{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Факторы ранжирования Google в 2019 году — мнение более 1500 профессионалов в SEO

В августе компания SparkToro во главе с Рэндом Фишкиным опросила 1584 специалистов в области поисковой оптимизации, чтобы узнать главные факторы ранжирования и тренды в Google, и пообещала проводить подобные опросы ежегодно.

Команда «Пиксель Тулс» подготовила перевод исследования и разбавила его мнениями отечественных специалистов.

Содержание

Как Google взвешивает факторы ранжирования

Первый вопрос респондентам: как работает система весов факторов ранжирования в органической выдаче Google (non-paid, только десять синих ссылок на странице)?

  • Вес факторов неизменен для всех запросов.
  • Вес факторов неизменен по большинству запросов, но есть исключения.
  • Вес факторов варьируется от запроса к запросу.
Как меняется вес факторов ранжирования​ по разным запросам

Две трети специалистов считают, что для разных запросов факторы ранжирования учитываются по-разному. То есть то, что может быть крайне важно для одного набора запросов, менее ценно для других ключевых фраз.

Это усложняет дальнейший анализ, и при интерпретации последующих результатов стоит учитывать подобную дисперсию. Безусловно, большинство специалистов выделяют приоритет одних факторов над другими, но эта иерархия вовсе не универсальна.

Обзор факторов ранжирования

Далее специалистов попросили оценить факторы по десятибалльной шкале, где:

  • 0 — не используется (в качестве фактора ранжирования).
  • 5 — умеренный вес.
  • 10 — крайне важен (тяжеловес).

Ниже представлены оценки от самой высокой (8,52 из 10) до самой низкой (4,19 из 10).

Рейтинг факторов ранжирования в Google ​

Консенсус и дисперсия мнений

С помощью анализа среднеквадратического отклонения мы можем заметить, по каким факторам мнения специалистов в целом совпадают (то есть даны более-менее одинаковые оценки), а по каким расходятся. На графике ниже — чем больше значение, тем выше разброс ответов, и наоборот.

Разброс ответов специалистов​

Как и следовало ожидать, относительно факторов «релевантность контента» и «качество внешних ссылок» существует некоторый консенсус.

Критерии вроде «вхождения ключевых фраз в URL» или «возраст сайта», напротив, довольно спорны, а оценки зависят от убеждений специалистов.

Также интересен разброс в отношении «использование Google AMP» или «E-A-T конкретной страницы». Очевидно, для мобильной выдачи Google AMP имеет огромное значение, а для десктопа бесполезен. Аналогично в случае E-A-T — показатель важен преимущественно для YMYL-запросов (Your Money Your Life).

Сравнение мнений 10% ведущих специалистов и всех остальных респондентов

В опросе было предложено оценить свой уровень знаний и опыта в SEO по шкале от 0 (совсем новичок) до 10 (вхожу в 10% лучших). Ниже представлено распределение ответов респондентов. Интересно, что самопровозглашённых топов получилось как раз около 10%.

​Оценка опыта участников опроса

Теперь посмотрим, как отличаются ответы 8,1% самых уверенных в себе специалистов и остальных участников опроса.

Отличия мнений специалистов с разным опытом​ в SEO

Вопреки возможным ожиданиям, мнения по большинству факторов совпадают. Наибольшее расхождение замечено для «вхождения запроса в URL» и «возраста сайта». Топ-10 специалистов (самопровозглашённый топ, разумеется) оценили их и большинство других факторов как менее значительные.

Возможно, это говорит о том, что с опытом специалисты понимают — алгоритмы ранжирования Google устроены сложно и факторы начинают приобретать вес только в комплексе.

Какие тренды окажут на SEO наибольшее влияние в ближайшие три года

Участникам опроса также предложили оценить главные тенденции, способные влиять на SEO в перспективе на три года.

Тренды, которые окажут влияние на SEO

Здесь довольно предсказуемо — в антимонополию верят немногие, в то время как в монополизации Google собственного SERP уверено большинство. Кажется, по мнению западных специалистов, технологии и прогресс куда более влиятельны, чем правительства и конгрессмены. Как это скажется на SEO? Придётся адаптироваться и много трудиться.

Впрочем, как и всегда. А как считают отечественные специалисты?

42 мнения российских SEO-специалистов

Команда «Пиксель Тулс» решила дополнить исследование взглядом экспертов в ру-сегменте. В опросе приняли участие 42 специалиста. Благодарим за участие:

  • Дмитрий Севальнев, «Пиксель Тулс».
  • Михаил Шакин, Shakin.ru.
  • Дмитрий Иванов, «Иванов SEO».
  • Артур Латыпов, «SEO Интеллект».
  • Солодянников Константин, IT-Agency.
  • Серебрякова Анна, Semantica.
  • Евгений Лата, Serpstat.
  • Миндубаев Рамазан, Trinet.Group.
  • Максим Липатов, Uplab.
  • Оставшихся 33 участника опроса. Детальные результаты и ответы всех специалистов можно изучить в Google Sheets.

Рейтинг факторов ранжирования в Google: мнения специалистов рунета

Рейтинг факторов ранжирования Google по мнениям экспертов рунета​ «Пиксель Тулс»

Сравнение более 1500 против 42 голосов будет некорректно, тем не менее стоит обратить внимание: «поведенческие факторы» и «скорость загрузки» получили куда более высокие оценки, а «доступность сайта для людей с ограниченными возможностями», наоборот, оказалась в конце рейтинга.

Самым спорным фактором (наибольшее значение стандартного отклонения) оказался объём контента. По остальным фактором ранжирования в целом мнения схожи.

Теперь посмотрим на тренды.

Тренды на ближайшие три года по мнению специалистов рунета

​Тренды в SEO на ближайшие три года по мнению специалистов рунета

В антимонополию и вмешательство правительства в деятельность Google отечественные специалисты также верят с трудом, зато уверены в «захвате» выдачи ответами поисковика и рекламой. В развитии машинного обучения тоже никто не сомневается.

Отдельное спасибо Александру Бурак (автор Telegram-канала «SEO мастриды») за наблюдения и комментарии:

По моим оценкам и исследованиям, за последние годы сложилась такая картина:

1. Решение интента пользователей стало намного важней текстовых факторов (есть примеры сайтов без копирайт-текстов, которые решают задачу пользователя и поэтому имеют высокие позиции).

2. Качество бэклинков стало ещё важней, в том числе потому, что усилился фактор токсичности ссылок (по моим наблюдениям, большая часть так называемых крауд-ссылок как раз токсичны).

3. Алгоритмы Google сильно продвинулись в семантическом анализе, и если раньше в текстовой оптимизации было важно использовать точную словоформу ключевика, то сейчас наоборот — чем дальше от точного запроса, тем параметр сильнее (тексты, написанные для людей, работают лучше, чем ключи и вода).

4. E-A-T становится всё важней, хотя сейчас вес этой группы факторов всё равно очень низкий, но надеюсь, что его будут повышать.

Что касается прогнозов на будущее, то тренд, конечно, плохой — увеличение доли Paid и zero-clicks ведёт к уменьшению органики. ЕС с ними активно борется, США пока, к сожалению, нет, но если они включатся, то это будет позитивный сигнал.

Александр Бурак, автор телеграм-канала «SEO мастриды»

Личный анализ Рэнда Фишкина

Рэнд сравнил ответы последнего опроса с агрегированными данными опросов MOZ за 2015, 2013, 2011, 2009, 2007 и 2005 годы и обнаружил ряд интересных тенденций:

  • Впервые контент получил оценку выше, чем ключевые фразы и ссылки. В первые годы опросов в качестве основного фактора ранжирования фигурировали ключевики, позже на первое место вышли ссылки и продержались почти десятилетия. Теперь главный фактор — контент, что отражает успехи Google в области удовлетворения пользовательского интента.
  • Ценность анкорного текста уменьшается. Раньше фактор всегда получал высокие оценки, а в 2019 году даже не попал в топ-10. Рэнд считает, что это не совсем правильно, но согласен с тем, что Google отказалась от чрезмерной зависимости от анкоров при ранжировании.
  • Мобилопригодность и скорость загрузки превзошли ожидания. По личным ощущениям Рэнда от публичных заявлений Google, эти характеристики не являются прямыми факторами ранжирования, хотя косвенно способны влиять на остальные (например, поведенческие). Для него высокие оценки оказались сюрпризом и отражают то, что специалисты склонны объединять корреляцию и причинность.
  • Объём контента и возраст сайта. Показатели также коррелируют с высокими позициями, но технически не используются Google в ранжировании. Рэнд удивлён (и даже немного разочарован) довольно высоким оценкам.
  • Фильтрация по геопозиции. Рэнд признаёт, что самая большая ошибка в опросе — отсутствие данных о странах и языках, с которыми работают респонденты. Эти данные могут иметь большое значение при оценке факторов ранжирования, и в будущем он обещает показать эти различия.

Что касается трендов, то Рэнд скептически относится к голосовым ответам Siri, Google Assistant, Alexa и прочих помощников и уверен в том, что правительство США приведёт к значительным переменам в работе Google. Но расследование и судебные разбирательства могут потребовать больше времени, чем обозначенные три года.

Методология опроса

  • 1584 респондента были опрошены с помощью Typeform с 6 по 27 августа.
  • Основные источники поиска специалистов — Twitter, LinkedIn и email.
  • 920 опрошенных пришли с десктопа, 654 со смартфонов, 15 с планшетов.

Текст каждого фактора ранжирования и тренда был несколько упрощён для удобства составления диаграмм. Более развёрнутые варианты ниже.

Факторы ранжирования

  • Релевантность запросу всего контента на странице (текст, актуальный для поисковых запросов).
  • Качество ссылающихся доменов и страниц, ведущих на сайт.
  • Использование релевантных ключевых слов, фраз и контента, которые Google оценит как «очень релевантные» или «крайне важные» для ответа на поисковый запрос.
  • E-A-T домена (экспертность, авторитет, доверие).
  • Удобство мобильной версии (UX и UI).
  • Прямые вхождения запросов в тексте, заголовки или метаданные.
  • Количество и разнообразие ссылающихся доменов (то есть количество уникальных сайтов-доноров).
  • Достоверность контента, подкреплённая фактами (то есть содержание, заслуживающее доверие с точки зрения Google).
  • Link Authority домена (количество и качество внешних ссылок на сайт).
  • E-A-T конкретной страницы (или автора).
  • Использование релевантных запросу сущностей (имена, понятия, места и прочее) в контенте.
  • Скорость загрузки.
  • Поведенческие факторы (вовлечённость, pogo-sticking, то есть быстрый возврат на страницу выдачи, показатель отказов и прочее).
  • Свежесть, актуальность публикации.
  • Текст анкоров на ссылающихся страницах (то есть анкоры входящих на URL ссылок).
  • Расположение, количество и разброс фраз на странице.
  • Объём контента на странице.
  • Уникальные и релевантные изображения.
  • Доступность сайта для людей с ограниченными возможностями (например, alt для изображений, изменяемый размер текста, удобство чтения, дизайн форм и так далее).
  • Анкорный текст внутренних ссылок (то есть ссылок на другие страницы сайта).
  • Вхождение запроса в URL.
  • Упоминания сайта или бренда в сети без использования ссылок.
  • Возраст сайта или домена.
  • Использование Google AMP.
  • Исходящие ссылки (то есть ссылки на другие сайты).
  • Ключевая фраза в названии домена.

Тренды

  • Голосовой поиск как ввод запроса (то есть пользователь наговаривает запрос, а не вводит его руками).
  • Голосовые ответы, подобные тем, что предлагают Google Assistant, Alexa, Sire и другие (то есть пользователь получает ответ без использования экрана).
  • Zero-Click-результаты в SERP Google (запросы, которые не приносят трафика на сайты, а ответы для них отображаются прямо в выдаче).
  • Прогресс в области машинного обучения и искусственного интеллекта.
  • Количество и представление платных объявлений в выдаче Google.
  • Больше элементов вертикального поиска в выдаче Google (авиабилеты, отели, работа, события, книги, Play, карты и так далее).
  • Вмешательство правительств в технологии и веб-среду. Например, постановления Европейского Союза, «Общий регламент по защите данных» (GDPR), Articles 11+13 о защите авторских прав, антимонопольные расследования в отношении Google).
  • Запрет файлов cookie и получения данных о визитах и других действиях пользователя (из-за изменений, связанных с конфиденциальностью в браузерах и требований правительств).
  • Совершенствование визуального поиска (новые технологии распознавания и поиска изображений).
  • Google Discover и другие продукты с лентами рекомендаций и предлагаемым контентом.
  • Вмешательство правительства в деятельность Google, связанное с действиями Министерства юстиции США и конгресса. Антимонопольные планы Берни Сандерса и Элизабет Уоррен.

Исходные данные для каждого фактора, включая среднее значение, медиану и стандартное отклонение, — на скриншоте ниже.

Спасибо Рэнду и всем участникам опроса «Пиксель Тулс» за исследование, но не забывайте, что это мнения всего лишь 1626 специалистов, а у вас наверняка есть собственная оценка с позиции опыта работы в российском сегменте. Будет здорово посмотреть на ваши личные топы факторов и трендов.

Welcome в комментарии!

0
16 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Пиксель Тулс
Автор

Валентин, а разве можно разрабатывать инструменты, не разбираясь в потребностях SEO-специалистов и, соответственно, в продвижении?

Разве можно управлять агентством или командой, не имея за плечами многолетнего опыта самостоятельного продвижения и не следя ежедневно за всеми новостями из мира SEO?

Ну и разве можно считать "ноунеймами" опытных специалистов, не выступающих на публике?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Kirill Popov

пиксель-тулз пропихнуть

Ответить
Развернуть ветку
Пиксель Плюс

А оценка, которая вышла, совпадает с вашим внутренним ощущением важности групп факторов в ранжировании? 

Ответить
Развернуть ветку
Пиксель Плюс

Глобальный труд! 

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Казанцев

Сохранил в закладки! 

Ответить
Развернуть ветку
Dear Moscow,

Теперь сохраните в гугловские — это тоже фактор ранжирования!

Ответить
Развернуть ветку
Пиксель Плюс

По фактам -)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Буряк

Уже сохранил😁 и отзыв правдивый оставил😁👍👍

Ответить
Развернуть ветку
Александр Федотов

Было бы интересно про Яндекс такое исследование провести. Ну и побольше отечественных экспертов задействовать)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Буряк

Ничего в Google не меняется Ссылки. Еще в прошлом году кажется гуугл был пойман на ссылках на свой ресурс😂👌. 

Мы любим гуугл👌

Ответить
Развернуть ветку
Алексей из LOADING.express

Спасибо за упоминание!

Плюсанул.

Инфа годная. 

В закладки однозначно!

Радует, что фактор скорости загрузки сайта на таком высоком месте!

Ответить
Развернуть ветку
Mark Bezyaev

Что по поводу PWA (Progressive Web Applications)?

Ответить
Развернуть ветку
Хачатур Дерцян

Пиксель крутой, Дима лучший!

Ответить
Развернуть ветку
Пиксель Плюс

Передадим -) 

Ответить
Развернуть ветку
Dore Pores

А вот ваши специалисты, которые никак не могут найти программера не лучшие

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Эминович

Из текста понятно, что главный фактор - "Релевантность запросу всего контента на странице"

А можно подробнее, как оценивается этот фактор?

Например, есть запрос X, и по нему есть два сайта в выдаче:

1. Текст написан профессионалом, много полезной информации, в тексте всего три ключевика-вхождения от запроса.

2. Текст на эту же тему бесполезный, но содержит больше релевантных ключевиков.

Как сайт будет выше? Логично что выше должен быть первый, там будет больше время на странице. Но тогда должен сильней оцениваться поведенческий фактор, а не релевантность...

И еще, немного не по теме правда. Лично я стал замечать, что гугл стал пихать в органику по два одинаковых сайта подряд, причем по абсолютно разным запросам такая тенденция.

Например по трендовому "купить iphone 11":

http://prntscr.com/p6u4iu

Как это можно объяснить?

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда