Какие работы бесполезны в SEO

Мифы и правда о SEO в статье тимлида Nimax Анны Павлюк.

Анна Павлюк, тимлид SEO в агентстве Nimax

Поисковая оптимизация в России существует с нулевых и прошла много этапов: «наивный» поиск, ссылочное продвижение, теперь преимущество за user-friendly сайтами.

Скорее всего, вам не особо понятно, что именно нужно, чтобы получать много трафика из поиска, как работают алгоритмы Яндекса и Google, что изменилось за последние годы, почему в топе жуткие сайты конкурентов. И нет источника, который достоверно ответил бы на эти вопросы — отличное подспорье для мифов и заблуждений.

Частично их генерирует сам рынок SEO. Чаще этим грешат маленькие студии с большим количеством недорогих проектов на потоке: времени на погружение в проект у специалистов нет, а в отчет что-то написать нужно.

В этом материале мы собрали распространенные мифы, а еще сделали тест, чтобы вы могли проверить свои знания в SEO до или после прочтения статьи.

Итак, какие работы бесполезны для SEO.

Технический аудит

1. Исправить ошибки валидации HTML и CSS

Миф. Ошибки по валидатору – это плохо, нужно немедленно исправить все до одной.

Правда. Исправление ошибок, которые показывают различные валидаторы HTML и CSS, без оглядки на конкретные проблемы верстки и программинга не приводит к росту трафика. Некоторые ошибки вообще не являются ошибками: валидаторы могут их находить, поскольку порой используют устаревшие стандарты и не вполне корректно распознают новые. Если на номере телефона стоит гиперссылка, это распознается как ошибка – но вы же не будете такое исправлять.

2. Убрать <frame></frame> со страниц

Миф. Это плохо для сайта.

Правда. Контент, содержащийся во «фреймах», не будет индексироваться. Всегда ли это плохо? Нет. В некоторых случаях фрагменты контента специально закрывают от индексации. Так что важно просто удостовериться, что поисковые боты «видят» полезный контент.

3. Убрать «лишний мусор» из кода

Миф. Поисковики подумают, что сайт некачественный.

Правда. Не подумают. Но это оправданно в случае рефакторинга, переработки кода с целью облегчить программистам дальнейшую работу с сайтом. Либо если фрагменты кода существенно замедляют быстродействие сайта.

4. Прописать директивы в robots.txt для каждого бота

Миф. Яндекс увидит, что мы прописали инструкцию специально для него, и поднимет сайт в поиске.

Правда. Нет смысла прописывать директивы отдельно для каждого бота, достаточно User-Agent: *

Исключение — если вы намеренно хотите открыть или закрыть какой-либо раздел для строго определенного поисковика.

5. Сделать html-страницу с картой сайта

Миф. Без нее сайт будет долго индексироваться.

Правда. Это бесполезно для небольших сайтов. Поисковые боты обойдут и проиндексируют условный каталог на 100-200 страниц – без всяких дополнительных манипуляций.

6. Вынести стили CSS и скрипты в отдельные файлы

Миф. Иначе сайт будет хуже индексироваться.

Правда. Не будет. Если CSS и JS не мешают быстродействию, можно не заморачиваться – Джон Мюллер из Google подтверждает.

7. Перейти на HTTPS

Миф. Без перехода сайта на HTTPS трафик не вырастет.

Правда. Трафика сильно больше не станет. Но у ecommerce-проектов может вырасти конверсия в покупку: пользователи больше доверяют сайтам с защищенным соединением.

8. Без мобильной версии сайт в поиске не продвинуть

Миф. И так норм.

Правда. Ну, почти. Есть тематики, где львиная доля пользователей сидят с десктопа и мобилопригодность не так важна, — таких довольно мало. Если это не ваша история, пожалейте глаза посетителей и сделайте адаптив. Трафик вырастет.

Внутренняя оптимизация

1. Расширить семантическое ядро

Миф. Чем больше запросов, тем лучше.

Правда. Тут нужно быть внимательнее. Во-первых, перепроверьте обновленный список запросов, не должно быть:

  • запросов с нулевой частотностью — их никто не ищет;
  • низкочастотных запросов с опечатками — мало кто так ищет, и поисковик все равно исправит опечатку;
  • однословников (ресурсов на продвижение нужно много, а конверсия будет никакая — потому что у пользователя нет четкого намерения);
  • брендовых запросов — вы по ним уже в топе, скорее всего.

Во-вторых, убедитесь, что у оптимизаторов есть четкий план дальнейших действий со свежими запросами. Сама по себе семантика вам прибыль не принесет.

2. Заполнить тег Keywords ключевыми фразами

Миф. Keywords влияет на ранжирование и трафик.

Правда. Google не учитывает содержимое Keywords, Яндекс может (может ≠ учитывает). Но это теория, а что на практике? Есть куча сайтов, которые продвигаются без Keywords, и с трафиком там всё хорошо.

3. Изменить атрибуты alt, названия файлов изображений и сделать отдельный sitemap для картинок

Миф. Иначе трафика с картинок не видать.

Правда. Большой трафик с картинок — это миф. Статистика Liveinternet показывает, что для e-commerce доля трафика с Яндекс и Google-картинок — не более 0,1%. Для интернет-изданий и того меньше.

4. Сделать перелинковку с использованием анкоров под ключевые слова

Миф. Это повысит позиции по запросам.

Правда. Манипуляции с внутренним весом страниц ощутимо не сказываются на трафике, Дмитрий Шахов проверял. Перелинковка может повлиять на поведенческие факторы, юзабилити, индексацию страниц. Сразу на трафик — нет.

5. Написать и разместить тексты на всех страницах

Миф. На всех-всех! Иначе трафика не будет.

Правда. Прежде чем обогащать рынок копирайтеров, надо проанализировать конкурентов. У них есть тексты на посадочных страницах? Какой объем? Какую задачу пользователя решим текстом? В сегодняшних реалиях бездумные и бесполезные «портянки» на 3000 символов могут скорее навлечь санкции, чем привести дополнительный трафик. В некоторых тематиках текст вообще не нужен либо можно обойтись коротким.

6. Уникализировать тексты в карточках товаров

Миф. Это повысит позиции по запросам.

Правда. То же самое, что и в предыдущем пункте: сначала посмотрите на конкурентов. И представьте: магазинов, продающих условные айфоны, много. Хочет ли пользователь читать нечто «уникальное» в карточке товара? Нет. Дайте ему УТП, приемлемую цену и не мешайте принять решение о покупке.

7. Прописать ключевые слова в метатегах Description

Миф. Метатеги Description влияют на ранжирование.

Правда. Яндекс может использовать содержимое Description в сниппете. И всё. В Google то же самое.

8. Изменить структуру сайта

Миф. Если поменять структуру сайта, трафика станет больше.

Правда. Не всегда, поскольку все индивидуально, но да – структура влияет на трафик.

Во-первых, с точки зрения быстроты индексации: например, если у интернет-магазина плохо индексируются карточки товаров, изменение структуры поможет ускорить этот процесс.

Во-вторых, с точки зрения увеличения точек входа на сайт. Предположим, у вас есть страница каталога с брюками. Сделайте в ней подкатегории — по цвету, размеру, составу ткани и т. д., и такие страницы будут собирать дополнительный трафик.

Если порядок и с тем, и с другим, структуру можно не менять.

Внешняя оптимизация

1. Закупить ссылки

Миф. Нужны ссылки. Много ссылок!

Правда. Абстрактное «много» — это прямой путь под фильтр. И потом, точно ли нужно много? Проанализируйте ссылки конкурентов, оттолкнитесь от этого количества.

Лучшие ссылки — естественные: хороший PR, региональные каталоги и прочие площадки, где пользователи могут что-то обсуждать и делиться ссылками.

Закупка ссылок сюда не очень вписывается, как и «рабочие» схемы закупки — 60% безанкорных и 40% анкорных. Хоть «вечные» ссылки, хоть арендные с Sape — рано или поздно показатели сайтов-доноров ухудшатся, и ссылки придется снимать.

Лучше вообще не ввязываться. И без закупки можно эффективно продвигаться в поиске.

2. Получить крауд-ссылки

Миф. Это безопасные ссылки, которые еще и живых людей на сайт приводят.

Правда. В целом, так и есть. Только сложно найти хорошего аутсорсера, который готов погрузиться в проект, отвечать за контент головой и делать по-настоящему хорошо за адекватные деньги. Ссылки с нескольких справочников, имитация диалога на «мертвых» форумах и статья на свежезарегистрированном ЖЖ-аккаунте вам трафика не прибавят. Эффективный крауд-маркетинг — это дорого. Возможно, проще взять кого-то в штат.

3. Разместиться в Яндекс.Каталоге и/или DMOZ

Миф. Это влияет на трафик и позиции.

Правда. Влияние такой ссылки на трафик и позиции не доказано. Яндекс.Каталог в декабре анонсировал окончание приема заявок, DMOZ объявил о закрытии еще в марте 2017 года.

4. Увеличить тИЦ

Миф. Это влияет на трафик и позиции.

Правда. Корреляции между ростом тИЦ и ростом трафика нет — проверено на множестве проектов.

Да, мы знаем, что Яндекс ввел ИКС вместо тИЦ.

Вместо выводов

Недавно наткнулись на чек-лист по оптимизации, который заканчивался так:

«Конечно, не все перечисленные пункты могут оказывать решающее влияние на ранжирование, но я специально не стал разделять возможные ошибки оптимизации по степени важности. Работайте над сайтом комплексно. Как минимум, не отставайте от ваших конкурентов. А лучше перегоняйте их, не разделяя факторы на важные и не очень. В Google 200 факторов ранжирования, в «Яндексе» более тысячи, и ценность каждого из них всегда может поменяться».

Для бизнеса это убийственно. Вы не можете потратить кучу времени и денег на скрупулезное перерабатывание карточек товаров, чтобы текст стал на 15% уникальнее, пока нет четкой уверенности, что это принесет вам прибыль в обозримые сроки.

Пройдите тест на знание SEO-мифов, стремитесь к прозрачности в работе с подрядчиком, внедряйте систему KPI и удачных вам SEO-проектов!

0
68 комментариев
Написать комментарий...
Serge Arsentiev

Извините, это точно _свежая_, актуальная заметка за август 2018?

Ответить
Развернуть ветку
Daria Barinova
Автор

Сергей, может быть, есть предметный комментарий?

Ответить
Развернуть ветку
Александр

И еще, пожалуй, самое главное.

Цитата "Прежде чем обогащать рынок копирайтеров" и "У них есть тексты на посадочных страницах? Какой объем? Какую задачу пользователя решим текстом"

На мой взгляд самый плохой совет из представленных. Вы попробуйте ввести в Яндексе идеальный для коммерции запрос "shtil ms 180". На первых местах будут 50% инфо-сайтов. А все почему? Там текст который закрывает потребность в информации о товаре на 99%, на более чем 7000 символов.

Так скажите, что мешает такому инфо-сайту вместо рекламы, самому продавать такие товары. CTR таких страниц выше 2,5%. Неплохо - да.

Так что, я думаю, "Правда" - это то, что тексты нужны. И нужны хорошие.

И последнее, не "посмотрите как у конкурентов" - а "посмотрите как у конкурентов и делайте лучше". Намного лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Kononenko

Да вовсе не поэтому 50% инфо-сайтов в выдаче по этому запросу. Это из-за того, что запрос информационный. Те, кто пишет такой запрос как раз и поделятся на 50/50 хотят купить/хотят просто узнать, что за зверь. Добавьте к этому запросу "купить" и уже процентов 90 в выдаче будет интернет-магазинов.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Спасибо, Константин. О том я и говорю, даже из Вашего комментария понятно, что охват такого товара будет выше. Если будет и текст, и кнопка купить.

Автор пишет, что текст заказывать не стоит. Просто делайте как у конкурентов.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Kononenko

Соглашусь

Ответить
Развернуть ветку
Daria Barinova
Автор

Александр, мы не говорим, что текст заказывать не стоит в 100% случаев и что нужно делать как у конкурентов. Но имеет смысл учитывать опыт сайтов, стабильно находящихся в топ-10.

Ответить
Развернуть ветку
65 комментариев
Раскрывать всегда