{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Корабли лавировали, лавировали… да вылавировали! История о том, как новый сайт чуть не стал Титаником бизнеса

Поисковый трафик и оплаты с сайта туроператора в сезон упали в 3 раза: разбираемся в причинах, возвращаем поисковый трафик, увеличиваем продажи, делаем выводы.

Краткая информация о компании: туристическая компания вот уже 20 лет является одним из крупнейших туроператоров в Самарской области по направлению речных круизов по Волге. Представительства компании работают в Самаре, Тольятти и Казани. В собственности компании флотилия из нескольких теплоходов, в том числе теплоход-пансионат. Компания предлагает разнообразные по направлению и длительности туры — от маршрутов выходного дня до эксклюзивных, продолжительных туров.

Сайт пришёл на поисковое продвижение в январе 2018 года. Заказчик на тот момент ставил задачу увеличения позиций сайта в поисковой выдаче.

Поисковое продвижение, как бы банально это ни звучало, решили начать с анализа поискового трафика установленной на сайте Яндекс Метрики. Повезло, что счётчик был установлен ранее и хранил хоть какие-то данные о сайте. Перед нами встала достаточно интересная картина…

Капитан, по курсу корабля айсберг! Анализируем данные, ищем причины возникновения перелома

В целом, тематика речных круизов по Волге имеет выраженную сезонность – спрос начинает расти с января (раннее бронирование), достигает своего максимума в июле-августе (наиболее благоприятная погода для путешествий по реке), затем резко идёт на спад с приходом сентября (похолодание).

Ниже показана посещаемость сайта пользователями из поисковых систем за исключением "брендового" трафика в Яндексе за период с августа 2014 года (установка на сайт счётчика Яндекс Метрики) по январь 2018 года (начало наших работ над сайтом).

Экранизация Титаника в графиках Яндекс Метрики

Синяя линия на графике выше показывает тренд – то, как должен был бы расти трафик с поиска на сайте с учётом сезонности. Однако в отмеченной на линии красной точке (соответствует марту-апрелю 2017 года) что-то произошло, и вместо продолжающегося роста посещаемости возникло проседание – трафик с поиска в сезон просел более чем в 3 раза! Та же участь постигла и продажи через систему бронирования на сайте, они просели пропорционально.

Первичный анализ спроса на речные круизы при помощи wordstat.yandex.ru показал, что поисковый спрос на речные круизы в 2017 году не имел какого-либо проседания по сравнению с 2016 годом. Это позволило отмести предположение о том, что пользователи перестали интересоваться речными круизами (маловероятно, но, а вдруг?). Стало очевидно, что проблема в самом сайте и отношении к нему поисковых систем.

В результате общения с заказчиком мы выяснили, что в апреле 2017 года сайт подвергся редизайну силами технических специалистов из штата заказчика…

Полный назад! Оцениваем размеры айсберга

Было решено проанализировать основные популярные страницы сайта, на которые приходили пользователи из поисковых систем в июне 2016 года и проверить их состояние в плане индексации и оптимизации основных метатегов на январь 2018 года.

Стало вполне очевидно, что виной всему явилось обновление сайта: была изменена структура сайта, многие страницы пропали, многие сменили URL-адрес, но при этом не были корректно установлены необходимые редиректы и не перенесена поисковая оптимизация. И так прошло 9 месяцев с момента редизайна! Быстро оправиться от ситуации уже не получится: не все страницы можно вернуть, редиректы ставить поздно ☹

Зная это, мы вместе с заказчиком переориентировались на новую задачу: увеличить посещаемость сайта пользователями из поисковых систем и, как следствие, продажи. При этом первые результаты от нас клиент ждал уже через 3-4 месяца…

Полный вперёд! Оптимизируем текущий сайт, разрабатываем новый

Так как мы уже знали, что текущий сайт заказчика будет переработан в ближайшие месяцы после начала работ, мы решили начать сразу с двух основных направлений работы:

  • работы по оптимизации текущего сайта клиента;
  • редизайн сайта с учётом требований поискового продвижения.

Как было сказано ранее, предварительный анализ показал, что текущий сайт потерял львиную долю своей посещаемости из-за изменения структуры и отсутствия минимальной SEO-оптимизации. Было решено работать над внутренней оптимизацией текущего сайта.

Ввиду того, что основной упор в рамках выделяемого бюджета делался на разрабатываемый сайт, а какие-то результаты в виде увеличения продаж всё же было нужно показать уже в ближайшие месяцы, на текущем сайте было решено поработать над самыми основными тегами продвижения. В частности, прописать метатеги title, description, заголовки H1, но при этом не прорабатывать тексты – словом сделать то, что даст результат, но не займёт при этом много времени.

Параллельно осуществлялся редизайн сайта с учётом требований последующего поискового продвижения. Исходя из анализа спроса через сервис wordstat.yandex.ru, стало понятно, что пользователи ищут не только общие фразы по речным круизам (пример: “речные круизы по волге”), но и:

  • конкретные теплоходы и расписание туров (пример: “теплоход название теплохода навигация 2018”);
  • конкретные круизы по городам (пример: “речные круизы самара казань самара”);
  • так называемые "круизы выходного дня";
  • а также речные однодневные прогулки и экскурсии на малых кораблях.

При этом заказчик всем этим занимается, однако на текущем сайте данная информация была либо не представлена, либо не проработана должным образом. Например, на главной разводной странице по речным круизам (2-е место по посещаемости с поиска в июне 2016) не только отсутствовала оптимизация того же title, но и внутреннее содержимое страницы оставляло желать лучшего. Проблемы с загрузкой изображений, отсутствие цен и предложений, кнопка “купить круиз”, которая уводит на систему бронирования на отдельном домене (не на поддомене) — всё это не способствовало увеличению конверсии и улучшению поведенческих факторов сайта.

В итоге, сайт дорабатывался с учётом вышеуказанных требований с параллельной проработкой не только содержимого, но и созданием и оптимизацией новых страниц по конкретным речным круизам: отдельных карточек круизов, страниц теплоходов, разводящих страниц по турам выходного дня и прогулкам на малых кораблях.

Страница по речным круизам после редизайна

Свистать всех наверх! Переносим оптимизацию с текущего сайта на новый, запускаем

При переносе переработанного сайта с тестового домена важно было сохранить уже достигнутые результаты, не получить проседание позиций и посещаемости, так как структура обновлённого сайта отличалась от старого.

По данным Яндекс Метрики был составлен список из 100 наиболее популярных страниц сайта, на которые приходили свыше 95% пользователей из поисковых систем за последний год. Для указанных страниц были предусмотрены соответствующие им страницы на новом сайте. При переносе сайта был установлен 301-редирект со старых страниц сайта на соответствующие им новые страницы, а также перенесена внутренняя оптимизация указанных страниц. Всё это позволило избежать просадки позиций и посещаемости при переносе сайта.

Для ускоренной индексации обновлённого сайта был создан файл sitemap.xml, который мы добавили в системы Яндекс и Google Вебмастер. После переноса были сделаны также и другие немаловажные вещи, которые мы не видим смысла расписывать детально, а потому просто перечислим их:

  • текстовая оптимизация страниц сайта;
  • настройка индексации сайта через файл robots.txt;
  • добавление и настройка карточек организации в Яндекс и Google Картах;
  • основные работы в Яндекс и Google Вебмастер: настройка региональности и пр;
  • переезд сайта на протокол HTTPS;
  • подключение чата на страницах поиска Яндекса;
  • доработка страниц по речным круизам с выводом расписания круизов, цен и пр.

Большому кораблю – большое плавание! Анализируем результаты проделанной работы, радуемся, работаем дальше

В результате произведённых работ посещаемость сайта пользователями из поисковых систем вернулась на прежний “докризисный” уровень, но на это понадобилось полтора года ☹. Синяя вертикальная линия на графике показывает точку перед началом работ.

Для подтверждения того, что привлечённый поисковый трафик является целевым, приводим основные поисковые фразы, по которым приходили пользователи из поисковых систем в июне 2019 года и их показатели.

Продажи через систему бронирования на сайте выросли при этом на 30% по сравнению с “докризисным” уровнем (июнь 2016). Здесь сказались не только проведённые работы по SEO-оптимизации, но и пересмотр дизайна сайта, а также проработка посадочных страниц.

Вывод, который можно сделать из всего вышесказанного: при переделке или разработке нового сайта не стоит забывать о действиях по сохранению трафика из поисковых систем (сохранение популярных страниц, редиректы, перенос оптимизации). В противном случае бизнес клиента в интернете может получить достаточно сильный “удар”, быстро оправиться от которого не всегда получится.

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Alexander Bragin

Клиент хороший, столько терпел и ждал. Обычно хотят чтоб через месяц уже выйти в топы)))

Ответить
Развернуть ветку
ТехОтдел Самара
Автор

Да, в этом вы правы)

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Малиновская

Молодцы-хорошая продуманная работа.

Ответить
Развернуть ветку
ТехОтдел Самара
Автор

Спасибо за ваш отзыв, мы старались =)

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Малиновская

А скиньте мне свои контакты.

Ответить
Развернуть ветку
ТехОтдел Самара
Автор

Постучались к вам в ВК, будем рады пообщаться!
И добавили ссылку на наш сайт выше, там все контакты для связи :)

Ответить
Развернуть ветку
Геннадий Самойленко

Спасибо за грамотное описание кейса, но все же результат за полтора года не впечатлил. Возможно, причина в используемом инструментарии. Например, ничего не говорилось о конкурентах, анализе его запросов и мерах, способных перевести эти запросы "на свою" сторону. Тоже не было примера по работе с ссылочной массой, где учитывая "неграмотность" заказчика мог быть существенный перекос в сторону внутренних ссылок.

Ответить
Развернуть ветку
ТехОтдел Самара
Автор

Геннадий, верно, в кейсе озвученные вами моменты описаны не были.
Стоило сказать, что в работе над проектами с теми или иными ограничениями мы отталкиваемся от принципа Парето. В данном случае мы посчитали, что ссылки относятся к 20% результата в отличии от того основного, что мы описали выше. На конкурентов, конечно, смотрим).

Кроме того, в числе рекомендаций всё ещё есть очевидная: развитие блога (сейчас готовится отдельная страничка), а заказчик готовит материал. Сотрудники компании - это кладезь информации по направлениям, опять же, на сайте этого до сих пор нет!

Ответить
Развернуть ветку
Геннадий Самойленко

Спасибо, теперь понятно. Тогда вы реально молодцы, если без блога (по сути основного привлекающего и подогревающего контента) достигли таких результатов. Правда молодцы!

Ответить
Развернуть ветку
Геннадий Самойленко

еще интересно, что такого сделал заказчик со своим старым сайтом? для себя важно, чтобы так не косячить)

Ответить
Развернуть ветку
ТехОтдел Самара
Автор

Мы считаем, что на проседание повлияли 3 главных фактора, которых можно было избежать:

1. была обновлена структура сайта, и многие страницы в результате пропали (были просто удалены), соответственно пропал поисковый трафик, который шёл на них;

2. многие страницы старого сайта сменили URL-адрес, но при этом не были корректно установлены необходимые редиректы со старых URL на новые. Соответственно, на эти старые страницы шёл поисковый трафик, а они, в итоге, начали отдавать ошибку 404, нужно было ставить с этих страниц 301-редиректы, этого не было сделано;

3. не была перенесена основная оптимизация тех же важных с точки зрения SEO-тэгов title, в результате чего многие страницы выпали из ТОПа.

Всё вместе это дало очень большую просадку к посещаемости.

Ответить
Развернуть ветку
Геннадий Самойленко

да, незнаючи легко навредить себе

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
ТехОтдел Самара
Автор

Благодарим за поддержку, Коллега!
Удалось вам в итоге реанимировать ситуацию?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Маргарита Хамзина

Молодцы. Попутного ветра в ваши паруса

Ответить
Развернуть ветку
ТехОтдел Самара
Автор

Спасибо, Маргарита!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дмитрий Александрович

Ну не "ускоряет индексацию" создание sitemap.xml в случае если речь идет о небольшом сайте (на десятки-сотни страниц, а не на тысячи-десятки тысяч). Вообще никак.

Sitemap.xml представляет пользу в двух случаях:
1) Реально много страниц, краулингового бюджета на обход всего сайта за 1-2-5 итераций не хватает и роботу нужно "помогать", информируя о наличии новых или недавно измененных страниц, на которые нужно обращать внимание в первую очередь
2) На сайте есть "orphan pages", попасть на которые естественным путем через навигацию по внутренним ссылкам невозможно. Но тут не sitemap.xml надо создавать, а ставить ссылки на подобные страницы.

Если говорить о Яндексе, то он вообще начнет обрабатывать карту сайта спустя 10-14 дней с момента ее создания. За этот же период поисковый робот уже успеет несколько раз пройтись по страницам без всякой карты.

В остальном хороший кейс, все по делу.

Ответить
Развернуть ветку
ТехОтдел Самара
Автор

Дмитрий, спасибо за комментарий!

В своём решении мы руководствовались следующей логикой: на данном сайте несколько тысяч страниц, без sitemap.xml поисковой робот мог зайти на прочие страницы, на которых изменения внесены не были, и пропустить значимые страницы - длительность индексации обновлений растянулась бы на больший период. Таким образом, sitemap.xml помог поисковому роботу качественно проиндексировать все разделы и страницы сайта.

Поисковой робот может и самостоятельно обойти страницы - верно, но для сокращения риска сбоя и не обнаружения некоторых страниц, стандартно, в своих проектах создаем sitemap.xml.

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда