Как слезть с SEO-иглы. В каких случаях можно сэкономить?

Многих клиентов волнуют вопросы - как долго ждать результатов от SEO и продолжать ли вкладываться в него, когда результаты уже достигнуты. На первую часть вопроса я уже частично попробовал ответить в статье о прогнозировании трафика с SEO. Что касается второй части вопроса, тут всё интересно и неоднозначно.

Начнем с теории, потом пройдемся по реалиям.

Поисковые системы предназначены для поиска информации в ответ на запросы пользователей. Задача SEO - "подогнать" контент сайта под запросы пользователей, учитывая методы ранжирования конкретной поисковой машины. Причем, ранее это было именно "подгонкой". Наспамили на странице и ссылочным и готово. Теперь, к счастью, нужно проработать контент страницы, чтобы он был действительно релевантен запросу и выполнял задачи пользователя.

Итак, теоретически, выполнив оптимизацию один раз и заняв желаемые позиции в поисковике, на этом можно закончить. Ваш сайт релевантен запросу. Поиск справляется со своей задачей, показывает вашу страницу при запросах пользователей и так будет всегда.

В реальности всё немного иначе:

  • Поисковые системы постоянно работают над улучшением механизмов ранжирования, соответственно ТОПы постоянно в той или иной степени перемешиваются;
  • Конкуренцию никто не отменял. Конкуренты тоже издают контент и пытаются загнать его в ТОП, сдвигая остальных на своем пути;
  • Если вы работаете в действительно популярной нише где настолько много документов, что по большому счету для поисковика "нет разницы какой именно документ ставить в топ", то не ждите, что все будет ок всегда. Там постоянно будут скачки;
  • Есть недобросовестные конкуренты, которые могут злоупотреблять факторами ранжирования и например заняться накруткой ПФ своих сайтов и/или скруткой вашего.

Чем конкурентнее и популярнее ниша, тем большее влияние описанных выше факторов. И наоборот чем менее конкурентна ниша, тем меньшее влияние эти факторы оказывают. Соответственно, необходимость постоянных вложений в SEO определяется конкуренцией. Ответ на сложный на первый взгляд вопрос оказывается достаточно простым.

Как понять, что можно безопасно приостановить работы по SEO?

Достоверно оценить ситуацию и определить, можно ли безопасно закончить вложения на определенный срок может только SEO специалист, который не заинтересован в прекращении работ.

Посмеялись, теперь к делу.

Предположим, вы достигли результата, который вас устраивает, но сеошник говорит, что слезешь с иглы и трафик упадет. Попробую описать факторы, оценив которые вам станет легче принять решение.

  • Попробуйте оценить насколько статичен топ в вашей нише в течение последних месяцев или года. Тут помогут ваши исторические данные в сервисах сбора позиций. Если таких нет, то МегаИндекс - история позиций (однако стоит учитывать, что сервис покажет статистику только по ВЧ запросам). Если топы по вашим запросам относительно статичны длительное время и ваш сайт тоже стоит там несколько месяцев, временный отказ от SEO вряд-ли навредит;
  • Аналогичная ситуация с трафиком. Если вы только недавно выросли не стоит бросать. Поработайте ещё несколько месяцев, пока не станете уверенными, что вы закрепили результат;
  • Если регион продвижения Москва или Санкт-Петербург и вы продвигаете популярные услуги/товары типа (сантехники, мебели, бытовой техники), то вы находитесь в действительно конкурентных нишах и не стоит оставлять сайт без внимания на длительный период;
  • оцените действующих конкурентов в поисковой выдаче, их динамику. При наличии растущих сайтов вы должны понимать, что рано или поздно они подвинут и вас;

Ответственность за решение и риски в данном вопросе к сожалению или счастью будут на вас или вашем ЛПР. Отказавшись от иглы и поддержки SEO-специалиста:

  • обязательно продолжайте периодический сбор позиций, чтобы при падении успеть среагировать как можно раньше;
  • Будьте аккуратны при внесении правок на сайт, лучше взять разовую консультацию у SEO специалиста перед внесением правок.

Как правило отказ от SEO не оборачивается катастрофическими последствиями в средне и низко конкурентных нишах. Это утверждение верно при отсутствии технических и иных ошибок на сайте, совершенных его владельцем. В интернете полно кейсов, когда после остановки работ владелец допускает наличие какой-нибудь технической ошибки на сайте, либо передает сайт менее квалифицированным специалистам и получает подобный эффект (господа SEO-спецы, делитесь в комментах подобными кейсами, почему бы и нет):

В высококонкурентных нишах нужно постоянное участие SEO-специалиста в той или ной мере. Работа над SEO там - это постоянный процесс. Остановки работ конечно же возможны, но на короткий период в пару месяцев. Более длительная остановка в конкурентной нише выглядит примерно так (нет, это не сезонность):

Закончу цитатой из сериала:

— Завтра же вы запишетесь на прием к врачу и посмотрите, что он скажет.

— Тогда появятся большие расходы.

— Если вы должны платить, то лучше доктору, чем гробовщику.

Вот так же и с SEO. Лучше вовремя обратиться к специалисту за консультацией, чем потом "реанимировать" сайт за большие деньги.

Оригинал статьи на сайте:

Мой канал в телеграм https://t.me/biryukovseo

0
31 комментарий
Написать комментарий...
Виктор Петров

Были у меня довольно курьёзные кейсы, типа:
Сайт новорег + несоответствие запросам + вебмастер отбитый абсолютно. Для примера: хочет топы по запросам типа "вазу купить", ассортимент маленький, товары дорогие, уточнять сегмент владелец не желает. Ладно, бьёмся со структурой, доливаем ссылочным (тогда в Яндексе это работало как часики ещё) и ПФ, зашли в топ-30 и идём выше. И тут клиент без вопросов сносит ВСЕ подкатегории и меняет заголовки, теги и даже URL – с мгновенным вылетом за топ-100. На вопрос "НАХЕРАЖ?" сообщает, что кассирше магазина не понравилось. Занавес.
В общем, 8 месяцев буйства духа, результатов нет, клиент негодуэ, клиент сваливаэ. И спустя 2 недели сайт начинает буйно расти - ровно по тем категориям, которые качали. Отбитый вебмастер злобно смеется в телефон: ему очевидно, что сиошнеги ему только мешали. Окончательный занавес.

Ответить
Развернуть ветку
SEO-Шмео

Браво)

Ответить
Развернуть ветку
VISAMARKT

Задача SEO - "подогнать" контент сайта под запросы пользователей, учитывая методы ранжирования конкретной поисковой машины.

Надеюсь эпоха поисковиков когда-н. закончится или алгоритмы поиска существенно изменятся. Так как из-за таких подгонов под требования ПС, статьи на многих сайтх пишут с километр воды, и лишь 1% с той информацией, которую ты искал.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Статьи давно не подгоняют под ПС, их подгоняют под людей. Плохо написанное, неинформативное, не подтвержденное читать не станут - и в этом случае никакой спам ключами не поможет.

Ответить
Развернуть ветку
VISAMARKT

Не соглашусь. Так как в топе находится множество "подогнаных" статей. Они хорошо написаны, структурированы, имеют большой объем. Но, полезной информации в этом большом объеме, лишь малая часть. Единственное, Гугл сейчас добавил выдачу в виде кратких справок. То есть, боты сами ищут нужный абзац в том бесполезном лонгриде. Вот это полезная штука.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Вы только по гуглу оцениваете? Ну так там качество текста вообще вещь условная, и да, натыканность ключей имеет значение.

Ответить
Развернуть ветку
VISAMARKT

оцениваю по 4 платформам. Гугл и Яша из них основные.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Слюсарев

а вы как пользователь или специалист рассуждаете? просто если как пользователь, то проблемы индейцев шерифа не волнуют. если вы не можете найти, то плохо ищите или в вашей теме просто нет такой инфы, которую просто расскажут в бесплатных статьях

а если как специалист, то да, вам нужно учитывать различные механизмы, как поисковики подсовывают нужный контент людям. один хер, как специалисту вам нужно не просто контент подсунуть, а добиться целевых действий.

Ответить
Развернуть ветку
VISAMARKT

Если искать, то всегда все найдется. Но, вопрос в другом. Сколько времени занимает поиск той или иной информации в разных системах.

По поводу специалистов. ПС предъявляют несколько десятков требований (а может даже и сотню, можно насчитать) начиная от ёмкости Заголовка, заканчивая адаптацией верстки по моб. экраны и ретину. Также, боты анализируют поведение пользователя на странице на дочитываемость статьи, время удержания, как часто обновляется контент на сайте. В общем овер+ параметров. Только один хрен, в топ может и шлак попасть с версткой из 2000-х, либо зеркало с дублированным (бессмысленным) текстом. Как работают алгоритмы, толком никто не знает. Молодой сайт в любом случае (ближайшие полгода), никто не увидит.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Набор мифов, продвигаемых продавцами услуг по продвижению. Скорость, ретина, модная вёрстка, анализ поведения на странице - это всё для гиперконкурентных тематик в топе выдачи Нью-Йорка.
В наших реалиях - ключи, ссылки, трафик. Вот и все алгоритмы.

Ответить
Развернуть ветку
VISAMARKT

если все так просто, то каждый блогер, своего рода SEO-специалист)

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Нет. Просто есть рабочая статистика и работающие методы, а есть статьи с нативочкой, где натягивают сову на глобус, чтобы получить клиентов.
Самый банальный пример: подсчитайте количество статей о важности для высоких позиций CWV. А потом количество кейсов, где сказано: вот внедрили - и вот пошёл рост.
Потому что это не работает чуть более, чем полностью. Беда в том, что многие ведутся.

Ответить
Развернуть ветку
VISAMARKT

Соглашусь!

Ответить
Развернуть ветку
Илья Слюсарев

почему-то мне кажется, что вы увели в сторону? вы изначально написали про «подгон» контента из-за чего в выдаче много воды. и привели в пример, что гугл подаёт быстрые ответы.

я с этим тезисом не спорю. я уточняю про воду и подгон контента. вы как пользователь или специалист спрашиваете?

и тут вы отвечаете на мой вопрос жалобой, что продвигать сайты по поиску сложно, так как надо учитывать 100500 параметров.

ну да, работать тяжело, с этим я не спорю. я не seo-шник, но каждый раз, когда приходится с этой темой работать — не радуюсь.

Ответить
Развернуть ветку
VISAMARKT
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
VISAMARKT

Для меня, каждый поисковик для своих задач. У Яндекса хороший инструментарий для поиска видео-контента, также в поиске есть интеллектуальная подстройка для быстрого ввода запроса (в частности последнюю используемую фразу, может рекомендовать для повторного запроса). Однако, у Гугла мне больше нравится его статейная выдача, и он имеет человечный функционал для поиска картинок (имхо). Но в целом, я не сторонник списочной выдачи с жуткими условиями ранжирования и с полной изоляцией молодых сайтов. На мой взгляд, это допотопная концепция потерявшая свою актуальность уже в 2014 году. Ожидаю ПС другого типа, надеюсь найдется ИТ-гигант для реализации этой смелой затеи.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Слюсарев

поставил лайк, за байт. название «как слезть с seo-иглы» намекала, что я найду альтернативы этому каналу, а эта статья, по сути, «нет, вам нужно платить за seo». понравилась разводка =)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Сергеевич

Всем привет! Ребята, можете кто намёк дать, в какую сторону мне двигаться! Ситуация следующая, у меня есть сайт, которому в июле уже будет два года! Контент публикую регулярно! В конце прошлого года по многим статьям обновил контент, улучшил, расширил! За всё время существования дважды происходили просадки позиций сайта в Яндексе. Первая в сентябре 2021 года, вторая в начале марта текущего 2022 года. Продолжаю регулярно публиковать контент (руки не опускаю). В Яндексе проиндекировано порядка 550 страниц, в гугле поменьше около 460 страниц. На сегодняшний день мой сайт занимат позиции ТОП-13-18 в поисковой системе Яндекс, частотность запросов (10 000 - 30 000) по вордстат Яндекс. Вот что-то чуточкуему не хватает, чтобы подтянуться до ТОП-10 в Яндекс. Ребята, посоветуйте, пожалуйста, что можно доработать чтобы подтянуться до ТОП-10?

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

И сразу подумалось о том, о чём не принято говорить в приличном обществе (зачёркнуто). Ну, о том, что как бы не рекомендуется, но как бы и можно, если немного :)

Ответить
Развернуть ветку
Артем Бирюков
Автор

Почти нереальная задача без взгляда на пациента)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Сергеевич

Не хочу палить сайт! Я сам смог подтянуть его позиции с 40-50 мест на 13-16 места в выдаче Яндекс! До этого сайт, больше года по 80% запросов болтался в ТОП-50, в начале этого года я подтянул его в ТОП-16. Вот что-то чуточку не хватает чтобы его загнать в ТОП-10, пока не пойму что! Буду дальше думать! Я просто просил у вас совета, что можно сделать! Но раз так, буду сам продумывать!!! Спасибо вам и за это!

Ответить
Развернуть ветку
Илья Слюсарев

намекаю — идите к seo-специалистам и плотите денежки =)

они посмотрят, скорректируют, сделают аудит.

Ответить
Развернуть ветку
Wega

по аватарке никто вам ничего не подскажет.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Артем Бирюков
Автор

Зачастую SEO эффективнее рекламы, хоть и в долгосрочной перспективе.

Ответить
Развернуть ветку
info INFO

Смотря сколько тратить на рекламу, если по пол ляма бюджет, то ввалив в сео 20-30 процентов можно получить нехилую часть от рекламы, причем как вы правильно заметили за нее не нужно будет всегда отваливать по 20-30 процентов от рекл бюджета + если рекламу вы не оплатите то завтра же она пропадет, с сео такого быть просто не может если только спец вам там сайт не положит. Вы писали про шансы проекта упасть без сеошника, они конечно есть, но это произойдет уж точно не как отключение рекламы, также сами понимаете что сайт может долго сам расти даже без сеошника, если он сделал там все основные работы и нарастил качественный ссылочный профиль, в целом если все сделано грамотно сайт наоборот зачастую должен расти и дальше, а участие сеошника обычно в том что бы сделать результат еще лучшче, либо расширять семантику или углублять ее в нч запросы. А вы рассматриваете так что сеошник придерживает проект как подставка, нет, норм спец зачастую когда все оптимизировал дальше идут мелкие доработки, подгонка, улучшение, но никак не страх упасть обратно, если сайт и упадет обратно, то это по вине смены алгоритмов и подобных вещей, тут даже если сеошник будет в штате от этого падения вы никуда не денетесь, но конечно спец в штате отреагирует быстрее и нанчет искать решение, нежели вы будите искать норм спеца неделю или месяц и потом неизвестно еще найдет ли он решение, а если найдет, будет ли оно правильным.

Вообще пост конечно попахивает кроиловом, сео очень выгодный источник и это инвестиция в будущее, когда потом вы будите получать очень выгодный трафик и заказы по низкой цене. А сеошника всегда можно занять чем нибудь, созданием нового сайта или расширением старого, доработкой, проработкой, закупкой ссылок и работой над репутацией бренда, ла в конце концов научить новому. Маркетингу, привязке телефонии, анализе и сортировке лидов, взаимодействию и присмотром за правильной обработкой лидов менеджерами.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Бирюков
Автор

В данном посте я не говорил о выгодности SEO. Это лишь рассуждения вокруг темы остановки. И уж точно я не хотел окрасить SEO в негативные краски. Если так вышло, чтож, комменты на то и нужны. Ваш коммент очень хорош, спасибо.
Что касается роста/падения после остановок. На опыте случалось разное. К сожалению очень часто после остановки наблюдаются падения. И как правило связанные именно с действиями владельца сайта. В высококонкурентных нишах наблюдал плавное падение за счет активности конкурентов, изменений в алгоритмах. Да, имеет место и рост на определенный срок. А если владелец продолжает размещать полезный контент используя те техники, что показал SEO-специалист, но уже своими руками, то можно расти и далее без участия спеца.

Ответить
Развернуть ветку
info INFO

Кстати да, часто наблюдал что когда все сделано и осталась рутина типо докупки ссылок и обновление блога скажем с линковкой на коммерческие статьи, тогда можно и самому справиться.

Ответить
Развернуть ветку
Wega

в тоже время хочу сказать, что бывают такие случаи когда, например смена алгоритмов, или что то в коде слетело-изменилось, и клиент сам оперативно может не то что не отреагировать а просто не заметить. на моем веку бывали такие случаи.

Ответить
Развернуть ветку
info INFO

ну так если заказов меньше станет, полюбому заметит, а если не заметит, значит падение незначительное, тут разве что плавно будет падать, такое бывает когда сайт долгое время не дорабатывается и не развивается, не дополняется.

Ответить
Развернуть ветку
28 комментариев
Раскрывать всегда