{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Как сеошники обманывают сами себя

Прочитав на днях «разоблачающую» статью «честного» сеошника Дениса Скорятина и не менее достойный ответ «сообщества SEO-специалистов» меня кое-что задело: Денис Скорятин уверен, что сеошник — тот человек, который помогает улучшать интерфейсы и даже рисовать прототипы страниц или сайта.

Среди SEO-сообщества мнения разошлись: одни уверены, что это дело рук маркетологов, другие – дизайнеров, третьи - и тех, и других одновременно.

Что же тут не так?

Денис Скорятин затронул важный нюанс. Работая сеошником и сталкиваясь с клиентскими проектами, он понимал: что-то не так и интерфейсы нужно править. В сообществе SEO-специалистов с этим согласились, но разошлись в деталях. У меня же появляется вопрос: как получается, что новый, только что запущенный сайт сразу попадает под правки?

И на этот вопрос в другой статье отвечает Ольга Шевченко - креативный директор одного из значимых киевских агентств: потому что ответственность за принятие решений ложится на клиента.

Почему это происходит?

Так сложилось, что до сих пор существует два лагеря исполнителей: одни делают сайты, другие эти сайты продвигают. И когда у бизнеса появляется потребность присутствия в интернете, он вынужден приходить сначала к разработчикам с запросом «мне нужен сайт», а потом к продвиженцам – «продвиньте это как-то».

В обоих случаях работа начинается с заполнения брифа или просьбы прислать ТЗ. С этого проблемы и начинаются.

Потому что клиент не знает

С помощью технического задания подрядчик ожидает получить от клиента прямое руководство к действию. Но проблема в том, что клиент не знает, какой сайт хочет. Как не знает и ответы на большинство других вопросов, бережно собранных в бриф.

ТЗ или бриф оказываются описанием личных «хотелок» или удачных, по субъективному мнению клиента, решений конкурентов. И, в итоге, в интернете появляется очередной проект, созданный согласно последним тенденциям в дизайне, но не учитывающий бизнес-задач или потребностей целевой аудитории.

И этот только запущенный сайт сразу же переделываться «честными» сеошниками под личные представления об юзабилити или удачные решения конкурентов, потому что оказывается, что он не пригоден к продвижению.

Процесс может длиться бесконечно, однажды окончательно засосав клиента в пучину «диджитал-маркетинга».

Так что делать?

Попытки разобраться, как правильно начинать разработку сайта, ведутся постоянно, и каждая из сторон продолжает тянуть одеяло на себя. Так в статье уже другого «честного сеошника» Сергея Ерофеева, делается упор на том, что создание сайта должно начинаться с составления семантического ядра и анализа удачных решений конкурентов.

«Сайты ваших конкурентов, что находятся в топе поисковых систем, уже успешны. Поэтому чаще всего не стоит придумывать велосипед, достаточно проанализировать успешные ресурсы и реализовать наиболее удачные решения на своем сайте»

Сергей Ерофеев, цитата из статьи

Впрочем, участие юзабилити-специалистов в процессе не исключается, правда, Сергей Ерофеев считает их главной задачей «изучить весь функционал конкурентов» на предмет «удачных решений» и составить список рекомендаций на тему «что должно быть на нашем сайте, чтобы он был не хуже других».

Чисто теоретически Сергей Ерофеев может оказаться прав и, позаимствовав структуру и функционал какого-нибудь Amazon, можно создать успешный с точки зрения поисковой доступности сайт, получив много трафика. Вот только даже такой радужный сценарий не означает большого количества продаж. И тогда «неприятный кейс» из его же статьи «жил был сайт (бизнес), и тут его переделали» становится неизбежным.

Ориентируясь только на семантическое ядро, «успешных конкурентов» и другие внешние факторы, упускается из внимания главное – сам бизнес и его клиентов. И ни одно ТЗ или очень детальный бриф не позволят погрузиться в бизнес-процессы настолько, чтобы получить сколько-нибудь значимые результаты.

Каждый бизнес уникален

Если попросить трех владельцев одинаковых бизнесов рассказать их истории - это будут три разные истории. Каждый из них прошел уникальный путь проб и ошибок, и у каждого из них будут свои ценности и особенности, привлекающие их собственную целевую аудиторию.

Исследование бизнеса и его клиентов позволит с одной стороны узнать нюансы и создать простор для деятельности, с другой – снизить затраты на бесконечные доработки сайта.

Понимание бизнес-процессов, целевой аудитории и ее потребностей – фундамент, необходимый как разработчикам, так и продвиженцам, который позволяет фокусироваться на единственно важном: создании удобного для пользователей сайта.

Такой сайт, удовлетворяя конкретные потребности конкретной целевой аудитории будет эффективно решать поставленные бизнес-задачи с высокой конверсией и хорошими поведенческими факторами.

Поэтому, с какой бы стороны диджитала вы не находились, нужно начинать с исследования бизнеса и его клиентов.

В итоге, проблемы, затронутые «честным» сеошником, серьезные и отражают состояние диджитал-рынка: интерфейсом занимается кто угодно, основываясь лишь на субъективном мнении, результат непредсказуем, а бизнес продолжает терять деньги, расплачиваясь за «благие намерения» своих подрядчиков.

0
74 комментария
Написать комментарий...
Ruslan Kokin
Автор

Ну как бы вопросы очевидны: куда ушли остальные 435 посетителей? Что им было нужно? Почему не купили? Только поглядывая на "успешных конкурентов" вы и будете продолжать тыкать пальцем в небо.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мишин

Много отказов на главной странице, причину выше писал - медленные запросы SQL.

Программист не решивший вопрос за три дня идёт 1 января на биржу труда. А этот вопрос сейчас передан на аутсорс в более компетентную студию, думаю в скором времени всё наладится и можно будет более детально анализировать ситуацию

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Kokin
Автор

То есть три дня назад цифры были много лучше? Думаете проблема только в медленных запросах?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мишин

Это всего лишь один из моментов, таких моментов в каждом проекте уйма.

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Kokin
Автор

Но вы же понимаете, что главная страница не смотря на свое название очень часто даже не участвует в навигационном пути пользователя. Потому, скорее всего, не может быть причиной низкой конверсии. Потом, как я понял, вы стояли у истоков создания данного проекта и он сделан согласно вашим рекомендациям. Тогда какую ситуацию вы собираетесь более детально анализировать после исправления медленных SQL-запросов на главной странице?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мишин

ой там куча всего, контент менеджеры должны заполнить фильтры всех товаров за две недели. Фильтры - основа НЧ запросов и навигации по разделам. Сейчас их там нет.

опять же, это вопрос к контент менеджерам и к программисту которые будет фильтры делать. Я лишь даю рекомендации как эти фильтры должны работать и как нужно их заполнять ПРАВИЛЬНО.

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Kokin
Автор

Отлично, вот мы и подошли к сути: "все виноваты, я ни при чем". О какой отвественности вы так яростно заявляли пару комментариев выше? А если окажется, что все ваши внедренные рекомендации вдруг имеют слабое влияние на продажи? Кого винить будем?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мишин

ну делайте сами тогда, кто мешает, или нанимайте проект-менеджера тыщ за 150 в месяц пусть курирует разработку, дизайн и сео

фильтров нет? нет. Программисту похуй что их нет, дизайнер вообще не врубается что это такое. Владелец догадывается что должны быть, но какие и как сделаны чтобы правильно траф давали и юзабилити не нарушали?

Тут два выбора, либо все делают как говорит сеошник либо идут нахуй и делают это сами и все остальное тоже тогда потом делают сами.

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Kokin
Автор

Стало быть и клиенты со своими потребностями и бизнес с конкретными задачами тоже идут туда же? Как-то у вас все однобоко получается.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мишин

ни клиенты ни бизнес не могут нормально сформулировать ни свои потребности ни задачи. О чем речь?

вообще у клиента потребность - найти быстрее и дешевле. у бизнес задача - продать побольше и подороже.

все остальное возня вокруг и около.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Скорятин

вставлю пять копеек.
я отчасти на позиции Ильи, и дело скорее всего в том что к примеру не все студии вкладывают деньги в дизайнеров чтобы они внезапно умели в прототипы (да и зачем это нужно, но некоторые говорят что у них они рисуют). в связи с этим, на выходе от них часто получается треш. он может быть красивым и радовать глаз, но треш. поэтому Илья, и на самом деле я в этом плане радикальны.
то что сеошник рисует прототип на мой взгляд вполне рабочий вариант. сам набросал как надо, и всё хорошо продвигается. но тут надо понимать что лично в моей среде нет (или почти нет) студий которые на каждые 5 проектов собирают новый отдел, и они могут нанять супер-мега спеца по интерфейсам, и т.д. там часто бывает беда что менеджер-продажник/дизайнер набрасывает как хочет, ну и понеслась.

про клиентов. я в разговоре с клиентом отталкиваюсь от того что ему нужны продажи, и когда адекватный человек ощущает заботу о его деньгам, он как-то прислушивается. исключения бывают вида "я сам всё знаю", скорее всего на юга идут именно они). нормальные люди хоть как-то расскажут что важно для их аудитории, какие боли и т.д. ну если они не вчера открылись.

однако от пряморукости исполнителей много чего зависит, поэтому поддержу отсыл к тому что команда важна. будь ты хоть трижды гений, если твой дизайнер плохо умеет в дизайн, ты ничего не сделаешь. но программист не может решать в глобальном плане какой должен быть сайт. он специалист в другой сфере. и все занимаются своим делом.

Ответить
Развернуть ветку
71 комментарий
Раскрывать всегда