Эффект от SEO есть, клиента нет

История о том, как потерять клиента, делая свою работу хорошо и качественно. В конце немного осуждаем коллегу-фрилансера.

Каждый владелец бизнеса, который планирует проведение работ по SEO, прекрасно понимает, что результат появляется спустя четыре–шесть месяцев. Основная цель — сделать максимум работы для привлечения как можно большего целевого органического трафика за минимальное количество времени.

Но что бывает, когда план перевыполнен, органический трафик увеличился и все должны быть довольны? В нашем случае клиент уходит к другой компании.

В этой статье мы приведем пошаговые примеры проведенных работ, статистику по трафику, трудозатраты по отделам, которые позволили клиенту покинуть нашу компанию после достижения целевого результата.

Краткая вводная

  • Проект взят на продвижение в июне 2018 года.

  • Работы завершены по инициативе клиента в феврале 2019 года.

  • Клиент оказывает выездные услуги по лечению от алкоголизма (кодирование, вывод из запоя) и других зависимостей.

Шаг 1 — семантика, контент, сниппет

Как понять, что над проектом проводились работы по SEO? Принимая проект от предыдущей компании на оптимизацию, первично следует посмотреть в «Яндекс.Вебмастер» (если сайт добавлен в панель) и проанализировать график индексации посадочных страниц.

После анализа проекта на наличие страниц в индексе и их количество стало понятно, что работа над расширением посадочных страниц под новые интенты не проводилась.

К вам на продвижение приходит сайт, у которого в индексе всего десять страниц. Поверхностно оценив список услуг, следует подобрать пять–десять основных ключевых запросов.

Отобранные ключевые слова позволят выделить основных конкурентов для нашего сайта. Далее обращаем внимание на количество проиндексированных страниц конкурентов. Расхождение индекса говорит о нескольких ситуациях: поверхностно проработана семантика или вы неправильно определили конкурентов.

Условный пример

В начале–середине 2018 года на поисковой выдаче «Яндекса» стало появляться огромное количество сайтов-услуг, имеющих в сниппете цену. Результатом наличия цены в сниппете является фид данных, который сгенерирован и добавлен в «Яндекс.Вебмастер». Пример сниппета представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 — пример сниппета с ценой на поисковой выдаче «Яндекса»

Исходя из полученных первоначальных данных был составлен план работ. В план на июнь 2018 года входили следующие пункты:

  • Составление фида данных для «Яндекс.Вебмастера».

  • Заполнение данных о компании (реквизиты, контакты) в панели «Вебмастера».

  • Сбор семантического ядра по НЧ/СЧ услугам.
  • Составление ТЗ на контент.

Что было сделано по истечении месяца?

1. Собрано семантическое ядро по районам под интенты:

  • Кодирование от алкоголизма.

  • Капельница от алкоголизма.

  • Вывод из запоя.

2. Составлено 17 ТЗ на контент по услугам:

  1. Капельница Академическая.

  2. Кодирование Академическая.
  3. Кодирование Кировский район.
  4. Кодирование Купчино.
  5. Кодирование Фрунзенский район.
  6. Вывод из запоя Купчино.
  7. Вывод из запоя Петроградская.
  8. Вывод из запоя Рыбацкое.
  9. Вывод из запоя Девяткино.
  10. Вывод из запоя Московский район.
  11. Кодирование Девяткино.
  12. Кодирование Колпино.
  13. Кодирование Сестрорецк.
  14. Кодирование и лечение алкоголизма Гатчина.
  15. Капельница Красносельский район.
  16. Пушкин вывод из запоя, кодирование, капельница.
  17. Вывод из запоя Красногвардейский район.

3. Тексты переданы в работу

4. Правка метатегов

Какие трудозатраты за июнь 2018 года

Общие трудозатраты по всем сотрудникам составили 47 часов.

Наглядное распределение между отделами приведено на рисунке.

Трудозатраты по отделу SEO составили 31 час, отдел контента — 16 часов

Выводы по итогам первого месяца работы

  1. Сделано много? Да.

  2. Видимый эффект для SEO от проведенной работы — отсутствует.

  3. Что с трафиком? Стагнация в Google. Плавное падение в «Яндексе».

На рисунке 2 приведен скриншот из системы аналитики за восемь месяцев, включая первый месяц работы над проектом. Здесь у читающего может возникнуть правильный вопрос: «Зачем приводить статистику за столь длительный период?»

Ответ прост: если сайт продвигался другой компанией, по системе аналитики было бы понятно, что произошло с проектом на старте работ — пошел рост или падение. В нашем случае заметных изменений по трафику не произошло.

Рисунок 2 - Скриншот из Яндекс.Метрики. Желтый график - переходы из поисковой системы Google, зеленый - Яндекс

Шаг 2 — контент, техническая оптимизация, аналитика

Второй месяц продвижения, к работе подключается редактор, контент-менеджеры и копирайтеры. SEO-отдел планирует работы по технической оптимизации и аналитике сайта. Частично составляются ТЗ на контент для постоянного расширения семантики сайта и его видимости.

По плану на июль 2018 года вошли следующие работы:

  • Проверка написанных текстов. Замечания. Правки.
  • Работа с аналитикой сайта.
  • Подготовка ТЗ на техническую оптимизацию.

Что сделано по итогу месяца?

  • Написано и размещено 12 текстов
  • Добавлены новые посадочные в фид данных (сниппет цены).

  • Интегрированы цели и события на отслеживание 404 ошибок и JS-ошибок (ранее наблюдались технические проблемы с сайтом)
  • Составлено ТЗ на внедрение микроразметки: хлебные крошки, цены, статьи.

  • Проведена кластерная аналитика посадочных, ранее созданных на сайте (релевантность контента, сравнение с конкурентами, вхождения).

Какие трудозатраты за июль 2018 года

Общие трудозатраты по всем сотрудникам составили: 93 часа.

Совсем забыли упомянуть, в список проделанных работ вошла переписка с «Яндекс.Справочником». Основная проблема — сотрудники «Яндекса» или их система автоматически склеила карточку организации клиента со сторонней, которая не имела к нам никакого отношения. Путем длительной переписки нам удалось решить данный вопрос.

Рисунок 3 — трудозатраты по отделам за июль 2018 года. SEO — 27 часов, контент — 43 часа, разработка — 23 часа

Выводы по итогам второго месяца работы

  • Сделано много? Да, в два раза больше, чем в первом месяце.

  • Видимый эффект для SEO от проведенной работы — отсутствует.

  • Что с трафиком?

Согласно рисунку 4, мы наблюдаем следующую картину по трафику:

  • Плавный рост в Google.
  • Плавный рост в «Яндексе».
Рисунок 4 — скриншот из «Яндекс.Метрики». Желтый график — переходы из поисковой системы Google, зеленый — «Яндекс». Статистика за период 01.11.2017 – 31.07.2018

Почему видимый эффект от проведенной работы отсутствует? Согласно приведенному скриншоту (рис. 4), мы наблюдаем незначительный рост трафика относительно предыдущего месяца. Сравним данный период с предыдущим годом, взяв в выборку три месяца: май, июнь и июль. Результаты сравнения представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 — сравнение трафика за три месяца в разрезе по поисковым системам: с 1 мая по 31 июля 2017 года и с 1 мая по 31 июля 2018 года

Из представленной информации на рисунке 5 мы видим, что рост трафика приходится на ПС Google. Если проанализировать страницы входа, будет понятно, что рост позиций в поисковой системе произошел по ВЧ/СЧ кластерам старых посадочных, на которых менялись метатеги в первый месяц работы.

Но все мы прекрасно знаем, что в ПС Google невозможно получить такой эффект, исправляя метатеги на посадочных. Ссылки? Закупки не было. Правка контента? Добавляли только новый.

Сделан вывод, что рост трафика пришелся на изменение алгоритмов в Google. Именно поэтому второй месяц работы закрыт без видимого эффекта со стороны SEO.

Встает еще один вопрос. Что со сниппетом и какой эффект это принесло? И правда, сниппет с ценой появился спустя 10–14 дней после публикации фида данных. Пример сниппета представлен на рисунке 6.

Рисунок 6 — сниппет с ценой после обновления (добавления) фида данных в «Яндекс.Вебмастер»

Единственная проблема — не отследить кликабельность по ключевым словам, так как статистика из «Вебмастера» была всего за один месяц. Именно поэтому все, что у нас осталось, — статистика из метрики по странице входа. Согласно ей, количество трафика на посадочные из фида данных не увеличилось.

Идем дальше. Второй месяц работ завершен.

Шаг 3 — анализ коммерческих факторов, работа с посадочными, семантика, контент

Работая с посадочными коммерческого типа, не стоит забывать об анализе коммерческих факторов ранжирования (КФ). Напомним, клиент предоставляет выездные услуги по кодированию от алкоголизма, выводу из запоев и другие смежные услуги нарко- и алкозависимым личностям.

План работ на август 2018 года следующий:

  • Анализ коммерческих факторов ранжирования и доработка посадочных.

  • Размещение новых текстов.

  • Анализ текстовых факторов.
  • Продолжение сбора семантики.
  • Составление ТЗ на контент.

  • Мелкие технические правки.

Что было сделано в итоге?

  • На посадочные добавлены блоки с ценами (таблицы) во все статьи.

  • Размещено шесть текстов на новых посадочных.
  • Собрана семантика под ВЧ/СЧ кластеры.
  • После сбора семантики проведен анализ текстовых факторов на текущих посадочных:
  1. Кодирование гипнозом.

  2. Кодирование (общая посадочная).

  3. Капельница от запоя.

  4. Вывод из запоя.

  5. Реабилитационный центр.

  6. Лечение алкоголизма.

  • Составлено восемь ТЗ на правку текущих посадочных по кластерам:

  1. Вывод из запоя.

  2. Капельница от запоя.

  3. Кодирование гипнозом.

  4. Кодирование от алкоголизма.

  5. Лечение алкоголизма на дому.

  6. Лечение без ведома больного.

  7. Наркологическая клиника.

Какие трудозатраты за август 2018 года

Общие трудозатраты по всем сотрудникам составили 45 часов.

Распределение по отделам представлено на рисунке 7.

Рисунок 7 — трудозатраты по отделам за август 2018 года. SEO — 20 часов, контент — 12 часов, разработка — 13 часов

Выводы по итогам третьего месяца работы

  • Сделано много? Стандартный список работ

  • Видимый эффект для SEO от проведенной работы — присутствует частично.
  • Что с трафиком?

Согласно рисунку 8, мы наблюдаем следующую картину по трафику:

  • Падение трафика в Google.
  • Плавный рост в «Яндексе».

Рисунок 8 — скриншот из «Яндекс.Метрики». Желтый график — переходы из поисковой системы Google, зеленый — «Яндекс». Статистика за период 01.11.2017 – 31.08.2018

По истечении третьего месяца работы над проектом мы с уверенностью можем сказать о росте трафика из «Яндекса» на 170 уникальных хостов относительно стартового месяца работ и всех ему предшествующих. Но все было бы хорошо, если бы наш проект не попал под медицинский апдейт Google в августе 2018 года. Считаем, что частичный эффект от SEO есть. Наглядный график сравнения представлен на рисунке 9.

Рисунок 9 — сравнение трафика из поисковых систем июнь–август 2018 года

Отразилось ли падение трафика из Google на конверсиях? Конечно, из-за падения трафика можно ожидать падения количества лидов, но в нашем случае ничего не изменилось. Рассмотрим интерпретированные графики конверсий из метрики, представленные на рисунке 10.

Рисунок 10 — количество звонков в разрезе по месяцам от посетителей из поисковой системы Google

Пик звонков пришелся на июль 2018 года, когда произошло резкое увеличение трафика из Google. Далее количество конверсий снизилось до стандартных значений, несмотря на падение трафика.

Шаг 4 — клиент недоволен ростом трафика, работы по SEO продолжаются

Четвертый месяц продвижения. Доходим до обещанной точки роста проекта после старта работ. Спустя четыре месяца план работы все также не меняется:

Content is King

План работ на сентябрь 2018 года:

  • Аналитика.

  • ТЗ программисту.
  • Сбор семантики.
  • Доработка посадочных.

Что сделано?

  • Проведена аналитика 12 посадочных страниц.

  • По результатам аналитики доработан контент под локальное продвижение: добавлены блоки улиц выезда, блоки текста.
  • Составлено ТЗ для программиста на внедрение микроразметки по рейтингу услуг.
  • Проработано ядро по районам (да, оно большое).

Какие трудозатраты за сентябрь 2018 года

Общие трудозатраты по всем сотрудникам составили 19 часов.

Распределение по отделам представлено на рисунке 11.

Рисунок 11 — трудозатраты по проекту за сентябрь 2018 года: SEO — 14 часов, контент — 5 часов

Выводы по итогам четвертого месяца работы

  • Сделано много? Минимум работ для поддержания проекта.

  • Видимый эффект для SEO от проведенной работы — присутствует.

  • Что с трафиком?

Согласно рисунку 12, мы наблюдаем следующую картину по трафику:

  • Стагнация трафика в Google.

  • Плавный рост в «Яндексе».
Рисунок 12 — скриншот из «Яндекс.Метрики». Желтый график — переходы из поисковой системы Google, зеленый — «Яндекс». Статистика за период 01.11.2017 – 30.09.2018

По итогам месяца специалисты потратили в общей сложности 19 часов на проект. По меркам нашей компании это 2,5–3 дня работы. С чем это связано? В первую очередь с тем, как стабильно клиент оплачивает услуги компании. Дело в том, что мы продаем клиентам рабочие часы. И время специалиста регламентировано набором работ, которые укладываются в оплаченную стоимость проекта.

С одной стороны, такой подход позволяет расставлять приоритет по задачам в пользу тех клиентов, которые стабильно и ежемесячно оплачивают запланированную временную вилку, и уделять им больше времени в начале месяца.

С другой стороны, гораздо сложнее показать результат по проекту, над которым не ведется работа полным ходом из-за проблем с оплатами, и работы стартуют в конце месяца, мы не успеваем выработать полный цикл. Приходится переносить часть работ на следующий месяц.

Как мы видим, проблемы с оплатой услуг начались с четвертого месяца, с того момента, когда клиенту обещали рост по трафику и видимый результат проведенных работ по SEO. Не вешаем нос, продолжаем далее :)

Что с конверсиями? Клиент отключил коллтрекинг. До конца наших работ по проекту использует только синтетические метрики качества: трафик, отказы, количество просмотров, клики по телефонам, позиции сайта.

Шаг 5 — семантика, контент

Октябрь 2018 года, пятый месяц продвижения сайта. Мы продолжаем итерационную проработку семантики. Переключаемся на ВЧ и СЧ услуги, но не забываем про «низкочастотку».

План работ на октябрь 2018 года:

  • Расширение семантики по ВЧ/СЧ услугам.
  • ТЗ на статьи.

Что сделано?

  • Проработано итерационно ядро.
  • Составлено семь ТЗ по НЧ услугам и четыре ТЗ по ВЧ/СЧ услугам.

Какие трудозатраты за октябрь 2018 года

Общие трудозатраты по всем сотрудникам составили 29 часов.

Распределение по отделам представлено на рисунке 13.

Рисунок 13 — трудозатраты по проекту за октябрь 2019 года: SEO — 18 часов, контент — 11 часов

Выводы по итогам пятого месяца работы

  • Сделано много? Стандартный план работ для поддержания проекта.

  • Видимый эффект для SEO от проведенной работы — присутствует.
  • Что с трафиком?

Согласно рисунку 14, мы наблюдаем следующую картину по трафику:

  • Небольшой рост трафика в Google.
  • Существенный рост трафика в «Яндексе».
Рисунок 14 — скриншот из «Яндекс.Метрики». Желтый график — переходы из поисковой системы Google, зеленый — «Яндекс». Статистика за период 01.11.2017 – 31.10.2018

Пятый месяц работы демонстрирует прирост трафика из ПС «Яндекс» в два раза относительно стартового месяца. Несмотря на сокращение трудозатрат, нам удается поддерживать рост проекта и его видимость в поисковых системах.

Шаг 6 — аналитика, каннибализация, ссылочное

Шестой месяц работы над проектом. Пришло время углубиться в аналитику того, что было сделано и того, что предстоит сделать. Параллельно с анализом продолжаем работу над публикацией контента (услуг) и составляем новые ТЗ. Клиент в этот месяц испытывает финансовые трудности, продолжаем работы пропорционально оплаченным часам.

План работ на ноябрь 2018 года:

  • Аналитика.

  • ТЗ на контент.

Что сделано?

  • Размещены ранее написанные тексты.

  • Проведена аналитика позиций, посадочных, страниц без трафика.
  • Составлены ТЗ на доработку текстовых факторов.
  • Удалены страницы, которые создавались год назад и теоретически не принесли трафика на сайт (повышаем качество сайта в целом). Удалены страницы со смежными интентами (каннибализация), согласно кластеризации из топ-10.
  • Положено начало работам по размещению компании в каталогах.

Какие трудозатраты за ноябрь 2018 года

Общие трудозатраты по всем сотрудникам составили 17 часов.

Распределение по отделам представлено на рисунке 15.

Рисунок 15 — трудозатраты по проекту за ноябрь 2019 года: SEO — 12 часов, контент — 5 часов

Выводы по итогам шестого месяца работы

  • Сделано много? Минимум. Переработки исключены, высока вероятность, что клиент покинет нас в ближайшее время.

  • Видимый эффект для SEO от проведенной работы — присутствует.
  • Что с трафиком?

Согласно рисунку 16, мы наблюдаем стагнацию в обеих поисковых системах.

Рисунок 16 — скриншот из «Яндекс.Метрики». Желтый график — переходы из поисковой системы Google, зеленый — «Яндекс». Статистика за период 01.11.2017 – 30.11.2018

Проанализировав позиции и обнаружив, что за данный период особых изменений не было как по росту, так и по падению, единственный вывод — сезонность. Снимаем частотность по кластерам, обрабатываем и подготавливаем данные для анализа, получаем график, который представлен на рисунке 17.

Рисунок 17 — усредненный график сезонности по семантическому ядру проекта

Исходя из полученных данных видно, что на октябрь–ноябрь 2018 года приходится идеальное плато. Что примечательно, за предыдущий период (октябрь–ноябрь 2017 года) наблюдается резкий спад спроса на оказываемые клиентом услуги.

По результатам анализа данных за два года можно сделать выводы, что октябрь и ноябрь — это время, когда идет падение трафика или его «застой». Прогнозируем рост трафика в следующем месяце — Новый год близко.

Шаг 7 — вера в светлое будущее (ага, конечно)

Седьмой месяц работы, декабрь 2018 года. Принято решение работать по проекту «в два счетчика», так как в январе большое количество праздников, а в SEO отдыхать нельзя. Несмотря на высокую вероятность ухода клиента и его недовольство, перевыполняем план.

План работ на декабрь 2018 года:

  • Новые посадочные и ТЗ на контент.

  • Размещение текстов.

Что сделано?

  • Составлено 14 ТЗ на контент:
  1. Помощь нарколога.

  2. Наркологическая клиника.

  3. Консультация нарколога.

  4. Очищение крови.

  5. Кодировка на дому спб.

  6. Кодирование по методу довженко в спб.

  7. Детоксикация от алкоголя.

  8. Нарколог на дом.

  9. Очистка крови от алкоголя.

  10. Кодировка на дому спб.

  11. Гипноз от алкоголизма.

  12. Вывод из запоя на дому спб круглосуточно.

  13. Капельница при алкогольной интоксикации.

  14. Анонимный вывод из запоя на дому.

  • Размещение текстов (9шт):

  1. Частный нарколог.

  2. Кодировка на дому.

  3. Профилактика алкоголизма.

  4. Вывод из запоя в стационаре.

  5. Наркологическая клиника.

  6. Детоксикация от алкоголя.

  7. Вывод из запоя круглосуточно.

  8. Капельница при алкогольной интоксикации.

  9. Анонимный вывод из запоя.

Какие трудозатраты за декабрь 2018 года

Общие трудозатраты по всем сотрудникам составили 44 часа.

Распределение по отделам представлено на рисунке 18.

Рисунок 18 — трудозатраты по проекту за ноябрь 2018 года: SEO — 25 часов, контент — 19 часов

Выводы по итогам седьмого месяца работы

  • Сделано много? Максимум за месяц.

  • Видимый эффект для SEO от проведенной работы — присутствует.

  • Что с трафиком?

Согласно рисунку 19, мы наблюдаем резкий рост в ПС «Яндекс» и небольшой рост в Google.

Рисунок 19 — скриншот из «Яндекс.Метрики». Желтый график — переходы из поисковой системы Google, зеленый — «Яндекс». Статистика за период 01.11.2017 – 31.12.2018

Трафик по сравнению с предыдущим месяцем увеличился на примерно 600 уникальных хостов с «Яндекса» и примерно 100 уникальных хостов из Google.

Для наглядности сравним статистику за предыдущий год (рисунок 20).

Рисунок 20 — скриншот из «Яндекс.Метрики». Сравнение трафика из поисковых систем. Зеленый — «Яндекс», желтый — Google

Согласно приведенной статистике на рисунке 20, относительно прошлого года за ноябрь–декабрь 2018 года мы привлекли из органического трафика («Яндекс») больше на 1426 уникальных посетителей.

Шаг 8 — правки микроразметки, контент

Восьмой месяц, большая часть работ посвящена технической оптимизации сайта. Несмотря на то что в декабре работы по проекту превысили план в два раза по сравнению с суммой, которую оплачивает клиент, нельзя оставлять сайт без внимания.

План работ на январь 2019 года:

  • Новые посадочные и ТЗ на контент.

  • Размещение текстов.
  • Микроразметка.

Что сделано?

  • Внедрена микроразметка на сайт (крошки, услуги, рейтинг, отзывы).
  • Мелкие правки по верстке.
  • Доработки текстов.

  • Подготовлено три ТЗ на новые тексты.

Какие трудозатраты за январь 2019 года

Общие трудозатраты по всем сотрудникам составили 24 часа.

Распределение по отделам представлено на рисунке 21.

Рисунок 21 — трудозатраты по проекту за январь 2019 года: SEO — 4 часа, контент — 10 часов, программист — 10 часов

Выводы по итогам восьмого месяца работы

  • Сделано много? Стандартный набор работ.
  • Видимый эффект для SEO от проведенной работы — присутствует.
  • Что с трафиком?

Согласно рисунку 22, мы наблюдаем незначительный рост в ПС «Яндекс» и небольшой рост в Google.

Рисунок 22 — скриншот из «Яндекс.Метрики». Желтый график — переходы из поисковой системы Google, зеленый — «Яндекс». Статистика за период 01.11.2017 – 31.01.2019

Трафик по сравнению с предыдущим месяцем увеличился на примерно 200 уникальных хостов с «Яндекса» и примерно 100 уникальных хостов из Google.

Шаг 9 — технический аудит и исправление ошибок

Девятый месяц работы с проектом является финальным. Об этом мы узнали в середине месяца (февраль 2019), когда позвонил клиент и предупредил, что в следующем месяце уходит к другой компании.

План работ на февраль 2019 года:

  • Технический аудит сайта.

Что сделано?

  • Выявлены и исправлены технические ошибки с дублями метатегов, пагинацией.
  • Оптимизирована скорость загрузки сайта.

Какие трудозатраты за февраль 2019 года

Общие трудозатраты по всем сотрудникам составили 24 часа.

Распределение по отделам представлено на рисунке 23.

Рисунок 23 — трудозатраты по проекту за февраль 2019 года: SEO — 5 часов, программист — 19 часов

Выводы по итогам девятого месяца работы

  • Сделано много? Вопрос некорректный. С точки зрения SEO, проведена отличная работа по технической оптимизации сайта.

  • Видимый эффект для SEO от проведенной работы — отсутствует.

  • Что с трафиком?

Согласно рисунку 24, мы наблюдаем падение трафика в обеих поисковых системах.

Рисунок 24 — скриншот из «Яндекс.Метрики». Желтый график — переходы из поисковой системы Google, зеленый — «Яндекс». Статистика за период 01.11.2017 – 28.02.2019

Трафик по сравнению с предыдущим месяцем уменьшился на примерно 227 уникальных хостов с «Яндекса» и примерно 70 уникальных хостов из Google.

Чем обусловлено падение трафика? Позиции, как ни странно, остались на месте. Вывод — сезонность трафика. В очередной раз снимаем позиции, частотности, графики сезонности. Обрабатываем полученные данные и получаем усредненный график сезонности, который представлен на рисунке 25.

Рисунок 25 — усредненный график сезонности семантического ядра за период: сентябрь 2018–февраль 2019 года

Конечно, о спаде посещаемости и ее зависимости от сезонности мы узнали только в марте, когда ушел клиент.

Что дальше

Несмотря на то что заказчик покинул ряды наших клиентов, он не забрал доступ от систем аналитики. Конечно, мы не могли оставить данный проект без внимания, так как заказчик сказал, что передает проект фрилансеру, который успешно занимается продвижением смежных услуг в этой области.

Кому как ни SEO-специалисту учиться на собственных ошибках и смотреть на примеры реализованных проектов у коллег-фрилансеров?

Первым делом смотрим в панель «Вебмастера» — на предмет обнаружения дополнительных посадочных страниц, зашедших в индекс поисковой системы (рисунок 26).

Рисунок 26 — скриншот из «Яндекс.Вебмастера» «Страницы в поиске»

Как вы поняли, после завершения наших работ новый оптимизатор не добавил на сайт ни единой посадочной страницы. Такое возможно, если проработать семантику полностью. Но мы прекрасно понимаем, что план работы по семантике спустя девять месяцев был закрыт на 80–85%.

Кроме того, вся семантика была отдана клиенту после окончания работ: «бери да делай». Конечно, мы не исключаем другой вариант — фрилансер оптимизирует текущие посадочные страницы и занимается внешним продвижением сайта. Переходим к анализу трафика (рисунок 27).

Рисунок 27 — скриншот из «Яндекс.Метрики». Желтый график — переходы из поисковой системы Google, зеленый — «Яндекс». Статистика за период 01.11.2017 – 31.07.2019

На графике видно, что в месяц окончания работ трафик снизился, затем пошел рост (март 2019 года) и плавный спад с дальнейшей стагнацией (апрель–июль 2019 года). Активный рост трафика отсутствует. Проанализируем график сезонности (рисунок 28).

Рисунок 28 — усредненный график сезонности за период: сентябрь 2018–июль 2019 года

Выводы

В этой статье мы наглядно продемонстрировали, как за девять месяцев эффективной работы потерять клиента. Для этого достаточно выполнять свою работу качественно и результативно.

Совет заказчикам: передавая работы другим организациям, старайтесь контролировать список проведенных работ и хотя бы незначительно разбираться в системах аналитики для дальнейшего поверхностного анализа трафика на сайте.

Совет SEO-специалистам: не перерабатывайте по проекту, даже если вы уверены, что клиент с вами надолго, даже если вы показываете отличные результаты работы как по трафику, так и по позициям.

0
141 комментарий
Написать комментарий...
Dmitry Sokhach

Я в свое время сделал тот же вывод - как бы ты хорошо не вел клиентские проекты - клиент уйдет, это вопрос времени. Уйдет к сыну маминой подруги, который пообещает ему х5 рост. Уйдет, а у тебя офис, зарплаты - тебе нужно искать очередного клиента и вот это такие крысиные бега всегда. Ты ему помог вырасти, он уходит, а у тебя никакого актива не остается. Сегодня у тебя 30 клиентов, завтра - 5, после завтра никого нет.

Именно поэтому мы больше не делаем SEO для клиентов -  делаем свои сайты.

Да и в целом поисковые системы сделали все для того, чтобы seo перестало быть подписной услугой, особенно в яндексе, где ссылки как бы отключили, и если при продвижении в Google агентства ставят ссылки, то в яндексе это не всегда понятные клиенту телодвижения: аудиты, правки мета тегов туда сюда, и пару новых текстов на ключевики, которые далеко не всегда конвертят,  и это из месяца в месяц без гарантии результата. Всегда есть небольшой пул запросов, которые дают львиную долю конверсий, и по ним - самая большая конкуренция. Если мы не можем гарантировать по ним топ - значит не можем это продавать, поэтому продается процесс, а не результат. И клиент не видя прироста в деньгах, начинает копаться в том,  что же ему конкретно делают и насколько очередной аудит каждые полгода приносит ему деньги.

И на этом фоне есть еще контекст, где эти 20 кликов в сутки можно купить за те же деньги, если не дешевле, но при этом получить гарантированный трафик. 

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Chepukaytis

Вы не совсем правы. Если вести грамотную аналитику, то SEO остается очень интересным каналом с точки зрения привлечения клиентов, но многие не готовы к внедрению аналитики ни финансово ни морально. 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Sokhach

Я в вашей статье увидел боли - мне они знакомы. У меня были клиенты по SEO, которым мы давали рост и они уходили. Уходили в контекст, на маркетплейсы (avito/tiu/niche и тп) и я их понимаю. 

Для микробизнесов как в вашем примере - такая аналитика часто и не нужна. Объем ниши 50-100 переходов на сайт и ты с этим ничего не сделаешь. Не видит клиент выхлопа в SEO идет добавляются на маркетплейсы и покупает контекст. Нужно признать, что это эволюционный процесс, а агентское SEO стремительными темпами уходит в прошлое. Крупные клиенты делают инхаус отделы, мелкие - покупают контекст и размещаются на маркетплейсах. Для меня агентская история - выброшенные годы, реальные деньги мы начали зарабатывать на своих проектах.

Ответить
Развернуть ветку
138 комментариев
Раскрывать всегда