «Ноутбуки Москва» первый результат поиска не виден на первом экране, так как выше находится контекстная реклама и «Яндекс.Маркет».

Поисковая выдача в «Яндексе»

Ещё раз: высокие позиции ключевых фраз не могут гарантировать хорошие показатели трафика и конверсий.

Я не буду в этой публикации указывать ссылки на кейсы SEO-агентств и фрилансеров, думаю вы сами сможете их найти. Есть пример своего материала, который явно не является кейсом.

Вот большинству специалистов первого скриншота хватило бы для формирования кейса.

Кому лень переходить по ссылке, продублирую данный скриншот.

Рост позиций ключевых фраз

А вот другой скриншот за аналогичный период этого же проекта.

Падение позиций ключевых фраз

Разница двух скриншотов просто колоссальная. И наверняка вам покажут первый скриншот, а не второй, правда?

Учитывая вышеприведённую информацию, можно смело утверждать, что рост небольшого количества ключевых фраз не является показателем результата. Поэтому ориентироваться исключительно на позиции нескольких фраз неправильно. И мы же помним определение кейса? Нет результата — значит никакой речи о кейсе идти не может.

Добавлю, что у этого вида псевдо-кейсов есть ещё более «трешовая» разновидность. Когда указывается совсем небольшое количество низкочастотных фраз, да ещё и в низкоконкурентных нишах.

Эти кейсы не вызывают никаких эмоций, кроме «Это фиаско, братан».

Вывод: надеюсь, я вас убедил, что в кейсе обязательно должны быть данные по росту трафика, транзакций, достижению целей. Сведения позиций ключевых фраз могут служить лишь как дополнения к вышеуказанным показателям, а не основным критерием результата.

Кейс, и на том спасибо

Давайте теперь определимся с признаками плохого, но все-таки кейса:

Первый признак

Самое первое, на что я обращаю внимание при чтении кейса — это соответствие даты публикации кейса и последних указываемых дат с данными в нём.

Довольно часто эти даты могут отличаться несколькими месяцами, а в некоторых случаях и годами. Фактически читателям предлагаются несвежие данные. Почему это может происходить?

Я вижу две основные причины:

  • трафик перестал расти или, ещё хуже, начал падать. И автор показывает те данные, где виден рост;
  • с новыми проектами ничего не получается, значит, можно запостить кейс того, что получалось раньше.

Особо печалят кейсы с данными годичной или двухгодичной давности. К сожалению, к этим уловкам прибегают достаточно крупные и авторитетные агентства. Если вы видите такую картину — смело закидывайте автора дизлайками.

Размещая кейсы на сторонних ресурсах, я понял, что достаточно месяца, а для размещения на своих ресурсах — двух недель, включая время на написание самого кейса. Соответственно, максимальная разница между публикацией кейса и последними отслеживаемыми данными должна составлять не более:

  • трёх недель, если кейс выкладывается на ресурсах, связанных с автором;
  • полутора месяцев, если кейс выкладывается на внешних ресурсах.

Опять же — это максимум, и нужно анализировать площадки, на которых они выкладываются.

Ведь порой даже несколько недель кардинально меняют общую картину.

Второй признак

В плохом кейсе не учитываются тренды, сравниваются показатели разных периодов или не указана тематика проекта.

Тут всё просто: если в кейсе показан многократный рост трафика в декабре по сравнению с июлем в тематике «Детские игрушки», то это не заслуга оптимизатора, а влияние спроса (тренды):

Статистика запроса «Детские игрушки» в «Яндексе», регион Россия
Статистика запроса «Детские игрушки» в Google, регион Россия

Третий признак

В плохом кейсе отсутствует информация о трафике, транзакциях проекта до начала сотрудничества.

Очень часто проект по определённым причинам может потерять трафик: это и переезд на https, и смена домена, движка, дизайна, и другие причины. Именно за этот период часто хватаются специалисты, чтобы показать рост трафика или других значений. А на самом деле просто возвращают то, что было потеряно ранее.

Знайте, если в кейсе указаны показатели с момента начала сотрудничества — значит, есть, что скрывать.

Четвёртый признак

Замазанные скриншоты, особенно если это касается количественных показателей трафика, транзакций и достижения целей. При этом упор делается на процентные показатели.

Приведу несколько скриншотов сравнения между собой значений поискового бесплатного трафика за апрель одного и того же проекта в разные годы.

Сравнение 2015 и 2016 годов: относительный процентный показатель роста посещений — 6503%.

Сравнение 2016 и 2017 годов: относительный процентный показатель роста посещений — 656%.

Сравнение 2017 и 2018 годов: относительный процентный показатель роста посещений — почти 143%.

На основе трёх показателей кажется, что дела с проектом обстоят из года в год всё хуже и хуже. А что же происходит на самом деле.

В первый год трафик вырос незначительно, но с учётом того, что сравнивались значения 199 и 13140, то получился большой относительный процент роста. Хотя сами по себе количественные показатели небольшие.

А дальше рост трафика начал увеличиваться более ощутимо в количественных значениях (до 240 576 посещений в апреле 2018 года), но в процентных он становился всё меньше и меньше.

Если же сравнивать апрель 2015 года с апрелем 2018 года, то SEO-трафик вырос на 121 064,32%. Красивое число.

Вывод: иногда рост на 30% лучше, чем на 10000%. И если вам предлагают кейс с колоссальным процентом роста каких-либо значений и при этом без указания количественных данных — подумайте, стоит ли ему доверять.

Пятый признак

На скриншотах меняются даты анализируемых данных. Например, трафик указан за один период, транзакции за другой, достижение целей за ещё какой-то.

Подробно останавливаться на этом моменте не будем, тут и так все понятно: автор явно выводит самые красивые графики.

Шестой признак

И, наверное, самый важный признак плохого кейса: не несёт никакой ценности, кроме хвалебных отзывов о себе.

Кейс должен нести какую-то пользу. После его прочтения большинство читателей должны почерпнуть что-то интересное и полезное.

Хороший кейс

Первый признак

Указан проект.

Думаю, тут всё и так понятно: если указан проект, значит, автору кейса не стыдно его показать, а все желающие могут удостовериться в правдивости информации, указанной в нём.

Но не всё так просто. Есть ряд достаточно важных моментов, почему сайты не указываются в кейсах:

  • NDA — соглашение о неразглашении коммерческой информации с клиентом;
  • боязнь автора негативных действий со стороны конкурентов (благо методов достаточно, от накруток поведенческих до спама внешними ссылками);
  • другие причины.

Поэтому этот пункт и не был отнесён к группе критериев плохих кейсов.

Второй признак

В хорошем кейсе участвует клиент — делится своим видением развития проекта.

Я считаю это очень ценной информацией, так как посмотреть на процесс развития проекта глазами заказчика важно и интересно.

Вот пример:

Третий признак

Новый кейс проекта, на который уже был ранее написан кейс.

Встречаются крайне редко. Ценность этих кейсов в том, что, достигнув значительных успехов, порой приходится очень сильно работать, чтобы удержать уже полученные результаты. Если же удаётся и дальше показывать хороший рост — в таком случае и пишутся новые кейсы, которые и вызывают ещё больше доверия.

Четвёртый признак

Рассчитана экономическая составляющая.

Это уже высшая лига, когда просчитывается чистая прибыль или, как вариант, ROI (показатель возврата вложений).

Почему это не делается в большинстве случаев? Давайте разберём.

1. Особенность канала SEO. Результаты качественной оптимизации сайта могут продолжаться в течение нескольких лет, даже после завершения всех работ. То есть если прекратить работы по продвижению сейчас, то доход, а соответственно и прибыль с этого канала будут увеличиваться ещё длительное время. Но при этом данный канал требует больших вложений в начальных этапах. То есть при правильном продвижении со временем прибыль будет постоянно увеличиваться.

2. Сложностью отслеживания. Невозможно или очень дорого вести полную отчётность каждого канала.

Важно понимать, что пользователь редко приходит с одного источника и сразу совершает покупку или заказывает услуги, предоставляемые сайтом. Обычно для совершения целевого действия пользователь совершает несколько контактов с сайтом.

Например, перейдя на сайт с поиска, кликнув по рекламе, пользователь познакомился с сайтом и подписался на рассылку. В рассылке спустя время пришла акция на интересующий пользователя товар. Оставив закладку на этот товар, спустя время, когда получил зарплату, пользователь перешёл по ней и совершил покупку.

Вот и получается, что несколько каналов участвовали в совершении транзакции. И как бы не выставлять ценность каждого из них, в любом случае невозможно определить наверняка, какой канал сколько принёс денег. Но отсутствие одного из этих каналов могло вообще привести к потере клиента.

Рекомендую ознакомиться со справочной информацией Google о том, что такое многоканальная последовательность.

Ещё пример: пользователь нашёл в интернете нужный товар через бесплатный поисковый трафик и решил пойти в магазин пощупать его руками, после чего совершил покупку. Повлиял ли organic на данную транзакцию — однозначно да. Пойдёт ли это в какие-то отчёты? Думаю, нет.

3. И самая главная причина: не каждый бизнес готов делиться данной информацией.

Также отмечу, что большинство кейсов если и содержат информацию о прибыли или ROI, то оценивают их по последнему месяцу и в большинстве случаев не учитывают прибыль, получаемую проектом с этого источника до начала сотрудничества. А это очень сильно искажает реальные результаты.

4. Наличие факапов.

Круто, когда в кейсах делятся информацией о том, что не привело к положительным результатам, а иногда, наоборот, навредило проекту. Порой данные сведения ценнее, чем те, что позволили достичь роста.

Ну и бонусом хочу подкинуть мысль для размышления: сравнивайте количество опубликованных кейсов агентства с количеством проектов, которое указано в портфолио. Заметите очень интересную картину.

Вывод: анализируйте полученную информацию, не ведитесь на красивые картинки и большие числа.

Если понравился материал, ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал в Telegram и берегите ваши проекты.

0
56 комментариев
Написать комментарий...
Рамис Тимергазин

Хорошая статья! Но если бы я был непросвещенным заказчиком рекламы, после прочтения статьи, допустил бы много ошибок в выборе подрядчика. Например из-за бонуса автора! Очевидно ни у одного агенства не получиться выкладывать все проекты в виде кейсов, по многим причинам, а мысль наклевывается что если проектов 200 а кейсов 20 то остальные не удачные. Но это не так, я думаю.

Как считаете что бы выбрать агенство имеет ли смысл опираться на рейтинги рунета, или на какие показатели кто опирается?

Ответить
Развернуть ветку
Олег Скрып
Автор

Как считаете что бы выбрать агенство имеет ли смысл опираться на рейтинги рунета, или на какие показатели кто опирается?

// Я бы опирался в первую очередь на кейсы и отзывы.

Очевидно ни у одного агенства не получиться выкладывать все проекты в виде кейсов, по многим причинам"

// А можно попросить указать эти причины, так как в рунете появляется огромное количество кейсов, а качественных среди них единицы.

Если проектов 200 а кейсов 20 то остальные не удачные. Но это не так, я думаю.

// Лично мое мнение, что если браться за проект, то он должен становиться материалом для кейса. Да, не сразу все получается, но если проводить работы качественно, то проект однозначно позволит сформировать кейс.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Sokhach

Олег, но ведь есть NDA, если выложить информацию, в том числе финансовую и ROI - то это прямая инструкция для конкурентов. ИМХО кейсы расчитаны на не сильно разбирающихся в SEO клиентов, которых привлекают заголовки "рост 10500%" + никто из агенство не говорит, какой процент неуспешных кейсов (не поверю, что всегда все в +). Я собеседовал парня, который сказал, что в студии, где он работал успешных было около 30%. Вот из их числа и пишут успешные кейсы.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Скрып
Автор

Про NDA я тоже писал в статье, что не все всегда можно показать, поэтому нужно очень осторожно относиться к данным кейсам.

У меня даже есть инфа, что в некоторых агентствах даже скрины с трафиком фотошопят для кейсов и якобы так должен бы расти трафик, если бы все внедрялось) Ну такое...

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Sokhach

вот кстати сегодня на глаза попался комментарий клиента одного агенства, клиент как раз и пишет, что подкупил блог. Клиенты, выбирая большие агентства часто забывают, что работу будут им будут делать конкретные исполнители, а не тот человек, который пишет умные посты в блоге и не вся компания из 500 человек, а конкретные люди, с конкретным уровнем экспертности и мотивации.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Скрып
Автор

К сожалению, иногда клиенты понимают это слишком поздно. Есть идеи как масштабировать бизнес так, чтобы уровень предоставляемых услуг не падал, а даже наоборот увеличивался?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Sokhach

Боюсь что нет, по крайней мере я не нашел формулу. Плюс, как бы хорошо ты не делал работу, клиент рано или поздно уйдет. А тебе, кроме разочарования, ничего не останется. Когда только начинал в SEO, просыпался в 3 часа ночи, проверял в GA трафик у клиента, вот так я тогда горел проектами, а потом когда очередной клиент ушел, потому что кто-то знакомый ему сделал аудит: у исходящих ссылках на соцсети не было rel="nofollow", а сайтмап не открывался по адресу domain.com/sitemap.xml (лежал по адресу domain.com/sitemap_index.xml ) работали с этим клиентом 3 года, сайт сидел в топах 1-2 места. Для меня это был переломный момент в понимании, что клиентское SEO - это временный этап. Плюс, ты сам понимаешь, что сейчас SEO это не так как было в 2007 (когда сайт можно было в сапе закупать анкорных ссылок, а сам сайт даже не видеть, помню тогда про кейс "капец стране" и сайт тимошенко на 1 месте в Google). Нынешние топовые агенства как раз и поднимались в то время. Я что-то не припомню крупных агенств, которые появились за последние 5 лет, потому что SEO требует сейчас на порядок больше усилий и конвеер не построишь, нужен индивидуальный подход, требования к технической части сайта выше, требования к контенту выше, требования к ссылкам выше, как результат все это требует времени и нормальных бюджетов на продвижение, потому что даже если нишевый магазин, все-равно придется конкурировать с агрегаторами, маркетплейсами и розеткой в топе. Я сейчас наблюдаю, как олх, пром и розетка отжирают трафик у клиентов, просто добавляя нужные подкатегории, их сайты становятся в топ, а клиенты улетают. В итоге один из клиентов отказался от SEO - выставляет сейчас товары на розетке и алло. Поэтому моя мечта уйти полностью в свои проекты.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Sokhach

кстати, по поводу клиентского SEO есть хорошая статья https://moz.com/blog/why-i-stopped-selling-seo-services-and-you-should-too

Ответить
Развернуть ветку
Олег Скрып
Автор

Крутой материал!

Ответить
Развернуть ветку
Олег Скрып
Автор

Спасибо за развернутый ответ! Это очень больная тема.
Со своей стороны вижу три пути развития:
1. Набрать много проектов (что вообще не проблема), соответственно при этом будет падать качество услуг и начнут появляться недовольные клиенты. Что полностью перечеркнет всю проделанную ранее работу по развитию компании. Превратиться в еще одно агентство хочется меньше всего.
2. Ограничить кол-во проектов, как происходит сейчас и постепенно развивать свои проекты. Т.е. инвестировать полученную прибыль от направления клиентского SEO в свои проекты, соответственно свои проекты будут постепенно приносить все больше дохода, а количество клиентских проектов можно держать на одном уровне.
3. Полностью уйти в свои проекты можно, но как мне кажется, лучше диверсифицировать источники доходов. Тем более если уже есть постоянные клиенты, которые дорожат сотрудничеством.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Sokhach

Угу, у нас 2-й вариант сейчас. И работать с некоторыми клиентами приятно. От них я не хочу отказываться. Но эти несколько скорее исключение из общего правила. Причем, я вижу, что не только у меня такая история http://joxi.ru/GrqKE1VcN1YVB2

Я понимаю, что рано или поздно даже студии из варианта 1 схлопнутся. Будут агрегаторы в топе, клиенты будут платить агрегаторам за первые позиции и лиды. Например, знаю одну школу английского - она платит за размещение в нишевом каталоге школ английского 100 грн за лид. А все SEO-конторы посылает лесом.

В клиентском SEO сейчас еще такой интересный момент, у нас 3 месяца назад клиент впервые за три года решил сделать паузу, не было у него денег на продвижение, позиции не просели, двигали по белому, хорошие ссылки ставили. Cейчас клиент хочет все деньги в контекст. Я к тому, что если раньше SEO - это действительно была подписная услуга - ссылки убрали, ссылки поставили в сапе - есть топ, нету топа, то сейчас клиент может уйти в любой момент, если не видит положительной динамики, ему же нужен постоянный рост по трафику, а этот трафик не всегда удается даже сохранить на том же уровне, потому что в топ заходят маркетплейсы и трастовые сайты, выбивая его из топа.

По-поводу Вариант 1 - ко мне последнее время переходили как раз клиенты из топовых студий потому что не видят роста. Да, у меня их проекты какое-то время растут, потому что ссылки с жежешки это конечно любезно, но можно ставить и более трастовые ссылки, но потом мы все равно упираемся в потолок, сидим допустим на 7-8 месте, выше маркетплейсы, розетки и алло. Короче Арбайтен это сказал как нельзя лучше в статье Похороны интернет-магазинов http://blogarbik.ru/?p=6971

Но сеошники еще могут запрыгнуть в поезд, сделать свои нишевые листинги, по разным нишам услуг и товаров вывоз мусора, реставрация ван, курсы английского, и инфошки лучшие наушники для бега и продавать лиды. Это конечно мое ИМХО, я понимаю, что на клиентском SEO тоже люди зарабатывают серьезные деньги, продавая, например, ссылки со свежереганных профилей на форумах (достаточно посмотреть cссылочый профиль той же розетки), но как говорится, Quod licet Iovi, non licet bovi.

Ответить
Развернуть ветку
53 комментария
Раскрывать всегда