Как сеошники обманывают сами себя

Прочитав на днях «разоблачающую» статью «честного» сеошника Дениса Скорятина и не менее достойный ответ «сообщества SEO-специалистов» меня кое-что задело: Денис Скорятин уверен, что сеошник — тот человек, который помогает улучшать интерфейсы и даже рисовать прототипы страниц или сайта.

Среди SEO-сообщества мнения разошлись: одни уверены, что это дело рук маркетологов, другие – дизайнеров, третьи - и тех, и других одновременно.

Что же тут не так?

Денис Скорятин затронул важный нюанс. Работая сеошником и сталкиваясь с клиентскими проектами, он понимал: что-то не так и интерфейсы нужно править. В сообществе SEO-специалистов с этим согласились, но разошлись в деталях. У меня же появляется вопрос: как получается, что новый, только что запущенный сайт сразу попадает под правки?

И на этот вопрос в другой статье отвечает Ольга Шевченко - креативный директор одного из значимых киевских агентств: потому что ответственность за принятие решений ложится на клиента.

Почему это происходит?

Так сложилось, что до сих пор существует два лагеря исполнителей: одни делают сайты, другие эти сайты продвигают. И когда у бизнеса появляется потребность присутствия в интернете, он вынужден приходить сначала к разработчикам с запросом «мне нужен сайт», а потом к продвиженцам – «продвиньте это как-то».

В обоих случаях работа начинается с заполнения брифа или просьбы прислать ТЗ. С этого проблемы и начинаются.

Потому что клиент не знает

С помощью технического задания подрядчик ожидает получить от клиента прямое руководство к действию. Но проблема в том, что клиент не знает, какой сайт хочет. Как не знает и ответы на большинство других вопросов, бережно собранных в бриф.

ТЗ или бриф оказываются описанием личных «хотелок» или удачных, по субъективному мнению клиента, решений конкурентов. И, в итоге, в интернете появляется очередной проект, созданный согласно последним тенденциям в дизайне, но не учитывающий бизнес-задач или потребностей целевой аудитории.

И этот только запущенный сайт сразу же переделываться «честными» сеошниками под личные представления об юзабилити или удачные решения конкурентов, потому что оказывается, что он не пригоден к продвижению.

Процесс может длиться бесконечно, однажды окончательно засосав клиента в пучину «диджитал-маркетинга».

Так что делать?

Попытки разобраться, как правильно начинать разработку сайта, ведутся постоянно, и каждая из сторон продолжает тянуть одеяло на себя. Так в статье уже другого «честного сеошника» Сергея Ерофеева, делается упор на том, что создание сайта должно начинаться с составления семантического ядра и анализа удачных решений конкурентов.

«Сайты ваших конкурентов, что находятся в топе поисковых систем, уже успешны. Поэтому чаще всего не стоит придумывать велосипед, достаточно проанализировать успешные ресурсы и реализовать наиболее удачные решения на своем сайте»

Сергей Ерофеев, цитата из статьи

Впрочем, участие юзабилити-специалистов в процессе не исключается, правда, Сергей Ерофеев считает их главной задачей «изучить весь функционал конкурентов» на предмет «удачных решений» и составить список рекомендаций на тему «что должно быть на нашем сайте, чтобы он был не хуже других».

Чисто теоретически Сергей Ерофеев может оказаться прав и, позаимствовав структуру и функционал какого-нибудь Amazon, можно создать успешный с точки зрения поисковой доступности сайт, получив много трафика. Вот только даже такой радужный сценарий не означает большого количества продаж. И тогда «неприятный кейс» из его же статьи «жил был сайт (бизнес), и тут его переделали» становится неизбежным.

Ориентируясь только на семантическое ядро, «успешных конкурентов» и другие внешние факторы, упускается из внимания главное – сам бизнес и его клиентов. И ни одно ТЗ или очень детальный бриф не позволят погрузиться в бизнес-процессы настолько, чтобы получить сколько-нибудь значимые результаты.

Каждый бизнес уникален

Если попросить трех владельцев одинаковых бизнесов рассказать их истории - это будут три разные истории. Каждый из них прошел уникальный путь проб и ошибок, и у каждого из них будут свои ценности и особенности, привлекающие их собственную целевую аудиторию.

Исследование бизнеса и его клиентов позволит с одной стороны узнать нюансы и создать простор для деятельности, с другой – снизить затраты на бесконечные доработки сайта.

Понимание бизнес-процессов, целевой аудитории и ее потребностей – фундамент, необходимый как разработчикам, так и продвиженцам, который позволяет фокусироваться на единственно важном: создании удобного для пользователей сайта.

Такой сайт, удовлетворяя конкретные потребности конкретной целевой аудитории будет эффективно решать поставленные бизнес-задачи с высокой конверсией и хорошими поведенческими факторами.

Поэтому, с какой бы стороны диджитала вы не находились, нужно начинать с исследования бизнеса и его клиентов.

В итоге, проблемы, затронутые «честным» сеошником, серьезные и отражают состояние диджитал-рынка: интерфейсом занимается кто угодно, основываясь лишь на субъективном мнении, результат непредсказуем, а бизнес продолжает терять деньги, расплачиваясь за «благие намерения» своих подрядчиков.

0
74 комментария
Написать комментарий...
Илья Мишин

Запомните раз и навсегда, проектирует сайт тот, кто будет его продвигать. Если дизайнеры не делают так как говорит сеошник - они идут нахуй. Если программисты не выполняют требования сео - они идут нахуй. Если системный администратор не может настроить железо как надо сео - он идет нахуй. Если владелец сайта начинает вносить свои коррективы по структуре или дизайну или логике - он тоже идет нахуй.

Потому что в случае провала отвечать будет не дизайнер ни программист и не системный администратор, а именно сеошник. Именно с него спрашивают почему нет трафа, почему нет продаж и тд и почему бизнес обанкротился и у вас теперь 15 миллионов рублей долга.

Если вашим проектом руководит девочка-дизайнер или программист с не понимающий логики и принципов продвижения и рогом упираются на все требования сеошника - вашему проекту скоро пиздец, не удивляйтесь.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Борзенко

При нормальной орг структуре - проектом руководит продакт овнер, как ни странно, он занимается продуктом, разрабатывает стратегии продвижения, которые воплощают seo -специалистами, контролирует ПМов, которые уже общаются с разработчиками и дизайнерами и UX'ами,
И в этом случае уже seo-шник и все остальные в иерархической цепочке идт нахуй, если не слушает продакта.
Если уж компания небольшая и seo-специалист руководит проектом, то это должен быть очень хороший специалист.
З.ы. чтобы исключить чьито недодумки, отмечу что под продакт овнером в данном случае имеется ввиду именно специалист, а не внешний заказчик.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мишин

продакт менеджер знает как создать правильно каталог которые будет генерировать трафик? Ну то есть не просто красивый няшный каталог товаров, а такой чтобы по всем правилам СЕО был? в 99.9% не знает. Знал бы - был бы крутым сеошником, а не принес-подай.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Борзенко

Может, еще и гендир должен знать, как сделать каталог или рисовать дизайн?)
Замечу, что речь не шла о умении создать каталог, смысл статьи в том, что каждый тянет одеяло на себя вместо командной работы. И изза того, что каждый считает себя самым умным - загибаются проекты.
Смысл моего предыдущего коммента - как раз в организации работы, организации команды с иерархической структурой. Где есть руководители, есть исполнители и есть коммуникация между всеми на разных этапах - разным составом.
Не знаю, какое у вас представление о продакт овнере, но конкретный пример реальной компании: продакт овнер, в его подчинении 3-4 ПМа, ПМы взаимодействуют с командой разработчиков ( и ИТ с тестировщиками) из 20 человек, которые делают задачи по agile, продакт овнер в орг структуре линейно с начальником отдела маркетинга из 30 человек, внутри отдела команды, работающие функционально с ПМами каждая над своим проектом, в митингах по проектам собираются под руководством продакт овнера руководитель маркетинг отдела, тимлид разработчиков, ПМ и тимлид маркетинг команды - минимум, решения и стратегию принимает продакт , за тактику по исполнению решений по маркетингу отвечает тимлид маркетинг команды, в которой и seo специалисты, линкбилдеры, outreach спецы - каждый занимается своим, и если какие-то вопросы меж отделов есть, касающиеся той же архитектуры каталогов, чтобы все красиво и автоматически улетало на выдачу по ключевикам - это и отмечается в планах, тз и идет совместная работа специалистов маркетинга и разработчиков, где маркетинг в конкретной задаче выступает заказчиком ( в задаче построения архитектуры каталога), по другим задачам, по тому же дизайну - в качестве заказчика будет ux дизайнер...
Если в такой орг стуктуре какойто из сеошников начинает выебываться, то он дурак.
Если в компании команда из 3 человек, где каждый - многостаночник, то конечно каждому сеошнику можно выебываться, а то ИТшники говорят, что на них отдел держится, разработчики - что на них... так и сеошник ведь не хуже - пусть не отстает от всех))) но если дорастет до крупной компании и там продолжит выебываться, игнорируя командную работу - долго там не задержится.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мишин
продакт овнер, в его подчинении 3-4 ПМа, ПМы взаимодействуют с командой разработчиков ( и ИТ с тестировщиками) из 20 человек, которые делают задачи по agile, продакт овнер в орг структуре линейно с начальником отдела маркетинга из 30 человек, внутри отдела команды, работающие функционально с ПМами каждая над своим проектом, в митингах по проектам собираются под руководством продакт овнера руководитель маркетинг отдела, тимлид разработчиков, ПМ и тимлид маркетинг команды - минимум, решения и стратегию принимает продакт

это прикол? покажи мне кто открывая интернет магазин по продаже дверей наймет всех вот этих долбаебов которых ты перечислил? хотелось бы на это посмотреть)))))

Ответить
Развернуть ветку
71 комментарий
Раскрывать всегда