Разбор: как «честный» сеошник Т—Ж обманул

«Честный» сеошник Денис Скорятин опубликовал на Т—Ж статью, которая вызвала большой хайп в сообществе SEO-специалистов.

Мы провели её разбор и выделили фактические ошибки, которые не выдерживают никакой критики. Как работают профессионалы рынка и в чём «честный» сеошник обманул читателей Т—Ж, разбираемся ниже.

Содержание

Об обязанностях SEO-специалиста

Цитата статьи из Т—Ж

У SEO-специалиста есть определенные обязанности, которые указаны в типовой должностной инструкции.

Проектирование и внесение изменений в интерфейс сайта не входит в его работу. Интерфейсами занимаются UI/UX-дизайнеры и иногда подключаются редакторы.

SEO-специалист может провести А/В-тестирование и оценить поведение пользователей на странице, но чаще это задача веб-аналитика.

Правильно: «Сеошники оптимизируют сайты под требования поисковых систем и посетителей. Раньше это можно было сделать быстро и топорно: купить сотню ссылок, вжух и в топе! Сейчас нужно постараться: провести полноценный аудит, разработать стратегию и план работ, составить ТЗ программистам, собрать и кластеризировать семантику, оптимизировать страницы, протестировать... Отрасль повзрослела и поумнела».

Комментарии экспертов

Алексей Чеканов: Каждый отвечает за свою зону ответственности. Да, сеошник в последнее время квалифицируется как маркетолог, но специалист по юзабилити лучше проработает интерфейс, чем технарь-сеошник.

Максим Павлов: Прототипированием сайта занимается дизайнер. Похоже, для автора сеошник — это многорукий многоног, который должен сделать на сайте все работы.

Александр Свистунов: SEO-специалист — это не маркетолог и не разработчик, он занимается оптимизацией сайта для удовлетворения ожиданий пользователя. При этом выполняет определенный набор работ, относящийся только к оптимизации сайта. Скучать не приходится, потому что удовлетворять пользователей все сложнее и сложнее.

О принципах продвижения

Цитата статьи в Т—Ж

В тексте речь идет о релевантности, а не «поведенческих факторах».

В 2008 году поисковая система «думала», что лучше всего на запрос пользователя отвечают сайты с большим вхождением ключей. В 2012 году — сайты с большим количеством входящих ссылок. Сейчас существует огромное количество факторов («Яндекс» говорит о порядке 1500 штук), которые влияют на положение сайта в выдаче по конкретному запросу, и поведенческие — одни из них, но не основные.

Правильно: «Выше в выдаче будет стоять та страница, которая, по мнению поисковой системы, даёт лучший ответ на конкретный запрос. Это называется релевантностью, которая определяется множеством факторов. Например, поведением пользователей на странице и решения ими своей задачи».

Что говорят эксперты

Константин Солодянников: Тут нарушена причинно-следственная связь. Это не «поведенческий фактор» — это целая группа разных показателей. Называется «Счастье пользователя».

Туда входит от 1500 разных видов оценок, они и называются «факторы». Что касается «поведенческого», про который меня каждый раз спрашивают на выступлениях в «Яндексе», то он правда рассчитывается похоже — на основании решения задачи на сайте пользователями. Кажется, корректнее обращать внимание на документированный, а не вымышленный показатель — например, pFound. Он отвечает за то, с какой вероятностью человек получит качественный ответ.

О сравнениях

Цитата статьи в Т—Ж

Работу сеошника можно сравнить с работой учителя — родители платят за обучение, но никто не может обещать им поступление ребенка в элитный вуз. Можно сравнить с работой продавца «Пятерочки» — вы платите за бутылку шикарного рома, но никто вам не пообещает отсутствие похмелья. Можно сравнить с работой «честного» эксперта — вы читаете статью в Т—Ж, но никто не гарантирует, что она актуальна и объективна. Можно сравнить с работой правительства — мы платим налоги, но никто вам в принципе ничего не гарантирует.

Правильно: «Перед тем, как подписывать договор со специалистом, внимательно прочитайте, что именно вам обещают и на каких условиях. Не подписывайте, если сеошник не объяснил, что именно он вам гарантирует и как он будет добиваться результата».

О танцах с бубном

Цитата статьи в Т—Ж

Танцы с бубном не работают ещё со времен SEO-амулетов от Кокшарова.

Правильно: «Некоторые сеошники считают, что поисковая оптимизация — это танцы с бубном».

Комментарии экспертов

Алексей Чеканов: Если делать все хаотично, или наоборот, строго по чек-листу для каждого проекта, то можно танцевать и с бубном. А если адекватно проводить SWOT-анализ каждого проекта, на основе которого строить дальнейшую стратегию продвижения, то бубен можно оставить на полочке.

Никита Антонов: Большинство задач автоматизированы или регламентированы. А в сложных случаях надо не с бубном танцевать, а анализировать проект, общаться с клиентом или, например, взять сторонний аудит или консультацию, если глаз уже «замылен».

Александр Ожгибесов: Поисковая оптимизация — это методичный регламентированный процесс. Если вы введете в поиск чек-лист коммерческих факторов или чек-лист SEO, то найдете множество параметров, которые влияют на продвижение. Ни в одном из чек-листов не будет пункта «танцевать с бубном в шаманском костюме».

Александр Свистунов: Современное SEO — это прежде всего итерационный анализ. Нужно постоянно анализировать сайт и поисковую выдачу, подстраиваться под ожидания пользователей. Танцы с бубном ни к чему не приведут.

О манипуляторах

Цитата статьи в Т—Ж

Клиент выставляется каким-то эмоциональным дурачком, которому ещё и предлагают заказать дорогую услугу на стороне из-за внезапного автоматического аудита.

Не верьте данайцам дары приносящим. Аудит сайта занимает много времени и ресурсов, никто не будет делать такую серьёзную работу бесплатно. В аудите должно быть обоснование необходимости решения той или иной задачи.

Правильно: «Не существует хороших бесплатных аудитов, а обычный перечень ошибок ничего не значит. Если в аудите не указано, как каждая ошибка и её исправление повлияют на продвижение и продажи, это просто бумажка».

Комментарии экспертов

Константин Солодянников: Всё так, поэтому каждую задачу надо проверять об волшебный вопрос — как это повлияет на продажи, — и делать только те задачи, которые дадут большой эффект и на которые есть ресурсы.

Никита Антонов: Такая фишка была особо популярна в 2012—2015 годах. Но, видимо, клиенты досыта наелись подобными аудитами и горе-агентства перестали активно спамить.

Александр Свистунов: Всё так, автоматически сделанные аудиты были популярны около 5 лет назад. Сейчас они ничего полезного не несут. Если аудит не сделан в ручную хотя бы на 50% и нет пояснений, то это просто фикция. Правда, не всегда бесплатные аудиты бывают плохими, но хороших действительно немного.

О гарантиях

Цитата статьи в Т—Ж

В 2018 году продвижение по позициям конкретной группы ключей неактуально. Сами по себе позиции в топ-10 не гарантируют ни увеличение посещаемости, ни увеличение продаж, ни окупаемость работ по продвижению.

Главные критерии эффективности работы SEO-специалиста — это голые цифры и их динамика: CPC, CPA, CPO, ROMI, видимость сайта.

Правильно: «Сперва сформулируйте цель продвижения. "Я заказываю продвижение сайта, чтобы ..." Это может быть что угодно — увеличить количество продаж, увеличить средний чек, снизить нагрузку на точку в оффлайне при том же уровне продаж, повышения узнаваемости бренда или имени и так далее.

Совместно со специалистом определите критерии оценки ещё до начала работ. К каждому выбранному критерию задайте вопрос — как он влияет на мою цель продвижения? Указывайте в договоре то, что важно именно вам».

Комментарии экспертов

Константин Солодянников: Позиции в 2018 году, серьезно? А если у сайта больше 100 тысяч фраз? А если миллионы? Давно уже большая часть рынка работает на мотивационной схеме — фикс плюс бонус за трафик, лиды или реальные продажи. Это позволяет здорово делить риски, так как агентство продает по себестоимости и хочет заработать.

Алексей Чеканов: Кто-то до сих пор ориентируется на позиции? Как можно указать, что сайт по этим запросам войдет в топ-10? А если выдача поменяется? Был пример с запросом «увеличение груди», там выдачу колбасило каждую неделю, то информационники, то коммерческие. И как гарантировать топ-10? Аудит сайта проводится на этапе оценки проекта, чтобы понимать перспективы проекта, сформировать стратегию и начальный план действий.

Александр Ожгибесов: Топ-10 — не проблема в большинстве тематик, не каждый день приходят пластиковые окна или банки. Проблема в том, что после 5-6 позиции во многих тематиках CTR поисковой позиции настолько мизерный, что трафика практически не будет.

Никита Антонов: Все обязательства надо закреплять в договоре — это верно. Но позиции в договор уже лет пять как не вписывает ни один адекватный подрядчик, ни топ-3, ни топ-10. В договор нужно вносить базовые принципы и KPI (трафик, лиды, ROI и так далее), а уже допниками прописывать планы работ и достигнутые показатели за отчетный период.

Максим Павлов: По ключам давно никто не продвигается. В этом нет никакого смысла, позиции могут колебаться даже в течение дня!

Александр Свистунов: Гарантий результата сейчас нет, все, кто предлагает гарантии, всегда скрывают в них «подводные камни». Нельзя гарантировать позиции, выдача скачет ежедневно. Нельзя гарантировать трафик — его можно накрутить. Нельзя гарантировать лиды — можно привести клиента, но купит он или нет, зависит от продукта на сайте, а не от оптимизации.

Можно гарантировать только работы, качественное исполнение которых даст улучшение позиций и увеличение трафика. Список работ на месяцы вперед нельзя прописывать, так как каждый сайт индивидуален и работы ведутся разные. Но каждый месяц закреплять их никто не запрещает.

Юрий Хаит: Список ключевых слов и их позиции в договоре предполагают, что семантическое ядро на весь срок действия договора будет неизменным, что противоречит целям поискового продвижения, а SEO-специалисты будут работать не с 80-90% целевой аудитории, а с теми 2-3%, которые удалось определить на этапе предпродажи.

О запросах-пустышках

Цитата статьи в Т—Ж

Для того, чтобы не оказаться в такой ситуации, укажите в договоре цель — достижение объективных критериев и их динамику. Всё остальное — лишь способ достижения цели. В моей практике были случаи, когда мы оптимизировали страницы под поисковые подсказки, которые по «Вордстату» нулевики, тем не менее давали сайту около 30 тысяч хостов в сутки.

Есть ситуативные запросы, тренды, всплески, для которых нет смысла снимать частотность, нужно быстро реагировать и работать на результат.

Правильно: «Не ставьте целью продвижения позиции по запросам».

Комментарии экспертов

Константин Солодянников: Запросы — не целевой показатель продвижения. Целевой — ROMI или ДРР на канал, как минимум — стоимость заявки и их количество.

Алексей Чеканов: Кто дает семантику клиенту без частотности? Изначально клиент должен видеть частотность запросов, причем по «Яндексу» и по Google.

Никита Антонов: Давненько такого не встречал, но предполагаю, что в регионах еще могут так окучивать.

Александр Ожгибесов: Сбор семантики — это основа для дальнейшего эффективного продвижения. Чтобы исключить такие ситуации, семантику можно заказать у компаний, которые специализируются именно в этом. После чего передавать студии, которая продвигает сайт, уже готовый список запросов.

Максим Павлов: Я такого не встречал. Считаю, что это плод воображения автора.

Александр Свистунов: Семантическое ядро без частотности — это бред. Заказчик всегда должен видеть частотность запросов. Еще есть заказчики, которые не смотрят на это?

Юрий Хаит: Не представляю такой ситуации. В процессе работы над стратегией продвижения мы отдаём заказчику семантику со всеми частотностями. «Пустышки» отсеиваются на самых ранних этапах её разработки, так как не способны расширить ядро. Проблема, о которой говорит автор была актуальна на рынке поискового продвижения более 10 лет назад, когда заказчики платили за позиции.

Об имитации работы

Цитата статьи в Т—Ж

В практике бывает, что клиент не дает доступы. Нужно договориться с SEO-специалистом заранее, кто будет вносить изменения. Это вопрос исключительно коммуникации, договоренностей и особенностей организации внутри самой компании.

Важен не только факт проведения работ, но и их целесообразность и результат. Можно внести сотню изменений на сайте, написать прекрасные тексты, сделать безупречный интерфейс, а в robots.txt оставить сайт закрытым от индексации.

Правильно: «В договоре укажите, кто должен вносить изменения и в какие сроки».

Комментарии экспертов

Константин Солодянников: Это обычно оговаривается на старте, кто вносит изменения. Не стоит ждать, что SEO само по себе даст сразу большой эффект. Продвижение — общая задача и часто стоимость внедрения изменений выше, чем оплата специалистов. Прототипы — хороший, но не единственный способ делать изменения. Чаще просто надо договариваться о совместных экспериментах с клиентом.

Алексей Чеканов: Не все работают в CRM-системах, где клиент может видеть работы, которые ведутся над его сайтом (отчеты по задачам), но если нет CRM — тогда необходимо у менеджера запрашивать отчеты о выполненных задач после определенного периода (1-2 недели). Но все это обсуждается еще на этапе заключения сделки.

Максим Павлов: Такого тоже не встречал. Похоже, что у автора интересное прошлое. И да, конечно, пароли лучше отдавать мошенникам.

Никита Антонов: Выглядит как страшилка про чупакабру. Если деньги брали и ничего не делали, то как подписывали акты? Очень сомнительная история. У нас нет паролей от половины клиентских сайтов, но мы как-то работаем и показываем отличный результат. Потому что у клиентов свои подрядчики по разработке или штатные вебмастера для внедрения правок.

Александр Ожгибесов: Тогда такую компанию просто завалят исками. В статье бизнес описан будто бы он маленький ребенок, который не может за себя постоять.

Александр Свистунов: Брать деньги и не делать работы. А что, так можно было? А как же отчетность? Как же акты? Неужели еще кто-то платит за это?

Юрий Хаит: Если у заказчика есть подрядчики, которые отвечают за выполнение задач поставленных SEO-специалистами — доступы к файлам и базе данных сайта не нужны. Но нужна договорённость между сторонами на берегу — кто отвечает за внедрение рекомендаций. Если мы договариваемся о том, что программирование и контент-менеджмент также на нас — без доступов к сайту соответствующие задачи не могут сменить статус с «Новая» на «В процессе».

О внесении изменений

Цитата статьи в Т—Ж

Все работы имеют определенный срок выполнения. Обычно это указывается в приложении к договору вместе с перечнем работ.

Правильно: «Требуйте от исполнителя не только перечень работ, но и сроки, в которые они будут выполнены. Уточняйте, кто именно занимается выполнением конкретной задачи».

Комментарии экспертов

Максим Павлов: SEO-специалист ничего не меняет в коде. Код меняют программисты. Жаль, что автор этого не знает!

Александр Ожгибесов: Давайте я объясню вам суть абонентских студий. К примеру, вы платите 20 тысяч рублей. В среднем стоимость часа компаний на рынке — 2500 рублей. За эти деньги вы получаете 8 часов работы специалистов. За работы, выполненные в течение 8 часов, вам предоставят подробный отчет с описанием работ, аккаунт-менеджер всегда готов пояснить эффективность любого процесса.

Если вы хотите, чтобы вашим сайтом занимать 22 рабочих дня в месяц, вы должны увеличить бюджет, но в 90% случаях для регионального бизнеса это не требуется.

Есть агентства, которые берут оплату за конкретный блок работ, например, моё. Наша стоимость по работам привязывается не к часам, а к объему работ. Метрики те же. Если заказчик просит, чтобы в одном месяце объем работ был выше, ему следует увеличить бюджет. В реальности же бизнес осторожно относится к этим вещам, вначале работа ведется над страницами, которые могут показать быстрый результат и увеличить продажи заказчика.

Александр Свистунов: Код правят в 99% случаев программисты! Большинство агентств работаю по принципу часовой оплаты. К примеру, за 30 000 при часовой ставке в 3000 рублей над проектом работают 10 часов, если нужно больше, нужно повышать бюджеты. Никто не работает 24/7 за эти деньги.

Юрий Хаит: Многие участники рынка действительно работают по абонентским схемам, когда заказчик платит за календарный месяц, а не за конкретный объём работ. Сегодня такие схемы менее популярны, чем 10 лет назад.

Если были оплачены конкретные услуги, в договоре был указан конкретный срок, когда должна произойти сдача-приёмка этих услуг — такие ситуации практически исключены. Мы давно отказались от абонентских схем в пользу проектного подхода с поэтапной оплатой. И согласуем что именно будет делаться в следующем месяце до оплаты, а не в процессе работы. Никакого творчества с правками кода.

О прототипировании

Цитата статьи в Т—Ж

Буквально в начале статьи автор писал, что никто не знает, от чего зависит место в поисковой выдаче.

Поведенческие факторы — да, напрямую зависят от удобства пользователя, продуманного интерфейса и структуры. В начале работ проводят аудит юзабилити, A/B-тестирование, опросы фокус-групп, подключается тестировщик, который оценивает сценарии работы с сайтом. На основании такого аудита и составляется перечень рекомендаций с обоснованием внедрения изменений, причем зачастую даже можно прогнозировать конкретные цифры.

Прототипы рисует UI/UX-дизайнер, как уже было сказано выше.

Правильно: удалить эти два абзаца.

Комментарии экспертов

Алексей Чеканов: Автор понимает, что в мире существуют ещё разработчики, дизайнеры?

Максим Павлов: Дизайн и интерфейс сайта разрабатывается маркетологом и дизайнером, было бы весело, если бы каждый SEO-специалист менял дизайн сайта. Но рекомендациях к доработке сайта могут быть указаны рекомендации по улучшению интерфейса.

Никита Антонов: SEO-специалист не обязан прототипировать, этим занимаются другие специалисты. Он составляет ТЗ.

Александр Свистунов: дизайном и продающими элементами занимаются дизайнеры и маркетологи, SEO-специалист может только составить рекомендации, что нужно сделать для улучшения поведенческих факторов.

Юрий Хаит: Возможно, автор не обладает достаточной информацией о том, каковы должностные обязанности и компетенции SEO-специалистов. Однако прототипированием, дизайном и тестированием функциональных элементов сайта занимаются UX-специалисты, веб-дизайнеры, программисты и тестировщики.

О лидах

Цитата статьи в Т—Ж

Только постоянный анализ и контроль спасёт эту ситуацию. Если кто-то в чем-то обманывает, это не значит, что инструмент плохой и не работает. Вы просто не сумели его настроить. Об этом написано миллион статей — вспомните хотя бы прыщавую девочку. Нужно уметь искать слабые точки и работать с ними.

Правильно: «Работайте по объективным критериям оценки, которые вы закрепили в договоре».

Комментарии экспертов

Константин Солодянников: Самый корректный способ — работать за качественные лиды и конечный оборот с рекламы. То есть оптимизатору тоже пробовать слушать звонки и смотреть, почему не продается.

Александр Свистунов: Обмануть можно во всем, и это решается только проверкой. Нужно постоянно анализировать и контролировать. Не все компании занимаются обманами, но к сожалению еще есть на рынке такие «нечистые» компании, надеюсь когда рынок станет чище.

Юрий Хаит: Арбитраж трафика, партнерки, CPA и CPL — популярные сегодня отрасли. Это отличный канал для заявок, которым пользуются многие заказчики помимо SEO и контекстной рекламы. Однако, это не имеет ничего общего с продвижением клиентских сайтов.

О персональной выдаче

Цитата статьи в Т—Ж

Одна из причин, почему позиции — не самоцель продвижения. В этой ситуации есть смысл ориентироваться на динамику трафика или видимости сайта в выдаче в целом.

Правильно: «Ориентируйтесь на конкретные показатели, которые напрямую влияют на цели продвижения, и их динамику — стоимость перехода с поиска, стоимость заявки, стоимость заказа, возврат инвестиций и так далее».

Комментарии экспертов

Алексей Чеканов: Это как? Приезжает в офис к директору? А если подрядчик находится в Магадане, а клиент в Москве? Полно сервисов, которые показывают прозрачную отчетность по позициям.

Максим Павлов: Всегда снимаем позиции только на компьютере директора! Даже не важно, директор чего — главное чтобы был директор, на директорском компе всегда позиции выше.

Александр Свистунов: Выдача персонализирована и уже давно. Для отчетности есть сервисы без персонализации. Но позиции не цель, а всего лишь инструмент.

Юрий Хаит: Ещё можно снимать позиции на компьютерах конкурентов. Если они периодически проводят «конкурентную разведку» — продвигаемый сайт также будет занимать одну из лидирующих позиций. Но сегодня анализ позиций используется для корректировки текущей работы с сайтом, а не для отчёта перед клиентом. Время директора стоит слишком дорого, чтобы тратить его на изучение поисковой выдачи по трём запросам из тридцати тысяч.

О молитвах

Цитата статьи в Т—Ж

Автор подозрительно много знает о бубнах, благовониях и шаманстве. Надеюсь, что это легкие наркотики, а не шизофрения. Странно видеть такой юмор в статье на Т—Ж. Впрочем, автор лишний раз продемонстрировал свое отношение к отрасли в целом.

Правильно: удалить этот стеб. Вообще не к месту.

Комментарии экспертов

Никита Антонов: Ни убавить, ни прибавить. Видимо, автор писал статью после проведения такого обряда.

Максим Павлов: Там много приворотов: «позиция расти», «ссылка сама проставься» — ну и так далее.

Александр Свистунов: Ещё можно в церковь сходить и свечку поставить, говорят тоже помогает.

Юрий Хаит: Эти действия могут не дать нужного результата, если в словах молитвы допустить ошибки. Но это не точно.

О нативной рекламе в Т—Ж

Цитата статьи в Т—Ж

Милая нативка с прямой ссылкой с трастового ресурса. По сути: хватит мастурбировать на позиции. Это просто показатель, а не результат.

Правильно: «Не отвлекаться на чужую работу. Позиции — это способ достижения цели. Но если очень хочется, то вот топ-8 сервисов проверки позиций в сравнении».

Комментарии экспертов

Никита Антонов: Приватный режим не гарантирует объективных данных, так как IP-адрес остается тем же. Сервисы сбора позиций тоже как правило собирают выдачу через XML, а не напрямую парсят SERP, что влечет за собой погрешность. Просто нужно принять, что позиции — это не основной показатель.

Александр Ожгибесов: А как же поведенческая выдача, разве у сервисов нет своей поведенческой выдачи? Спросите у человека, который оплатил вам рекламу в Т–Ж, пусть предоставит ответ на этот вопрос.

Александр Свистунов: Позиции — это показатель, а не конечный результат. На них не нужно концентрироваться. И да у почти у любого сервиса есть персонализация, не говоря уже о том что некоторые показывают не SERP, а XML-позиции.

Юрий Хаит: Термин «позиция в поиске» потерял свою актуальность несколько лет назад. Сегодня один и тот же результат поиска может одновременно находиться по одному и тому же запросу на 1, 4, 20 и 50 местах у разных пользователей. К сожалению, сервисы сбора позиций и режим «инкогнито» не помогут установить истину.

О ссылках

Цитата статьи в Т—Ж

Любые ссылки без пользы — это спам и попытка манипуляции, иногда прямой обман. Да, это один из способов линкбилдинга, причем рабочий, если подходить к нему с умом. Крауд также можно заказать, не нужно ни с кем договариваться. Подробнее об актуальных стратегиях можно почитать в блоге PromoPult. Плюс не стоит забывать про Гугл, где ссылочное прекрасно работает.

А вообще — нужно работать так, чтобы люди сами хотели размещать на вас ссылки. Делайте хороший продукт и качественный сервис, занимайтесь маркетингом, работайте с репутацией и будет вам счастье.

Правильно: «Размещайте полезные и актуальные ссылки. Например, у "Котиков" есть прекрасная инструкция о том, как сделать качественный ссылочный профиль».

Комментарии экспертов

Константин Солодянников: Это тоже спам, если их размещать бездумно. Проще интегрироваться с PR-отделом клиента и просить их размещать ссылки у партнёров.

Максим Павлов: Алгоритм «Минусинск» работает совершенно иначе, чем описал автор. Для тех, кто сомневается — можно прочесть официальную справку «Яндекса».

Юрий Хаит: Если по спамным ссылкам будут ходить пользователи — они так и останутся спамными. «Яндекс» использует критерии спамности, отличные от описанных в статье. В противном случае было бы достаточно «накрутить» переходы по любым купленным ссылкам, чтобы избежать «Минусинска».

Александр Свистунов: Алгоритм «Минусинск» это не про спам, а про качество ссылок. Ссылки нужно размещать с умом, да и закупать их уже не в тренде. Акцент делается на естественность, так как покупные поисковая система распознает.

О мета-тегах

Цитата статьи в Т—Ж

Почему «так называемые»? Мета-теги — они есть мета-теги. Сайт может опуститься, а может и подняться. Нужно тестировать. Во-вторых, важна актуальность, например, если внесли изменения на странице. В-третьих, ориентация на поисковые подсказки, если мы работаем с пулом инфозапросов и не говорим про коммерцию. Нюансов очень много.

Однажды мы работали с проектом, в котором меняли мета-теги и урлы несколько раз в день и получали больше 100 тысяч хостов в сутки. Конечно, это неправильно и так делать нельзя. Но это принесло много денег. Но не делайте так никогда.

Правильно: «Если сеошник один раз прописал мета-теги и забыл про них, возможно, он не понимает, зачем они вообще нужны».

Комментарии экспертов

Константин Солодянников: Нет, если делать на них сплит-тесты — то минимум 3-4 раза до определения работающего варианта.

Максим Павлов: Можно даже полраза заполнить.

Никита Антонов: Мета-теги нужно заполнять корректно — это верно. Но обновляются они как правило чаще, чем 1-2 раза, по крайней мере на посадочных с частотными кластерами запросов. Корректировка требуется, например, для улучшения сниппета на выдаче и увеличения CTR или после обновления семантики, если в кластере запросов произошли изменения.

Александр Ожгибесов: Мета-теги – одна из зон текстового документа. При работе с текстовыми факторами ранжирования, специалист может изменять title для улучшения CTR на поиске и вхождения дополнительных ключевых слов. Это то же самое, если бы автор статьи сказал, что дизайн на сайте может разрабатывать только один раз, любое изменение интерфейса воспринимайте как обман.

Юрий Хаит: Если специалист несколько раз меняет содержимое тега title и мета-тега description — скорее всего он работает как с текстовыми факторами, так и с привлекательностью сниппета, пытаясь повысить его CTR. Если же это сделано один раз и навека — значит к вопросам текстовой релевантности и кликабельности сниппета страницы специалист не возвращается и результативность его работы в виде трафика может быть сильно хуже при прочих равных.

Александр Свистунов: Мета-теги и тег Title заполняют столько раз, сколько потребуется. В большинстве случаев их заполнение влияет на текстовую релевантность документа и сниппеты. И корректировки возможны, если того требует ситуация.

О накрутке поведенческих

Цитата статьи в Т—Ж

По поводу поведенческих факторов был прекрасный доклад на BDD-2018 про эксперимент Октавиана Низамова — Накрутка поведенческих факторов в 2018 году, мифы и реальность. Да, работает. Да, есть риски. Но оптимизатор согласовать с клиентом такой вариант продвижения и объяснить возможные последствия.

Правильно: «Есть запрещенные методы продвижения сайтов. Один из них — накрутка поведенческих факторов. Прежде чем их использовать, взвесьте риски».

Комментарии экспертов

Константин Солодянников: Да, всё по делу. Если слышите от спеца про поведенческие — надо насторожиться.

Александр Ожгибесов: «Яндекс» — это математическая система, которая может ошибаться. Специалисты, которые работают в «Яндексе», принимают решение на основе факторов. Фактора «раскаяться» в поисковой системе нет, «Яндекс» проводил выступление, в котором рассказал о 1500 факторов своей поисковой системы.

Юрий Хаит: В накрутке поведенческих факторов ничего хорошего нет. Однако «вечный бан» за это злодеяние получить нельзя. Домен может быть зарегистрирован новым владельцем, на нём может появиться другой сайт, раз в 30 дней одним нажатием кнопки можно заказать проверку на существование этого нарушения.

Александр Свистунов: Накрутка поведенческих — это огромные риски. Вечный бан это не дает, но крутить опасно. Если вам предлагают крутить, то нужно оценивать риски.

О выводах

Цитата статьи в Т—Ж

С первыми двумя выводами спорить не будем. В остальном:

  • Определяем цели и задачи «на берегу» — до начала работ. У каждой задачи должен быть измеримый результат, который можно зафиксировать за определенный период.
  • SEO — это один из инструментов интернет-маркетинга, который должен быть встроен в маркетинг компании в целом.
  • Все работы должны приносить очевидный результат и не нести угроз в перспективе.

— Никаких запросов в 2018 году. Только целевой трафик → качественные лиды→ ROMI или ДРР по бюджету.

— SEO — это услуга и работа двух сторон, например, как найм адвоката. Обмануть могут везде, никакие договора от этого не спасают. Проще всего — спросить текущих клиентов агентства о результатах и работе.

— Сколько и как платить, решает каждый сам. За что — тоже. Не платите за магию, больше общайтесь с оптимизаторами, которые могут всё толково на пальцах объяснить не птичим языком.

Константин Солодянников

Не стоит указывать ключевые запросы, так как в некоторых случаях специалист никак не сможет выйти в топ-10 (например) по определенным запросам по ряду причин: смена коммерческой выдачи на информационную, присутствие агрегаторов и так далее.

Все работы на сайте должны приносить результат, достижение поставленных KPI. И с каких пор ссылки или тексты являются подкапотными техническими штуками?

Алексей Чеканов

Владелец бизнеса должен отслеживать KPI, которые были изначально установлены «на берегу». Разбираться в тонкостях продвижения ему абсолютно незачем.

Я искренне считаю, что данная статья – это спланированный ход. Если бы авторы написали ещё одну статью о правильном взаимодействии клиента и специалиста, то их бы не пустили в Т–Ж, а просмотров они набрали максимум 500. Так как такая информация в сети есть, ничего особенного они не смогли получить.

Могу сказать только «браво», так хайпанули, молодцы. Но чтобы хайпануть, надо обязательно рассказать, что все обманщики, а автор Д’Артаньян. Если же автор действительно верит в написанное, то это печально и ему пора на курсы, с таким набором знаний — это начинающий самоучка, а не специалист.

Александр Ожгибесов

Объём семантического ядра, с которым работают специалисты, к примеру, для интернет магазина — десятки тысяч ключевых слов. Их перечень может меняться с течением времени — как увеличиваться за счёт подсказок и новых поисковых запросов, так и уменьшаться (к примеру, если выяснилось, что запрос перестал соответствовать предлагаемому товару).

Если указать всё это в договоре, я уверен, на юридические тонкости у сторон уйдут месяцы и до дела не дойдёт.

Второй вариант: указать 50 поисковых запросов для 30 000 посадочных страниц. То есть охватить менее 1% целевой аудитории сайта. В этом тоже нет смысла.

Единственное решение — договариваться на берегу о целях продвижения.

Юрий Хаит

В договоре не стоит указывать поисковые запросы, так как их объем может меняться со временем. Также не стоит указывать все работы сразу, они индивидуальны. Работы лучше согласовывать раз в месяц или раз в несколько месяцев. Внутренняя кухня в виде текстов и ссылок, не несет ничего плохого, если это нужно, то это делают.

Александр Свистунов

В разборе участвовали:

  • Алексей Чеканов, руководитель SEO-отдела WebLine.
  • Никита Антонов, руководитель агентства «Альфа.Сайт».
  • Константин Солодянников, руководитель SEO-отдела в IT-Agency.
  • Максим Павлов, основатель Dnipro Marketing Conference.
  • Александр Ожгибесов, руководитель Ozhgibesov.net.
  • Александр Свистунов, руководитель проектного отдела «Иващенко и Низамов».
  • Юрий Хаит, руководитель агентства Bitkey.

Автор: Мария Чухутова, ответственный редактор MadCats.ru, в прошлом SEO-оптимизатор, ныне коммерческий директор SorcMedia.

И зачем всё это было?

Эта статья вышла, потому что нас забомбило. Максим Ильяхов сказал, что никто из SEO-специалистов не напишет толково, а мы только в комментариях сраться умеем. Толково получилось или нет — судить читателям.

Насчет Т—Ж всё сложнее. Мы видим два варианта, почему эта статья могла выйти в известном и уважаемом издании:

Провокация. Т—Ж хайпанули на конкретном профессиональном сообществе, которое не могло не отреагировать. Аудитория активная, разнесут по соцсетям, ещё и на vc.ru потом сделают разбор. Популяризация и все такое. Если так, то цель достигнута, молодцы.

Обман. Сеошник обманул редакцию, продемонстрировав псевдо-экспертность. Плюс разместил нативную рекламу сервиса. Тоже молодец, бомбим и завидуем.

А вы что думаете?

0
87 комментариев
Написать комментарий...
Mikhail Malyshev

Сейчас насобираю минусов, но я взялся и прочитал оргинальную статью целиком. Не вижу там какой-то особой сильной ереси. Да, в некоторых местах написано слишком упрощённо, но из-за чего такой бугурт у местных товарищей непонятно.

А задела авторов этого "ответа чемберлену" явно фраза про "танцы с бубном". Вы алгоритмы ранжирования яндекса или гугла понимаете? Нет, не понимаете, потому что не понимают до конца их даже сами разработчики упомянутых компаний. Но когда вам на это указывают - даже без какого-либо обвинения, встаёте в позу, и начинаете сочинять отчё....то есть ответные статьи :)

По факту - SEO как было так и есть танцы с бубном. Просто раньше на 100 жителей деревни был 1 шаман, теперь - 99 из 100. С соотвествующими изменениями коньюктуры. Кто кого перешаманит.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Антонов

В том и проблема, что человеку не "в теме" сложно понять, что статья вводит его в заблуждение.
Раз прочитали оригинал, осильте, пожалуйста, и этот разбор. Тут подробно описано, в чем неправы авторы и почему.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Malyshev

Я прочитал. Там половина ответов в разборе вообще минимальное отношение к цитируемому текста оргинала имеют, и выглядят натянутыми придирками. К любому тексту можно подобным образом придраться, вот вообще к любому.

По пунктам просто лень разбирать.

В принципе, главное что люди незнакомые с SEO должны понимать в 2к18 - не бывает крутого SEO за 20к в месяц. И за 30 не бывает, даже за 40. За эти деньги сделают базовые вещи которые сегодня должны быть на любом сайте чтобы он хоть как-то индексировался - роботов, sitemap, T-D-h1, какой-то минимальный контент-наполнение с перелинковкой, пара внешних статей. То есть просто будет нормализован сайт, будет в топ-10 по брендовому и может паре низкочастотников.
Чтобы реально продвинуться в топ по нормальным запросам - сейчас нужны в разы большие бюджеты, и индивидуальный подход к сайту. И да, работа комплекса специалистов, не только SEO.
Вот в принципе всё что нужно знать заказчику о современном SEO.

В общем эта линия прослеживается и у автора и в ваших ответах на его цитаты. Просто он выражался немного грубо, а вы этим воспользовались чтобы ссылки на партнёрские сервисы проставить в "ответе":) За это пять, стартаперы в SEO не шарят, не читая плюсуют, т.к. fine salt.

Ответить
Развернуть ветку
Дима Дмитрий

Хаха, как хорошо начинался комментарий.
И закончилось все как обычно в любых «сео экспертов», которые по делу ничего не говорят. А лишь : «особый подход, большие бюджеты..», но никто не говорит что это за бюджеты и что там за подход такой будет. В итоге все работы начинаются с базового сео, чего достаточно для регионального сайта.

Ответить
Развернуть ветку
84 комментария
Раскрывать всегда