Как сеошники обманывают сами себя
Прочитав на днях «разоблачающую» статью «честного» сеошника Дениса Скорятина и не менее достойный ответ «сообщества SEO-специалистов» меня кое-что задело: Денис Скорятин уверен, что сеошник — тот человек, который помогает улучшать интерфейсы и даже рисовать прототипы страниц или сайта.
Среди SEO-сообщества мнения разошлись: одни уверены, что это дело рук маркетологов, другие – дизайнеров, третьи - и тех, и других одновременно.
Что же тут не так?
Денис Скорятин затронул важный нюанс. Работая сеошником и сталкиваясь с клиентскими проектами, он понимал: что-то не так и интерфейсы нужно править. В сообществе SEO-специалистов с этим согласились, но разошлись в деталях. У меня же появляется вопрос: как получается, что новый, только что запущенный сайт сразу попадает под правки?
И на этот вопрос в другой статье отвечает Ольга Шевченко - креативный директор одного из значимых киевских агентств: потому что ответственность за принятие решений ложится на клиента.
Почему это происходит?
Так сложилось, что до сих пор существует два лагеря исполнителей: одни делают сайты, другие эти сайты продвигают. И когда у бизнеса появляется потребность присутствия в интернете, он вынужден приходить сначала к разработчикам с запросом «мне нужен сайт», а потом к продвиженцам – «продвиньте это как-то».
В обоих случаях работа начинается с заполнения брифа или просьбы прислать ТЗ. С этого проблемы и начинаются.
Потому что клиент не знает
С помощью технического задания подрядчик ожидает получить от клиента прямое руководство к действию. Но проблема в том, что клиент не знает, какой сайт хочет. Как не знает и ответы на большинство других вопросов, бережно собранных в бриф.
ТЗ или бриф оказываются описанием личных «хотелок» или удачных, по субъективному мнению клиента, решений конкурентов. И, в итоге, в интернете появляется очередной проект, созданный согласно последним тенденциям в дизайне, но не учитывающий бизнес-задач или потребностей целевой аудитории.
И этот только запущенный сайт сразу же переделываться «честными» сеошниками под личные представления об юзабилити или удачные решения конкурентов, потому что оказывается, что он не пригоден к продвижению.
Процесс может длиться бесконечно, однажды окончательно засосав клиента в пучину «диджитал-маркетинга».
Так что делать?
Попытки разобраться, как правильно начинать разработку сайта, ведутся постоянно, и каждая из сторон продолжает тянуть одеяло на себя. Так в статье уже другого «честного сеошника» Сергея Ерофеева, делается упор на том, что создание сайта должно начинаться с составления семантического ядра и анализа удачных решений конкурентов.
Впрочем, участие юзабилити-специалистов в процессе не исключается, правда, Сергей Ерофеев считает их главной задачей «изучить весь функционал конкурентов» на предмет «удачных решений» и составить список рекомендаций на тему «что должно быть на нашем сайте, чтобы он был не хуже других».
Чисто теоретически Сергей Ерофеев может оказаться прав и, позаимствовав структуру и функционал какого-нибудь Amazon, можно создать успешный с точки зрения поисковой доступности сайт, получив много трафика. Вот только даже такой радужный сценарий не означает большого количества продаж. И тогда «неприятный кейс» из его же статьи «жил был сайт (бизнес), и тут его переделали» становится неизбежным.
Ориентируясь только на семантическое ядро, «успешных конкурентов» и другие внешние факторы, упускается из внимания главное – сам бизнес и его клиентов. И ни одно ТЗ или очень детальный бриф не позволят погрузиться в бизнес-процессы настолько, чтобы получить сколько-нибудь значимые результаты.
Каждый бизнес уникален
Если попросить трех владельцев одинаковых бизнесов рассказать их истории - это будут три разные истории. Каждый из них прошел уникальный путь проб и ошибок, и у каждого из них будут свои ценности и особенности, привлекающие их собственную целевую аудиторию.
Исследование бизнеса и его клиентов позволит с одной стороны узнать нюансы и создать простор для деятельности, с другой – снизить затраты на бесконечные доработки сайта.
Понимание бизнес-процессов, целевой аудитории и ее потребностей – фундамент, необходимый как разработчикам, так и продвиженцам, который позволяет фокусироваться на единственно важном: создании удобного для пользователей сайта.
Такой сайт, удовлетворяя конкретные потребности конкретной целевой аудитории будет эффективно решать поставленные бизнес-задачи с высокой конверсией и хорошими поведенческими факторами.
Поэтому, с какой бы стороны диджитала вы не находились, нужно начинать с исследования бизнеса и его клиентов.
В итоге, проблемы, затронутые «честным» сеошником, серьезные и отражают состояние диджитал-рынка: интерфейсом занимается кто угодно, основываясь лишь на субъективном мнении, результат непредсказуем, а бизнес продолжает терять деньги, расплачиваясь за «благие намерения» своих подрядчиков.
Запомните раз и навсегда, проектирует сайт тот, кто будет его продвигать. Если дизайнеры не делают так как говорит сеошник - они идут нахуй. Если программисты не выполняют требования сео - они идут нахуй. Если системный администратор не может настроить железо как надо сео - он идет нахуй. Если владелец сайта начинает вносить свои коррективы по структуре или дизайну или логике - он тоже идет нахуй.
Потому что в случае провала отвечать будет не дизайнер ни программист и не системный администратор, а именно сеошник. Именно с него спрашивают почему нет трафа, почему нет продаж и тд и почему бизнес обанкротился и у вас теперь 15 миллионов рублей долга.
Если вашим проектом руководит девочка-дизайнер или программист с не понимающий логики и принципов продвижения и рогом упираются на все требования сеошника - вашему проекту скоро пиздец, не удивляйтесь.
При нормальной орг структуре - проектом руководит продакт овнер, как ни странно, он занимается продуктом, разрабатывает стратегии продвижения, которые воплощают seo -специалистами, контролирует ПМов, которые уже общаются с разработчиками и дизайнерами и UX'ами,
И в этом случае уже seo-шник и все остальные в иерархической цепочке идт нахуй, если не слушает продакта.
Если уж компания небольшая и seo-специалист руководит проектом, то это должен быть очень хороший специалист.
З.ы. чтобы исключить чьито недодумки, отмечу что под продакт овнером в данном случае имеется ввиду именно специалист, а не внешний заказчик.
продакт менеджер знает как создать правильно каталог которые будет генерировать трафик? Ну то есть не просто красивый няшный каталог товаров, а такой чтобы по всем правилам СЕО был? в 99.9% не знает. Знал бы - был бы крутым сеошником, а не принес-подай.
Может, еще и гендир должен знать, как сделать каталог или рисовать дизайн?)
Замечу, что речь не шла о умении создать каталог, смысл статьи в том, что каждый тянет одеяло на себя вместо командной работы. И изза того, что каждый считает себя самым умным - загибаются проекты.
Смысл моего предыдущего коммента - как раз в организации работы, организации команды с иерархической структурой. Где есть руководители, есть исполнители и есть коммуникация между всеми на разных этапах - разным составом.
Не знаю, какое у вас представление о продакт овнере, но конкретный пример реальной компании: продакт овнер, в его подчинении 3-4 ПМа, ПМы взаимодействуют с командой разработчиков ( и ИТ с тестировщиками) из 20 человек, которые делают задачи по agile, продакт овнер в орг структуре линейно с начальником отдела маркетинга из 30 человек, внутри отдела команды, работающие функционально с ПМами каждая над своим проектом, в митингах по проектам собираются под руководством продакт овнера руководитель маркетинг отдела, тимлид разработчиков, ПМ и тимлид маркетинг команды - минимум, решения и стратегию принимает продакт , за тактику по исполнению решений по маркетингу отвечает тимлид маркетинг команды, в которой и seo специалисты, линкбилдеры, outreach спецы - каждый занимается своим, и если какие-то вопросы меж отделов есть, касающиеся той же архитектуры каталогов, чтобы все красиво и автоматически улетало на выдачу по ключевикам - это и отмечается в планах, тз и идет совместная работа специалистов маркетинга и разработчиков, где маркетинг в конкретной задаче выступает заказчиком ( в задаче построения архитектуры каталога), по другим задачам, по тому же дизайну - в качестве заказчика будет ux дизайнер...
Если в такой орг стуктуре какойто из сеошников начинает выебываться, то он дурак.
Если в компании команда из 3 человек, где каждый - многостаночник, то конечно каждому сеошнику можно выебываться, а то ИТшники говорят, что на них отдел держится, разработчики - что на них... так и сеошник ведь не хуже - пусть не отстает от всех))) но если дорастет до крупной компании и там продолжит выебываться, игнорируя командную работу - долго там не задержится.
это прикол? покажи мне кто открывая интернет магазин по продаже дверей наймет всех вот этих долбаебов которых ты перечислил? хотелось бы на это посмотреть)))))