Новый алгоритм Wildberries: почему ухудшаются позиции и когда не будет поиска по ключевым словам?
На связи Павел Михайлов из Seoremica. Накопил достаточно аналитических данных, чтобы поделиться своими выводами о новых принципах ранжирования и продвижения товаров на Wildberries. А также сделать прогноз: каким будет поиск маркетплейса Wildberries через год. Перечисляю факты и добавляю свой комментарий к каждому пункту.
Есть ли реальная пессимизация?
Карточки действительно теряют свои позиции. Происходит это всегда резко и неожиданно. На сегодняшний день я выделяю четыре группы актуальных проблем, которые обнаружил при аудите товарных карточек:
Прокомментирую каждую из них и отдельно расскажу о причинах вероятного отказа от ранжирования внутри маркетплейса по описанию.
1. Пессимизация за спам в характеристиках
Эффект: резкое понижение в позициях по всем группам ключевых слов.
Причины: попытка разметить в описании ключевые слова (переспам), неправильно заведенные характеристики (не относящиеся к товару), заведение лишних полей характеристик (например, заполнение поля «любимые герои»).
Пара примеров, поспособствовавших пессимизации:
Причин пессимизации за характеристики десятки.
UPD: прямо сейчас на маркетплейсе происходит зачистка параметров. Количество параметров для выбора сократилось. Для некоторых категорий товаров изменилось количество полей в характеристиках. Некоторые значения автоматически стали незаполненными.
2. Пессимизация за некачественные SEO-тексты
SEO-тексты сейчас важны для корректного ранжирования.
Эффект: не все ключи попадают в ранжирование. Отдельные группы ключевых слов опускаются на 200-300+ позиций вниз. Некоторые группы ключей показывают отрицательную динамику роста. Товар продается реже. Иногда возникают короткие всплески продаж на день и снова ситуация повторяется.
Причины: была некорректно собрана семантика, товар ранжируется не по своим ключевым словам, товар ранжируется по спамным ключам.
Интересное наблюдение: все пять тысяч символов описания индексируются и участвуют в ранжировании. Это официальный ответ поддержки, мои внутренние тесты с ответом совпадают.
Однако при размещении большого объема текста, часть ключей в индекс не попадает. Это могут оказаться и очень важные бизнесу ключи, предсказать эффект заранее невозможно.
Предполагаю: существует верхний порог — максимально возможное количество ключей для ранжирования у отдельно взятой карточки. Гипотезу проверяю.
Мой совет: не гнаться за объемом и количеством ключевых слов, лучше работать над качеством семантики.
3. Пессимизация за плохо проведенные выкупы
Эффект: резкая просадка товарной карточки по всем позициям.
Причины: выкупы были проведены через ненадежные сервисы или плохо спланированы, в результате чего маркетплейс смог определить их как неорганические продажи.
Зачем это маркетплейсу?
Весь новый алгоритм Wildberries был введен для создания релевантной выдачи. Зная это и его основные принципы, магазинам удается избежать потерь в продажах на маркетплейсе.
Показывая нерелевантную выдачу, маркетплейс теряет деньги. Выкупы напрямую связаны с заказными отзывами. Как итог, в ТОПе оказываются товары, которые не способны показать тот же уровень органических продаж, какой показывали вытесненные товары.
Заказные отзывы влияют на решение о покупке. При большом количестве фейковых отзывов, реальное качество купленного товара не совпадает с отзывами и рейтингом товара, в результате чего появляется негатив в сторону маркетплейса. Уровень доверия к выдаче падает. На фоне высокого уровня доверия к Ozon, проблема требовала новых решений.
Мое мнение: Wildberries вводит инструмент для модерации новых отзывов. Думаю, все помнят период, когда отзывы оставить было попросту нельзя. Он напоминает алгоритм Яндекс, где учитывается предыдущая активность аккаунта пользователя. Манипулировать отзывами станет сложнее.
Моя гипотеза: на основе данных о предыдущей активности пользовательских аккаунтов, Wildberries тестирует модель, которая позволит по ряду внутренних маркеров отличать самовыкупы от реальных покупок.
Предположение: многие товарные карточки потеряли позиции сразу после проведенных самовыкупов. Считаю, что они могут находиться во временном буфере, где происходит пересчет суммарного рейтинга (исключат из статистики самовыкупы) и параметров, после чего товарам снова будет присвоено более низкое место в ранжировании.
4. Низкая конверсия товарной карточки
Эффект: планомерное понижение в ранжировании. Неизменно низкий уровень продаж.
Причины: используется не продающая инфографика. Инфографика не закрывает все возражения клиентов. Низкая конверсия в продажу.
Назвать пессимизацией этот эффект я не могу. Он существовал всегда. Нет продаж — нет высоких позиций. Это вписывается в логику любого маркетплейса.
Важно понять, что позиций у карточки нет не из-за маркеплейса, а в виду плохо проработанного маркетинга.
Достаточно провести исследование, собрать все возражения и боли целевой аудитории, чтобы визуал смог конвертировать лучше.
Мой прогноз: что ждет Wildberries через год?
Пожалуй, это самая интересная часть статьи.
На мой взгляд, на Wildberries была допущена серьезная ошибка. Ключевые слова легли в основу алгоритма ранжирования, а пользователи смогли добавлять свои характеристики, что вылилось в спам. СПАМ в свою очередь привел к нерелевантной выдаче. Найти что-то на маркетплейсе с первого раза удается не всегда.
Что происходит сегодня?
Сегодня устраняются все прошлые ошибки. Началась пессимизация за характеристики и они, через давление на селлеров, приводятся к единому виду. Возникает логичный вопрос: зачем?
Мои закрытые тесты показывают, что ключевые слова начинают закрепляться за отдельными категориями, чего раньше замечено не было.
О чем это говорит?
Предполагаю, что Wildberries хочет взять новый курс, переняв опыт у мировых маркетплейсов.
Считаю, что приведение характеристик к единому виду — первый большой шаг и яркий маркер для любого аналитика.
Считаю, что в будущем ранжирование и фильтрация будут происходить только по заполненным характеристикам.
Эффективную модель такого ранжирования продемонстрировал Ozon.
Ключевые слова будут автоматически подбираться маркетплейсом для каждой карточки и закрепляться за ней. Расширить семантику можно будет исключительно за счет полей характеристик.
Мы сможем управлять вертикальным продвижением — влиять на поднятие карточки наверх. Уверен, внутренних и внешних инструментов для этого на маркетплейсе появится много.
Заголовки снова получат приоритетную значимость. Вариант с подстановкой значения из характеристик пока не доказал свою эффективность и популярность.
Мой прогноз: подобные изменения будут происходить пошагово и минимум год маркетплейс будет работать по старой модели. На очистку карточек всей площадки потребуется значительное время.
И все это время важны будут: аналитика, маркетинг, инфографика, юнит-экономика и SEO.
Сейчас для многих магазинов на Wildberries открываются новые возможности. Не упустите их!
Теперь веду телеграм-канал по Wildberries:
Там же есть и чат, где вопросы можно задавать:
👇👇👇
Получить профессиональную консультацию по продвижению на маркетплейсе можно написав мне в Telegram: https://t.me/seoremica .
Увидимся в комментариях к материалу! Стараюсь отвечать на каждый.
Это чудовищная практика, когда для того, чтобы твой товар покупали покупатели, нужно САМОМУ ВЫКУПАТЬ СВОЙ ТОВАР и еще за это платить деньги. Это полный бред, ужас и какой-то анекдот. Беда в том же, в чем и все остальные проблемы нашей несчастной страны. В полном беззаконии и бесправии. Вам нужно вечно заискивать, пресмыкаться и стараться "крутиться", чтобы подстраиваться под бесконечно изменяющееся правила, которые устанавливают, вообщем, идиоты. Они их меняют бывает несколько раз за 1 день. А тебя могут в любой момент забанить, удалить, проебать поставку, убрать из выдачи, начислить штраф 1млрд руб и т.д. Ну а ты молись богу и путину, вдруг не тронут.
Справедливости ради - это не "беда нашей несчастной страны". Вы думаете, на Амазоне это реализовано как-то иначе? Там масштабы самовыкупов еще выше. Да и выдача реализована также нелогично для покупателя, как и на Wildberries. Народ реально жалуется, что товары на Амазоне проще искать через гугл, чем внутри площадки
Сейчас мы видим, как начинаются изменения. Я их очень ждал.
Мне система самовыкупов также сильно не нравится. Хотелось бы получить взамен профессиональные инструменты продвижения для работы с товарными карточками.
Комментарий недоступен
Мы продаем детскую одежду собственного производства уже много лет. На ВБ у нас приходится 58% продаж, на Озон 10%. Я бы с удовольствием не работал с этим г... Но. Ну и если бы было бы 50/50-ВБ/Озон, то разве отказ от ВБ приведет эти 50% плюс к Озону, нет. Это просто будет минус 50% продаж.
Хочется верить, что там станет меньше шлака. Потому что сейчас всё довольно печально. Мне ближе Озон. Хотя и там есть свои проблемы)
Выдача точно отчистится. Главные вопросы сейчас: сколько времени потребуется и какими будут алгоритмы поиска по итогу? Удобно ли это будет пользователям.
Стараюсь изучить и спрогнозировать.
Комментарий недоступен
Дарья, спасибо большое за такой подробный фидбек! 🙌🏻 Читаешь и понимаешь, что не зря старался, выделяя пару лишних часов на структурирование статьи, оценили )
И раз уж вы упомянули, жду всех на созвоне в телеграм-канале каждую неделю 😃
Павел. Читала, что на Озоне ключевики работают совершенно по другому.
А какой там алгоритм?
Добрый день! Вмешаемся в ваш диалог 🙃 О том, как работают поисковые фразы у нас, рассказали в этой статье: ozon.ru/t/20yYNq
Описан в документации. Описание вообще не имеет вес.
Ольга, действительно для Ozon все находится в открытом доступе. Даже описание алгоритма.
Продвижение там больше ориентировано на маркетинг и по своему характеру планомерное.
Смотрите как описание сделано, просто теги перечислены. Как думаете, работает такое?
Смотря, что понимаем под «работать».
Может ли это быть проиндексировано? Может.
Может ли какой-то время давать продажи? Может.
Будет ли пессимизация итоговая? Будет.
Комментарий недоступен
Максим, вы о чем? )
То есть отсутствие возможности спамить ключевыми словами, вы расцениваее как отсутствие возможности искать по ключам?) Смешно. Иначе бы вы не смогли найти утюг по запросу утюг в поисковой строке Вайлдберриз.
К сведению, сейчас даже самую тупую хрень если написать без излишней оптимизации, можно вывести в топ по ключам товар.
Я говорю о том, что поисковая строка будет привязана к характеристикам. Ключи в описании сами по себе не будут влиять на попадание карточки в запрос.
Утюг — это заголовок в 100% случаев.
Если честно, пишу ответ, и не понимаю вашего вопроса )
Но судя заключению о том, что можно все вывести в топ без оптимизации, делаю вывод, что продвижением на wb не занимаетесь )
В любом случае, спасибо за комментарий — это классно, что нашли время на обратную связь 🙌🏻
Очкоплейс
Когда миллионы продавцов продают один и тот же товар за похожую цену - тут ничего не спасёт. Все утонут дружно. Ибо покупатель будет избегать такие товары, считая их продавцов шарлатанами. Нужна уникальность.
Недавно убрали возможность писать название карточки для многих категорий. Сразу появилось куча сервисов которыми можно поменять название через api
Вопрос к опытным - насколько это опасно, могут ли за это надавать по жопе?
Пока не дают, но если захочется - выпишут штраф
Я на персональных разборах могу подробно вычитать карточку и дать обратную связь 🙌🏻
Диагностика в коммментариях не самый эффективный и экологичный формат )
Комментарий недоступен
Александр, вы о чем?
категоризация в вб это полный трэш, ничего не найти, один и тот же материал может быть в восьми вариантах, с различным написанием, запятыми и даже ошибками.
А однажды я заметила что у купальников есть категория "путин".
Собрали seo-описание, без треша и перечисления ключей через запятую. Но карточки все равно жестко пессимизировались. Что делать в случае, если это уже произошло? Имеет ли смысл откатывать описание назад или есть еще какие-то методы исправления ситуации?
Почему у вас одни и те же комментаторы под каждой статьей и все пишут "спасибо за труд, очень качественно"? Надо кидать реальные кейсы, а не накручивать как на вб
Где вы такое увидели вообще? Где вы вообще кейс увидели? )
Я же и говорю кейсов о продвижении нет, только теория. А по поводу накрученных комментариев, ну я думаю вы в курсе не стоит включать "дурачка"
Могу ответить вам спустя четыре месяца, из будущего буквально. Мой основной чат про Wildberries дорос до 3000 участников. Ещё 1500 отдельно подписаны на канал. И 3000 участников в двух смежных проектах. У меня очень активная, благодарная и интересующаяся аудитория, которая меня поддерживает и читает материалы. Да у меня лучшая аудитория и я ее очень ценю!
Никогда ничего не крутил с помощью ботов, что мне любят приписывать. Это все живые люди, которых я о комментариях не прошу. Время это показало 😃🙌🏻