Антикейс: как уничтожить результат двухлетней работы по SEO за один день

Три года назад вышла публикация Якова Когана про прыщавую девочку, которая погубит весь ваш маркетинг. В тот момент агентство «Альфа.Сайт» было в самом начале своего пути, и мы взялись за продвижение одного из крупных региональных интернет-магазинов. Тогда я ещё не знал, какой ущерб бизнесу могут принести подобные персонажи.

Начало

На старте у нас был региональный интернет-магазин от базы строительных товаров со средним даже по местным меркам трафиком, дизайном из начала 2010-х годов и номенклатурой около 50 тысяч SKU.

Главная страница в начале работы

По продвижению никаких инноваций и ноу-хау, всё стандартно: комплексный аудит, семантика, шаблоны метатегов, а дальше поехали детально прорабатывать посадочные.

При работе с семантикой выяснилось, что структура сайта сформирована из 1С и менять её никак нельзя. А группировка товаров и категорий была, мягко говоря, неидеальна. Чего нам стоил только раздел: Главная > Гипсокартон > Листовые материалы > Гипсокартон > Гипсокартон. И каждая из категорий имела совершенно разные наборы товаров.

Но мы же были молодой динамично развивающейся компанией и не могли ударить в грязь лицом, нужно было показать результат. Поэтому приняли решение сделать ставку на оптимизацию технической части и контента, а со структурой работали через костыли. И это дало результат.

За полгода работы увеличили целевой трафик из поиска в три раза

Но увеличился показатель отказов, а конверсия падала. При трёхкратном росте посещаемости количество заказов увеличилось лишь в два раза.

С этими данными мы обосновали директору интернет-магазина необходимость редизайна и адаптивной версии сайта. А он уже каким-то чудом убедил «людей наверху» выделить на это дополнительный бюджет.

Главная страница после редизайна

После редизайна отказы пошли на спад, а конверсия постепенно начинала расти. Улучшение поведенческих и коммерческих факторов сделало своё дело, и нам удалось за год с новым дизайном удвоить трафик в сезонный весенний период и даже не просесть летом.

Итого за два года работы увеличили целевой трафик на 483%

Начало конца

И тут на поле появляется новый игрок. Молодая, боевая и полная желания работать девушка, которая ранее работала директором интернет-магазина, но два года пребывала в декрете.

Первые звоночки пошли практически сразу. У нас запросили подробный отчёт за два года работы: что делали, почасовка, обоснование, результат. Тут придраться было не к чему, и я без проблем защитил проект.

Затем пошли претензии к отсутствию роста продаж, когда сезон шёл на спад. Трафик при этом даже продолжал небольшой рост. Стоит заметить, что к тому времени мы реализовали потенциал проекта практически полностью. Дальнейшая работа упиралась в структуру сайта, которую запрещено было менять.

А финальным штрихом стал «некрасивый» сайт, в котором сложно разобраться и что-то заказать. Суть претензий, как выяснилось, опять сводилась к структуре каталога.

Мы на протяжении двух лет просили поменять структуру сайта и даже нашли решения, которые вообще никак не затрагивали 1С, но всё было тщетно. Мы оказались некомпетентным подрядчиком, с которым нужно прекратить работу как можно скорее.

Конец концов

На том и попрощались, но доступ в «Яндекс.Метрику» и «Вебмастер» остался, и мы из любопытства одним глазом наблюдали за ситуацией. На протяжении полугода всё было тихо и спокойно, ничто не предвещало беды, трафик даже показывал небольшой рост по инерции и из-за сезонности.

Но однажды мы заметили серьёзное падение трафика:

Хьюстон, у нас проблемы!

Если сделать детализацию просмотра не по неделям, а по дням, то выйдет примерно такая картина:

Хьюстон, у нас не просто проблемы, у нас #$%&*!

Ну что, сами догадались, что произошло

Почти три года понадобилось, чтобы пройти через отрицание, гнев, торг, депрессию и принять необходимость изменения структуры сайта.

Но обратиться за консультацией к SEO-специалистам не получилось, поэтому:

  • Все URL категорий и товаров были изменены без настройки редиректов со старых страниц. Теговые страницы под приличную долю семантики и вовсе пропали. В итоге из поиска люди попадали на страницы с 404-й ошибкой, так как старых категорий уже не существовало, и поиск удалял такие страницы из результатов выдачи.
  • Все более 50 тысяч страниц сайта сейчас имеют одни метатеги на всех. Теперь новые страницы не имеют ни малейшего шанса выйти в топ, так как дублируют друг друга и будут признаны недостаточно качественными.

И да, мы пытались помочь, как только увидели проблему, но клиент сначала не хотел выходить на связь, а потом и вовсе сказал, что их всё устраивает.

Не будьте прыщавыми девочками (и мальчиками), и всё будет прекрасно!

0
280 комментариев
Написать комментарий...
Anton Ilabanau
> При работе с семантикой выяснилось, что структура сайта сформирована из 1С и менять её никак нельзя.

эм ну это надо было с самого начала выяснить и отказаться от проекта, если не устраивает.
ваш косяк, не важно какие там девочки и пр. к тому же если заказов реально не было нахера вам платить продолжать? вполне себе бизнес-решение.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Федоров

ну это какой-то не гибкий вариант, работать в ограничениях -- нормально,
в некоторых языках программирования всего несколько конструкций языковых -- из них вырастают потрясающие решения и реализуются полноценные алгоритмы и инструменты... со всем можно работать -- это касательно структуры и бизнес-процесса с этим связанного

если заказов реально не было нахера вам платить продолжать?

Зачем платить за ЖКХ, если нет заказов? Зачем нанимать электрика, если нет заказов? Я к чему -- вопрос требует изучения.

Пример:
Видел увольнение продавцов в спортивном магазине (лыжи, коньки, плавание -- профобмундирование крч) за то, что упали продажи в этом году (ну это был 2014) по отношению к прошлому на миллион... просто по одному показателю, не бралась эффективность персонально по менеджеру, не бралась посещаемость, действия конкурентов, эффектинвость рекламы, ничего... только оборотка) -- эта картина ровно попадает под вашу фразу

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

Я не говорю что это правильно. Но это внутреннее бизнес-решение заказчика, не имеет никакого отношения к конторе из статьи.
А автор представил это так что он лучше разбирается что и как заказчик должен быть делать - если это так то почему сам гипсокартон не идет продавать, и обозвал работницу прыщавой девочкой. Как по мне так это быдляцтво обыкновенное.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Антонов
Автор

Я лучше разбираюсь в том, как продвигать сайты и генерировать с них продажи. Как ему вести закупки, логистику, кадровые и налоговые вопросы - я не знаю и здесь никаких советов не даю.

Каждый должен заниматься тем, чем умеет.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Никита Антонов
Автор

Я сказал, что разбираюсь в этом лучше клиента, но не лучше всех (хотя это не точно), потому он к нам и обратился. Жду нобелевку.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

я так и думал что однобоко поймете :)
а если подумать, заказчик - продает стройматериалы. у него гемора выше крыши а ваш трафик и вообще сайт это всего лишь малая часть забот. он решил забить на СЕО - это его бизнес-решение. называть единственной причиной "прыщавую девочку" - это очень ограниченно. может директору бабло на новые часы нужны, или на новую газель, как раз вот сэкономил на вас и купил.

в этом и проблема что вы разбираетесь в продвижении а в своей статье пытаетесь залезть во внутреннюю кухню заказчика.

у меня на работе в маленькой конторе был случай когда 6 месяцев делали новое видео-решение, а потом просто закрыли, потому что багов было много и нужно было еще и еще время. в итоге каждая неделя в убыток уже была. иногда пофиг на % готовности, советы и т.п. - кто платит тот и заказывает бал.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Антонов
Автор

Ни в теле статьи, ни в комментах с моей стороны не поднимается вопрос внутренней кухни бизнеса клиента. Только сайт, только целевой трафик и то, как легко и непринужденно его можно просрать в одночасье.

А читатели уже сделают вывод, полезна ли им эта информация или нет.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau
> можно просрать в одночасье.

сменить структуру сайта без редиректов - конечно просрешь, это тривиально.

> Не будьте прыщавыми девочками (и мальчиками), и всё будет прекрасно!

а вот это детский сад просто. обвиняете конкретного человека во всех бедах, хотя вас оттуда вообще давно торкнули и вы понятия не имеете что внутри фирмы происходит.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Антонов
Автор

Я же связывался с представителями проекта с предложением помощи по восстановлению. И немного в курсе того, кто там работает и как так вышло.

Ответить
Развернуть ветку
277 комментариев
Раскрывать всегда