(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(41218439, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(41218439, 'hit', window.location.href);

Августовские апдейты в «Яндексе»: что вообще происходит

Вероятно, многие, кто отслеживает видимость своих проектов в поисковых системах, столкнулись с тем, что в середине августа в «Яндексе» произошли сильные изменения в ранжировании.

Вот пример того, как это выглядело:

Рост видимости проекта
Падение видимости проекта
Изменения проектов в тематике

Мы попытались разобрать вероятные причины таких изменений на конкретных примерах и поделиться ими с вами.

«Яндекса» стало больше в топ-10

Если раньше сервисы «Яндекса» в основном показывались в десятке как дополнительная позиция («примесь»), то в августе сервисы стали занимать одну позицию в топ-10, тем самым снижая присутствие других сайтов.

Вот как это выглядит

В некоторых коммерческих тематиках присутствие сервисов «Яндекса» меняется от апдейта к апдейту:

Стоит отметить, что зачастую Яндекс показывает в высшей десятке сервисы «Яндекс.Район» и «Яндекс.Знатоки», которые вряд ли могут ответить на запрос пользователя.

Вполне вероятно, что «Яндекс» тем самым делает замеры метрики PFound — вероятности нахождения релевантного результата в поисковой выдаче.

Изменения весомости текстовых факторов

До обновления 24 августа ситуация с текстовыми факторами была вполне логичной и понятной: прослеживалась чёткая зависимость ранжирования от наличия и объёма контента.

В апдейт 24 августа группы документов с наличием и объём контента показали разнонаправленную динамику видимости: рост (или слабое падение) документов без контента или с меньшим объёмом символов и, соответственно, падение документов с контентом или с большим объемом.

В результате таких изменений ранжирование групп документов с контентом и без по метрикам %«WS»10 и % PTraf на исследуемом проекте сравнялось, по другим метрикам — разница стала меньше.

Аналогичная (разнонаправленная) динамика прослеживается и для групп документов с разным объёмом контента: рост (или падение слабее) показали документы с меньшим объёмом контента.

Аналогичная ситуация с ранжированием документов, имеющих разный объём отзывов.

Изменения в учёте поведенческих метрик

Для разбора был выбран реальный проект коммерческой направленности (не интернет-магазин), который сильно вырос по видимости в период 20-24 августа 2019 года.

Динамика видимости проекта в «Яндексе»

Важные особенности проекта:

  • Отслеживается репрезентативное семантическое ядро (свыше 30 тысяч запросов и 1500 документов).
  • Страницы-проекты сделаны по одному формату или шаблону, то есть у страниц нет свойств или признаков, которые могли бы меняться в зависимости от документа.
  • За последние три месяца на проекте не проводилось никаких работ ни по SEO, ни по продуктовой части.

Учитывая вышеприведенные особенности, можно сделать вывод, что сильные изменения:

  • Ее статистические погрешности и не баги «Яндекса».
  • Не связаны с изменением свойств документов (не менялся контент или ассортимент, не добавлялись отзывы).
  • Не связаны с работами на проекте.

В этом случае логическим решением будет проанализировать динамику документов с плохим и хорошим поведением, так как «Яндекс» неоднократно подчёркивал, что поведенческие факторы — один из основных факторов ранжирования.

Подтверждение этому — до августа ранжирование документов на проектах очень чётко зависело от длины пользовательской сессии. Чем лучше вовлечённость, тем лучше ранжирование.

В апдейт 24 августа наиболее значимый рост на проекте показывают документы, где длиннее пользовательская сессия, то есть документы с условно «хорошим» поведением. Документы с условно «плохим» поведением тоже показывают рост, но значительно слабее.

Полученные данные можно было бы интерпретировать как очередной глобальный апдейт поведенческих метрик в «Яндексе» и продолжать работать над сайтом, повышая вовлечённость пользователей для роста видимости или трафика.

Но наша команда аналитиков продолжила наблюдать за проектом и почти спустя месяц мы сравнили текущее ранжирование проекта с тем, что было до роста 24 августа. Мы увидели, что в течение месяца (после 24 августа) проект постепенно проседал по видимости и на 16 сентября имеет почти такую же видимость, как и до 24 августа.

Далее мы проверили, что же произошло с видимостью групп документов с условно «плохим» и «хорошим» поведением. Всё поменялось с точностью до наоборот.

Этот анализ позволил нам сделать вывод о том, что для исследуемого проекта (и тематики в целом) «Яндекс»:

  • Почти на месяц повышал или понижал значимость поведенческих факторов, чтобы, к примеру, оценить весомость других факторов.
  • Включал рандомизацию выдачи (так называемого «бандита»), искусственно завышая или занижая ранжирование документов с условно «плохим» или «хорошим» поведением.

В подтверждение гипотезы про изменения значимости поведенческих факторов приведём наблюдения на других проектах.

На одном из проектов у нас есть два типа документов, которые обладают и не обладают определённым свойством. Наличие такого свойства на документах сильно повышает вовлечённость пользователей и до августовского апдейта это давало сильно лучшее ранжирование.

В апдейт 24 августа лучшую динамику показали документы, не обладающие свойством, то есть документы с условно «плохим» поведением.

Стоит отметить, что документы с условно «хорошим» поведением, то есть обладающие свойством, по-прежнему ранжируются лучше, но разница сократилась.

Данный пример может служить ещё одним подтверждением того, что в течение августа «Яндекс» производил манипуляции с весомостью вклада поведенческих факторов в ранжирование.

Про другие выводы августовских апдейтов мы напишем в следующих выпусках. Следите за обновлениями 😉

Илья Василенко, ведущий аналитик платформы Seowork.

0
65 комментариев
Написать комментарий...
Прочел это-потратил время зря

 > Яндекс неоднократно подчеркивал, что поведенческие факторы – один из основных факторов ранжирования.

(ушел добавлять видео и фотки на каждую страницу для повышения поведенческих)

Спасибо за материал!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Igorevich

Главное, чтобы на сайте посещаемость хорошая была. Иначе поведенческие работают оооочень туго. У нашего сайта (интернет-магазин) за квартал: глубина просмотра - 4, показатель отказов - 25%, время на сайте  - 3:30. И это офигенные показатели для нашей тематики. А толку 0, т.к. трафика меньше 100 в сутки.

Замкнутый круг какой-то. Чтобы поведенческие работали и были высокие позиции - нужна высокая посещаемость, чтобы была высокая посещаемость - нужны высокие позиции...

Все сводится к одному: "Покупайте рекламу в Яндекс.Директ" )))))

Ответить
Развернуть ветку
Николай Лискин

Интернет магазину органика практически бессмысленна. Первые четыре строки под рекламой, в лучшем случае быть пятым. Жирный клиент долго искать не намерен, в лучшем случае вы поймаете человека с ограниченными деньгами, но он как вы понимаете клюнет только на низкую цену. Итог, тот кто рекламится может продавать больше и дороже. И это только на поиске, а многих покупателей забирают из РСЯ

Ответить
Развернуть ветку
Прочел это-потратил время зря

для интернет-магазинов и пиццерий, где время принятия решений очень маленькое, необходимо первое место, а вот для покупки дома, где человек месяцами смотрит предложения можно на 2-ой и даже на третьей странице быть в органике или на нижних позициях директа

Ответить
Развернуть ветку
Николай Лискин

Все верно, есть ряд людей лезущих в дебри выдачи. Если мы подумаем что их заставляет это делать ответ будет очевиден, ограниченные средства. Такой клиент ищет самый дешёвый вариант. В следующий раз при желание что либо купить он будет делать все тоже самое, а не пойдет напрямую к вам. И купит лишь там где цена будет самой низкой. А теперь вопрос: много вы знаете успешных ИМ продающих все очень дёшево? Это так сказать "естественный отбор" основную массу платежеспособных заберут первые и не нужно возится с тем у кого нет денег

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Николай Лискин

Следуя моей практике продаем только когда платим Гуглу и Яндексу. Даже при учёте первоклассного SEO и высоких позиций выдачи

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Praskovin

Вы не в курсе, как (и откуда) нагоняется живой трафик для наращивания ПФ? Спросите у вашего интернет-маркетолога, он должен знать.

В 2019 году ПФ - самые простые для влияния метрики в SEO.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Igorevich

В курсе. И про серые методы в том числе (если вы про них). Но стремно ))) Пока позиции потихоньку растут за счет медленного наращивания внешнего ссылочного с качественных доноров и внутренней перелинковки, лучше не рисковать.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
62 комментария
Раскрывать всегда