Стать SEO-специалистом, если нет опыта и ты гуманитарий

Мало кому удается определиться с выбором будущей профессии раз и навсегда, учитывая, что некоторые специальности становятся востребованными у нас на глазах.

Павел Михайлов, наш коллега из «Ашманов и партнеры», учился на филфаке, работал автослесарем, но в итоге решил стать SEO-специалистом. Павел рассказал, какие навыки ему потребовались на старте, где он брал знания и какие дополнительные качества помогают развиваться в профессии.

Предыстория

Если не ошибаюсь, в России больше половины выпускников ВУЗов не работает по специальности. Я не исключение. После школы поступил на филфак, но в процессе обучения понял, что душа не лежит, и решил работать. Некоторое время трудился в сфере ландшафтного озеленения, а потом - больше двух лет в автомобильной мастерской.

Про SEO мне рассказала родственница, которая возглавляла отдел контента в интернет-магазине - я заинтересовался. На тот момент я уже жил в Москве и решил пробиться на стажировку в “Ашманов и партнёры”.

Около года я осваивал теорию и практику, чтобы вырасти из ассистента в младшего специалиста. С тех пор прошло несколько лет, и я могу сказать, что профессия круто изменила мою жизнь в лучшую сторону и открыла новые возможности для роста. Хочу поделиться видением того, что нужно уметь и знать, чтобы влиться в сферу поискового продвижения.

Основы веб-программирования

Индексация и ранжирование сайта во многом зависят от кода. На графике ниже видно, как из-за небольшой технической ошибки видимость сайта в поиске просела с ~3,5% до ~0,1%. В общем, знание основ программирования - один из ключевых навыков seo-специалиста.

Видимость сайта в поиске снизилась с ~3,5% до ~0,1% из-за технической ошибки.

Я же до того, как решил, что хочу заниматься поисковым продвижением, работал автослесарем и в коде не понимал вообще ничего.

Нужно было быстро учиться, и мне в этом помог сайт Htmlbook.ru. С его помощью я изучил HTML, значения тегов и атрибутов, которые требуются для анализа сайтов.

Коллеги из отделов внедрения и SEO давали много подсказок и это ускорило процесс обучения. Где больше людей, там больше знаний - поэтому начинать карьеру я рекомендовал бы именно в агентстве. Здесь проще получить доступ к свежей информации и перенять чужой опыт. Главное, не бояться задавать вопросы и быть открытым к рекомендациям и советам со стороны.

На первый технический аудит сайта я потратил два рабочих дня. После нескольких лет практики и обучения такая работа стала занимать в разы меньше времени - два-четыре часа для оценки среднего проекта.

Аналитические сервисы Яндекса и Google

Яндекс.Метрика и Google Analytics - основные инструменты для анализа посещаемости и поведения пользователей на сайте. Изучить, как устроены сервисы и как с ними работать, несложно. Например, Яндекс предоставляет видео-курс, который помогает разобраться с Метрикой на базовом уровне. Можно пойти дальше - пройти тестирование и получить сертификаты Яндекс.Метрики и Google Analytics.

Я не могу порекомендовать какие-либо курсы по системам аналитики, потому что сам их не посещал, а разбирался в бою. Отмечу лишь, что особенный упор стоит сделать на изучении нескольких отчётов:

  • Источники трафика. Важно научиться строить и проверять гипотезы относительно того, как и почему меняется качество и количество посещений на сайте, как различные источники трафика связаны друг с другом и так далее. Например, для SEO крайне важен прямой трафик - т.е. пользователи, который попали на сайт по конкретному url-адресу напрямую из браузера, а не с какого-либо сайта.
  • Вебвизор. В эпоху поведенческих факторов ранжирования, важно видеть, как пользователь взаимодействует с сайтом, на каком этапе у него возникают трудности или желание закрыть страницу.
  • Цели и конверсии. Правильно настроенная воронка целей, поможет оценивать эффективность трафика из поиска (и из других источников) на разных этапах - от ознакомления с сайтом и предложением до покупки.
  • Страницы входа. Отчёт поможет отслеживать динамику посещаемости конкретных посадочных страниц.
  • Поисковые запросы. Отчёт показывает, по каким запросам пользователи поисковых систем чаще всего переходят на сайт: по брендовым или тематическим, по коммерческим или информационным. Здесь же можно проанализировать, как пользователи, которые пришли по продвигаемым запросам, ведут себя на страницах сайта.

В общем, с помощью этих отчетов можно отслеживать колебания трафика и выявлять их причины, анализировать поведение пользователей для выработки рекомендаций, например, по оптимизации юзабилити сайта.

Специализированный софт и сервисы

  • Яндекс.Вордстат – основной инструмент анализа поискового спроса. По ссылке доступна подробная инструкция по работе с сервисом. Вордстат используют для сбора семантического ядра, т.е. выборки запросов, по которым будет продвигаться сайт. Ещё сервис помогает оценить колебания популярности запросов на протяжении года во вкладке “История запросов”.
  • Screaming Frog SEO Spider – «швейцарский нож» специалиста по поисковому продвижению. Он помогает сделать аудит сайта по широчайшему ряду параметров. Например, найти битые ссылки, редиректы, неоптимизрованные изображения, отключенные скрипты, дубли мета-данных и страниц и т.д.
  • Key Collector – многофункциональная программа для работы с семантическим ядром. Она помогает собирать запросы из Яндекс.Водрстат в полуавтоматическом режиме и чистить их от мусорных фраз. С помощью Key Collector можно расширять семантику, анализировать позиции сайта в поиске и собирать дополнительные данные о популярности ключевых слов.
  • SeoRate – сервис помогает отслеживать результаты поискового продвижения и следить за динамикой конкурентов. Сервис показывают видимость сайтов в поиске по конкретной тематике, число запросов в топ-10, ссылочные профили и число страниц в индексе для продвигаемого сайта и конкурентов. Незаменимый инструмент для оценки результатов оптимизации.
  • Вспомогательные сервисы - у каждого они свои. Ниже я привел список тех, которыми пользуюсь регулярно.
Вспомогательные сервисы для seo

Использование CMS

SEO-специалист не только выдаёт, но и внедряет рекомендации. Для этого нужно разбираться в системах управления сайтами - Bitrix, Wordpress, Joomla, Drupal и т.д.

Особенно важно знать, как настраивать шаблоны генерации мета-данных, загружать уникальные мета для конкретных страниц, редактировать файлы robots.txt и sitemap, создавать ЧПУ-адреса, корректировать редиректы и битые ссылки.

Я учился использовать CMS опять же на практике - заходил в "админку" и разбирался, как она устроена. Интерфейсы популярных CMS довольно дружелюбны, поэтому их освоение - не самая трудная задача.

Вебмастерские кабинеты

Яндекс.Вебмастер и Google Search Console - для seo-специалиста владеть ими так же важно, как продавцу владеть ключами от магазина. Вся информация об индексации и о проблемах с ней аккуратно разложена по полочкам в вебмастерских кабинетах.

Excel

Основной средой для построения отчётов остаётся Excel. В нём мы не только фиксируем результаты поискового продвижения, но и формируем все рекомендации, с помощью него обрабатываем выгрузки из вебмастерских и seo-сервисов.

В таблицах удобно оформлять списки битых ссылок и редиректов, собирать запросы и прописывать title, description и H1, вести учёт позиций сайта в выдаче на протяжении длительного периода времени и т.д.

В Сети много сайтов и форумов, посвященных обучению работе в Excel. Они помогут найти решение, когда вы сталкиваетесь с незнакомой задачей. Для меня, например, самой большой болью было выучить функцию ВПР, но теперь она здорово экономит мне время при сведении данных из нескольких таблиц.

Книги, курсы и профессиональные медиа

Перечисленные выше пункты помогают решать конкретные SEO задачи, но кроме них нужны базовые знания. Я начал изучать seo в общих чертах еще до того, как решил работать. Как и многие, начал с книги “Оптимизация и продвижение в поисковых системах” Игоря Ашманова и из нее узнал, как устроены поисковики, ранжирование и так далее. Затем прослушал бесплатные видео-лекции "Школы SEO" на Youtube. И потом в процессе трудоустройства прошел специальный курс обучения в компании.

Кроме специальных знаний, на мой взгляд, seo-специалисту важно обучаться цифровому маркетингу в широком смысле. Плюс изучать, как устроен любой бизнес и через какие этапы развития он проходит.

Ещё я порекомендовал бы несколько русскоязычных ресурсов, которые помогают "быть в теме":

Дополнительные навыки и знания

Грамотная устная и письменная речь

Для seo-специалиста важно не только находить пути решения проблем, но и доносить их на понятном языке до клиента, до коллег из других отделов и т.д. Мне повезло, я учился на филфаке, но для тех, кто далек от гуманитарного образования рецепт один - читать, читать, читать. Количество прочитанного переходит в качество написанного - факт.

Аналитический склад ума

SEO-специалист обязан обладать пытливым умом, выверенной логикой и способностью понять, где причина, а где следствие. Если вы не любите головоломки, логические задачи или шахматы, вам вряд ли будет комфортно заниматься поисковым продвижением.

Английский язык

Многие seo-сервисы и информационные ресурсы доступны только на английском языке. Поэтому владеть языком нужно хотя бы на уровне чтения со словарем. Но лучше записаться на курсы или пойти к репетитору и изучить английский с маркетинговым уклоном. Я так и сделал.

Высшее образование

База в виде технического образования, желательно в IT, существенно увеличивает шансы не только на трудоустройство, но и на успех в профессии. Большинство специалистов в "Ашманов и партнеры" - технари. Я же учился на филфаке и мне это пригодилось в оформлении отчетов, рекомендаций и в общении.

С чего начать

В любом деле важно сделать первый шаг, чтобы понять нравится оно или нет. В seo, на мой взгляд, стартовать можно двумя способами: начать карьеру с позиции ассистента или самообучаться и параллельно продвигать, например, собственный сайт. Но далеко не каждый сможет вариться в собственном котле.

Работа в агентстве или в штате компании - более быстрый путь. Ещё есть курсы известных практиков за относительно небольшие деньги, которые помогут освоить профессию эффективнее, чем учеба по наитию или работа ассистентом с нулевой базой. Сочетая теорию, полученную на курсах, с актуальной информацией из блогов и медиа и постоянной практикой, вы найдёте место на рынке поискового маркетинга - я уверен!

Если же у вас нет живого интереса к интернет-маркетингу, если вы не любите анализировать, выявлять причинно-следственные связи и в чем-то кропотливо разбираться, то, пожалуй, без этого плацдарма работать и расти в профессии будет затруднительно. Но попробовать в любом случае стоит.

0
85 комментариев
Написать комментарий...
Игорь Галаев

спасибо за годную подборочку сервисов)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Михайлов

могу отдельный материал по сервисам подготовить) если будет прилично плюсов у коммента - запилю обзор подробный по сервисам и инструментам, которыми пользуюсь

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Марьяна Дверская

Сборище 2-часовых акков обсуждают подборку сервисов, которые уже лет 7 обсасывают со всех сторон все кому не лень. Вордстат и кейколлектор - да ну вы что! Скриминг фрог - да не может быть! Кокшаров и Шакин - вот это да!
Ашманов, вы там вообще не стараетесь! 🤪

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Bender Rodriguez

Зарегистрировался вчера в 12:41
Комментарии: 1 шт.

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Alekseenko

Очередной высер

Ответить
Развернуть ветку
Павел Михайлов

Кирилл, поздравляю Вас с Вашим первым комментарием на vc.ru! Рад, что моя статья заставила вас прервать молчание длиною в полгода и выразить своё мнение, каким бы оно ни было.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Bender Rodriguez

Это пиздец, ЦП! Вызывайте Ширяева, тут боты хуеют!

Тут настоящий десант, причем они еще и общаются, словно им интересно!

Браво, Ашманов и партнеры! Молодцом!

Ответить
Развернуть ветку
Павел Михайлов

Вызывайте лучше экзорциста

Ответить
Развернуть ветку
Myroslav D

Сео для гуманитариев

Ответить
Развернуть ветку
Ашманов и партнеры
Автор

Можно и так)

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Solovyev

Хорошая статья. Однако все, что перечислено выше, учит базовым настройкам. Серьезный коммерческий топ ПС редко допускает ошибки. Высоких позиций добиваются не просто правильные настройщики а экспериментаторы. Успех в SEO заключён в экспериментах и анализе их результатов.

Если удаётся найти связь, влияния определенных факторов на рост или падение позиций, то на какое-то время, вас ждёт успех. Алгоритмы меняются и то, что работает сегодня, через обычно 2 года совсем не то.

Обычно в seo агентство редко нанимают совсем нулевых сотрудников, все хотят спецов и дать им 5-10 сайтов в работу. Что бы доходом от 3-4 он компенсировал свою ЗП, а остальное шло в прибыль конторе.

Далее вопрос - зачем seo специалисту отдавать большую часто прибыли если можно работать самому?

Да и из своего опыта, тянуть более 2-3 проектов одновременно и все успевать и показывать уверенный рост - невозможно.

Ответить
Развернуть ветку
Прочел это-потратил время зря

Аминь, бро!

Ответить
Развернуть ветку
Никита Горбунов

Люди, а зачем писать что вам не нравится статья и потом сраться с ее автором в комментариях? Если вам не нравится - не читайте, че флуд разводить на ровном месте?
Лучше бы спросили что-то полезное у автора или предложили что еще можно было дописать.
Такое ощущение, что половина людей заходят сюда и пишут комменты только чтобы свой внутренний фонтан Г было куда выплеснуть.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Говнов

в самом деле незачем, но уж таков наш упадочный век, никитос
они выражают дух так сказать времени

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Диана Симония

Screaming Frog SEO Spider – и вправду швейцарский нож сеошника. удачная метафора! тот случай, когда филфак многое потерял, а диджитал приобрел.

Ответить
Развернуть ветку
Елизавета Синельник

Что происходит? Почему 20 ботов хвалит унылую статью из клише и шаблонов за 2009 год? Вы правда поленились зарегать акканты хотя бы за месяц до публикации, чтобы накрутить счетчик коментариев и рейтинг статьи более естественно?

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Bender Rodriguez

Зарегистрировался вчера в 14:38
Первый комментарий вчера в 14:38
Быстрее, чем мой секс :)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Bushkov

Товарищи Боты! Подскажите, вот зачем вам накрутка рейтинга на vc? Чтобы получить хоть какую-то пользу, нужно иметь стратегию хотя бы на год, а судя по тому, что вы ботов зарегистрировали в день размещения статьи - ее у вас нет? К чему эти усилия, зачем зря энергию расходовать?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Михайлов

Для срача ;)

Ответить
Развернуть ветку
Tatiana Suvorova

и в статьях конечно хочется читать то, чего никто не знает, например кто-нить в курсе какой сейчас серьезный недочет у метрики?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Михайлов

Какое отношение это все имеет к моему материалу?...

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Станислав Курочкин
кто-нить в курсе какой сейчас серьезный недочет у метрики?

Ну и какой же?

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Хавалкина

очень полезная статья!!!

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Shevtsov

Согласен с вами!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ilya Konovalov

специально зарегистрировались?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Михайлов
Ответить
Развернуть ветку
Bender Rodriguez

Зарегистрировался вчера в 12:50
Первый комментарий вчера в 12:50
Еще один скорострел.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Щербаков

Воодушевлен. Надо накатать статью - одну из 17856725406е2540е825404 по счету - про базис для копирайтера. Туда войдут:

Ильяхов
Умение хорошо писать (не ниже 4 с плюсом по русскому)
Джо Витале и его "гипнотизм" текстах (и плевать, что с Ильяховым это не сочетается)
адвего и текст.ру для проверки (99% уникальность, не меньше)

А завершу все призывом, в духе "надо пахать и успех придет".

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Rottenberg

Читал мельком, но видно, что от души

Ответить
Развернуть ветку
Павел Михайлов

"душевно в душу"©

Ответить
Развернуть ветку
Максим Пряник

Вода водой, что вы хотите донести этой статьей? Гораздо интереснее было бы почитать кейс про то, как какой то конкретный инструмент решил задачи по продвижению сайта.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Михайлов

У вас наверняка большой опыт и богатая практика в поисковом продвижении, для вас это безусловно вода. Но для тех, кто только собирается открыть для себя seo как профессию, эта статья, я надеюсь, чем-то полезна. И доношу я как раз азы для стартующих :)

Ответить
Развернуть ветку
Tatiana Suvorova

пример Ашманов и партнеры: "купить цветы" по Москве даже в топ-200 не попало

Ответить
Развернуть ветку
toho-do

а разве moscvettorg.com в Ашманов и партнеры продвигается?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Oleg Dergilev

А что за ошибка была настолько катастрофическая?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Михайлов

Meta robots noindex))

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Дмитрий Шилинговский

Статья огонь! Всем советую! Просто кладезь информации для новичков! Лучшее, что я прочитал, с момента регистрации!!1! 🤖

Ответить
Развернуть ветку
Павел Михайлов

11010000 10011111 11010001 10000000 11010000 10111000 11010000 10110010 11010000 10110101 11010001 10000010 (привет на языке роботов)

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Алфимов

Спасибо, было полезно и интересно. Добавил в закладки, чтобы не потерять подборочку сервисов.

Ответить
Развернуть ветку
Bender Rodriguez

Зарегистрировался 29 мар в 17:07
Из двух комментариев, первый комментарий был вчера в 22:22 и, угадайте где, правильно!

Ответить
Развернуть ветку
Tatiana Suvorova

а где портфолио с недельной давностью продвигаемых слов сайтов довольных клиентов можно посмотреть?

Ответить
Развернуть ветку
Смарт Вэй

Мне интересно, реально клиенты есть с таких статей? Vc конвертирует такие простые статьи, которые даже не кейсы и не истории успеха?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Михайлов

Не все что делается, делается ради привлечения клиентов :)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Tatiana Suvorova
Ответить
Развернуть ветку
82 комментария
Раскрывать всегда