Бизнес-философия SEO: «На сайт приходит не трафик, а реальные люди»

Считается, что поисковики постоянно придумывают новые факторы для оценки сайтов, чтобы усложнить SEO-продвижение. Бизнесу остаётся только регулярно платить сеошникам для адаптации под новые требования. Digital-агентство «Атвинта» рассказывает, как не зависеть от прихотей поисковых алгоритмов.

Представьте, рядом находятся два магазина: крупный супермаркет вроде «Ашана» и небольшой продуктовый ларёк. На входе возле крупного супермаркета стоит зазывала и всех направляет к ларьку: мол, там молоко натуральнее и хлеб свежее, идите туда.

Люди пойдут по совету зазывалы, но ларьку это нанесёт только вред: он не может удовлетворить такой спрос. Бизнес маленького ларька в этом случае заработает негатив от клиентов. А зазывала на входе — репутацию вруна, в следующий раз его рекомендации не поверят.

В этой истории ларёк и «Ашан» — сайты в выдаче, а зазывала и есть поисковик. Поисковику невыгодно подрывать доверие пользователей. Поэтому он предпочитает отдавать трафик тем сайтам, которые наверняка удовлетворят клиентский спрос. И даже помечают ненадёжные сайты в выдаче.

Рассказываем, как бизнесу получить выгоду от желания поисковиков «Быть полезными для аудитории».

SEO-идеи для разного бизнеса

К вам на сайт приходит не «поисковый трафик», а реальные люди с реальной проблемой. За внимание клиентов вы боретесь не с поисковиком, а с другими сайтами вашей тематики. Конкуренция в интернете ничем не отличается от конкуренции в офлайне: нужно удовлетворять потребности клиентов лучше других фирм и постоянно совершенствоваться.

Пример: возьмём такой фактор ранжирования, как номер 8-800-… Изначально это не было требованием «Яндекса». Некоторые компании сами стали использовать этот номер. Большинству людей понравилось звонить на бесплатный номер по всей России. В итоге это стало необходимым стандартом, а «Яндекс» добавил этот фактор в алгоритм ранжирования.

Сайты выбирают пользователи, а поисковая система только подстраивается под их предпочтения.

Посмотрим, как этот тезис помогает в поисковой оптимизации сайтов для разных сфер бизнеса: услуг, интернет-магазинов, бизнеса в регионах.

Что делать сайтам услуг

В маркетинге услуг есть особенности: их нельзя потрогать и визуально представить, они завязаны на исполнителе, а качество воспринимается субъективно. Здесь только фотографиями и текстами не обойтись. Нужно анализировать, что влияет на выбор клиента при заказе услуги.

Классическое SEO-решение для продвижения таких сайтов: собрать поисковые запросы клиентов и написать текст об услуге с ключевыми словами. Вот сайт по ремонту и отделке квартир в Санкт-Петербурге решил задачу текстом с включением ключевых запросов. Хочется идти по этому сайту дальше?

Даже если алгоритм поисковика что-то напутает и случайно выдаст в топе этот сайт, клиенты всё равно не будут покупать здесь. Пользователь испугается полотна мелкого шрифта, не найдёт навигации и сразу уйдёт.

В офлайне продвижение начали бы с того, что разобрались: а какой результат от услуги покупает клиент.

Человек может сформулировать запрос так:

— ремонт квартир;
— отделочные работы;
— компании по ремонту квартир;
— ок, Google, кто может сделать ремонт? И так далее.

Что он в итоге хочет? Отремонтированный уютный дом для своей семьи.

Вот другой пример сайта услуг по отделке.

Здесь кроме классного дизайна на главном экране есть выгодное предложение. В панель навигации вынесены важные разделы для посетителя: какой ремонт делаем, сколько стоит, что мы уже сделали, как с нами связаться. На изображениях — счастливые семейные пары.

Сайт помогает решить проблему пользователя: выбрать компанию для ремонта квартиры. Пользователь задержится на сайте и пойдёт вглубь. Поисковая система сделает вывод, что сайт достоин трафика.

Если вы исходите из потребностей пользователя, то SEO-работы из набора непонятных слов превращаются в список очень логичных действий. Вот лайфхак, как составить список улучшений:

  • Проанализируйте сайты конкурентов на первой странице выдачи и найдите у них схожие элементы.
  • Сведите схожие блоки и разделы в таблицу и определите, чего не хватает вашему сайту.
  • Добавьте на свой сайт то, что есть у большинства конкурентов в топе и не хватает у вас.

Если просто собрать семантику, можно упустить некоторые потребность клиентов. Казалось бы, люди не гуглят 3D-туры по строительным объектам. Однако клиентам интересно увидеть результат оказания услуги. В офлайне человек пошёл бы посмотреть квартиру, в интернете эту задачу решает виртуальная экскурсия.

Как следствие — на сайте будут прокачаны поведенческие факторы: клиент задержится на нём дольше, посетит больше страниц, с большей вероятностью вернётся повторно.

Ещё один нюанс про семантические запросы для сайтов услуг. Семантики больше, вы можете себе представить. Вот загадка:

На сайт салона красоты «Светлана» регулярно падают заявки по запросу «александр печенькин». Как вы думаете, что хотят эти пользователи?

Ответ прост. В этом салоне работает классный стилист Александр Печенькин. Такой ключевой запрос возможно предугадать только понимая потребности своего клиента.

Получается, умный подход к SEO-продвижению услуг такой:

Как быть интернет-магазинам

Разные интернет-магазины могут торговать товарами одного и того же поставщика. За счёт чего же тогда конкурировать?

Допустим, человек хочет купить сноуборд и попадает на сайт интернет-магазина. На сайте магазина он видит такой текст:

Пойдём от задачи пользователя «Выбрать сноуборд» и задумаемся, как текст помогает решить её.

  • Помогает выбрать товар, который подходит под уровень катания? — Нет.
  • Помогает разобраться, какие вообще сноуборды бывают? — Нет.
  • Работает как навигация на сайте? — Нет.

Покупатель в офлайн-магазине сноубордов расскажет о своих пожеланиях и попросит помочь с выбором.

Я новичок, катаюсь редко, по трамплинам не прыгаю, езжу только по трассе. Какой сноуборд мне подойдёт?

Продавец как эксперт в товаре подберёт подходящие варианты, покажет товар, расскажет о достоинствах каждой модели в сравнении с другими. То же самое с интернет-магазином. Только продавец здесь — карточка товара. Покупатель хочет посмотреть доски со всех сторон, узнать характеристики, подобрать товар под свои предпочтения.

Помочь пользователю выбрать сноуборд

В жизни размер сноуборда определяется просто: нужно подставить доску рядом и взять ту, которая достаёт до подбородка. Как предлагают решить эту задачу сеошники или ожидают владельцы интернет-магазинов по привычке? «Давайте напишем на сайте информационную статью о том, как выбрать сноуборд. Распишем по росту, по весу, уровню катания. Пусть покупатели читают и разбираются».

А вот пример, как интернет-магазин решил эту проблему проще и удобнее для покупателей.

С помощью ползунка пользователь выбирает рост и видит рекомендацию о размере доски.

Магазин пошёл не от SEO-задачи, а от потребности своего покупателя. Такое удобство оправдает себя: на сайте будут чаще покупать, и поисковик решит, что сайт достоин трафика.

Рассказать характеристики

От текстов не нужно отказываться совсем. Некоторые задачи пользователя удобно решить текстом.

Вот пример хорошего текстового контента: чётко, по делу, без воды. Как если бы продавец-эксперт в сноубордах консультировал покупателя офлайн-магазина по основным характеристикам.

Показать товар со всех сторон

В магазине покупатель может рассмотреть товар со всех сторон, потрогать, приглядеться к деталям: как собрано, нет ли изъянов. Такую задачу пользователей в интернет-магазине решают фотографии.

Вот антипример карточки товара.

Взять фото у поставщика и поставить на сайт легко и дёшево. Однако фото или даже видео с товаром в действии — эффективнее. Минимальное требование к фото в карточках товаров: показать с разных ракурсов.

Ещё один сильный ход, который редко применяют интернет-магазины: показать фотографии товара в действии. А ведь получится красноречивее любого текста. Человек, глядя на фото, представит: вот я на сноуборде лечу по склону.

Казалось бы, при чём здесь SEO? Магазин просто демонстрирует товар покупателю в наиболее привлекательном виде и помогает ему купить здесь. А в результате после наведения порядка в карточках интернет-магазин получит более высокую позицию в выдаче и дополнительный трафик.

Постоянно улучшать

Ни один интернет-магазин не идеален. Магазин из примера выдаёт странные рекомендации дополнительных товаров к сноуборду. Это — их точка роста.

Если предложат к сноуборду купить релевантные товары: крепления, ботинки, одежду, — смогут лучше конвертировать трафик и повысят средний чек.

SEO, как и маркетинг, — это процесс постоянного улучшения.

Как быть малому бизнесу в регионах

Проблема небольших региональных ecommerce-проектов: приходится конкурировать с крупными федеральными сайтами. Причём у гигантов всё хорошо со структурой сайта, дизайном, известностью и бюджетами продвижения. По сравнению с ними, сайты регионального бизнеса в большинстве случаев выглядят уныло.

Как же найти своё конкурентное преимущество и выделиться? Делать это надо на узком фронте: более заботливым сервисом или идеальной экспертностью в товаре.

Ищите нишу, в которой вы лучшие, и продвигайтесь в ней.

Продвижение за счёт экспертности

Пример: небольшой магазин продаёт гитары.

В офлайне в такой магазин покупатели шли ради продавцов, которые очень хорошо разбираются во всех нюансах инструмента.

В интернет-магазине эта задача решается с помощью большого количества категорий одного и того же товара: из кедра, из клёна, эстрадные, классические, электроакустические, из массива, белые, для начинающих и так далее.

Каждая из этих категорий соответствует потребности покупателя. А заодно демонстрирует посетителю, насколько хорошо магазин разбирается в товаре и запросах своих покупателей.

Продвигайтесь на локальных рынках

Второй способ продвигаться эффективнее — собирать локальный трафик с карт.

В офлайне бизнес старается открыть офис или магазин поближе к клиентам. В интернете ситуация похожа: у местных компаний преимущество по высокочастотным запросам на «Яндекс.Картах».

Всё дело в том, что у них есть физическое представительство в регионе. Поисковые алгоритмы поднимают в выдаче сайты компаний, у которых на карте есть отметка с реальным офисом, указаны часы работы, схема проезда.

Продвигайтесь там, где уже есть ваши клиенты

И ещё один совет малому бизнесу: не зацикливайтесь на продвижении только сайта. Подумайте о пользователях и предлагайте свои товары там, где им привычно покупать. Какая разница, где покупатель найдёт ваш товар: на сайте компании или стороннем сервисе.

Например, пользователю удобно бронировать номер отеля через Booking: он привык к его интерфейсу, ему не нужно разбираться, как всё работает. Зачем отелю упрямо продвигать только свой сайт, если можно дополнительно получать клиентов через популярный сервис.

Это аналогично размещению точки продаж в популярном торговом центре. Не нужно строить собственный магазин, если есть удобные торговые площадки с большим потоком посетителей.

Вот список всех сервисов «Яндекса», Mail.Ru и «Google». Разберитесь, на что они способны и что от них можно получить. Поисковая система точно выведет свои сервисы в топ выдачи, в отличие от вашего сайта.

Резюмируем: зачем поисковикам счастье пользователей

Поисковая система — это такой же бизнес, как и ваш. Поиск — их товар, а пользователи, отправляющие запрос, — клиенты. Поисковики стремятся максимально удовлетворить потребности клиентов и создать хороший продукт.

Качество своего поиска и Google, и «Яндекс» понимают как успешное решение задачи пользователя. Следовательно, чем ваш сайт интереснее и удобнее для посетителей, тем он выше в выдаче.

Повторимся: сайты выбирают пользователи, а не поисковая система.

Главный принцип SEO на 2019 год и ближайшие 20 лет такой: делайте для целевой аудитории, мыслите маркетинговыми категориями и помогайте пользователю решать его проблему.

0
49 комментариев
Написать комментарий...
Филипп Билдов

Когда ничего не понимаешь в сео, переписываешь тренды из сео-блогов про переезд на HTTPS и важность 8-800, а сам не имеешь ни того, ни другого.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Ну связь не прямая.
Почему я не могу учить чему-то, не имея этого, но умея это делать?
Тут как бы можно придраться, но это скорее обывательский скепсис.

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Билдов

Конечно, можете. Но забавно же читать статью с заголовком "Сделать немедленно: переезд на HTTPS" на сайте без ssl-сертификата. :)

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Karbyshev

Вы правы, но в диджитале сайт, как ни странно, не главный источник продаж

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

Точно, будто сапожник без сапог прям.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Karbyshev

"Сапожник без сапог" - отличное название для digital-агентства

Ответить
Развернуть ветку
Ivan

Делаем SEO

И у нас как минимум есть https 😅😅😅😅😃

https://amemory.pro/ru/

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Karbyshev

Но крауд делаете так себе

Ответить
Развернуть ветку
Альбина Никитченко

и как минимум мусор в выдаче + пользовательское соглашение в индексе)

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Karbyshev

воу воу, Альбина, вы так ребятам SEO продадите)

Ответить
Развернуть ветку
DjSwat Pro

Умно

Ответить
Развернуть ветку
Алексис Второй

А как же пункты:
1) пишите хоть и бредовые, но уникальные текста с LSI и нужной частотностью;
2) покупайте ссылки, в том числе и в соцсетях, но чтобы с них были переходы.

От текстов не нужно отказываться совсем.

От них вряд ли получится отказаться 99% сайтов.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Karbyshev

Если люди будут читать текст - пишем.

Ответить
Развернуть ветку
Алексис Второй

А если у нас интернет-магазин сноубордов, в котором в наличии только 100 сноубордов? Если мы сделаем только описание технических характеристик в табличной форме, то 90%, что ПС выкинут большинство страниц, пометив их дублями или недостаточно качественными.

Или тут есть другие сценарии, которые мне не знакомы?

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Karbyshev

Контент это не только описания, это фото, видео, отзывы. Даже верстка карточки делает ее уникальной.

Ответить
Развернуть ветку
Алексис Второй

А как бы вы уникализировали 1000+ единиц сноубордов на новом сайте на какой-нибудь CMS, где ещё нет и не предвидится отзывов?
– фото
– видео
– таблица с параметрами

Например, Ситилинк генерит текста по шаблону и параметрам:
https://www.citilink.ru/catalog/audio_and_digits/tv/1066349/
https://www.citilink.ru/catalog/audio_and_digits/tv/1073863/

Они делают это зря?

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Karbyshev

Скорее всего, если перестанут генерить, ничего особо не потеряют. У них много других факторов, например, около двух миллионов поисковых запросов в месяц только по бренду. Это мощный драйвер, когда ваш бренд ищет такая масса людей.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Karbyshev

А если 100 сноубордов, при этом у конкурентов 1000, то какая мотивация идти к вам? Ассортимент - сильный фактор, так же как и в оффлайне. Малый ассортимент тогда компенсировать надо сервисом.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Таракановский

Все, что написано в статье, я который месяц рассказываю начальнику. Даже если мы пропишем зазывающие заголовки и оптимизируем тексты, изображения и скорость сайта, мы только привлечем трафик, но покупать мало кто будет. Сайт отражает бизнес-модель организации. Если клиенту будет выгодно купить у конкурента, он купит, даже если дизайн будет не крут и текст будет мелкий, но цена за то же качество ниже.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Karbyshev

Еще забывают о том, что даже если вы в топ1 на поиске, посетитель не только к вам заходит. Он 5-7 сайтов прокликает, и выберет именно по выгодным для себя условиям заказа.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Владимир Таракановский

в каком смысле грамотный?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Владимир Таракановский

Можно и нужно соблюдать свою выгоду, но можно оптимизировать бизнес процессы, чтобы была обоюдная выгода. Над этим надо работать, и даже не месяц.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Марьяна Дверская

когда уже seoшники поймут, что SEO, он не "как и маркетинг", он маркетинг и есть - одна из его частей ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda

Да, тоже не понял почему так. Статья о маркетинге - а его стыдливо прикрывают словами о SEO) SEO это про роботов, маркетинг - про людей.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Karbyshev

Именно так, кто понял, тому поисковики помогают, а не мешают

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Chuguev

"ближайшие 20 лет". Смелое заявление

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Karbyshev

Ну а если посмотреть на 20 лет назад, что глобально изменилось в продвижении услуг?

Ответить
Развернуть ветку
Dear Moscow,
если посмотреть на 20 лет назад, что глобально изменилось

Я прямо вижу как вы в 99-м с помощью голосового помощника гуглите доставку таксистами или дроном вэйпа с купоном из мобильного приложения и оплатой электронными деньгами :)

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Karbyshev

Вот если это перестанут заказывать, а питаться будут исключительно духовной пищей - то да, глобальное будет изменение)

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Курочкин

Как вы ловко подменили понятия. Речь шла о продвижении, а не о том, что продвигают.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Karbyshev

В глобальном смысле продвижение не меняется весь 20-21 век, меняются инструменты.

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

Но ведь если смотреть на SEO как на инструмент маркетинга, а не просто технические действия, подход будет работать всегда.

Ответить
Развернуть ветку
Yenot Y

Прочитал. Вроде хорошая статья. Подскажите как правильно сделать сайт для студии бизнес дизайна (графич и веб дизайн)

Ответить
Развернуть ветку
Атвинта digital agency
Автор

Спасибо! С удовольствием подскажем, давайте обменяемся контактами или напишите нам на [email protected]. Скажите, что вы с VC.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Тихомиров

Всё еще проще, возьмите таблицу коммерческих факторов и проверьте свой интернет магазин.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Karbyshev

Этого мало, для каждой ниши коммерческие разные. Вернее, важность каждого фактора разная. Для разных регионов в том числе разница будет. Но по базовому чеклисту конечно надо проверять.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Ковальчук

Дадите базовый чек лист?

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Билдов
Ответить
Развернуть ветку
Денис Ковальчук

Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Karbyshev

Да их в общем-то полно, легко гуглятся, они ж не секретные. Можем и свой базовый дать, пишите в фейсбук

Ответить
Развернуть ветку
Альбина Никитченко

мб это народный аудит? пишешь гайд, как правильно оптимизировать, тебя хейтят и показывают на слабые стороны, ты исправляешь и получаешь
Бесплатный profit!

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Karbyshev

Да какие слабые стороны, вы про https? Это вообще не главная мысль статьи. Есть же разница в тематиках - интернет-магазин, через который каждый день должны напрямую оплаты проводиться, и сайт агентства. Ясное дело, что екоммерсу https нужнее. Чтоб уже закрыть тему - мы делаем новый сайт себе, вот его и переведем на https. Старый пока не трогаем.

Ответить
Развернуть ветку
Альбина Никитченко

Дело не про https. Вообще в целом. А что касается https он одинаково важен и для ИМ и для обычных сайтах, где есть авторизация. На http легко перехватываются сессии.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Исерсон

копирайтер в отвинте такой милый парень: https://yadi.sk/i/lxZWvuVRtZshjA - https://yadi.sk/i/d8pO2occY6CCjA - из статьи https://vc.ru/seo/17199-lidgen-iserson трехлетней давности.
Ну хоть бы ашан на метро поменял)

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Karbyshev

Ну это мимо совсем претензия. И тогда уж это ко мне вопрос, статья по выступлению написана. Про сравнение магазинов не такая уж гениальная и редкая метафора, чтоб не пришла в несколько голов. Очевидно магазины онлайн с офлайновыми сравнивать.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Исерсон

ну может и совпало) я не в обиде, если что. Просто показалось весело что у двух статей начало совпадает почти слово в слово))))

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Karbyshev

По моему, у Сливинского тоже что-то про Ашан проскальзывало, если и спер, то скорее всего, у него.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Исерсон

ладно тебе) у сливинского то да, попячить не стыдно. да и я так зашел, комментами просмотры тебе накрутить, не со зла))))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
46 комментариев
Раскрывать всегда