Базовый чек-лист по SEO-оптимизации сайта для поисковой системы Google

Опытом и экспертизой делится Екатерина Куцова, SEO specialist в Dataduck.

В статье мы рассмотрим все аспекты SEO-оптимизации сайта для Google. Материал представлен в формате чек-листа.

Техническая часть

  • Зеркала с WWW и без WWW склеены корректно (должен осуществляться 301-редирект с одного зеркала на другое).
  • У сайта нет зеркал по другим доменам (если такие зеркала есть, то нужно настроить 301-редирект).
  • Тестовые домены и поддомены, если они есть, закрыты от индексирования в robots.txt.
  • Прописано правило в htaccess, позволяющее избегать дублей с множественными слешами.
  • Если одна и та же страница доступна по двум и более URL: на страницах дублей корректно прописан canonical со ссылкой на основной (primary) URL.
  • Страницы пагинации индексируются (но для всех страниц, начиная со второй, должен прописываться canonical со ссылкой на первую страницу).
  • Файлы картинок и документов для скачивания открыты для индексации (JPG, JPEG, GIF, PNG, WEBP, PDF, DOC, DOCX, XLS, XLSX, TTF, WOFF, EOT).
  • Ресурс проверен на 404-ошибки (проверка внешней ссылочной массы).
  • Страница ошибки 404 отдает код 404. 404 страница оформлена в стиле сайта и имеет кнопку, по которой пользователь может вернуться на главную.
  • На сайте нет страниц с кодом 4XX и 5XX.
  • Отсутствуют технические дубли главной страницы (пример: /index.php, /index.html).
  • Проверено защищенное соединение протокола HTTPS:

– нет ссылок на HTTP;

– с HTTP настроена переадресация (301-й редирект) на HTTPS на всех страницах сайта.

  • На web-ресурсе установлен счетчик Google Analytics и связан с Google Search Console.
  • URL прописан с нижнего регистра и отсутствует кириллица:

– site/catalog/test-seo — правильно;

– site/CaTaloG/TesT-sEO — неправильно;

– site/каталог/тест-сео — неправильно.

  • Корректно настроен файл robots.txt: доступны все нужные разделы, ненужные разделы закрыты от индексации для поисковых систем.
  • Проверен sitemap.xml, он корректно формируется и обновляется регулярно.
  • На сайте реализованы хлебные крошки.
  • Исправлены критические ошибки по HTML-разметке (проверить разметку можно через валидатор).
  • Сайт оптимизирован под мобильные устройства.
  • Скорость загрузки сайта максимально приближена к зеленой зоне (провести проверку можно через Pagespeed).
  • Изображения на сайте оптимизированы (т.е. «весят» не много — для этого можно использовать сжатие).
  • Настроена микроразметка. OpenGraph — это один из эффективных способов оптимизации семантической разметки, что поможет привлечь на ваш сайт новый трафик из соцсетей. Также микроразметка позволяет поисковым работам идентифицировать доступные типы информации на сайте, структурировать ее в социальных сетях.
  • Сайт добавлен в Google Search Console (это необходимо, чтобы получить дополнительные данные по индексированию web-сайта).

Избегаем санкций от поисковой системы

  • Web-ресурс проверен на наличие вирусов.
  • Проверено качество внешней ссылочной массы (чтобы ресурсы низкого качества не ссылались на ваш сайт). У Google есть специальный инструмент для отклонения ссылок.
  • Через Google Search Console проверены фатальные и критические ошибки.
  • Web-ресурс проверен на наличие аффилиатов.
  • На сайте отсутствует скрытый для пользователей, но доступный для роботов текст (т.е. текст белыми буквами на белом фоне).

Внутренняя оптимизация

  • Подобрано семантическое ядро (ключевые запросы на посадочные страницы).
  • Структура сайта: проверены все необходимые разделы и страницы для продвижения web-ресурса в поисковой системе. Страницы отдают пользователю полноценный ответ на его запрос.
  • Title и Description прописаны для всех страниц (уникальные и содержащие ключевые запросы).
  • Title и Description имеют оптимальную длину.

Заголовок окна браузера Title

– включает самый главный ключ;

– как можно ближе к началу тега;

– длина: около 80 символов;

– уникальный для каждой страницы;

– в конце содержит название компании/ресурса.

– в качестве разделителя между частями title используется тире ( "–", а не дефис "-" и не вертикальная черта "|").

Description

– содержит ключевые фразы (в отличие от title не обязательно использовать самый главный ключ, можно взять синоним или вариацию);

– длина: до 200 символов;

– привлекателен для пользователя (чтобы стимулировать его к переходу на сайт);

  • На страницах есть тег H1 (всего лишь один, и он не дублирует title).
  • Для изображений корректно настроены и выведены alt-теги.
  • Локализованы версии страниц (мета-теги alternate, hreflang для мультиязычных сайтов).
  • Присутствует Last-Modified.
  • Если на сайте есть такие разделы, как: блог, новости, статьи, то контент в этих разделах постоянно обновляется (это дополнительные точки входа, повышение доверия пользователей).

ГЕОпривзяка

  • Проверена региональность в Google Search Console.
  • Сайт добавлен в Google Мой Бизнес.
  • Ресурс с адресами офисов добавлен в специализированные каталоги, справочники и карты.
  • Настроена микроразметка контактов на странице контактов / в шапке/ в подвале сайта (проверить можно по ссылке).
  • В разделе «контакты» указан локальный адрес / локальный телефон телефон / email (по возможности поставить интерактивную карту, как добраться до офиса).
  • Указана информация о юридических данных компании.

Взаимодействие с web-ресурсом

  • Формы обратной связи работают корректно.
  • Чаты и виджеты работают корректно.
  • Добавлены кнопки перехода в социальные сети.
  • Ссылки ведут на корректные страницы сайта и не уводят пользователя с него.
  • При перелинковке нет битых ссылок.

Инструменты для работы

  1. Инструкция по оформлению файла robots.txt.
  2. Screaming Frog SEO Spider — в нем можно проверить корректность sitemap.xml на наличие ошибок, все URL ресурса (какой код сервера отдают страницы), оптимизированы ли title и description, заголовки H1, H2 и многое другое по необходимости.
  3. Некоторые слова не подсвечиваются в выдаче, но часто встречаются в сниппетах. Такие слова называют LSI-фразами, их рекомендуется также использовать в тексте для точного задания его тематики. Список LSI-фраз можно подобрать здесь.
  4. Инструмент для проверки корректности отображения ресурса в разных браузерах — Browsershots.
  5. Расширение для браузера SEO META in 1 CLICK.
  6. Инструмент по отслеживанию позиций — Topvisor.
  7. Через Semrush, Megaindex и Majestic можно проверить ссылочную массу из топа вашей тематики и сравнить (чтобы у вас ссылочная масса была не хуже, чем у конкурентов).
0
37 комментариев
Написать комментарий...
Чайка О.

"Опытом и экспертизой делится..." - нну, не так делятся опытом и уж тем более экспертизой :)
А вообще первоисточник полнее, надёжнее и интереснее - https://developers.google.com/search/docs?hl=ru

Ответить
Развернуть ветку
Dataduck
Автор

Ну, по объёмам информации конкурировать с базой знаний Гугла сложно, это да) Наш чек-лист сделан для того, чтобы было удобно провести аудит ресурса

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Ещё короче об оптимизации можно сказать словами самизнаетекого: "Делайте сайты для людей."
Эхх, аж ностальгия накрыла по тем временам, когда чек-листы были действительно полезными. Хотела один показать, но не нашла, а вот тоже хороший - Алексея Трудова: https://alexeytrudov.com/web-marketing/seo-audit/samoe-podrobnoe-rukovodstvo.html
Хоть и давний, и наверняка что-то/многое нужно изменить, но сам подход - вау и всё такое.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

А еще самизнаетекто говорил, что оптимизация под мобильные устройства не нужна :-)

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

+ инструкция для асессоров

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Беккер

Зря ворчите, это отличный чек лист.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy L

Самое время для статей про SEO именно в Google)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Медведев

Мне полезно.
Спасибо автору)

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy L

Гугл либо скоро сам уйдет, либо его заблочат. Смотрите лучше SEO для Яндекса

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Медведев

Я продвигаю сайт за рубежом

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Медведев

Там не заблочат

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Кагарманов

если бы да кабы, то никуда не нужно идти. Сео в гугле актуально очень даже ,в данный момент, а значит заниматься нужно и не боятся что может что то произойти, учитывать конечно стоит. Что я заметил гугла при меньшей видимости семантики переходов не меньше, а конвертит в лиды еще лучше, не знаю с чем связано но с гугл конкретно в моих темах люди более осознанные и заказы делают чаще.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy L

У меня по проектам тоже лиды с Гугла более качественные падают.
Просто, статья для новичков и они могут подумать, что сейчас приоритетно seo в гугл. А как, даже вы, заметили «нужно учитывать», что беда может случиться. И если денег не много и стоит выбор куда вложить 40-50к на seo в яндекс или гугл, то лучше выбрать яндекс.

Ответить
Развернуть ветку
Dataduck
Автор

❤️

Ответить
Развернуть ветку
Dataduck
Автор

SEO в Google вне времени для тех, кто работает не только по РФ) Можем и для Яндекса чек-лист составить :)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Алаев
На страницах есть тег H1 (всего лишь один, и он не дублирует title)

Кто-нибудь объясните мне, в чем состоит суть требования, чтобы h1 не дублировал title?
Кто это вообще придумал, на чем основывается это мнение?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Такое требование - обычный признак любого шаманского чеклиста для джунов, список суеверий и дичи.
Это вот требование тянется из седой старины, когда под продвижением понимался суровый keyword stuffing. Да, можно сказать, что полное дублирование title и H1 - это не самое эффективное использование поля title, и к ключам там стоило бы добавить некоторые "хвосты" и топонимы. Но это нужно далеко не всегда, не везде - и тем более не обязательно. Как минимум, должна быть проблема с необходимостью каких-то вхождений. А эта проблема уже пару лет как-то неактуальна, а после "тайтлопокалипсиса" минувшего года считать пункт частью чеклиста - нууу, такое.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Алаев

Ну я о том и говорю. Одно дело - совет, другое дело - говорить, что так ни в коем случае нельзя делать.
Интересно понять, откуда ноги растут, но, кажется, это для меня навсегда останется загадкой.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Это что-то родом из 90-х, когда ни про какие нейросети и алгоритмы-трансформеры ещё и не слыхали.
Вообще забавно бывает посмотреть на "секретные" доки тех же веб-студий. Там тайны типа "если используется безанкорная ссылка, то КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА НАДО РАЗМЕЩАТЬ СЛЕВА ОТ ССЫЛКИ!!!111"
Чеклисты - удел джунов, для работы без понимания процессов и включения головы.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Алаев

Помню эти времена :) так даже исследований сколько было на этот счет в 2010 :)

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Что характерно: это было намного интереснее нынешней сеошки. Калькуляторы веса слов, расчёты пейдж-ранка, попытки примотать скотчем какие-то формулы bm-25.
А сейчас - эмодзи в дескрип, плитка тегов, полить ботами, вот и вся сеошка. Налетит земля на небесную ось!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Алаев

Интересно было, да. Особенно запомнилось, как ждали апдейты Яндекса. Порой месяц и более. А между апами штиль, сидишь что-то делаешь вслепую.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

"Налетит земля на небесную ось!" - как только ИИ постигнет в достаточной степени тайны языка, SEO станет аспектом работы программеров.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Это обычно относят к техническим ошибкам, и совершенно напрасно. Просто есть дифференциация: у тайтла больший вес как у текстовой зоны, и тайтл попадает в сниппет на поиске, если с ним порядок. Потому тайтл вида "зеленые фиговины купить в интернет-магазине с доставкой" - это норма, а вот за заголовок H1 в таком виде надо бить лицо - а ведь пишут.
С другой стороны, заголовок "Контакты" на сайте - достаточен, а вот на выдачу лучше отдать что-то типа "Контакты компании Рога-Энд-Копыта в Москве, +8-495-..."
Тут в любом случае - про проработку текстовых метрик, и уж точно не про ошибки.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Как и везде, нужно подходить без фанатизма. В SEO постоянно происходят изменения при том, что принципы не меняются. То, что работало вчера, сегодня может не работать или давать другой результат. Также есть разные случаи - нужно смотреть конкретно.
*
Есть мнение, что title и h1 всё-таки не должны быть совсем идентичными. Например, в тайтл обычно добавляют название компании/бренд/..., а в h1 нет. И для этого есть резоны.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Юговая

Однозначно, дублирование не на пользу. Сниппет в поиске и видимый на сайте H1 решают разные задачи. Даже в eCommerce для товаров и категорий нужно уникализировать мета-теги (пересекая через вхождение основного ключа, например)
Вот большая статья про это от знакомого яндексоида:
https://miloff.ru/kak-pravilno-zapolnyat-meta-tegi-title-i-description-dlya-internet-magazina/

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Отчаянный крауд? @Инспектор

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Блин, у яндексоида не хватило здоровья нормальный favicon сделать? Это лого "Вордпресса".
А сорян, вы бот, спамящий ссылками. Прошу прощения, попутал.

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Брантон

А если сайт на react написан полностью? Как быть с index.php или index.html? Разве в этом большая проблема будет?)

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Для сайта на react смотрите, чтобы робот вообще мог полноценно парсить HTML с первого захода. А в это умеют далеко не все роботы, притом без бубна с вашей стороны.

Ответить
Развернуть ветку
D.

SSR нужен для проекта.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Тулонов

так это уже лет 10 как было в актуальности

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Крупова

Мне нравится, что подробно можно узнать информацию по этой теме из https://exiterra.com/blog/prodvizhenie-sajta/optimizatsiya-tekstov-7-shagov-seo-optimizatsii-stati-posta-youtube-rolika/

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Царёв

Внедрили все базовые рекомендации и увеличили трафик в сезон в 2 раза на сайте https://trisezona.online
Действительно работает!

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Царёв

При этом, использовав на https://pro-stavka.ru особо не помогло

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
34 комментария
Раскрывать всегда