(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(92000560, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(92000560, 'hit', window.location.href);

70 новых SEO-фишек 2018 года

Яндекс и Google — главные интернет-гиганты рунета, в поисковый топ которых стремится попасть любая компания. За 2018 год алгоритмы индексации и ранжирования сильно изменились. Яндекс внедрил «Андромеду», а Google вообще вносит в свою систему поиска десятки правок каждый день.

Вместе с экспертом WebCanape вспоминаем самые значимые обновления Яндекса и Google за год и разбираемся, как их правильно использовать для продвижения.

Наш эксперт

Новости Яндекса за 2018 год

  • Новинки на поиске
  • Турбо-страницы
  • SEO-инструменты

Новинки на поиске

Чат с компанией в поиске

В январе Яндекс начал тестировать функцию чата с консультантом на поиске. Кнопку «Начать чат» заметили в сниппетах некоторых интернет-магазинов.

Эксперты считают, что новинка полезна интернет-магазинам и их клиентам, а Яндексу позволяет концентрировать трафик на себе, ведь пользователю не нужно переходить на сторонний сайт.

В августе Яндекс сделал чаты в Поиске доступными для всех. Кнопка «Чат с компанией» отображается в сниппете главной страницы сайта и в Каталоге навыков Алисы. Если используется чат-платформа Jivosite, Talk-Me, Verbox или Bitrix, чтобы добавить кнопку, достаточно указать идентификатор чата в настройках сервиса Яндекс Диалоги. Для подключения других чат-платформ Яндекс открыл API.

В разделе «Сводка» Яндекс Вебмастера также стала доступна статистика по чатам в Поиске: количество начатых бесед и отвеченных сообщений.

То, насколько быструю и качественную помощь пользователи получают из чатов в поиске, учитывается при ранжировании сайта.

Мы начали тестировать этот инструмент на проектах клиентов, как только он появился. Запросы через чат приходили уже в день его установки на сайт. Осталось только донести до клиентов, что нужно отвечать не через час.

Евгений Чуранов, Руководитель отдела интернет-маркетинга WebCanape

Расширенный сниппет

В марте в десктопной выдаче появилась возможность показа расширенных сниппетов по кнопке «Читать еще». При этом новый сниппет может быть объемнее стандартного не более чем в 3 раза.

Количество строк, которое будет показано в расширенном варианте, зависит от внутренних параметров поискового алгоритма.

Колдунщик Директа в поиске

В апреле Яндекс завершил тестирование колдунщика Директа в выдаче. С его помощью можно просмотреть всю рекламу, которая демонстрируется сейчас по запросу, а также быстро перейти к размещению своей:

Если поисковик может выдать результат релевантнее, например, ответ от Яндекс Видео и Яндекс Картинок, колдунщик отображаться не будет. Все зависит от запроса.

Более качественные результаты в Яндекс Поиске

В июне Яндекс улучшил алгоритм, отвечающий за качество поиска. Теперь еще больше внимания уделяется полезности и оформлению контента, удобству использования сайта, уместности рекламы.

В связи с этим всем вебмастерам рекомендуется обращать больше внимания на то:

  • отвечает ли контент на вопросы, с которыми пользователи приходят на сайт;
  • насколько качественно представлена информация;
  • не мешает ли реклама восприятию.

Красивая фотография в карточке организации повышает позиции

С лета при ранжировании фотографий на карточке организаций Яндекс учитывает их привлекательность для пользователей. Алгоритм работает на основе компьютерного зрения, попарно сравнивая несколько картинок.

Если автоматическое ранжирование не нравится пользователю, он может самостоятельно выбрать, какую карточку показывать первой.

Кроме того, у владельцев организаций появилась возможность добавлять к картинкам теги, чтобы пользователи понимали, что именно изображено.

ИКС вместо тИЦ

С августа Яндекс не учитывает тематический индекс цитирования (тИЦ), теперь на ранжирование в поисковике влияет индекс качества сайта (ИКС). Новинка пока запущена в бета-режиме.

Величина ИКС зависит от того, насколько ресурс полезен пользователям: количество посетителей, их удовлетворенность сайтом и доверие к нему. При расчете Яндекс использует все данные о сайте и компании, которые имеет: из Поиска, Метрики, Карт, Дзена и т. д.

В сентябре ИКС добавили в API Вебмастера. Теперь можно выгрузить историю изменения индекса качества сайта за последний год.

Сеошный мир постепенно меняется от ссылок к контенту. Обновления Яндекса это подтверждают.

Евгений Чуранов, Руководитель отдела интернет-маркетинга WebCanape

Характеристики сайта в Яндекс-выдаче

Осенью Яндекс внедрил систему новых отличительных знаков для сайтов. Они присваиваются на основе поведенческих факторов и отображаются в поисковом сниппете.

Метки присваиваются автоматически: галочка отображается в сниппете у подтвержденных, официальных сайтов, значок пламени означает, что сайт популярный, символом короны отмечают «выбор пользователей».

Данные о том, какие значки и за что заработал ресурс, можно увидеть по ссылке «Информация о сайте» — по клику происходит переадресация на специальную страницу Яндекс Вебмастера.

В ноябре перечень ресурсов, отмеченных галочкой в сниппете, пополнился финансовыми организациями из:

  • государственного реестра микрофинансовых организаций ЦБ РФ;
  • реестра субъектов страхового дела;
  • реестра кредитных организаций.

Новый поиск «Андромеда»

В ноябре основной поисковый алгоритм Яндекса обновился. Релиз получил название «Андромеда». Новинки, которые теперь доступны прямо на поиске:

  • обзоры спортивных матчей;
  • рекомендации лучших в городе мест с отзывами;
  • Яндекс Коллекции — раздел, куда можно сохранять понравившиеся фотографии и видео;
  • Яндекс Знатоки — платформа вопросов и ответов, аналог Ответов Mail.Ru;
  • Яндекс Услуги — сервис для размещения предложений и поиска исполнителей;
  • чаты с вопросами и ответами;
  • превью статей на сайтах СМИ.

Позиции в выдаче теперь еще сильнее зависят от полезности сайта. В рамках Андромеды работает новая метрика качества поиска — Proxima. Она оценивает страницы по следующим параметрам:

  • вероятность решения задачи пользователя;
  • лояльность аудитории;
  • баланс полезного и навязчивого;
  • прочее.

Цель новинки — помочь пользователям быстрее найти самый релевантный ответ на запрос.

Каждый год поиск Яндекса отбирает новые места в выдаче под свои сервисы. Для пользователя это, конечно, удобно, но вот в поисковом продвижении приходится задействовать все больше инструментов.

Евгений Чуранов, Руководитель отдела интернет-маркетинга WebCanape

Турбо-страницы

Новые возможности Турбо-страниц

В январе в функционале Турбо-страниц появилось сразу несколько новинок:

  • теперь на них можно добавлять таблицы, цитаты, комментарии, встраиваемый контент (видео, виджеты и др.), галерею картинок, кнопки соцсетей, меню, блок «Вам может быть интересно»;
  • скорость отрисовки рекламы стала выше;
  • возможности аналитики расширили — на сайт можно добавить счетчик любой системы аналитики и настроить передачу данных о визитах в Яндекс Метрику.

Подробнее о новых функциях можно прочитать в Помощи. Изменения вносятся в сам RSS-канал, а не за счет дополнительных полей в Яндекс Вебмастере — в нем нужно просто указать ссылку на обновленный RSS и убедиться, что в превью страницы отображаются с расширенным форматированием.

Каталог плагинов для Турбо-страниц

В начале года популярность Турбо-страниц росла быстро, и в большинстве CMS появились плагины для работы с ними. WordPress, Joomla, Drupal, 1С-Битрикс дают возможность генерировать RSS-канал для добавления в Вебмастер.

Чтобы вебмастерам было проще сравнить между собой дополнения и выбрать самое подходящее, на сайте Технологий Яндекса появился каталог. В него можно добавить информацию о новом плагине, для этого разработчику достаточно написать в техподдержку Вебмастера.

Некачественные Турбо-страницы перестанут отображаться

С 5 марта Турбо-страницы, не соответствующие оригинальным, перестали отображаться в Поиске, Дзене и Новостях. Вместо них пользователи попадают на обычную версию страницы.

Такое решение было принято из-за многочисленных жалоб на то, что Турбо-страницы сильно отличаются от оригинальных контентом. Чтобы следить за этим было проще, в Яндекс Вебмастер добавили новый вид предупреждений — «Содержимое Турбо-страницы не соответствует оригинальной версии».

Улучшенная аналитика Турбо-страниц

В марте Турбо-страницы поместили в отдельный раздел Яндекс Вебмастера и обновили для них аналитику, добавив несколько новых пакетов:

  • «Аналитик»: возможность добавления до 10 счетчиков от каждой из платформ аналитики, информация об общем количестве турбо-страниц на поиске и отдельно о заблокированных и удаленных;
  • «Плохой контент» указывает на ошибки в фиде, из-за которых страницу могут удалить из поиска.

Отладчик Турбо-страниц в Вебмастере

В мае Яндекс Вебмастер начал тестировать функцию отладки Турбо-страниц, она позволяет быстро собрать облегченную страницу по шаблону. Достаточно внести изменения в код, и они тут же отобразятся в схематичном виде.

Созданный образец легко масштабировать для всего RSS-канала.

Автоматическая расстановка рекламы на Турбо-страницах

В Вебмастере также появилась автоматическая расстановка рекламных блоков для Турбо-страниц. Система автоматически определит наиболее выгодные места для объявлений.

При этом реклама, добавленная через RSS-канал, остается более приоритетной. При ее наличии авторасстановка не сработает.

Управление Турбо-страницами с помощью CSS

В июне в Яндекс Вебмастере появилась возможность управлять дизайном Турбо-страниц с помощью CSS.

Указать нужные стили можно в настройках Турбо-страниц.

А в разделе «Отладка» — проверить, как они отображаются, и подобрать лучший вариант.

Стили задаются для всех основных элементов: фонов, шрифтов, кнопок, контуров и т. д. Не рекомендуется использовать:

  • сторонние шрифты;
  • низкопроизводительную анимацию;
  • селекторы по названиям HTML-элементов (например, .a { color: #307896; });
  • подгрузку данных с внешних ресурсов.

Форма обратного звонка на Турбо-страницах

Владельцы сайтов услуг и онлайн-магазинов получили возможность добавлять на свои Турбо-страницы кнопки обратного звонка, мессенджеров, чатов и соцсетей.

Кроме того, появились новинки для работы с медийным контентом: больше интеграций с социальными сетями и сторонними сайтами, возможность добавления различных элементов, например, GIF-изображений.

Автоматическая лента рекомендаций для Турбо-страниц

В августе в Яндекс Вебмастере появился инструмент для создания на Турбо-страницах автоматической ленты рекомендаций с бесконечной прокруткой. Для ее создания достаточно 3–4 материалов, объединенных определенной тематикой. После прочтения одной статьи пользователю автоматически будут предложены похожие.

Владелец сайта также может отказаться от автоматических рекомендаций и задать собственные. Для этого необходимо настроить RSS-ленту, настройки RSS-фида в данном случае имеют больший вес.

Новые виджеты обратной связи на Турбо-страницах

В октябре функционал Турбо-страниц для интернет-магазинов доработали. Среди новинок:

  • виджеты обратной связи: телфон, чат, мессенджеры, соцсети:
  • отладка страниц.

Технологии Турбо-страниц Яндекса и AMP-страниц у Google постепенно становятся нормой для сайтов. Все больше появляется возможностей для их создания и успешных кейсов. Мы не отстаем от рынка и активно работаем с этими инструментами.

Евгений Чуранов, Руководитель отдела интернет-маркетинга WebCanape

SEO-инструменты

Яндекс Вебмастер

Чтобы важные страницы сайтов индексировались быстрее, с начала года Яндекс не учитывает директиву Crawl-delay. Она отвечает за то, как часто робот может обращаться к сайту. Из-за ошибочно прописанных значений Crawl-delay часто возникают задержки с обходом.

Теперь максимальная скорость определяется для каждого сайта автоматически исходя из нагрузки, с которой сможет справиться сервер. Если скорость все же нужно ограничить, вебмастер может сделать это в разделе «Индексирование» на странице «Скорость обхода»:

С марта принадлежность сайта к региону можно настроить в разделе «Региональность» Вебмастера:

Раньше регион для ресурса можно было выбрать также при добавлении в Каталог.

В апреле в Яндекс Вебмастере обновился раздел с уведомлениями, их список пополнился. Отслеживать изменения данных сайта стало еще удобнее.

Среди новинок:

  • делегирование прав на управление сайтом,
  • изменение регионов сайта,
  • изменение регистра сайта,
  • рекомендованные запросы,
  • отчет «Тренды»,
  • запросы от Метрики.

Кроме того, на обновленную страницу переехали и настройки уведомлений из раздела «О важных страницах».

Весной Яндекс также обновил алгоритм для определения того, как реклама на сайте влияет на удобство его использования. Теперь страницы с рекламой, которая затрудняет навигацию и вводит пользователей в заблуждение, будут выявляться еще точнее, и сайт с нарушениями будет ранжироваться в поиске ниже. Проверить, все ли в порядке, можно в Яндекс Вебмастере в разделе «Безопасность и нарушения».

В августе функцию «Удалить URL» в Яндекс Вебмастере обновили. Теперь удалять страницы сайта можно по префиксу.

Чтобы удалить из поиска сайт целиком, нужно указать его адрес. Если ввести URL раздела, прекратится индексация для всех его подразделов.

Чтобы команда сработала, ее нужно продублировать в robots.txt:

В октябре алгоритм, который подбирает рекомендованные запросы для сайта в Яндекс Вебмастере, обновился. Полученные рекомендации теперь делятся на две группы:

  • запросы, по которым сайт отображался в поиске;
  • запросы, по которым показов у сайта не было — новинка. Этот список формируется на основе схожести тематик.

В разделе «Диагностика сайта» Яндекс Вебмастера появились новые типы рекомендаций для сайта:

  • Ошибка в разметке видео — означает, что робот не смог проиндексировать видео. Нужно проверить, соответствует ли оно требованиям Яндекса, а также убедиться, что нет ошибок в микроразметке.
  • Информация об организации не подтверждена владельцем в Справочнике — необходимо убедиться, что профиль организации в Яндекс Справочнике заполнен более чем на 90% процентов, и информация обновлялась не позже, чем три месяца назад.
  • Отсутствует чаты на Поиске.
  • Малое покрытие Турбо-страниц — рекомендуется проверить, все ли возможные страницы поддерживают этот формат.

В ноябре в Яндекс Вебмастере появилась страница «Показатели качества». С ее помощью можно отследить:

  • показатели ИКС в динамике;
  • уже присвоенные сайту значки отличия и те, которые скоро будут получены;
  • данные сайта в сравнении с показателями конкурентов;
  • рекомендации по улучшению пользовательского опыта.

В конце года появилась возможность привязывать счетчики Яндекс Метрики к сайтам в Вебмастере, так поисковый робот быстрее узнает о новых страницах сайта и обойдет URL, полученные из Метрики.

Подключить опцию можно в разделе «Обход по счетчикам» в Вебмастере:

Вебмастер также теперь будет хранить последние 100 версий файла Robots.txt и список поддоменов сайта. Сервис уведомит вебмастера об изменениях и того, и другого.

На странице «Статистика поисковых запросов» Яндекс Вебмастера теперь можно задавать группы сайтов для сравнения из Яндекс Радара с помощью инструмента «Тренды»:

Достаточно указать, к какой категории относится сайт, и сервис покажет историю изменений выбранной группы.

Считаю, что все сеошники должны сказать Яндексу огромное спасибо за новые функции Яндекс Вебмастера. Теперь это мощнейший инструмент для аналитики проектов, понятный не только профессионалам.

Евгений Чуранов, Руководитель отдела интернет-маркетинга WebCanape

Яндекс Радар

В феврале в Яндекс Радаре появились новые отчеты: «Типы устройств», «Мобильные ОС» и «Десктопные ОС». Пользователям доступны данные за период с 1 апреля 2015 года.

Отчеты по операционным системам помогут разработчикам узнать о предпочтениях пользователей и понять, какие десктопные и мобильные направления стоит развивать.

Отказ от директивы HOST

Чтобы упростить механизм переезда сайтов, весной Яндекс отказался от использования директивы HOST в пользу редиректа 301. Важно, чтобы он был настроен на всех неглавных зеркалах сайта.

Владельцам ресурсов, которые еще не установили перенаправление, было отправлено предупреждение.

Яндекс Каталог официально закрыт

В апреле Яндекс объявил о полном прекращении работы Каталога. Он задумывался как инструмент для быстрого поиска данных по составленной вручную подборке сайтов, однако сейчас с той же функцией успешно справляется поиск.

Показатель тИЦ теперь можно проверить в разделе Яндекс Вебмастера, на его формирование закрытие Каталога никак не повлияет.

Региональная привязка сайтов сохранилась, ее также можно проверить и изменить в Вебмастере.

Яндекс Метрика

В июле пользователям Яндекс Метрики стал доступен новый отчет «Посетители». В нем собраны данные по каждому посетителю: источник и количество визитов, переходы, время, проведенное на сайте, достигнутые цели. Эта статистика поможет понять, какие шаги пользователи выполняют от визита к покупке, и глубже анализировать их поведение.

В отчете содержится информация обо всех посетителях с момента установки счетчика, доступна функция сегментирования.

Обновления Google за 2018 год

  • Новинки на поиске
  • Индексирование и ранжирование
  • SEO-инструменты
  • AMP-страницы

Новинки на поиске

Google и Getty Images — партнеры

В феврале Google и Getty Images заключили соглашение о партнерстве. В рамках этого договора Google внес изменения в оформление поиска по картинкам: надписи об авторском праве стали заметнее, а прямые ссылки на изображения исчезли.

Благодаря партнерству Google теперь может использовать контент Getty Images в своих продуктах и сервисах.

Новый поиск по картинкам

В августе Google-поиск по картинкам обновился еще раз — внешне и внутренне.

Алгоритмы переработали так, чтобы авторитетность сайта стала основным фактором ранжирования. Кроме того, в приоритете теперь сайты, где картинки располагаются в верхней части страницы и играют ключевую роль в контенте.

Дизайн десктопного поиска по картинкам сделали максимально похожим на мобильную версию. Появились подписи к изображениям, ссылка на источник и фильтры в виде пузырей над результатами поиска.

Хлебные крошки в поисковой выдаче

В результатах десктопного поиска появился блок с «хлебными крошками» и каруселью картинок. Новый формат выводится по информационным запросам:

Метка «Популярный запрос»

Зимой на панели выдачи Сети знаний появилась кликабельная метка «Популярный запрос». Она отображается в десктопном поиске для знаменитостей, организаций и мест:

Новый расширенный сниппет с ответами

Весной Google запустил новый формат расширенных сниппетов с ответами — Multifaceted Featured Snippets. Они показываются по запросам с несколькими возможными результатами. Для каждого результата запрос переформулируется. Например, «садовым растениям нужно открытое солнце?» алгоритм интерпретирует как «Каким садовым растениям нужно открытое солнце?» и «Что значит открытое солнце?».

Новинка призвана сделать выдачу более полной и полезной.

Кнопка «Еще результаты» в мобильной выдаче

В апреле в мировом масштабе запустилось тестирование кнопки «Еще результаты» в мобильной выдаче. Теперь не нужно переходить на следующую страницу, больше результатов подгрузится по нажатию на новую кнопку.

Локальная выдача мультирегиональных сайтов стала лучше

В июне Google улучшил результаты локальной выдачи для мультирегиональных сайтов.

До обновления поискового алгоритма страницы с дублированным или частично дублированным контентом объединялись при индексации под одним URL, и Google выдавал в результатах только каноническую версию. Часто языковая версия такой страницы не соответствовала стране пользователя. Теперь поисковик отображает наиболее релевантную для пользователя версию страницы, выбирая из дубликатов.

Статистика из Search Console в выдаче

Осенью Google начал отображать данные о сайте из Search Console прямо в поисковой выдаче. Новинка работает в тестовом режиме и отображается, если пользователь — подтвержденный владелец сайта, который выводится в результатах.

В блоке отображается информация о кликах, показах и средних позициях за последние 90 дней:

Готовые ответы без других результатов

В ноябре в мобильном Google-поиске снова начали показываться готовые ответы без других результатов по запросам, связанным со временем, валютой и конвертацией величин. Например:

Эксперты считают, что новинка может негативно отразиться на трафике сайтов, где можно конвертировать величины, узнать местное время и т. д.

Новый блок локальной выдачи для отелей

По запросам, связанным с гостиницами и отелями, теперь выводится обновленный блок локальной выдачи:

Расширенные сниппеты для сайтов вопросов-ответов

В декабре Google добавил новый тип структурированных данных — Q&A Page, благодаря которому сайты вопросов и ответов могут отображаться с расширенными сниппетами в результатах поиска.

Цель новинки — помочь пользователю получить самую полную и релевантную информацию по его запросу, а владельцам сайтов — добиться наибольшего охвата.

В выдаче расширенные сниппеты выглядят так:

Посмотреть, как будет выглядеть разметка страниц, и протестировать ее на ошибки можно с помощью инструмента проверки структурированных данных Google.

Новый дизайн выдачи на десктопах

В конце года Google обновил дизайн страницы выдачи для десктопов. Поисковая строка теперь закругленной формы и остается вверху страницы при скролле:

Кликабельный URL в сниппетах

В декабря URL-адреса в поисковых сниппетах Google стали кликабельными. Технически он связан с заголовком страницы — у них общая ссылка.

Прямые трансляции в поиске

Теперь прямые трансляции можно икать прямо в Google-поиске и Assistant. За функцию отвечают новый тип структурированных данных Livestream и обновлённый Indexing API.

Чтобы видеотрансляции появились в выдаче, их нужно разметить с помощью схем VideoObject и BroadcastEvent.

Трансляции помечаются ярлыком «live» и оформляются в результатах поиска в виде карусели:

Чтобы трансляции быстрее индексировались, Google добавил поддержку страниц с разметкой Livestream в Indexing API.

Индексирование и ранжирование

Атрибут rel=canonical важнее канонических страниц в Sitemap

В январе Google официально сообщил, что для робота Googlebot атрибут rel=canonical важнее чем канонические страницы в Sitemap. Об этом вебмастеров предупреждают в обновленной справке.

Google Image Search не индексирует изображения из CSS

В начале года Google заявил, что Image Search не индексирует и не ранжирует изображения, ссылки на которые указаны в коде CSS. Для того чтобы картинки участвовали в поиске, необходимо прописывать обычные теги изображения с атрибутом источника:

Данные XML Sitemap используются для определения канонических URL

Выяснилось, что Google использует XML Sitemap, чтобы определить канонические URL. Об этом на одной из встреч для вебмастеров рассказал представитель компании, рекомендуя указывать конечный URL в файле XML Sitemap во избежание путаницы.

Редиректы с помощью метатега Refresh разрешены

В марте представитель Google рассказал о том, как поисковик реагирует на метатег Refresh. Конструкция используется для переадресации. Google допускает ее применение, но не рекомендует по двум причинам: UX (страница сохраняется в истории браузера) и время обработки (чтобы увидеть редирект, поисковику потребуется парсинг).

Определение дублированного контента по URL

Во время очередной видеовстречи для вебмастеров сотрудник Google сообщил, что поисковик может распознать дубли контента еще до сканирования. Алгоритм ориентируется на URL — если у разных страниц он схожий, их содержание может расцениваться как дублирующее.

Такая система не исключает ошибок. Чтобы не рисковать, Google рекомендует вебмастерам внимательно следить за тем, как формируются адреса страниц.

GoogleBot не сканирует пользовательские CSS-свойства

Сотрудник Google в своем Twitter сообщил, что Googlebot не сканирует пользовательские CSS-свойства, так как базируется на Chrome 41. Если элементы или дизайн сайта созданы с помощью переменных, нужно убедиться, что таблицы стилей в порядке и страница отображается корректно.

Частота публикаций не влияет на рейтинг

Отвечая на вопросы вебмастеров, сотрудник Google заявил, что периодичность, с которой публикуется контент, не влияет на позицию сайта в выдаче. У ресурсов с уникальным и качественным содержимым страниц больше шансов попасть в топ.

Переход на Mobile-First

Весной Google официально объявил о начале перевода ресурсов на Mobile-First-индексацию. Уведомления об этом вебмастера видели в Search Console:

В мае Google начал массовый перевод на Mobile-First-индексацию сайтов, а том числе и не оптимизированных под мобильные устройства. Адаптивная версия — необязательное условие для перехода. Она является фактором ранжирования в мобильном выдаче, но ее наличие никак не влияет на индексирование.

Вес HTTPS-сайтов при ранжировании

Сотрудник Google заявил, что сайты с протоколом HTTPS получают очень слабый приоритет при ранжировании. Вес рассчитывается на уровне страницы, а не сайта в целом.

Почему позиции страниц с новым контентом колеблются

На одной из майских видеовстреч для вебмастеров сотрудник Google объяснил, почему после наполнения страницы ее позиции в поиске могут сильно колебаться. Вполне нормально, что такая ситуация длится около одной-двух недель, затем ранжирование страницы стабилизируется.

Индексируя страницу впервые, поисковик оценивает, какую позицию она должна занять в результатах. Иногда Google переоценивает, а иногда недооценивает контент. Чтобы определить подходящее для сайта место в выдаче, требуется время — до нескольких недель. При этом колебания могут быть довольно сильными, вплоть до полного исчезновения из результатов поиска.

Куда ходит Googlebot

Стало известно, по каким типам ссылок переходит Googlebot. Кроме стандартных ahref, назвали и onclick-ссылки с использованием JavaScript, но лишь некоторые.

Использование ссылок с атрибутом onclick, которые Googlebot не анализирует, может привести к проблемам при сканировании.

Новые рекомендации по размещению картинок

Весной Google обновил рекомендации по публикации изображений. Больше внимания поисковик предлагает уделять улучшению пользовательского опыта, структуре контента, скорости загрузки, заголовкам и описаниям картинок.

Чтобы изображения ранжировались на высоких позициях, при публикации рекомендуется ориентироваться в первую очередь на пользователей.

Проблемы сканирования JavaScript

На конференции Google I/O сотрудники поисковика рассказали о процедуре анализа страниц, активно использующих JavaScript: сначала происходит первичное сканирование, а через несколько дней полный рендеринг. С таким двухступенчатым подходом связаны некоторые проблемы. На втором этапе Googlebot не анализирует атрибуты rel=canonical и метатеги. Если на первом этапе они обработаны не были, важные для индексирования и ранжирования данные могут быть упущены. Чтобы избежать подобных трудностей, можно использовать динамический рендеринг: показывать полную версию сайта Googlebot и другим роботам, а JavaScript-версию — пользователям.

Порядок слов в Title не влияет на ранжирование

Летом представитель Google сообщил, что изменение порядка слов в теге Title не влияет на ранжирование сайта в поиске.

Вебмастерам не рекомендуют тестировать заголовки с разным порядком слов в органической выдаче.

Блокировка в robots.txt может не сработать, если на страницу есть ссылки

На июньской видеовстрече вебмастеров с сотрудниками Google стало известно, что закрытые в robot.txt страницы по-прежнему могут индексироваться, если на них ссылаются на других страницах. При этом поисковый робот не увидит на них контента.

Чтобы избежать подобных проблем, для запрета индексации лучше использовать тег .

Звезды и рейтинги не помогут в продвижении

Выяснилось, что Google не учитывает данные опросов, обзоров и звезды рейтинга при ранжировании результатов органического поиска. Однако, справедливо ли это для локального поиска, представители поисковика сказать затрудняются.

Игнорирование ссылок в пресс-релизах

Летом стало известно, что Google игнорирует большинство ссылок в пресс-релизах. Эта стратегия линкбилдинга не повредит, но и не принесет пользы сайту.

Редирект 301 при переходе с http на https

В августе на встрече для вебмастеров сотрудник Google порекомендовал при переходе с http на https настраивать для страниц сайта редиректы 301. В случае использования других типов редиректов, например, 303, поисковику может понадобиться больше времени для проверки каждого URL.

Апдейт алгоритмов Google-поиска

В конце лета Google в очередной раз обновил свои алгоритмы ранжирования. Вектор развития системы по-прежнему направлен в сторону улучшения качества контента. Так что если позиции сайта в поиске ухудшились, следует поработать с содержимым страниц.

Хотя апдейт затронул все категории поиска, особенно сильные колебания позиций заметили владельцы сайтов по медицинской тематике.

Компания-производитель маркетингового ПО Moz проанализировала состояние выдачи до и после обновления алгоритмов:

Аналитический инструмент MozCast выражает изменения позиций в градусах Фаренгейта, чем больше колебаний — тем выше температура. 1–2 августа она достигла пиковых значений — около 114°F (при нормальном среднем значении 90°F).

Значение атрибута alt для ранжирования

В сентябре сотрудник Google Джон Мюллер напомнил вебмастерам, что alt-атрибут имеет ключевое значение при ранжировании изображений в поиске по картинкам:

В ноябре выяснилось, что роботы видят alt как часть текста на странице, он помогает им понять содержание. Однако чаще всего текст из атрибута дублируется в контенте, поэтому и не влияет на индексирование значительно. Аlt-атрибуты действительно играют важную роль в поиске по изображениям, их необходимо прописывать, если вы хотите видеть свой контент в Google Картинках.

Мультиязычные Title

Google рекомендует не использовать в рамках одного Title несколько языков. Это может осложнить ранжирование страницы по релевантным запросам.

HTML для быстрой индексации

Представители Google также рассказали вебмастерам, что для быстрой индексации контента, он должен быть в формате HTML.

Поисковик индексирует сайт в два подхода: сначала обрабатывается HTML, а затем робот просматривает сайт в целиком, но страницы при этом могут обрабатываться не в полном объеме. Поэтому важно, чтобы сайт был проиндексирован с первого раза. Javascript, например, усложняет и замедляет процесс.

Индексация контента во вкладках

Несколько лет назад Google говорил о том, что контент, который не отображается на странице после ее первичной загрузки, не индексируется и имеет меньший вес при ранжировании.

Ситуацию обещали изменить к завершению перехода сайтов на mobile-first. Осенью Google объявил, что теперь полностью индексирует и ранжирует контент, скрытый под вкладками и кнопками.

Влияние мобильного UX на SEO

Осенью сотрудник Google рассказал о том, как плохая организация контента в мобильной версии может повлиять на ранжирование сайта. В первую очередь проблемы с мобильной версией негативно повлияют на пользовательский опыт, а это в свою очередь плохо отразится на SEO-показателях.

Лишение расширенных сниппетов

В октябре сотрудник Google рассказал вебмастерам, что поисковик может лишать расширенных сниппетов сайты, которые получили ручные санкции за неорганические ссылки. В такой ситуации проблему необходимо устранить и подать заявку на пересмотр сайта.

SEO-инструменты

Search Console

Зимой в Search Console появились новые лимиты по количеству заявок на переобход. Теперь в месяц можно отправить до 300 запросов «Сканировать только этот URL» вместо привычных 500. «Сканировать этот URL и прямые ссылки» можно запросить дважды за день, раньше лимит составлял 10 заявок в месяц. Это информация перестала отображаться в Search Console.

Позднее требования к использованию инструмента «Посмотреть как Googlebot» в Search Console еще более ужесточились. При попытке отправить страницу на сканирование все чаще выдается ошибка:

Зимой Google представил новую улучшенную версию Search Console, которая в сентябре вышла из беты. Целый год ее функционал пополнялся полезными инструментами: теми, которые есть в старой версии, но были улучшены, или совершенно новыми.

Весной в новой Search Console появилась функция проверки URL. Она покажет, какая версия страницы проиндексирована, поможет узнать канонический URL и найти ошибки в AMP, разметке и индексе.

В августе благодаря переходу на новую систему измерения стал более точным отчет об индексировании.

Новый отчет о ссылках объединил в себе инструменты «Внешние ссылки» и «Внутренние ссылки» из старой версии:

Из отчета можно узнать, какие внешние ресурсы и на какие страницы сайта чаще всего ссылаются, с какими разделами чаще линкуются внутренние страницы, какие анкоры при этом используются.

В рамках переноса функций из старой версии Search Console в новую Google запустил еще несколько обновлений.

  • Отчет «Удобство просмотра на мобильных устройствах».
  • Возможность добавления сайтов и подтверждения доступа к профилю.
  • Инструмент для настройки доступа «Пользователи и разрешения».

В сентябре в функционале появилось еще несколько новинок:

  • раздел «Меры, принятые вручную» с данными о фильтрах, которые поисковик наложил на сайт вручную:
  • функция Live test для проверки URL в режиме реального времени.

Google Мой бизнес

Зимой конструктор сайтов в Google Мой бизнес обновился:

  • благодаря интеграции с Google Posts созданные записи будут отображаться на сайте, в Поиске и на Картах;
  • создать сайт на Google-платформе теперь можно в один клик, выбрать домен и название можно после публикации;
  • изменился дизайн галереи на Google-сайтах, количество фото для загрузки увеличилось до 9.

В марте в Google Мой бизнес появилась возможность добавить краткую информацию о компании, которая будет отображаться в результатах поиска.

В новом блоке можно рассказать об истории фирмы, товарах и услугах, которые она предлагает. Максимальная длина текста — 750 символов, он не может содержать ссылки и код HTML.

В июне появилась панель управления для агентств, она позволяет эффективно контролировать несколько рабочих страниц.

С июля через Google Мой бизнес на странице компании в поиске и на Картах можно разместить кнопку Call Now («Позвонить»).

По клику на кнопку пойдет вызов на номер, указанный в профиле Мой бизнес. После завершения разговора Google попросит пользователя оставить отзыв о компании.

В августе у пользователей Google Мой бизнес появилась возможность оценивать эффективность записей в поиске Posts on Google.

Новая статистика доступна на вкладке «Записи». Можно просмотреть данные о показах и кликах по:

  • определенным записям,
  • всем записям за последнюю неделю,
  • всем записям за последний месяц.

Новинка работает в десктопной и мобильной версиях Google Мой бизнес.

В сентябре появилась функция «Меню и услуги». Она позволяет объединять пункты меню или услуги в разделы для лучшего восприятия. На странице компании в результатах поиска пользователи увидят отдельные категории «Меню» и «Услуги».

Новинка доступна для компаний, работающих в сфере общепита, здравоохранения, красоты и услуг.

В октябре в разделе «Статистика» появилась новая метрика — «Поиск по бренду». Она поможет узнать, сколько пользователей нашли компанию по названию бренда.

Также Google Мой бизнес предусмотрел отдельные поля для указания адреса и территории обслуживания. Новинка подходит для компаний, которые предоставляют услуги доставки или обслуживают клиентов на дому.

В конце осени Google улучшил мобильное приложение Мой бизнес. В новой версии:

  • переработанный редактор профиля;
  • нижняя панель навигации — дает быстрый доступ к профилю и данным по клиентам;
  • кнопка «Создать запись» для создания мероприятий или спецпредложений и их публикации на панели компании в Google;
  • вкладка «Клиенты» — позволяет общаться с клиентами и отвечать на их отзывы;
  • раздел Follow со списком подписчиков;
  • вкладка «Сообщения» — в ней можно ответить клиентам, которые пишут из Поиска и Карт;
  • оповещения о новых отзывах, сообщениях и подписчиках в режиме реального времени.

Цель нового релиза — сделать общение между компаниями и клиентами более удобным.

PageSpeed Insights

С начала года инструмент PageSpeed Insights работает на основе того, как со страницами взаимодействуют пользователи Chrome. Он использует данные из отчета Chrome User Experience, с их помощью анализирует скорость загрузки страниц и дает советы по оптимизации.

Летом в сервисе PageSpeed Insights появилась возможность получить данные о скорости загрузки всех страниц сайта сразу.

Чтобы получить доступ к общему отчету, достаточно указать любую ссылку с сайта, и сервис сгенерирует URL для просмотра результатов.

SEO-аудит в Chrome

С февраля в браузере Google Chrome можно проверить качество поисковой оптимизации страниц — с помощью расширения Lighthouse. Новинка позволяет вебмастерам проводить быструю базовую проверку и находить слабые места в поисковой оптимизации сайтов.

Lighthouse анализирует не только общедоступные страницы, но и тестовые, закрытые площадки.

Google Analytics

В июле в Google Analytics добавили новые возможности для анализа данных по разным устройствам. Учитываются те пользователи, которые заходили на сайт несколько раз с разных девайсов. Анализ статистики поможет более точно корректировать стратегию продвижения.

Скоро станут доступны новые отчеты:

  • Пересечение устройств: данные по типу и количеству устройств;
  • Пути устройств: последние пять типов устройств, которые использовались до конверсии;
  • Устройство, на котором произошла конверсия: соотношение источников трафика и конверсий.

Также Google Analytics позволит создавать более «умные» аудитории на основе действий, которые пользователи совершают на разных устройствах.

AMP-страницы

Google представил AMP Stories

В феврале Google запустил новый формат для публикаций — AMP Stories. Теперь статьи могут состоять из нескольких экранов с картинками или видео.

Издателям доступен набор шаблонов, настройки оформления, инструменты для добавления социальных кнопок и возможности поделиться.

Летом AMP Stories стали доступны всем разработчикам, в новой версии появились:

  • возможности монетизации, в том числе реклама через DoubleClick for Publishers (DFP);
  • атрибуты к элементу , которые позволяют настроить превью истории для показа во всей экосистеме AMP Stories;
  • bookend-возможности: CTA-ссылки, текстовые блоки и карточки в портретном и альбомном формате.

Новые требования к картинкам в AMP-статьях

Чтобы AMP-статьи отображались в блоке «Главные новости», картинки в них должны быть минимум 1200 px в ширину, а общее количество пикселей должно достигать 800 тысяч. До этого минимальные требования были такие: 696 пикселей в ширину, общее количество пикселей — 300 тысяч.

AMP в email-рассылке

В рамках AMP-проекта зимой Google представил новый формат, который позволит создавать интерактивные электронные письма в Gmail. AMP-контент будет обновляться в режиме реального времени, с ним можно будет взаимодействовать, не покидая почтовый сервис.

Исходный код AMP for Email открыт, на его основе разработчикам предлагается создавать новые решения.

Sticky ads в AMP-страницах

В октябре для Google AMP-страниц стало доступно несколько новинок:

  • обновленный видеоплеер с кнопками включения/ выключения звука и возможностью непрерывного воспроизведения;
  • реклама Sticky Ads на боковых панелях страницы;
  • функция Video Docking для просмотра видео во время прокрутки статьи;
  • бесконечная прокрутка для результатов поиска на странице или товарных карточек;
  • инструмент Input Masking для автозаполнения форм.

Итоги

2018 год принес нам немало неожиданных экспериментов и обновлений в поисковой выдаче. И Яндекс, и Google стремятся к тому, чтобы пользователь мог получить решение по своему запросу прямо в результатах поиска. Величина сниппета растет, в выдаче появляются новые блоки, интегрируются сервисы, она становится более интерактивной. Требования поисковиков ужесточаются, но вебмастера получают все новые инструменты для аналитики и продвижения. Турбо- и AMP-страницы — тренд уходящего года. Мобильная аудитория постоянно растет, и поисковые системы это понимают. Как скоро легкие мобильные страницы станут новым стандартом, узнаем в следующем году. Следите за нашими дайджестами в нашем блоге.

0
35 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Епанчинцев

Поставил я этот чат из поисковой выдачи - такая дичь. Люди пишут все что угодно, но никак не по теме, ибо на сайт даже не заходили. Трудозатраты на обслуживание выделения таким образом в поиске просто зашкаливают

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
WebCanape
Автор

Артур, вы совершенно правы в том, что нужно работать над качеством сайта. Но чтобы на этот удобный и грамотный сайт зашел человек, он должен увидеть сниппет в поисковой выдаче и захотеть на него кликнуть.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
WebCanape
Автор

Артур, метатеги и правда имеют большое значение. Однако description, который вы формируете, носит скорее рекомендательный характер для поисковых машин (при этом Яндекс игнорирует его чаще, чем Google). А в сниппет может подтянуться кусок, который алгоритмы посчитают наиболее релевантным конкретному запросу пользователя. К тому же текст в сниппете - это не единственное, что заставляет пользователя на него кликнуть. Поэтому важно проработать все элементы, которые Яндекс и Гугл дают проработать.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
WebCanape
Автор

Артур, у нас есть статьи разного уровня погружения)

Вот тут, например, минимальный список SEO-требований к CMS
https://www.web-canape.ru/business/kak-podruzhit-cms-i-seo-16-shagov-k-pervym-strochkam-v-poiskovoj-vydache/

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Medvedev

Лучше длинные и сложне чем вода ни о чем ка у большинства горе инфобизнесменов.

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Барышников

Если под народом понимать Яшу, да и Гуглю тоже, все просто действительно идет к тому, что скоро первую страницу органика занимать не будет совсем. Зато, возможно, пользователям будет удобнее.(:

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Барышников

Да все просто уже привыкли к картинкам, инфоцыганству и прочему гадно-контенту... Быстрее-быстрее, наверх, продавать-продавать, ... По хорошему сначала нормальная база с проработкой, для человека, для удобства, а потом уже фишечки. Просто если по нормальному, бюджет нужен нормальный, а выхлоп то не быстрый, а денег то нет, но вы держитесь... Вот и пытается народ хоть как-то где-то и что-то.)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Чуранов

Леонид, сейчас все к этому и идет. Мы прежде чем начать работу с клиентом, сначала разбираемся в его бизнесе, процессе продаж, изучаем потребности целевой аудитории и уже после этого принимаем решение, а нужно ли SEO и какой должен быть сайт.

Ответить
Развернуть ветку
Вера Гагарина

Вот это полотно... Все что я могу сказать про эту статью. Есть те, кто дочитал, а не долистал до комментариев?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Чуранов

Полотна текстов - это классика SEO

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лигер

Я, в целом достойно!

Ответить
Развернуть ветку
WebCanape
Автор

Алексей, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
WebCanape
Автор

Вера, это ведь обзор за год) можно сделать закладку и осваивать частями

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Medvedev

Я дочитал. Статья 39к знаков - не так и много. Тем более что просто перечисление из 70 пунктов идет.
Для справки - самый читаемый в мире лонгрид - это англоязычная статья, вроде в times, объем которой 100К символов.

Ответить
Развернуть ветку
Вера Гагарина

Тот момент, когда не можешь даже прочитать все то, что кто-то так много писал :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
WebCanape
Автор

Мария, мы делаем обзоры новинок в интернет-маркетинге каждый месяц. Подпишитесь на рассылку наших статей вот здесь https://www.web-canape.ru/keisi/ и сможете узнавать о новшествах не скопом, а порциями;)

Ответить
Развернуть ветку
Джек Воробей

"сеошный мир меняется от ссылок к контексту" я думал это произошло еще лет 5 назад.

p.s. по мне, фишка - это некая хитрость, уловка, что-то, что вроде бы не очевидное на первый взгляд. 70 "фишек", да ещё и НОВЫХ (к паре тысяч старых походу) это не фишка, это называется "куда не ткни - поможет".

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Смирнов

Почти

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Барышников

Спасибо за статью, познавательно!) Осилил через строку.

Ответить
Развернуть ветку
WebCanape
Автор

Спасибо, Леонид

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мишин

Главный сео тренд 2018 года - переход с Яндекса на Гугл. Яндекс скатился в днище, сплошной директ директ директ...

Сотрудничая с Гуглом мы получаем больше органического трафика при меньших трудозатратах и расходах на сео, соответственно освободившиеся средства можем направлять на Adwords получая еще больше трафика и лучших результатов.

Про Директ и Adwords вообще отдельный разговор. Это как небо и земля, при одинаковых бюджетах с Adwords получается в 5 раз больше заказов, что свидетельствует о более качественном трафике, в директе сплошной фрод.

Такие дела

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Чуранов

Илья, очень спорный это вопрос. У нас по разным клиентам разные показатели. Где-то Яндекс лучше, где-то гугл. Например эффективность Яндекс Маркета не сравнима с эффективностью Google Shopping. А есть тематики, где вообще соц.сети рулят. Если так говорить, то главный тренд интернет маркетинга последних лет - это омниканальность.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мишин

Вот вам и тренд. Если раньше решал только Яндекс, то теперь где-то Гугл лучше, где-то соцсети, через год Яндекс вообще не нужен будет.

Нам он вообще уже не нужен, если даже станет давать 0 трафика и заблокирует всё баден-баден нам уже все равно, мы перешли на рельсы Гугл и ничуть не жалеем.

Яндекс скоро встанет в один ряд с поиском маил ру, рамблер, а там и до спутника недалеко

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Пиз..ёшь, нормально Яша ищет, только агрессивный какой-то стал последнее время

Ответить
Развернуть ветку
Илья Мишин

ищет то он ищет, только трафа стало в 3 раза меньше чем год назад именно с Яндекса, потому что все засрано директом и колдунщиками и сервисами яндекса

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

С этим полностью согласен , яша порится на глазах, монетизация зашкаливает, по навязчивости яша уже не сильно отличается от левых сайтов, эффективность Директа сильно упала и подорожала, надо уже подыскивать замену яше, нормальный был когда-то пацан.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

скоро протестирую и гуглю и яшу ))

Ответить
Развернуть ветку
Марк Правдин

После скрина с рейтингом 2.8 доверие падает.

Ответить
Развернуть ветку
Viacheslav Kolupaev

Евгений, отличная статья!

Буду признателен за ссылку на источник «...в приоритете теперь сайты, где картинки располагаются в верхней части страницы и играют ключевую роль в контенте.»

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Чуранов
Ответить
Развернуть ветку
Алексей Плотников

Прочитал почти все, но вот про гугл мне кажется не совсем раскрыта тема... А вот по Яндекс-инструментам я полностью согласен..
Хотелось бы узнать как еще можно именно при помощи инструментов Гугла сделать так, чтобы наш сайт сибкомсельмаш.рф начал показываться в более высокой выдаче.
Много чего уже сделано нами, знаем что мобильная версия у нас капец как хромает - будем пробовать делать с этим что-то.. Но вот касаемо именно оптимизации под выдачу в Гугле - очень интересно было бы почитать или услышать мнения со стороны.

Ответить
Развернуть ветку
32 комментария
Раскрывать всегда