Почему 9 из 10 SEO-специалистов сидят и будут сидеть на зарплате офисного клерка
Про специалистов в SEO было написано огромное количество статей. Отношение к ним со стороны клиентов – прямое отражение результатов сотрудничества. Со стороны самих специалистов – уровень реализации амбиций. Попробую разложить по полочкам с точки зрения человека, который между оптимизаторами и клиентами, – владельца агентства.
Последние 8 лет я руковожу SEO-специалистами. Приходилось сотрудничать и с новичками, которые пришли только после курсов, и с крутыми ребятами с именем, которые работали в лучших агентствах и компаниях. Это к слову о том, почему я позволил себе написать такой материал.
Сколько должен зарабатывать SEO-специалист? От чего зависит уровень зарплаты? Почему одни получают тысячи долларов, а другие – зарплату чуть выше среднего? Теперь только мой опыт.
В своем агентстве я стараюсь сделать все, чтобы каждый специалист понимал, как ему повысить свой уровень зарплаты и от чего она вообще не зависит.
В первую очередь, нужно дать понимание того, какие причины повышения зарплаты не рассматриваются.
- Работаю уже много лет – самый необоснованный аргумент, который, надеюсь, всем понятен, более того, это еще и сигнал определенного потолка.
- Много развиваюсь и имею хорошие теоретические знания – хорошо это или плохо, но в случае агентства теоретики не нужны, результат делают практики.
- Выполняю задачи быстро и качественно – это в принципе должен делать каждый, но вопрос в понимании того, для чего ты их делаешь и какой результат это дает.
- Подорожала колбаса, хочу путешествовать, решил менять свою жизнь – тут все понятно, нужно просто объяснить, что твоя колбаса тоже подорожала, и клиента, и государства, и вообще все в равных условия. Но что изменилось?
Все разговоры выше для меня часто ставят определенную точку в понимании, куда движется специалист. И это не про то, какой я жадный и плохой руководитель, а про то, что хороший оптимизатор думает в другом направлении и никогда не будет строить разговор таким образом.
Что нужно специалисту, чтобы повысить свой уровень внутри нашей команды?
- Результаты работы. Я могу показать результат конкретного проекта, который был достигнут благодаря моим действиям.
- Объяснение результата. Я могу объяснить, что привело к такому итогу.
- Проекция на бизнес. Я могу объяснить, как это повлияло на бизнес клиента и что изменилось для него.
- Долгосрочная стратегия. Я могу прописать план действий и прогноз результата на несколько кварталов вперед, который позволит взять новую планку.
- Самостоятельность. Я способен решить вопросы по проекту самостоятельно – мне не нужен контроль сверху.
- Ответственность. Я готов брать на себя ответственность и решать вопросы проекта, не буду от нее уходить, даже если я ошибаюсь. Я найду решение.
Это основные и понятные критерии того, почему люди растут или нет.
Как я анализирую работу над проектом
Для меня существует несколько основных критериев качества работы с проектом. Помимо результата, для меня важно понимание именно этих пунктов. Проект при этом может быть абсолютно любой, который я выберу для анализа.
1. Погружение в детали.
Если вы получаете от оптимизатора информацию только о ссылках, метаданных и тексте на странице – этого мало.
Хороший специалист будет вникать во все доступные ему показатели и строить самые странные гипотезы и предложения. Наиболее отважные будут вникать в бизнес-процессы. Не потому что должны, а потому что уровень заинтересованности в проекте выражается именно так.
Если оптимизатор обсуждает с вами промоакции и делится своим мнением – это прекрасно, он у вас хороший, и можно пойти выпить вина за его здоровье.
2. Монотонные планы.
Если результат не удовлетворяет, а из месяца в месяц план работ остается прежним – меняйте специалиста. Скорее всего, он уже ничем не поможет и попросту не знает, что делать.
Одна из отличительных особенностей SEO – постоянные эксперименты и тестирования методов. Должен быть либо результат, либо крайне активный поиск эффективного подхода к проекту.
Хорошего оптимизатора в поиске решений часто колбасит похлеще ломки во время зависимости, а когда таких специалистов несколько, кажется, что у них есть что-то общее – это диагноз. В этом самый кайф руководителя.
3. Отсутствие командной работы.
SEO – это про работу команды, а не одного человека. Вряд ли возможно найти специалиста, который будет одинаково хорошо разбираться в технологиях поисковой оптимизации, вносить правки в код сайта и дорабатывать функционал, работать с графическими элементами и писать текст.
Возможно, вы перекрываете воздух специалисту и блокируете работу команды, а может быть, он не интересуется этим. В любом случае, если человек справляется исключительно сам – стоить вникнуть в процесс и план работ.
У хорошего оптимизатора в неделю должно быть две-три перестрелки с другими специалистами команды. Пока идут бои, я понимаю, что все хорошо.
4. Понимание основ работы бизнеса
Для экономии времени клиента, коллег и руководства каждый, кто работает в B2B сегменте, должен понять основные принципы функционирования бизнеса.
Если специалист продолжает высказывать вам космические идеи, которые фактически нереально воплотить в жизнь, вероятно, он даже не анализирует конкурентов, а просто делится субъективно сформированной фантазией.
Каждое предложение от специалиста должно быть сформировано с учетом специфики и особенностей вашего бизнеса, а также с пониманием цифр и прогнозом изменения показателей.
Оптимизатор, который разговаривает с клиентом на языке обезьяны, а не бизнеса – это брат той самой прыщавой, щербатой девочки-продавца.
По итогам всех этих размышлений остается ответить на два логичных вопроса: что происходит, если ты не соответствуешь таким требованиям, и какое будущее у тех, кто уже уперся в потолок.
Если ты все же не соответствуешь таким требованиям
Если верх твоего мастерства – это править метаданные и покупать ссылки, ты не должен получать больше, чем средняя зарплата в регионе.
Профессиональный софт сейчас изучают все – от кладовщика до той самой девочки из предыдущего абзаца. Интеллектуальным трудом тут, простите, на мой взгляд не пахнет.
Автоматизация, маркетинг, стратегия и личные качества – то, над чем нужно работать. Или же не надо жаловаться.
Если ты уже такой специалист
Дальше история должна развиваться в русле совместных проектов, продуктов и идей. Инициативность, умение рисковать и работать от заката до заката – это и будет начало новой бизнес-истории. Я всегда надеюсь, что буду к ней причастен, но в действительности пойму и буду рад, если она пройдет без меня.
Это как понимание своих родителей – приходит только тогда, когда рождаются собственные дети. Так и у меня: появляется совсем другое общение и отношения с такими людьми.
Заключительное слово. Статья навеяна известными рассуждениями, сколько платить или за что повышать зарплату.
У нас в Webline Promotion есть четкое понимание того, каким должен был классный специалист, и мы его придерживаемся. Это создает определенный дискомфорт и уровень текучки кадров, но те, кто выдерживают, – это действительно лучшие из лучших. С такими можно не только сайты продвигать, но и создавать проекты, реализовывать глобальные задачи. А для тех, кому не интересно, зачем они это делают, кто не вникает в жизнь и боль клиента, всегда есть много предложений от предпринимателей, которые строят бизнес на других принципах.
Семантику собрать тут может каждый, а в бизнес прибыль принести? Не все.
И в довесок мы подготовили краткий ответ по соотношению градаций специалистов и зарплат. Именно поэтому мы стремимся к развитию специалистов и что бы каждый кушал хотя бы хлебушек с маслом.
Хз, так то оно так. Но когда специалист переходит на уровень того самого 10-го, у него непременно возникнет в голове вопрос: а зачем ему вы? Я на определенном этапе просто начал воспринимать агентство как лишнюю и ненужную прослойку между мной и клиентом.
Свои проекты, инхаус или прямое сотрудничество с клиентом - вот верхняя ступенька эволюции любого достойного SEO-специалиста. И уж точно не конвейерное агентство. Ну разве что хорошим баблом можно удержать, если с амбициями не особо все хорошо. Или я в чем-то не прав?
Я прошел путь от работы руководителем SEO отдела в крупной компании, до своего агентства, сейчас уходим от клиентского SEO в свои проекты. И самая большая проблема найти этого 1 из 10, человека, который возьмет часть отвественности за проекты на себя, который справедливо будет получать долю в компании. Станет партнером. Найти этих 9 не проблема, проблема найти этого одного, сам в поле не воин, тендеция к тому, что в топах рулят команды, одиночки неконкуренты.
Могу по себе сказать, что одна из проблем в том, что попробовав однажды работать над своими проектами, приобретаешь чувство как в поговорке «Сколько волка не корми, он всё равно в лес смотрит». Полный контроль над всеми процессами и достижение самим же собой поставленных целей, обеспечивает какое-то особое удовольствие. С клиентским SEO по качеству опыта несравнимо.
В найм или работу на клиентов потом даже если и уходишь, то все равно только для того, чтобы получить больше свободных денег и опять таки вложиться в свои же проекты ))
Разницы нет. Высокий уровень самодисциплины и умение держать перед собой слово так или иначе приводит человека к дивидендам, должностям, своим проектам. Но на это способны единицы. Большинство же между "вовремя закрыть задачу в себе же обещанный срок" и пойти в бар с друзьями выберут второе.
Если специалист имеет желание заниматься исключительно клиентским SEO - уровень клиентов. К фрилансеру редко придут те клиенты, с которыми можно работать в хорошем агентстве. Есть проекты над которыми трудятся такие специалисты фулл-тайм. Если только про деньги - конечно он может набрать клиентов и зарабатывать так же. Помимо этого инвестиции в образование, конференции и прочее (какие-никакие, но они всегда есть).
Если специалист хочет продуктовую историю или историю на трафике - инвестиции. Тут я думаю все понятно.
Да, согласен. Думаю, тут практически всегда вариант развития событий зависит больше от агентства. Многие смотрят исключительно с позиции краткосрочной выгоды, и получается круговорот джунов в природе ) Если же компания заинтересована в развитии, экспертность становится критически необходимой, и тогда в большинстве случаев всегда можно найти чем мотивировать.
Тем более, что большая часть специалистов, которые уже имели опыт работы с клиентом напрямую, предпочтут скорее сопоставимый доход в виде ЗП, чем уход на фриланс, и получение кроме профита, всего набора головной боли в придачу )) Вопрос только в том, готова ли компания тратить на подобных сотрудников больше чем обычно.
Частично в статье это есть, но тоже выскажу свое мнение относительно зоны ответственности оптимизатора. Многие полагают, что зона ответственности заканчивается на позициях и трафике из поиска. Однако оптимизатор может влиять и на конверсии, и на заявки - может влиять качеством приводимого трафика, может влиять изучением посетителей и их возражениями, может влиять структурой посадочных страниц и много чем другим. И очень важно, чтобы специалист это осознавал и работал над этим!
Хороший SEO-специалист по сути маркетолог, да. Но это все не про агентский бизнес, такие люди в агентствах не нужны, там нужны максимально лояльные люди, без особых амбиций, которые все делают по чек-листам, иначе ломается весь бизнес процесс и маржа агентства. Самые крутые кейсы я встречал у агентств тогда, когда они делали свой продут.
Не, мне кажется сильно зависит от агентств. Это скорее про тех, чей вектор на конвейерной работе. Да, с точки зрения бизнеса это прекрасная и понятная модель, которая работает. Но мне кажется с таким подходом выживут далеко не все агентства.
О чем эта статья?
О SEO-специалистах и их карьерном росте.
Ну а в общем тезисно:
1. Курсы, которые дают базовые знания и говорят о зарплате в xxxx$ - это чистый инфобиз. До такой зарплаты нужно дорасти мышлением.
2. Не имеет значения количество лет и теоретические знания - имея желание погружаться в проект и мышление чуть шире, чем техническая оптимизация, можно сразу получать больше 90% других.
Вопрос был риторический.
Ну тогда просто пятничное "прорвало" у одного из :)
Виталий Владимирович, как всегда чётко и по делу!
Но разрешите философский вопрос:
Как построить план обучения такого специалиста? Чтобы не только хлебом с маслом кормить, но и получить от него эффективность для клиентского проекта полностью передав ответственность за этот проект?
Ты знаешь, где есть такой план
У сына маминой подруги?
Константин намекал на план их агентства. Действительно он достаточно хорош.
Ты про красную книжечку, которая лежит у меня на подоконнике?
А разве в онлайне нет плана? Или он сильно отличается?
Есть, не отличается практически.
Именно про неё
Комментарий недоступен
Ссылка: http://it-agency.ru/academy/seo-plan
Комментарий недоступен
а есть возможность сторонним получить частичный доступ к закрытым ссылкам?
Только сторудникам
Мы изменили систему мотивации, градации специалистов, систему карьерного роста. Но это только начало.
Если ответить глобально - вероятно это экосистема компании, которая либо способствует либо нет.
Я раньше пытался изобрести "справедливую" систему оплаты труда. Скрещивал идеи Тейлора, Мэйо и прочий кайдзен. В итоге остановился на универсальном принципе: "если считаешь, что сотрудник обходится слишком дорого, подумай во сколько обойдется его отсутствие".
Бывает человек медленней остальных справляется с основной рабочей функцией, но обладает иными полезными навыками: лучше коммуницирует с клиентом на пресейле, является экспертом по некой узкой теме, излучает позитив, мотивируя коллег на подвиги и т.д.
Если говорить языком продаж, то назначать цену за "товар" следует не отталкиваясь от затрат и желаемой нормы прибыли, а соразмерно воспринимаемой ценности в глазах потребителя.
А есть ещё оптимизаторы, которые только правят метаданные и покупают ссылки? О_О
Это печально.
Судя по собеседованиям таких большинство еще. Более того многие считают, что это и есть предел зоны ответственности оптимизатора.
Берёте их на работу и перевоспитание?:) Или нет?)
Если видим желание и понимание того, что это самые базовые вещи и нужно развиваться - берем на позицию стажеров. Если человек уверен в том, что это истина - желаем удачи :)
Больше скажу, они ещё и деньги не плохие имеют, будучи аффилейтами
Люди с мышлением и стратегией везде неплохо себя чувствуют. А среди джунов с завышенным ЧСВ пока не видел ни одного примера.
Те, кто работают с партнерками и неплохо себя чувствуют - вкалывают.
Зря думаете, что вкалывают. 60% моих сайтов это за день на вордпрессе сделанные ДДЛы на которые лишь ссылки куплены в правильных обьемах, контент там хорошо если раз в 2-4 месяца обновлю, чувствую себя более чем хорошо. ЧСВ тут и не пахнет в моём случае, я не один такой и даже с топовыми вебами знаком, кто по такой же схеме работает.
Как минимум вы сели и сделали эти сайты, купили ссылок, научились определять эти "правильные объемы" и работать с контентом. Многие в это время пьют пиво или смотрят ютуб. Так что вопрос самоорганизации важен.
В остальное время действительно пью пиво и смотрю ютьюб, как бы комично не звучало. Ну а по правде, на крупный проект больше времени уходит при отсутствии команды, чем на малостраничный сайт с такой большой-большой кнопкой регистрации.
Возможно мы с вами о разных сторонах поисковой оптимизации.
Попробуйте ещё собеседовать "специалистов" по наличию своих проектов. Уверен, что хорошему спецу ничего не стоит "своё" двигать. Кроме опыта, там ещё и деньги потенциальные.
Однозначно согласен, и понимаю о чем вы. Но, увы, не так много людей, которые действительно потратили или тратят время на воплощение идеи своих проектов или даже дополнительного заработка. У меня в команде таких человек 2-3 наверное, не больше.
Есть еще канторы, которые больше ничего и не умеют ))) Причем, далеко не в провинции.
Это очень грустно
Грустно. Но клиентам, которые идут к таким с жадными глазами, в попытках сэкономить на своем же бизнесе - как-то не жалко от слова "совсем".
9 из 10 на зарплате клерка - это многовато. Максимум кондуктора
Это все замечательно и пафосно... но какой потолок в итоге выходит? 2000, 3000 в месяц? Дальше есть возможность развиваться внутри вашей компании или скорее нет?
Да, это и есть потолок на данный момент. Дальше по финансам можно развиваться только долевым участием в каких-либо проектах компании.
У нас тут как раз тендер намечается. Надо будет позвать вас. Пока почти и выбирать не из кого. Предпродажей серьёзно никто не занимается. У всех плюс-минус как в том анекдоте про лошадь -- ну не шмогла я, не шмогла...
Отдел продаж - вообще отдельная история. Я не претендую на то, что мы идеальные, но когда делаем сравнительные срезы по конкурентам - часто непонятно как вообще может существовать компания с такими "продажами". Хотя у нас каждый месяц срез и план по улучшению.
работаю с сервисом выездного ремонта айфонов PROFIPHONE. у них количество заявок крайне неравномерная. собирали все данные вплоть до статистики погоды, так кареляция выборочных данных и всех ни чего не дала. нет привязки ни к дню недели, месяцу или сезону. ни одного явного цикла. сегодня куча заявок завтра ноль. одна неделя завал другая ни одного звонка. количество показов, и кликов также ни каких прогнозов не дает
Эта тематика слишком богата на ребят, которые добывают лиды для перепродажи. Поэтому я бы посмотрел на активность со стороны других игроков, появление дорвеев в выдаче, контексте. Вероятно тут можно будет найти ответы.