Как интернет-магазину привлечь клиентов с помощью отзывов, обзоров и инструкций

Агентство Influenster выяснило, что 77% из 11 тысяч опрошенных перед покупкой товаров искали отзывы. Отзывы сильнее влияли на выбор гаджетов, одежды и обуви, косметики и бытовой техники. Никита Тарасов из «Ашманов и партнеры» рассказал, как интернет-магазину привлечь клиентов из поисковых систем по запросам, связанным с отзывами, обзорами и т.д.

Информационные запросы как точки роста

Семантическое ядро интернет-магазинов часто составляется исключительно из коммерческих запросов. Например, “купить кофеварку”, “магазин кофеварок” и так далее.

Запросы из серии "купить кофеварку" являются общими и подразумевают скорее исследование товаров, магазинов и цен, чем покупку конкретной вещи. Поэтому они очень высокочастотные и конкурентные, но коэффициент конверсий у них невысокий.
Можно увеличить посещаемость из поисковых систем другим способом, причем с более высокой конверсией. Я имею в виду работу с информационными запросами, которые влияют на принятие решения о покупке: отзывы, обзоры, инструкции, характеристики и так далее.

Вот минимальные условия для решения этой задачи: выявить пользовательские интенты (намерения), связанные с конкретными товарами, подготовить под них специальные страницы и оптимизировать их для поисковых систем. Ниже расскажу обо всём подробнее.

Как оптимизировать магазин под информационные запросы

Выясняем намерения покупателей

Сначала стоит проанализировать, чем интересуются люди в контексте конкретного товара. Давайте разберем вопрос на примере ноутбука марки HP.

Пример интересов пользователей в контексте модели ноутбука HP

Статистика показывает, что люди ищут не только ноутбук и возможность его купить. Ещё их интересуют:

  • Отзывы о модели
  • Обзоры
  • Технические характеристики и т.д.

Набор интентов (намерений пользователя) зависит от тематики продукта. В сегменте фармацевтики люди кроме отзывов о лекарстве ищут инструкции по применению или аналоги. В автомобильной индустрии интентами могут быть тест-драйвы и краш-тесты, в мире гаджетов - распаковка и сравнение характеристик.

Пример интентов для лекарства "Авиамарин": люди интересуются отзывами, инструкциями, аналогами

Группируем запросы и создаём страницы

Допустим, мы выяснили, что интересует потенциального покупателя: отзывы о продукте, аналоги и инструкции по применению. Дальше нужно решить, как эффективнее продвигать контент по каждому из трех запросов: на отдельных страницах или на единой.
Задача решается с помощью сервиса кластеризации, который группирует запросы по интентам и показывает, какие типы сайтов занимают топовые позиции в каждой группе. Пример подобного сервиса: http://coolakov.ru/tools/razbivka/.

Давайте разберем процесс группировки на примере запроса по лекарству “Авиамарин”. На скриншоте ниже сгруппированы запросы, касающиеся “Инструкций по применению” и “Отзывов”. В топе поисковой выдаче по этим запросам есть только два совпадения. Это страницы сайтов Neboleem.net и Medcentre.com.ua. Что из этого следует?

Группы запросов и соответствующие им страницы из топа поисковой выдачи

Допустим, в поисковой выдаче по "Отзывам" и "Инструкциям" совпадали бы три или более страницы. Тогда высока вероятность того, что для продвижения по обеим группам запросов, нам достаточно было бы одной страницы сайта. Но, в нашем случае, два совпадения не является репрезентативным и говорят о том, что поисковики отдают предпочтение отдельным страницам, оптимизированным под конкретную группу запросов.

В целом, для запроса “Авиамарин” нам потребуется три отдельных типа страниц для продвижения интентов:

  • Отзывы
  • Инструкция по применению
  • Аналоги

Если отзывы, инструкции по применению, информация об аналогах уже опубликованы на странице товара, то стоит перенести их на специальные страницы: “Отзывы”, “Инструкции” и т.д. Это позволит составить правильные заголовки title/h1/description под конкретную группу запросов. А ссылаться на страницы "Отзывы" или "Аналоги" можно с карточки товара.

Оптимизируем страницы

С содержанием информационных страниц всё более менее ясно: они наполняются отзывами клиентов, полезными обзорами и так далее.
Сложность в том, что у любого магазина всегда есть товары без отзывов или обзоров. Если даже часть информационных страниц остается без контента, есть риск, что Яндекс удалит их из поисковой выдачи как некачественные.
Чтобы избежать подобной проблемы, создайте следующее условие. Когда страница с отзывами заполнена, она отдает код ответа 200 Ok, а ссылка на неё отображается в карточке товара. Если страница без контента, то она отдает код ответа 404 Not Found, а ссылка на неё в карточке товара не выводится.

Дальше мы разберем три важных аспекта оптимизации информационных страниц:

  • Человекопонятные URL’ы (ЧПУ) или «псевдостатическая адресация»
  • Заполненные мета-теги (title/h1/description)
  • Корректное отображение контента страницы при отключенном JavaScript

Формирование адресов и мета-тегов лучше настроить по шаблону, потому что для продвижения по интентам используются типовые страницы.

Разберем на примере. На скриншоте ниже в карточке товара отображаются вкладки «Характеристики», «Отзывы» и «Аксессуары». При нажатии на вкладку "Отзывы" пользователь переходит на отдельную страницу.

Карточка товара интернет-магазина Becompact.ru

URL-адрес страницы «Отзывы» составляется по принципу: /URL страницы карточки товара/otzyvy/. Например, https://site.ru/notebooks/lenovo123/otzyvy/.

Заголовок <title> для страницы составляется так: /Содержимое заголовка h1 страницы карточки товара/– отзывы | интернет-магазин Электроника.ру. Например, «Ноутбук Lenovo IdeaPad White - Отзывы | интернет-магазин Электроника.ру».

Формат заголовка <h1> будет выглядеть так: /Содержимое заголовка h1 страницы карточки товара/ - Отзывы. Пример: «Ноутбук Lenovo IdeaPad White - Отзывы».

Формат и пример описания (description):

Отзывы о / Содержимое заголовка h1 страницы карточки товара/. ✔ Осуществляем доставку по всей России, доставка по Москве в день заказа! Заказ товара по телефону 8 800 700-67-47

Пример:«Отзывы о: Ноутбук Lenovo IdeaPad 310-15ISK (80SM00QERK) White. ✔ Осуществляем доставку по всей России, доставка по Москве в день заказа! Заказ товара по телефону 8 800 700-67-47».

Важно: Проследите, чтобы содержимое информационных страниц правильно отображалось при включенном и отключенном javascript. Иначе страницы некорректно или не полностью проиндексируются поисковыми системами.

Заключение

Мы разобрали основные шаги продвижения по информационным запросам. На скриншоте ниже пример топа поисковой выдачи по запросу типа “модель товара+отзывы”. Первую и третью позицию занимают М.Видео и Эльдорадо. Оба магазина работают с информационными запросами по принципу, описанному в статье. Отмечу только, что кроме выявления интентов, создания и оптимизации страниц, важно работать с качеством контента, но об этом стоит написать отдельную колонку.

Пример поисковой выдачи по запросу типа "модель товара + отзывы"
0
12 комментариев
Написать комментарий...
Юрий Б.

Ищешь такой отзывы в поисковиках, а на найденных сайтах в разделе «Отзывы» по искомым товарам обескураживающее «Нет отзывов». Время проведённое на таком сайте составляет 0,3 сек, потому что осознание, что произошёл обман - заманивали отзывами, а их там нет - приходит сразу.

Напоминает поиск текста песни не очень популярной. Кто-то спарсил БД всех альбомов и нарастил SEO по запросу «имя группы + название песни + текст». А текста нет.

Надеюсь, поисковики научатся работать с такими говноедскими практиками.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Tarasov

Вы невнимательно прочли статью - одно из основных требований, чтобы на страницах присутствовал релевантный контент.

Ниже цитата из статьи:
«Сложность в том, что у любого магазина всегда есть товары без отзывов или обзоров. Если даже часть информационных страниц остается без контента, есть риск, что Яндекс удалит их из поисковой выдачи как некачественные.
Чтобы избежать подобной проблемы, создайте следующее условие. Когда страница с отзывами заполнена, она отдает код ответа 200 Ok, а ссылка на неё отображается в карточке товара. Если страница без контента, то она отдает код ответа 404 Not Found, а ссылка на неё в карточке товара не выводится.»

Говоря проще, если контента на странице нет – ссылка на такую страницу выводиться не должна, а сама страница должна отдавать код 404 Not Found

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Жду не дождусь, когда Google тоже начнёт удалять из выдачи страницы, где в действительности нет отзывов. Потому что по поиске проблема такая есть, я описал.

Ответить
Развернуть ветку
Doco4ka

Очень хорошие скриншоты, даже по прямым ссылкам их разрешение не позволяет разглядеть что там - только силуэт.

Ответить
Развернуть ветку
Ашманов и партнеры
Автор

Исправились, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Лора Маслова

ну это сложно очень : писать 10-20 тысяч читабельных отзывов

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Tarasov

Отзывы - это UGC (User-generated content), то есть контент, генерируемый пользователями.
Характеристики или сертификаты – не UGC. Подобный контент добавляется администраторами/контент-менеджерами ресурсов.
В случае с отзывами стоит поступить следующим образом:
Форму добавления отзыва – можно реализовать в формате pop-up окна на странице карточки товара. После того как пользователь оставляет отзыв на товар, отзыв уходит на премодерацию. После того как отзыв успешно проходит модерацию, он выводится на соответствующей странице отзывов о конкретном товаре. То есть страница с отзывами будет доступна как пользователям, так и поисковым системам только после одобрения комментария модератором сайта. Более подробно про механизм отображения страницы можно прочесть в комментарии выше или в самой статье.

Ответить
Развернуть ветку
Лора Маслова

а если отзывы никто не пишет?

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Tarasov

Можно мотивировать пользователей на написание отзывов, например делать скидку на следующую покупку или мотивировать пользователя финансово, например http://monstore.ru/actions/Otzyvy_za_dengi/, подобная практика есть также на Яндекс.Маркете https://vc.ru/flood/22088-yamarket-reviews

Ответить
Развернуть ветку
Racurs Agency

Ребят, небольшое уточнение: "Агентство Influenster выяснило, что 77% из 11 тысяч опрошенных ЖЕНЩИН перед ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ покупкой товаров искали отзывы."

Более того, на отзывы полагались только 68% женщин (а не 77%). А 56% заявили (56% Карл!), что вторыми в этом списке "влияния" стали соц.медия, 63% из которых занимает ИНСТАГРАМ! И читаю они все эти отзывы, знаете когда? Прямо во время самого шопинга - 67% опрошенных.

Так что здесь скорее речь частично о SERM и SMM.
Да и вообще, исключительно женскую аудиторию выборки экстраполировать на всех людей - такое себе дело!

Ответить
Развернуть ветку
Danil Tsaytler

"Разберем на примере. На скриншоте ниже в карточке товара отображаются вкладки «Характеристики», «Отзывы» и «Аксессуары». При нажатии на вкладку "Отзывы" пользователь переходит на отдельную страницу. "

Что-то не открывается отдельная страница, все там же и размещено. Таб вы же не считаете отдельной страницей?

Ответить
Развернуть ветку
Ашманов и партнеры
Автор

Данил, спасибо. В примере неверный скриншот, т.е. у сайта не внедрены рекомендации, о которых написано ниже в статье. Постараемся заменить.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда