Антикейс: как уничтожить результат двухлетней работы по SEO за один день
Три года назад вышла публикация Якова Когана про прыщавую девочку, которая погубит весь ваш маркетинг. В тот момент агентство «Альфа.Сайт» было в самом начале своего пути, и мы взялись за продвижение одного из крупных региональных интернет-магазинов. Тогда я ещё не знал, какой ущерб бизнесу могут принести подобные персонажи.
Начало
На старте у нас был региональный интернет-магазин от базы строительных товаров со средним даже по местным меркам трафиком, дизайном из начала 2010-х годов и номенклатурой около 50 тысяч SKU.
По продвижению никаких инноваций и ноу-хау, всё стандартно: комплексный аудит, семантика, шаблоны метатегов, а дальше поехали детально прорабатывать посадочные.
При работе с семантикой выяснилось, что структура сайта сформирована из 1С и менять её никак нельзя. А группировка товаров и категорий была, мягко говоря, неидеальна. Чего нам стоил только раздел: Главная > Гипсокартон > Листовые материалы > Гипсокартон > Гипсокартон. И каждая из категорий имела совершенно разные наборы товаров.
Но мы же были молодой динамично развивающейся компанией и не могли ударить в грязь лицом, нужно было показать результат. Поэтому приняли решение сделать ставку на оптимизацию технической части и контента, а со структурой работали через костыли. И это дало результат.
Но увеличился показатель отказов, а конверсия падала. При трёхкратном росте посещаемости количество заказов увеличилось лишь в два раза.
С этими данными мы обосновали директору интернет-магазина необходимость редизайна и адаптивной версии сайта. А он уже каким-то чудом убедил «людей наверху» выделить на это дополнительный бюджет.
После редизайна отказы пошли на спад, а конверсия постепенно начинала расти. Улучшение поведенческих и коммерческих факторов сделало своё дело, и нам удалось за год с новым дизайном удвоить трафик в сезонный весенний период и даже не просесть летом.
Начало конца
И тут на поле появляется новый игрок. Молодая, боевая и полная желания работать девушка, которая ранее работала директором интернет-магазина, но два года пребывала в декрете.
Первые звоночки пошли практически сразу. У нас запросили подробный отчёт за два года работы: что делали, почасовка, обоснование, результат. Тут придраться было не к чему, и я без проблем защитил проект.
Затем пошли претензии к отсутствию роста продаж, когда сезон шёл на спад. Трафик при этом даже продолжал небольшой рост. Стоит заметить, что к тому времени мы реализовали потенциал проекта практически полностью. Дальнейшая работа упиралась в структуру сайта, которую запрещено было менять.
А финальным штрихом стал «некрасивый» сайт, в котором сложно разобраться и что-то заказать. Суть претензий, как выяснилось, опять сводилась к структуре каталога.
Мы на протяжении двух лет просили поменять структуру сайта и даже нашли решения, которые вообще никак не затрагивали 1С, но всё было тщетно. Мы оказались некомпетентным подрядчиком, с которым нужно прекратить работу как можно скорее.
Конец концов
На том и попрощались, но доступ в «Яндекс.Метрику» и «Вебмастер» остался, и мы из любопытства одним глазом наблюдали за ситуацией. На протяжении полугода всё было тихо и спокойно, ничто не предвещало беды, трафик даже показывал небольшой рост по инерции и из-за сезонности.
Но однажды мы заметили серьёзное падение трафика:
Если сделать детализацию просмотра не по неделям, а по дням, то выйдет примерно такая картина:
Ну что, сами догадались, что произошло
Почти три года понадобилось, чтобы пройти через отрицание, гнев, торг, депрессию и принять необходимость изменения структуры сайта.
Но обратиться за консультацией к SEO-специалистам не получилось, поэтому:
- Все URL категорий и товаров были изменены без настройки редиректов со старых страниц. Теговые страницы под приличную долю семантики и вовсе пропали. В итоге из поиска люди попадали на страницы с 404-й ошибкой, так как старых категорий уже не существовало, и поиск удалял такие страницы из результатов выдачи.
- Все более 50 тысяч страниц сайта сейчас имеют одни метатеги на всех. Теперь новые страницы не имеют ни малейшего шанса выйти в топ, так как дублируют друг друга и будут признаны недостаточно качественными.
И да, мы пытались помочь, как только увидели проблему, но клиент сначала не хотел выходить на связь, а потом и вовсе сказал, что их всё устраивает.
Не будьте прыщавыми девочками (и мальчиками), и всё будет прекрасно!
Кейс иллюстрирует ключевую проблему рынка Ит-услуг. Исполнитель общаться не умеет с клиентом. Не умеет с ним говорить на одном языке. Не может ему донести свою точку зрения.
Ваш пост – голимое нытье. Клиент дурак, менеджер дурак, ха-ха, мы предупреждали, мы умные.
Были бы умные, смогли бы донести и убедить свою точку зрения. Выстроить правильный контакт с менеджером и собственником. Вы так не можете и не умеете. А общение с клиентом – это и есть сервис.
Только это неумение и непрофессионализм скрыты в вашем тексте под голимым нытьем. Ой, мы хотели, но у нас не получилось, нас не хотели слушать, мы делали все попытки... Прям как по нотам.
У нас опыта более 200 проектов. А антикейс такой один. Как думаете, почему?
Разумеется потому, что двести первый по счету заказчик оказался идиот, а вы умный. Настолько умный, что написали целую статью на публичном ресурсе о том, какой ваш заказчик дурак и как он сам во всем виноват.
Идиоты не строят такой бизнес. Просто не подошли друг другу, видимо. Обычно это выясняется в первые 2-3 месяца работы, а здесь каким-то образом растянулось на пару лет.
Как-то вы тут другой тон совсем берете в комментариях. В статье жалуетесь и обвиняете сотрудников клиента. А здесь оказывается, просто не подошли друг другу. Так вы определитесь может уже?
В статье я заказчика идиотом нигде не называл, а рассказал про некомпетентность сотрудника и к чему она привела. Обычно такое выявляется на первых этапах работы, и мы расходимся, не успев начать по сути.
Про неумение общаться с клиентом из верхнего коммента: невозможно быть подходящим подрядчиком для всех. У нас свой формат работы и свой тип клиентов, которых он устраивает. У кого-то другой формат работы и он устраивает другую группу клиентов. А кто-то вообще берет деньги за воздух, и это тоже устраивает определенную аудиторию.
Никита, прекратите так глупо юлить, у вас плохо получается.
Идиотом заказчика вы не называли только напрямую. Льёте негатив на сотрудника клиента в обвинительной форме и жалуетесь, сравнивая его с этой пресловутой прыщавой девочкой. Весь ваш пост читается как последовательность оправданий. Некомпетентный сотрудник, клиент перестал общаться, не захотел. Перед кем оправдыаетесь?
Если вы не совпадали с заказчиком, то зачем написали пост? А раз написали, да ещё и обвиняете в некомпетентности, то вот вам голая правда. Да, не все друг другу подходят. А в данном случае просто ВЫ недостаточно компетентны для этого заказчика. Поэтому не осилили, не смогли выстроить общение и потеряли проект. Ищите причину в себе, а не во внешних обстоятельствах.
Я выше в комментах писал, что вероятно недоработали в переговорах. Но мы сеошкой занимаемся, а не тренингами по продажам.
Пост написал, чтобы показать, как легко просрать все полимеры, если свернуть не туда.
Как он ловко переводит область ответственности клиента на вас.