Актуализация семантического ядра. Трата времени или дополнительный трафик?

Актуализация семантического ядра — периодический процесс по изменению списка продвигаемых слов. Некоторые оптимизаторы пренебрегают им и допускают серьезную ошибку. Обновленная семантика и оптимизация целевых страниц под неё смогут принести дополнительный трафик на сайт и увеличить его видимость.

Будь это крупный интернет-магазин или небольшой сайт-визитка — семантическое ядро нуждается в регулярной обработке.

Причины обновления

Охвачено всё ядро

Если на сайте уже давно не обновлялось ядро, то актуализация потребуется по следующим причинам:

1. Для интернет-магазина. Каталог постоянно изменяется, некоторые товары деактивируются, появляются новинки. Семантика, в зависимости от преобразований, расширяется новыми ключевыми запросами или сужается удалением старых.

2. Смена сезона. Существуют ключевые запросы, которые с течением времени теряют свою актуальность, например "ежедневники на 2018 год", "заказать календари на 2018 год ". Целевые страницы нужно вовремя оптимизировать под новые подобранные запросы. На вопрос, когда именно стоит обновлять семантику, дать точный ответ нельзя из-за специфики каждой тематики. Главное, чтобы изменения успели проиндексироваться перед волной нового спроса. Из опыта можем сказать, что проводить работы по оптимизации под новые запросы в тематике “Календарная продукция”, лучше в марте-апреле. Поскольку заметный рост спроса начинается уже в мае. Два месяца закладывается на переиндексацию изменений на сайте.

3. Появление нового спроса. Выход модели автомобиля/iPhone, грядущий концерт, конференция — стимул к росту спроса. Ваша задача — вовремя подобрать такие запросы и провести оптимизацию посадочных страниц.

4. Добавление новых запросов на продвижение. Детальная проработка каждого кластера продвигаемых слов (группы запросов, ведущих на одну страницу). В отличие от перечисленных выше причин, эта имеет не вынужденный, а инициативный характер. Именно об этом обновлении речь пойдет ниже — в основной части статьи — “Как актуализировать семантику”, “Чистка семантического ядра”.

Охвачена часть семантики

При условии, что сайт продвигается по некоторым разделам, обновление может происходить из-за:

  • Расширения списка продвигаемых запросов. Если позиции по некоторым запросам находятся стабильно в топе, то логично расширить семантику за счет добавления новых ключевиков. Это позволит нарастить существующий поисковый трафик и развивать проект.
  • Смены приоритетных страниц. Акцент продвижения сместился на другие ключевые запросы. Предположим, владелец бизнеса мог посчитать более коммерчески выгодным продвижение по новым услугам или товарам.
  • Добавление новых запросов на продвижение. Об этом пункте подробно ниже.

Составляющие актуализации

Чистка семантического ядра

Чистка семантики — удаление ключевых запросов, которые потеряли свою актуальность и эффективность в продвижении, важная часть актуализации. По какому принципу стоит её производить?

Информационные запросы

Каждому запросу присущ свой процент коммерческих сайтов, которые пользователь найдет, обратившись к поисковику. Знание этого показателя поможет решить продвигать коммерческий сайт по определенному запросу или нет. Если в выдаче много информационных ресурсов, то гнаться за лидами по этому запросу коммерческим сайтам бессмысленно.

Получить информацию о степени коммерциализации выдачи можно с помощью инструмента Классификатор запросов.

Классификатор определяет процент коммерческих сайтов в выдаче для каждого запроса. Этот показатель нам и нужен.

Далее собираем уточненные частоты ключевиков, чтобы определить спрос. Для этой задачи подойдет программа KeyCollector.

Составляем таблицу по всему ядру со столбцами: запрос, уточненная частота, процент коммерческих сайтов. Эффективность показов рассчитывается как произведение частоты на процент. Запросы с наименее эффективными показами можно исключить из семантического ядра.

Невозможность продвинуться по ключевикам

Иногда возникает группа запросов, по которым сайт не сможет продвинуться в топ в связи с какими-то обстоятельствами. Одна из распространенных причин — неконкурентность сайта.

Допустим, клиент хочет продвигаться по кластеру "Настенные часы", но имеет всего 4 товарных позиций.

Ассортимент каталога важен для ранжирования с точки зрения коммерческих факторов. Если ваш каталог товаров в разы меньше, чем у конкурентов, то по запросам будет сложно продвинуться в топ.

Выхода из такой ситуации два:

  • Расширить каталог товарами нужной категории.
  • Если расширять нечем — удалить такие запросы из списка на продвижение, поскольку держать их в семантике нет смысла.

Другая причина невозможности продвижения — запрет использовать продвигаемые ключевики на сайте. Однажды наш клиент после согласования ядра, уже в процессе оптимизации, запретил размещать новые целевые страницы под утвержденные запросы. И уж тем более использовать эти ключевики в текстах.

Расширение семантики

Действие противоположное чистке семантики — её расширение — связано с работой над каждым кластером семантического ядра. Актуализация ключевиков возможна и нужна, как в случае продвижения всего сайта, так и в случае SEO для отдельных разделов. Далее мы будем говорить про работы применимые к обоим вариантам.

Наиболее популярные инструменты для расширения списка ключевых слов:

  • Яндекс Вордстат и Планировщик ключевых слов;
  • системы веб-аналитики (Google Analytics, Яндекс Метрика);
  • сервисы вебмастеров (Search Console, Яндекс Вебмастер);
  • поисковые подсказки поисковиков;
  • прочие инструменты для подбора ключевых слов (Букварикс, база Пастухова, KeyCollector).

Разберем алгоритм работы с каждым инструментом на примере кластера "искусственные елки 2 метра".

Наша цель — расширить количество запросов, используя перечисленные сервисы. Работа строится следующим образом:

  • выгружаем полученные из инструмента поисковые запросы;
  • удаляем запросы, которые уже есть в семантическом ядре;
  • проверяем запросы на релевантность, возможно, некоторые не подходят, а для других стоит определить иную целевую страницу;
  • если предложенных фраз много, то выбираем наиболее частотные (по которым больше всего показов и кликов).

Яндекс Вордстат

Вордстат — специализированный сервис по подбору ключевых слов, один из популярных. Наверняка, при первичном сборе семантического ядра был использован именно он. В процессе актуализации он может потребоваться по следующим причинам:

  • поиск новых запросов;
  • проверка частотности.

Указав запрос и нажав "Подобрать", мы получим:

  • число показов запросов, содержащих заданную фразу – общая частотность (1);
  • запросы, которые содержат заданную фразу, и их частотность (2);
  • похожие запросы — те, которые пользователи задают в рамках одной поисковой сессии или просто близкие по смыслу на взгляд Яндекса (3).

Удобный инструмент — операторы запросов. Подробное их описание может занять отдельную статью. Сейчас расскажем про три вида частотности, которые можно узнать с помощью двух основных операторов:

1. Общая частота. Общее число показов запросов, которые содержат заданную фразу. Сюда входят расширения запросов, так называемые "хвосты". Различный порядок слов, запросы с различными словоформами всех слов из фразы, но с сохранением части речи. Для получения общей частотности нужно вводить фразу без каких-либо операторов. На скриншоте выше — общая частота фразы "елки 2 метра".

2. Точная частота. Показывает, сколько раз пользователи вводили запрос с содержанием лишь указанных во фразе слов. При этом учитываются запросы с различными словоформами всех слов из фразы, но с сохранением части речи. В нашем случае для запроса "елки 2 метра" будет учитываться запрос "елка 2 метра" (другая словоформа), но не будут учитываться "елки 2 метра купить" (присутствует слово не из заданной фразы) и "елки 2 метровые" (другая часть речи). Для получения такой статистики необходимо ввести фразу в кавычках.

3. Уточненная частота. Фиксирует слова заданной фразы и их словоформу. Для запроса "елки 2 метра" не будут учитываться запросы "елка 2 метра" и какие-либо другие. Для получения статистики запрос заключаем в кавычки, перед каждым словом ставим восклицательный знак "!".

На практике, Вордстат бывает бесполезен для поиска новых фраз. Они могут попросту в нем отсутствовать.

Планировщик ключевых слов

Основное назначение планировщика ключевых слов от Google — ведение рекламы. Но и SEO-специалистам он будет полезен. Открываем свой аккаунт Adwords, раздел "Инструменты", далее "Планировщик ключевых слов".

Выбираем первый предложенный вариант — новые ключевые слова. Указываем в списке ключевых запросов слова, которые уже есть в нашем ядре, максимальное количество 10. Можно такими десятками проверить всю семантику.

Указываем регион для подбора ключевых слов, так как в каждом городе свой спрос, и получаем список вариантов — потенциальные новые ключевые слова.

В предложенных нам по кластеру “искусственные елки 2 метра” оказалось много мусорных запросов, но мы добавили следующие:

  • сколько стоит елка искусственная 2 метра;
  • елка 2 метра искусственная;
  • ель искусственная 2 метра купить;
  • искусственная елка 2 метра цена;
  • искусственная ель 2 метра;
  • новогодняя елка 2 метра купить.

Google Search Console

Вкладка "Эффективность" новой версии Google Search Console предоставляет информацию о показах и кликах на сайте. Используем фильтр по странице, чтобы оставить только нужные показатели.

Получаем список запросов, которые можно использовать для актуализации семантики.

Из 593 предложенных мы отберем только наиболее частотные:

  • елка 2 метра искусственная недорого купить;
  • елка 2 метра купить в москве;
  • елка искусственная 2 метра цена;
  • елка новогодняя 2 метра;
  • елки 2 метра купить;
  • искусственная ёлка 2 метра;
  • купить елку высотой 2 метра.

Яндекс Вебмастер

Статистика поисковых запросов находится на вкладке "Поисковые запросы" > "Статистика запросов". Здесь отображаются все ключевики без разреза по конкретным страницам.

Рекомендованные запросы получить можно. Предварительно отправляйте заявку в Яндекс Вебмастер, через подраздел Рекомендованные запросы, с указанием интересующей страницы для расширения.

По итогу в кластер добавлены ключевики:

  • сколько стоит искусственная елка 2 метра цена;
  • искусственные ёлки от 2м;
  • купить искусственную елку 2 метра в интернет магазине недорого;
  • сколько стоит искусственная ёлка 2 метра;
  • купить елку 2 м искусственную в интернет.

Яндекс Метрика

Метрика — источник большей информации о поисковых фразах, чем Google Analytics. Находим в Стандартных отчетах, отчет Поисковые запросы, задаем фильтрацию по страницам входа, чтобы найти запросы для расширения.

Неполный список поисковых фраз представлен на скриншоте ниже.

Запросы с наибольшим количеством визитов добавляются в кластер:

  • искусственная елка 2 метра купить;
  • елка искусственная 2 метра;
  • елка искусственная 2 метра купить;
  • елки 2 метра купить в москве;
  • купить 2 метровую новогоднюю искуственную елку;
  • купить елку искусственную 2 метра;
  • купить искусственную елку 2 метра;
  • купить новогоднюю елку 2 метра.

Google Analytics

Большую часть ключевых слов Google шифрует от пользователей. Несмотря на это, можно постараться выцепить из Google Analytics хоть что-то. Отчет по поисковым фразам и страницам покажет часть ключевых слов, по которым пользователи заходят на страницу сайта, выбранную в фильтре. Найти его можно в отчете по каналам всего трафика — Organic Search.

Наиболее релевантные ключевики, которых еще не было в семантике, могут войти в расширенное ядро — обведены на скриншоте.

Поисковые подсказки

Поисковики при вводе фразы предлагают вам на выбор запросы с различными "хвостами".

Кроме того, внизу страниц поиска располагается блок "Вместе с фразой ищут".

Подсказки укажут на релевантные новые запросы для существующего семантического ядра. Для нашего кластера подходящих новых запросов не нашлось.

Прочие инструменты

Готовые базы ключевых слов — еще один инструмент для работы с семантикой. Преимущества Букварикс и базы Пастухова:

  • Моментальная скорость парсинга – нет нужды ждать результата, как, например, в программе Key Collector. Вводите запрос тут же строится таблица ключевиков с уже определенной частотой.
  • Большое количество низкочастотных запросов, которые как раз необходимы для увеличения семантики.

В результате добавлены следующие фразы:

  • купить елку 2 метра в интернет магазине;
  • искусственная елка 2 метра;
  • купить елку искусственную 2 метра в интернет магазине;
  • купить ель искусственную 2 метра.

Key Collector — мощный инструмент, который может выполнять ряд функций, касающихся сбора семантического ядра. Удобен для регулярного парсинга и подбора запросов. Подробнее об этом мы писали в статье.

Что делать дальше

Сводим поисковые запросы, которыми мы расширим кластер “искусственные елки 2 метра”, в общую таблицу (выделены желтым):

Новый список запросов готов — проводим необходимые SEO-работы:

  • добавляем вхождения слов в текстах и мета-тегах;
  • вносим изменения во внутреннюю перелинковку с учетом новых фраз;
  • наращиваем внешнюю ссылочную массу с использованием новых слов в анкорах или около ссылочном тексте.

Вывод

Ответ на вопрос “Актуализировать семантическое ядро или нет?” только один — “Да, актуализировать”. Несмотря на то, что поиск новых запросов займет достаточно много времени, на выходе вы получите положительные результаты в виде дополнительного целевого трафика.

Актуализация кластера “Искусственные елки 2 метра” под подобранные выше запросы, которую мы провели в конце сезона 2017, дала рост трафика. Сравнение посещений страницы в ноябре 2017 и 2018 годов представлено ниже:

Чистку семантического ядра — менее трудоемкую составляющую актуализации — можно проводить отдельно. Она позволит сэкономить бюджет продвижения и сосредоточить силы на оптимизации сайта под другие запросы. Полностью актуализировать семантику мы рекомендуем не реже, чем один раз в квартал.

0
2 комментария
Альбина Никитченко

".... уточненная частота, процент коммерческих сайтов. Эффективность показов рассчитывается как произведение частоты на процент.."
Как в keycollector определить коммерческие сайты?

Ответить
Развернуть ветку
Ареал
Автор

Для данной задачи мы используем сервис Megaindex (читайте выше).
Через Key Collector определить коммерческие сайты можно с помощью подключенного сервиса Rookee, но он отдает ответ в булевом виде: либо да, либо нет.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда