Текстовая оптимизация сайта в 2019 году

Пошаговый план от руководителя оптимизаторов в «Ашманов и партнёры» Никиты Тарасова.

С 2017 года алгоритм Яндекса «Баден-Баден» понижает позиции сайтов с некачественными текстами. Тем не менее текстовая оптимизация остаётся второй по важности ступенью в поисковом продвижении — изменились только правила игры. Ниже я подробно расскажу, как оптимизировать тексты на сайте, чтобы улучшить ранжирование и снизить риск попадания под фильтр «Баден-Бадена».

Этапы работы

Работа с текстами для поискового продвижения проходит в три этапа:

  1. Оптимизация мета тегов (title/h1/description).
  2. Оптимизация текстового контента.

  3. Повышение внутренней уникальности текстов на сайте.

Оптимизация мета тегов

Заголовки <title>

Заголовки очень важны, потому что помогают поисковому роботу определять релевантность страницы сайта по конкретному поисковому запросу.

При работе с заголовками рекомендую придерживаться следующих правил:

  • Составляйте заголовки <title> так, чтобы охватывать максимальный корпус ключевых слов. Этот подход еще называют – «трафиковые <title>».

  • При продвижении, особенно по коммерческим запросам, рекомендуется включать в <title> топонимы. Например, «в Москве», «в Мск». Также стоит использовать слова, характерные для ниши. Для интернет-магазинов — «купить», «цена», «дешево», «недорого». Для подбора запросов можно ориентироваться на подсветку запросов в сниппетах поисковых систем.
  • Если сайт продвигается по брендовым запросам, например «Sony» или «LG», рекомендуется использовать в заголовках <title> транслитерацию названий. Причина в том, что запросы, содержащие название бренда на русском языке обычно более частотные, чем запросы, содержащие оригинальные названия брендов.
  • При составлении мета тегов <title> стоит проанализировать сайты конкурентов, которые уже занимают топ-10 позиций по запросам из вашего семантического ядра. Конкуренты поработали за нас и оптимизировали заголовки таким образом, что позволило попасть им в топ поисковой выдачи.

Заголовки h1–h6

Заголовки <h1>–<h6> помогают структурировать контент страницы и обозначить его иерархию. Наиболее важным является заголовок <h1>, он указывает на смысловое содержание страницы. Заголовки <h2> обычно используют, чтобы обозначить ключевые разделы текста и привлечь к ним внимание.

Данные заголовки не должны использоваться в элементах навигации и сквозных (расположенных на каждой странице) блоках сайта.

На странице допускается использование только одного заголовка <h1>, не содержащего атрибуты, вложенные стили и теги.

На скриншоте ниже — пример неправильного использования заголовков. Заголовки <h3> и <h6> используются для верстки формы обратной связи.

Пример неправильного использования заголовков <h3> и <h6> в форме

Чтобы автоматически находить неправильно используемые заголовки, можно использовать букмарклет «Подсветка h1-h6 / strong / b / em» или плагин для браузера «SEO Meta in 1 Click».

В заголовки <h1> рекомендуется включать наиболее частотные запросы. Как и в случае с <title>, перед тем, как составлять заголовки <h1>, стоит проанализировать сайты конкурентов.

Метатеги <description>

На всех страницах сайта рекомендуется заполнить метатеги <description>. Одного-двух связных предложений, содержащих ключевые слова, будет достаточно. Стоит учесть, что тексты будут отображаться в сниппетах, в результатах поиска. От их качества зависит, перейдет ли пользователь по ссылке или продолжит просматривать результаты поиска.

Если не заполнять тег <description>, то текст сниппета останется «на совести» поисковой системы.

Чтобы повысить кликабельность сайта в результатах поиска, можно добавить эмодзи в <description>. Значки для этого можно взять, например, здесь.

Пример отображения эмодзи в результатах поисковой выдачи

Метатеги keywords

Этот метатег когда-то имел влияние на ранжирование сайтов, но сейчас Google, Yahoo и Mail.ru игнорируют его. Причина в том, что вебмастера добавляли в тег огромные списки ключевых слов разных тематик, чтобы ранжироваться по широкому списку запросов.

«Яндекс» относится к тегу неоднозначно. В официальном блоге написано, что <meta name="Keywords" content="..."/> может учитываться при определении соответствия страницы поисковым запросам. Но «может» не значит, что будет.

Поисковые системы, которые игнорируют тег, могут не игнорировать его содержание и индексировать его как обычный текст. Если на странице и без того используется достаточное количество ключевых слов, дополнительные ключевики могут быть восприняты поисковиками как спам. Поэтому я бы рекомендовал убрать метатег <keywords> cо всех страниц сайта.

Генерация мета тегов

Большая часть современных сайтов состоит из шаблонных страниц. Если это интернет-магазин, то список страниц будет примерно таким:

  • главная страница;
  • страницы категорий, подкатегорий, фильтров, тегов;
  • страницы карточек товаров;
  • информационные страницы (доставка, оплата, контакты);
  • страницы раздела «Новости»;
  • страницы конечной новости.

Для сайтов услуг список шаблонных страниц будет примерно таким же. И в обоих случаях объём страниц будет достаточно большим, чтобы заполнять его вручную.

Наиболее приемлемый вариант — генерировать содержимое метатегов для основных типов страниц по алгоритмам.

Ниже я привел пример формирования метатегов для страниц категорий, подкатегорий, фильтров и тегов интернет-магазина.

Конструкция {||||} обозначает логической оператор «или». Он используется для того, чтобы содержимое тега для каждой страницы генерировалось случайным образом из предлагаемых значений. Таким образом можно повысить уникальность содержания тегов.

Не стоит ограничиваться одним шаблоном для одного типа страниц. В случае крупных сайтов лучше задавать уникальные шаблоны для основных разделов.

Пример шаблона для генерации тегов:

  • <h1>= Содержимое заголовка h1
  • <title>= [H1] – купить в Москве недорого», «выгодные цены на [H1] в интернет-магазине Название.ру
  • <META NAME="Description" CONTENT="[H1] – 💸 {выгодные|низкие} цены, {большой|широкий} {выбор|ассортимент} моделей. ✔ {Доставляем|Осуществляем доставку} по всей России, доставка по Москве в день заказа! {Заказ товара по телефону|Для заказа товара звоните} ☎ 8 800 000-00-00"/>

В качестве примера возьмём страницу условного магазина светильников. С учётом описанного выше алгоритма, содержимое мета тегов для неё будет выглядеть следующим образом:

  • <h1>= Светильники потолочные
  • <title>= Светильники потолочные – купить в Москве недорого, выгодные цены на светильники потолочные в интернет-магазине Название.ру
  • <META NAME="Description" CONTENT="Светильники потолочные – 💸 выгодные цены, широкий ассортимент моделей. ✔ Осуществляем доставку по всей России, доставка по Москве в день заказа! Для заказа товара звоните} ☎ 8 800 000-00-00"/>

Заголовки рекомендуется составлять так, чтобы охватить максимальное количество запросов, размещенных на странице. Рассмотрим подробнее.

На странице магазина светильников размещены следующие запросы:

  • «купить потолочный светильник в интернет-магазине»;
  • «светильники потолочные недорого»;
  • «купить светильник потолочный в интернет магазине недорого»;
  • «светильник потолочный недорогой купить москва»;
  • «дешевые светильники потолочные»;
  • «купить потолочный светильник»
  • «потолочные светильники купить в москве»
  • «светильники потолочные купить»

Содержимое заголовка <title> выглядит следующим образом:

Светильники потолочные — купить в Москве недорого, выгодные цены на светильники потолочные в интернет-магазине Название.ру

Видно, что в заголовке присутствуют практически все запросы и их словоформы, размещенные на странице магазина.

Важно: предусмотрите возможность «ручной» корректировки метатегов title/h1/description для конкретных страниц.

Алгоритмы генерации мета тегов хорошо работают для привлечения на сайт трафика по низко- и среднечастотным запросам, когда конкуренция по запросам в топ-10 не очень высока. Для достижения высоких позиций поисковой выдачи по конкурентным и высокочастотным запросам потребуются более детальный анализ поисковой выдачи и проработка тегов.

Рекомендации:

  • Подготовьте и внедрите алгоритмы генерации метатегов для основных типов страниц на сайте.
  • Примерно через месяц после индексации изменений оцените позиции сайта. С высокой вероятностью для части запросов хватит автоматически сформированных мета тегов, чтобы страницы сайта заняли высокие позиции в выдаче. Для оставшихся частотных и высоко конкурентных запросов потребуется повторная корректировка с использованием текстового анализатора. Об этом будет подробно расскажу в следующем пункте.

Оптимизация текстового контента

Итак, раньше вебмастера и оптимизаторы размещали на сайтах огромные бессмысленные тексты, перенасыщенные ключевиками. Сейчас за подобные тексты сайт могут наказать или понизить его позиции в выдаче. Поэтому у многих при подготовке текстового контента сегодня возникают вопросы:

  1. Какое количество ключевых слов должно быть на странице?
  2. Какие вхождения ключевых слов употребить в тексте - прямые вхождения или словоформы, в каком количестве?
  3. Какого объема должен быть текст и нужен ли он вообще?

Сервисы текстового анализа помогут получить ответы на эти вопросы. Вот некоторые из них:

Логика работы сервисов примерно одинаковая. На вход подается список запросов, распределенных на страницу. Затем отбираются страницы сайтов для анализа, расположенные в топ-10 по этим запросам. Далее сервис анализирует объем текста и количество вхождений ключевых слов на отобранных страницах и подсчитывает средние значения.

Оставлять для анализа нужно только те страницы, которые соответствуют продвигаемой. Например, если текстовый анализ проводится для раздела каталога товаров, то для анализа нужно оставлять внутренние страницы с листингами товаров. Страницы со статьями и страницы агрегаторов типа Avito — исключать из анализа.

Данные, полученные с помощью анализатора, требуют дальнейшей обработки и интерпретации.

Для проведения текстового анализа запросы должны быть правильно распределены по страницам. Распределение запросов делается при помощи кластеризации по топам.

Стоит также отметить, что запросы бывают в основном следующих видов:

  • Транзакционные — когда запрос связан с покупкой (например, «купить внешний жесткий диск») или целевым действием (например, «записаться к врачу»).
  • Навигационные — когда запрос связан с локацией (например, «цветы метро красные ворота»).
  • Информационные — когда запрос связан с уточняющей информацией («роутер mikrotik технические характеристики»).

Запросы разных видов не получится продвинуть на одной странице. топ-10, особенно в «Яндексе», обычно либо полностью коммерческий либо информационный. По коммерческим запросам превалируют страницы каталогов — с листингами товаров и маленькими текстами. По информационным запросам напротив — товаров нет, но есть большие объемы текста.

Размещение на сайте больших информационных текстов на страницах, продвигаемых по коммерческим запросам — приведет к переспаму. Размещение коммерческих текстов на информационных страницах — к недостаточной текстовой релевантности.

Также есть достаточно сильная корреляция между типом страниц – в результатах поисковой выдачи может присутствовать только два типа страниц (либо главные, либо внутренние). Опять же в топ-10 обычно превалируют страницы одного типа.

Резюмируя вышесказанное:

  • важно учитывать тип поискового запроса;
  • важно учитывать тип страницы, на которую распределен запрос.

Отмечу, что текстовая релевантность страницы достигается не только за счет объемных SEO-текстов в нижней части страницы. Она зависит и от небольших текстовых блоков, которые могут располагаться в различных элементах интерфейса сайта, и от текстов внутренних ссылок (анкоры).

Результат анализа текстового анализатора Лаборатории поисковой аналитики «Ашманов и партнеры»

Привет из «Баден-Бадена»

Может показаться, что качество текста не имеет никакого отношения к поисковому продвижению, но это не так. Вот список алгоритмов, которые поисковики используют для борьбы с некачественным контентом:

  1. Переспам. Понижает позиции сайта в поиске «Яндекса» по конкретной поисковой фразе.
  2. Переоптимизация. Понижает позиции сайта в поиске «Яндекса» по группам поисковых запросов;
  3. «Баден-Баден». Направлен на борьбу с текстами, перенасыщенными ключевыми словами. Понижает позиции конкретной страницы или всего сайта в поиске «Яндекса».
  4. Panda. Борется с неуникальными текстами и текстами, перенасыщенными ключевыми словами, в выдаче Google.
  5. Hummingbird (Google) — учитывает количество синонимичных фраз в тексте.

Чтобы не попасть под фильтры — пишите тексты для людей. В 2017 году мы запустили бесплатный облачный редактор «Тургенев», который проверяет качество контента, оценивает риск «Баден-Бадена» и даёт рекомендации по редактуре.

Качественный текстовый анализ позволит определить необходимый объем текста и ключевых слов, чтобы не загнать сайт под санкции поисковых систем.

Уникальность текста также важна. Проверить текст можно при помощи одного из сервисов:

Но не доводите борьбу за уникальность до абсурда. Сделать уникальными характеристики товаров на сайте интернет-магазина или цитаты из законодательства на юридическом сайте вряд ли получится.

Как повысить уникальность контента на сайте

Сложная верстка сайтов не всегда позволяет увидеть весь текстовый контент страницы. Есть сервис BrowSeo, позволяющий отобразить сайт так, как его видит поисковый робот. Это отличный способ находить дубли текста.

В ходе аудита одного из проектов при помощи BrowSeo было выявлено, что текст с политикой конфиденциальности дублируется на всех страницах сайта.

Фрагмент скрытого текста на странице

Для устранения подобной ошибки рекомендуется выносить контент на отдельную страницу и приводить на нее ссылки - актуально для пользовательских соглашений.

Либо выводить такой текст при помощи JavaScript, чтобы он не индексировался поисковыми системами.

Выводы

Оптимизировать тексты без анализа поисковой выдачи, значит осознанно рисковать и рано или поздно попасть под санкции. Чтобы безопасно повысить позиции сайта в поиске с помощью текстовой оптимизации, следуют предпринять следующие шаги:

  • качественно анализировать поисковую выдачу и конкурентов;
  • прорабатывать все текстовые свойства страницы: мета теги title/h1/description, текстовые блоки, тексты элементов интерфейса сайта, тексты ссылок.
  • использовать алгоритмы генерации мета тегов и сервис для текстового анализа (ТА).
  • писать качественные и полезные тексты для людей.
0
63 комментария
Написать комментарий...
Алексис Второй
emoji в <description>

🤔 😕 😧

Ответить
Развернуть ветку
Альбина Никитченко

Не актуальны?

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Tarasov

emoji в description актуальны и позволяют повысить ctr страниц в результатах поисковой выдачи

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Danko

А есть где-нибудь результаты теста CTR?

Ответить
Развернуть ветку
60 комментариев
Раскрывать всегда